Политика: многообразие трактовок, структура и функции.

Существуют различные понимания политики 1) Термин "политика" ввел Аристотель в IV в. до н.э. По его мнению, политика – это искусство управления полисом для достижения общего блага и счастливой жизни. П-все то, что относится к гос-ву, присущ.этим гос-вам формы правления. Этот взгляд продолжил Макиавелли: П.-не только гос-во, но и общ-во. Локк: ввел понятие граждан.общ-ва. Адам Смит: сосредоточил внимание на вопросах взаимосвязи гос-ва и экономики. К.Маркс: изучение механизмов клас. противоборства –основополаг. Для всех процессов гос-ва.

2) Следующая точка зрения: содержание термина П. можно рассматривать через источник гос.власти (могущ-ва). П.-все то, что имеет отнош-е к понятию «власть». Элита, взаимоотношение элит и масс. Влияние отдел.лиц на принятие решений. Бентли: П-отражение групп.оснований власти. Парсонс: правовые и соц.ресурсы власти. Вебер: понятие лигитимности и законности, взаимод-е властвующих и подвластных.

3) Раскрытие понятия П. – функционал.-целевой метод. П-реализация этических целей. Платон: П. – умножение обществ.блага и управление с познанной справедливостью. Искусство жить вместе. Гегель: П – сосуществование рационал.мышления. Дебре- П – установление соц.баланса для поддержания целостности сил общ-ва. Ласло: П-форма распр-я ценностей. Руссо: П.-осущ-е общей воли (обществ.договор).

Все эти трактовки верны и раскрывают различные стороны присущие понятию П. Все, что касается власти-политика.

Виды политики: 1) Экономич., социал., воен., Религиоз., образ-ние и наука и т.д. 2) Внутр. и внеш. 3)Локальная, международная, религиоз., мировая. Функции политики в обществе: -выражение властно-значим.интересов всех групп и слоев общ-ва; -средство предоставления людям доп. возможностй для удовл. своих потребностей и изменения своего соц.статуса (ср-во самореализации); -политич.социализация (установление связей в общ-ве через политику); -активизирует интересы граждан, обнажая существующие между ними конфликты, рационализирует противоречия, направляя их в русло диалога; -управление и руководство полит.и обществ.процессами, происх.в общ-ве; инновац.соц.развитие общ-ва (новые формы отношений). Функции существуют в любом обществе, но в зависимости от полит.режима они могут быть скрыты, подавлены и тд.

3. Субъекты и объекты политики.

Политическая сфера вкл. В сбя все полит.отношения в общ-ве между классами, нациями и др.соц.общностями по поводу завоевания, удержания и использ-я полит.власти. Основными «действующими лицами» политики являются ее субъекты, кот. выступают в качестве источника политической активности. Субъект политики – носитель предметно-практической политической деятельности» направленной на объект политики.
К субъектам политики относятся: само гос-во; социальные группы – коллективы, этнические группы, конфессиональные Общности, политические элиты, классы, массы, гражданское общество, народы, нации, цивилизации; политические институты (государство, политические партии, об-щественно-политические движения), индивиды (рядовые или политические лидеры).
Политика предполагает определенное желание (намерение) со стороны одного субъекта воздействовать, влиять на другой субъект (который выступает в каче-стве объекта) и воспринимает определенное воздействие или предлагаемые ему (им) нормы поведения. Субъекты политики являются социальными или институциональными носителями целенаправленной политической деятельности, ее проводниками и движителями. Необходимо иметь в виду, что каждый субъект политики, оказывая воздействие на социальные группы, общество, сам в то же время может выступать объектом воздействия со стороны других субъектов.
Основными совокупными субъектами политики являются большие социальные общности – классы и слои, гражданское общество, народы, нации, цивилизации; существенными – средние и малые группы, объединяющие людей по демографи-ческому, этническому, половому, территориальному, образовательному, производственному, профессиональному или корпоративному признаку (бюрократия, мафия, элита); их политические организации – государства, партии, общественно-политические движения, политические организации международного характера.
Любая общность становится совокупным субъектом политики, когда, самоорганизуясь и осознавая свои интересы, она не только оказывается в противостоянии с другими социальными группами или же в позитивном взаимодействии с некоторыми из них, но и вступает в конфликт или сотрудничество с существующей политической властью.
Объекты политики — это те социальные общности, груп­пы, нации и народности, граждане и их объединения, на кото­рые политика воздействует в определенных целях. В демокра­тических странах существует тенденция сближения и частичного совпадения субъекта и объекта политики. Отношения между политическими субъектами, складыва­ющиеся при разработке стратегического политического курса, в ходе предвыборной борьбы за овладение политической влас­тью, а также деятельность по реализации последней называют политическими отношениями.





4.Методы политологии: исторический, нормативный, институциональный, сравнительный, социологический, бихевиориальный.

Они представляют собой приемы, способы изучения политики. Наиболее важ­ные и часто используемые ею методы можно подразделить на три группы.Первая— общие методы исследования политики (или традиционные) . Социологический подход предполагает выяснение зависимос­ти политики от общества, а также влияние на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. Одним из широко рас­пространенных, более частных проявлений социологического подхода выступает культуро­логический подход, кот. предполагает выявление зависимости политических процессов от политической культуры. Традиционно с глубокой древности политическая мысль ба­зировалась на нормативном, или нормативно-ценностном, подхо­де, который не утратил своей значимости и в наши дни. Он пред­полагает выяснение значения политических явлений для обще­ства и личности, их оценку с точки зрения общего блага, спра­ведливости, свободы, уважения человеческого достоинства и дру­гих ценностей. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства. В отличие от нормативного,функциональный подход требует изучения зависимостей между политическими явлениями, обна­руживающихся в опыте. Этот метод предполагает абстрагирование (отвлечение) от этической оценки политики и ориентацию лишь на факты и логику. (широко исаользовал Н. Макиавелли) Структурно-функциональный анализ. Он пред­полагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент ко­торой имеет определенное назначение и выполняет специфи­ческие функции (роли), кот. направлены на удовлетворение соот­ветствующих потребностей системы . (К. Маркс , Толкотт Парсонс) Системный подход .Суть этого метода состоит в рассмотрении политики как сложно орга­низованного организма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружаю­щей средой через вход (воспринимающий требования граждан, их поддержку или неодобрение) и выход (принятые политичес­кие решения и действия) системы. Институциональный подход, и сегодня занимающий в ней приоритетные позиции. Он ориен­тирует на изучение институтов, с помощью которых осуществля­ется политическая деятельность: государства, партий, других ор­ганизаций и объединений, права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности. антропологический подход, проявившийся еще у Аристоте­ля в его видении истоков политики в коллективной сущности человека. Этот подход требует изучения обусловленности поли­тики не социальными факторами, а природой человеческого рода. Психологический подход. В отличие от антрополо­гизма он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения и особенностей индивидуального развития. Социально-пси­хологический метод, призван изучать зависимости политического поведения индивидов от со­циальные группы, в кот. они находятся , а также на исследование психологических характеристик групп (малых групп, толпы, этносов, классов) и т.д. С давних пор в политологии и других науках используется исторический подход . Он требует хронологической фиксации по­литических событий и фактов, их исследования во временном развитии, выявления связи настоящего, прошлого и будущего. Этот метод преобладает в исторических науках. Третью группу познавательных средств политологии состав­ляют методы эмпирических исследований, получения первич­ной информации о политических фактах. Они, как и уже рас­смотренная группа, прямо не отражают специфику политоло­гии и в основном заимствованы ею из конкретной социоло­гии, кибернетики и некоторых других наук. К этим методам относятся:использование статистики, в первую очередь элек­торальной; анализ документов; анкетный опрос; лаборатор­ные эксперименты; деловые игры, особенно плодотворные при принятии политических решений; наблюдение, осуществляе­мое исследователем, являющимся непосредственным участни­ком реальных политических событий, или наблюдение за по­ведением людей, находящихся в условиях экспериментальной ситуации, и др. Наиболее широкое применение эмпирические методы находят в прикладной политологии.

Наши рекомендации