Русская общественно-политическая мысль как оригинальное
образование мировой политической науки в своем развитии прошла
пять этапов:
Третий этап (вторая четверть XIX в. - октябрь 1917 г.). Нача-
ло ему положило восстание декабристов. Основные идеи этого этапа:
обоснование революционных планов коренного преобразования госу-
дарственного строя в России; критика деспотизма в организации
государственной власти; необходимость конституционной монар-
хии, разделения властей, правового государства; поиск путей разви-
тия (самобытный и общеевропейский) государства.
Наиболее видными мыслителями этого этапа были: предста-
вители идеологии либерализма Н.С.Мордвинов (1754-1845 гг.) и
Н.Н.Сперанский (1772-1839 гг.); идеологи декабристов
Н.М.Муравьев (1795-1843 гг.) и радикал П.И.Пестель (1793-1826
гг.)В «Русской правде» Пестель выдвигал требования ликвидации
крепостного права и самодержавия, провозглашение России республикой, свобо-
ды печати и вероисповедания. Пестель считал возможным сосуществование об-
щественной и частной собственности на землю. Равенство перед законом подкре-
пляется равенством социальным, которое обеспечивается равными экономиче-
скими возможностями и мерами против неумеренного обогащения. Можно сказать,
что пестелевские идеи предваряли русский социализм, они заложили основу кон-
цепции «общинного социализма», сформулированной революционерами-демо-
кратами и народниками.; представители российского революционного демократизма:
А.И.Герцен (1812-1870 гг.), В.Г.Белинский (1811-1848 гг.),
Н.Г.Чернышевский (1828-1889 гг.); народники М.А.Бакунин (1814-
1876 гг.), П.Л.Лавров (1828-1900 гг.), П.Н.Ткачев (1844-1885 гг.),
Г.В.Плеханов (1856-1918 гг.) и др.
Событием в развитии политической мысли Рос-
сии первой половины XIX в. стала публикация в жур-
нале «Телескоп» (1836) первого письма из сочинения П. Я. Чаадаева (1794-1856)
«Философические письма». Чаадаев резко критически оценивал прошлое и на-
стоящее России. Согласно предложенной им концепции, Россия, приняв христи-
анство в византийской (православной) форме, оказалась оторванной от истинно-
го живительного христианства (католицизма) и замкнулась в своей религиозной
обособленности. Отсюда следовало, что для России не существует иного пути раз-
вития, кроме западноевропейского. В то же время Чаадаев верил в особую миссию
страны: по его мнению, Россия существует для того, чтобы «преподать великий
урок миру».Б. Н. Чичерин (1828-1904)— один из основоположников политической науки
в России, автор «Истории политических учений». Чичерина интересовал широ-
кий круг проблем: происхождение и сущность государства; формы государствен-
ного устройства; представительные учреждения и их место в системе государст-
венных структур; роль личности в истории; соотношение центральной и местной
властей, власти и политики с моралью и др. В своих публицистических работах
второй половины 50-х гг. XIX в. Чичерин изложил программу практических дейст-
вий, которая сводилась к требованиям отмены крепостного права, невмешательст-
ва государства в экономику, свободы частного предпринимательства, обеспечения
минимальных гражданских и политических свобод, перехода от самодержавия к
конституционной монархии.
Четвертый этап (октябрь 1917 г. - начало 90-х гг. ХХ в.),
коммунистический. После революции октября 1917 года и установле-
ния советской власти в России российская политическая наука разви-
валась только в одном направлении – теории марксизм-ленинизм.
Наиболее видными мыслителями этого этапа были В.Ленин,
И.Сталин и др. Политическая наука превратилась в наукообразный
официоз, идеологическое обеспечение политики ВКП(б) - КПСС. В
рамках научного коммунизма рассматривались некоторые вопросы
политической теории, но споры носили в основном схоластический и
ограниченный классовый характер.
Пятый этап (начало 90-х годов XX-го в. по н.в.). Этап озна-
менован началом в России своеобразного ренессанса классической и
неоклассической политической мысли.
Таким образом, на всех этапах российской истории политиче-
ских учений каждая из политических доктрин несла на себе четкий
отпечаток конкретно-исторических условий страны и эпохи, полити-
ческих симпатий и антипатий автора доктрины и его единомышлен-
ников. Поэтому содержавшиеся в доктринах конкретные политиче
ские программы были преходящими и в новых исторических услови-
ях сменялись другими политическими требованиями, ориентирован-
ными на новые идеалы.