Лоббизм, его возникновение и развитие
В Великобр. возникли опред. группы, кот. стремились добиться принят. законов в Парл. в интер. тех или иных промышл. групп. Лоббисты никогда не возд. на исполнит. органы власти, действ. в рамках законодат. власти и правоприменит. орг-ий (если они воздейств., то это не лоббисты, а группа давления). Лоббизм - это специфич. инструм. полит. сист., представл. собой механизм взаимодейств. част. и обществен. орг-ий (полит. парт., профсоюзов, корпораций, объедин. предприним. и др.) на процесс принятия реш., в перв. очередь, Парл., в меньш. степ. - правоприменит. органов. Лоббисты работают с депутатам и сенаторами. Лоббисты не провод. манифестаций и прямых методов воздейств..
Ф-ии лоб. орг-ий: 1) ф-ия посредничества между гражд. и Парл.; 2) ф-ия орг-ии плюрализма обществ. мнений (много лобб. орг-ий - много нужных гражд. законов); 3) лобб. дополн. ф-ии демократ. представительства, позв. участв. в принят. полит. реш. не только полит. депут., но и др. групп; 4) ф-ия пост. корректировки деят-ти представит. орг. власти в соответств. с потребност. общ-ва.
Лоб. деят-ть законна и открыта, лоб. регистр. в Парл., выплач. доп. гонорары депутатам, кот. состоят в лоб. группах.
Из всего вышесказ. ясно, что «лоббизм» - понятие достат. широкое. Он разнообразен, а процесс его формир. различен, но при этом сущ.т объектив. универс. правила формир. лобб.. Процесс формир. и стадии лобб.: 1) формир. конкрет. интереса; 2) опред. лоббистской цели; 3) выявление адресата давления - объект лобб. деят-ти; 4) оформление субъекта, осуществл. лобб. деят-ть и опред. форм и методов осущ. лобб. деят-ти; 5) орг-ия лоббист. давления; 6) результат лобб. деят-ти - решение, действие (бездейств.), отклонение и блокир. чей-либо инициативы; 7) последствия от прин. и исполн. реш. или неприн. реш.. Сущность лоббирования в полит. деят-ти. Лоббизм зарод. в XVI в. в монастырях. Именно этим словом - lobby (кулуары, коридор) называли там площадки для прогулок. Позже оно перекочевало в парл., конкретно - в палату общин Англии, и тоже означало место для прогулок. Только в нач. XIX в., уже в США, слово "лоббизм" получило близкое к сегодн. значение. Лоббистами там имен. людей, пытавшихся путем возд. на деп. конгресса добиться прин. либо отклон. законопроекта. Зачастую лоб. не гнушаются никакими средствами: "ты мне, я тебе", "благодарности в конверте",и под. методы. В США, напр., почти по кажд. законодат. инициативе создаются группы довер. лиц, кот. действуют в кулуарах конгресса. В то же время лоббизм - это и пост. деят-ть хорошо финансируемых проф. "толкачей". Они имеют в столицах свои штаб-квартиры, штаты сотрудников, в осн. юристов и круп. отставных чиновников, генералов, хорошо разбирающихся в механизме реализации полит. реш., сохранивших тесные контакты с их бывшими ведомствами. Они внимательно следят за тем, чтобы в законодат. органах не проходили законопроекты, кот. повредили бы интересам их патронов - промышл. корпорациям, воен. концернам, финанс. группам, орг-ям крупных фермеров и т.п.
31. Группы интересов и особенности их деятельности в России.
Группы интересов- добровольные организации, созданные для выражения и представления интересов входящих в них людей, во взаимоотношениях с другими группами интересов. Задача группы интересов: 1) влиять на принятие политических решений; 2) обеспечение информацией органов власти и оказание им определенной поддержки. Отличительная черта – группы интересов не выдвигают своих кандидатов на выборы, должности и не стремятся к завоеванию власти. Основные способы действия: убеждение, информирование общественности, полит.лидеров о своих интересах. Но могут в защиту своих интересов использовать забастовки, интриги и тд. Функции групп интересов: 1. Артикуляция интересов (выделяют, подчеркивают); 2. Агрегация (ранжирование) интересов; 3. Функция интегрирования - борьба за общие интересы приводит к объединению; 4. Функция информирования гос. органов власти.
32. Политическая культура: понятие, типы, функции
Политическая культура - неотъемлемая часть общенациональной культуры. Это прежде всего ценностно-нормативная система, которой придерживается общество. Она включает в себя: полит опыт человечества, полученный в ходе исторического развития. Этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и выражается в их ориентациях и установках, которые определяют политическое поведение. Политическая культура, как и всякая иная, передается от поколения к поколению; самым главным ее выражением является политическое поведение людей. Таким образом, политическая культура в качестве своих структурных элементов включает в себя культуру политического сознания, культуру политического поведения, а также культуру функционирования политических институтов. В политическую культуру включаются также политический опыт, стереотипы, политические мифы, идеология, политические символы, политическая социализация. Характерные черты политической культуры состоят в том, что она:
1. фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;
2. является продуктом естественно-исторического развития общества;
3. имеет тотальный характер: политические отношения пронизаны, пропитаны политической культурой;
4. характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.
Политическая культура выполняет в обществе определенные функции:
· идентификации, реализуя потребность человека в принадлежности к сообществу, группе;
· ориентации, объясняя смысл политических явлений;
· адаптации и социализации – через приобщение к навыкам политического поведения;
· интеграции, направленной на сохранение ценностей и объединение вокруг них различных групп;
· коммуникации, осуществляя взаимодействие субъектов и институтов на основе стереотипов, мифов и символов.
33. Понятие политического режима. Классификация политических режимов современного мира.
Политический (государственный) режим (ПР) — способ функционирования государственной власти. ПР характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности. ПР - это механизмы и методы реализации власти. Тоталитарный режим. Это политический способ организации общественной жизни, характеризующийся тотальным контролем со стороны власти над личностью и обществом, опирается на систематическое применения насилия. При тоталитарном режиме всё население государства мобилизуется для поддержки правительства (правящей партии) и его идеологии, при этом декларируется приоритет общественных интересов над частными. Организации, чья деятельность не поддерживается властью, — например, профсоюзы, церковь, оппозиционные партии — ограничиваются или запрещаются. Характерно : распадение общества на вождей и массы; крайняя нетерпимость к инакомыслию; отрицание общественного мнения; жесткий контроль над всеми. Авторитарный режим по основным чертам занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С первым его сближают опора и насилие, неограниченный характер власти, а со вторым - наличие независимой от государства экономической, социальной и частной жизни. Характерно : небольшое число носителей власти (монарх, диктатор, военная хунта, олигархическая группа); сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетность их населению; игнорируется принцип разделения властей, роль представительных органов ограничена; монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции; отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во вне политические сферы, прежде всего в экономику; в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии; отсутствует единая идеология. ОТЛИЧИЕ авторитарного от тоталитарного:1) несмотря на отчуждение власти от масс, имеются некоторые элементы демократии: система выборов, различные политические партии и т.д.; 2) в ограниченной мере, но допускается инакомыслие и оппозиция; 3) устанавливается жесткий контроль лишь над политикой, в то время как тоталитаризм контролирует все сферы жизни. Демократия — форма правления государством или политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (прямая демократия) либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа (представительная демократия). Главная функция - обеспечение пропорционального представительства во власти как можно более широких интересов населения, присутствующих в стране. Признаки демократического государства:гражданский, общественный и парламентский контроль за армией, полицией, органами госбезопасности и другими силовыми структурами; право граждан свободно объединяться в любые не запрещённые законом общественные организации, группы, союзы и политические партии; право частной собственности, гарантии её неприкосновенности и право на свободу не запрещённой законом экономической деятельности; право человека на честное и объективное разбирательство его дела в суде; ответственность чиновников исполнительной власти перед представительными органами; ограничение вмешательства государства в деятельность экономических субъектов, граждан, общественных организаций, партий и движений, религиозных конфессий, органов местного самоуправления; сильное местное самоуправление; развитое гражданское общество. Либеральный политический режим.При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных кампаний. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. Система “сдержек и противовесов” способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. В государственном управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.
Остальные политические режимы: 1. Деспотизм 2. Тирания 3. Феодализм 4. Плутократия 5. Диктатура 6. Военная диктатура7. Клептократия 8. Корпоратократия 9. Меритократия 10. Однопартийная система 11. Олигархия 12. Охлократия 13. Фашизм
34. Сравнительный анализ классических типов политических режимов: авторитарного, тоталитарного и демократического.
Тоталитарный режим. Это политический способ организации общественной жизни, характеризующийся тотальным контролем со стороны власти над личностью и обществом, опирается на систематическое применения насилия. При тоталитарном режиме всё население государства мобилизуется для поддержки правительства (правящей партии) и его идеологии, при этом декларируется приоритет общественных интересов над частными. Организации, чья деятельность не поддерживается властью, — например, профсоюзы, церковь, оппозиционные партии — ограничиваются или запрещаются.Характерно : распадение общества на вождей и массы; крайняя нетерпимость к инакомыслию; отрицание общественного мнения; жесткий контроль над всеми. Авторитарный режим по основным чертам занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С первым его сближают опора и насилие, неограниченный характер власти, а со вторым - наличие независимой от государства экономической, социальной и частной жизни. Характерно : небольшое число носителей власти (монарх, диктатор, военная хунта, олигархическая группа); сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетность их населению; игнорируется принцип разделения властей, роль представительных органов ограничена; монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции; отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во вне политические сферы, прежде всего в экономику; в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии; отсутствует единая идеология. ОТЛИЧИЕ авторитарного от тоталитарного: 1) несмотря на отчуждение власти от масс, имеются некоторые элементы демократии: система выборов, различные политические партии и т.д.; 2) в ограниченной мере, но допускается инакомыслие и оппозиция; 3) устанавливается жесткий контроль лишь над политикой, в то время как тоталитаризм контролирует все сферы жизни. Демократия — форма правления государством или политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (прямая демократия) либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа (представительная демократия). Главная функция - обеспечение пропорционального представительства во власти как можно более широких интересов населения, присутствующих в стране. Признаки демократического государства: гражданский, общественный и парламентский контроль за армией, полицией, органами госбезопасности и другими силовыми структурами; право граждан свободно объединяться в любые не запрещённые законом общественные организации, группы, союзы и политические партии; право частной собственности, гарантии её неприкосновенности и право на свободу не запрещённой законом экономической деятельности; право человека на честное и объективное разбирательство его дела в суде; ответственность чиновников исполнительной власти перед представительными органами; ограничение вмешательства государства в деятельность экономических субъектов, граждан, общественных организаций, партий и движений, религиозных конфессий, органов местного самоуправления; сильное местное самоуправление; развитое гражданское общество. Либеральный политический режим. При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных кампаний. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. Система “сдержек и противовесов” способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. В государственном управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.
35. Классические и современные модели демократии.
Сущность демократии заключается в признании суверенитета и верховной власти народа, периодической выборности основных органов гос-ва, равенстве прав граждан на участие в управлении гос-вом, принятии решений по большинству и подчинение меньшинства большинству. В зависимости от того, как народ участвует в управлении демократии делятся на: 1) Прямую – граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений(существовала в античности, и в малых организациях). 2)Плебисцитарную - при ней гражданам предоставляется посредством голосования одобрить или отвергнуть тот или иной проект з-на или другого решения. Однако само решение подготавливается президентом, правительством, парламентом – референдумы, опросы. 3)Представительную – опосредованное участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей. Также можно выделить: 1) Демократию классич. либерализма. Присущи: отождествление народа как субъекта власти; признание личности первичным источником власти; парламентаризм; ограничение сферы действия государства; разделение властей; ограничение власти большинства над меньшинством. 2) Коллективистская демократия.Характерно: коллективизм в трактовке народа; отсутствие противоречий внутри народа; всепроникающий абсолютный характер власти; прямое участие граждан в управлении. 3)Плюралистическая демократия. Характерно: заинтересованная группа – центральный элемент демократической политической системы; общая воля как результат конфликтного взаимодействия различ. групп соперничество и баланс групповых интересов; государство как орган, ответственный за функционированиеие всех сфер обществен. системы; распыление власти м/д гос. институтами, партиями, группами интересов.
Антонов – 36-40
41.. Понятие «конфликт» в политологии. Политические конфликты, их типы и способы разрешения .
Понятие “конфликт означает столкновение двух и более сил в целях реализации своих интересов .
Типы конфликтов
• Политические
• Экономические
• Социальные
• Этнонациональные
Политический конфликт - это один из видов социальных конфликтов.Политический конфликт - это столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели..
Сущность конфликтов заключается в несовпадении между тем, что есть, и тем, что должно быть по представлению втянутых в конфликт групп и индивидов,
Позитивные функции конфликтов:
• Разрядка напряжения между противоборствующими сторонами
•, переоценка и изменение бывших ценностей и норм общества
• Укрепление внутригрупповой сплочённости.
Негативные функции конфликтов:
• Создаёт угрозу интеграции общества
• Может неблагоприятно влиять на необходимые изменения отношений
• Возможно возникновение раскола группах
• Несёт в себе угрозу ликвидации данной политической системы.
Типы политических конфликтов.
С точки зрения масштабов проявления различают:
• межсистемные
• внешнеполитические или межгосударственные (вооруженные и невооружённые),
• внутриполитические или внутригосударственные (межклассовые, межнациональные, межпартийные, внутрипартийные и межличностные) политические конфликты..
По продолжительности действия политические конфликты подразделяются на кратковременные и долговременные.
Три основных типа любых политических конфликтов:
1. Конфликт интересов (преобладает в развитых странах, легко поддаётся урегулированию, т.к. всегда можно найти компромисс)
2. Ценностный конфликт (характерен в основном для развивающихся неустойчивых государств, слабо поддаётся компромиссам, очень максималистичен).
3. Конфликт идентичности (возникает там, где человек отождествляет себя не с обществом (государством), а группой (расовой, национальной, религиозной или языковой).
В политике кризис означает переломный момент в развитии политического процесса, резкий переход из одного качественного состояния в другое.
42. Этнополитика и этнополитические конфликты в современном мире .
ЭТНОПОЛИТИКА - деятельность государства и политических партий в сфере отношений между различными нациями, народностями и национальными меньшинствами (группами). Этнически однородных государств не существует. Два принципа: 1. Никто не вправе вмешиваться во внутренние дела государства (принцип суверенитета). 2. Право нации о самоопределении. Этнически чистых наций в современном мире не существует. Любая нация имеет этнические родственные группы. Межэтнические конфликты. Любое национальное движение приводит к войнам и восстаниям. Пример: с 1945 г по 1991 г из 127 межгосударственных столкновений и войн Этнические факторы геополитики: · Несовпадение естественных географических границ с этническим делением мира; · Внешняя политика государства не может быть этнически нейтральной, так как формируют внешнюю политику люди, которые имеют принадлежность к этносу. Во внешней политике применяется этническое мышление; · Связь с этнически близкими группами в других государствах; Эти принципы ведут к перерастанию межэтнических противоречий и межэтнических проблем в межгосударственные. В этом случае государственная граница не защищает, а провоцирует. Сепаратизм — стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного. Сепаратизм ведет к взламыванию изнутри существующих государств и к геополитическому переделу мира.
43. Мировая политика и международные отношения: тенденции развития в современных условиях.
Междунаро́дные отноше́ния — это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене. Главной особенностью международных отношений является отсутствие единого, центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии . Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы. Международная или мировая политика является ядром международных отношений. Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества. Основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств. Всё более важными субъектами в международных отношениях становятся международные организации . Они обычно разделяются на межгосударственные или межправительственные и неправительственные организации
Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединённых Наций (ООН
Международные правительственные организации имеют больше рычагов воздействия на международную политику и отдельные государства, чем общественные организации, которые воздействуют, в основном, через формирование международного общественного мнения.