Нетарифные методы –количественные методы и неколичественные методы.
Количественные ограничения являются основным нетарифным методом торговой политики и включают квотирование, лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.
Квота (контингент) – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.
По направлениям их действия квоты разделяются на:
- экспортные – вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90-х годов);
- импортные – вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств. Например, США накладывали квоту в 5,7 млн. л на импорт молока и сметаны из Новой Зеландии, в 104 тыс. кг на импорт мороженого из Нидерландов, в 3,4 млн. кг на импорт швейцарского сыра из Швейцарии. Россия устанавливает квоту, например, на ввоз мяса (на 2009 год квота на свинину – 531,9 тыс.тонн, на мясо птицы – 952 тыс.тонн).
Тесно связан с квотированием другой вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, называемой лицензированием.
Лицензирование – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Основными видами лицензий являются:
- разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;
- генеральная лицензия – разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;
- глобальная лицензия – разрешение на ввоз или вывоз данного товара в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;
- автоматическая лицензия – разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.
Лицензирование используется многими странами мира, прежде всего развивающимися, для целей государственного регулирования импорта.
В России с 1993 года лицензируется экспорт диких животных, лекарственного сырья, коллекционных материалов по минералогии и биологии, информации о недрах по районам и месторождениям природных ископаемых; импорт химических средств для защиты растений и промышленных отходов. Лицензируются экспорт и импорт вооружений, пороха, ядерных материалов, драгоценных металлов и природных камней, наркотиков и психотропных средств, ядов и ряда других товаров, Лицензии выдаются министерством внешнеэкономических связей на основе решений соответствующих министерств.
Добровольное» ограничение экспорта – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательности одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.
На практике «добровольные» ограничения экспорта применяются как средство торговой политики преимущественно развитыми странами в конкурентной борьбе друг с другом.
В России «добровольные» ограничения экспорта определяются «Порядком квотирования и лицензирования поставок товаров на экспорт в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации», принятым в марте 1995 года. «Добровольные» квоты под угрозой санкций применения антидемпинговых процедур установлены на экспорт карбида кремния, некоторых категорий плоского и сортового проката и текстильных товаров в страны Европейского союза, экспорт нитрата аммония в Великобританию, экспорт алюминия во все страны.
Наибольшее распространение получили «добровольные» ограничения экспорта во взаимоотношениях США, Японии и Европейского союза. Так, Япония «добровольно» ограничивает свой экспорт автомобилей и стали в США, телевизоров – в Великобританию, Бельгию, Нидерланды и Люксембург, стали – в страны Европейского союза, ЮАР, Южную Корею.
Наряду с количественными методами существенную роль среди нетарифных методов торговой политики играют неколичественные методы: скрытые методы торговой политики (скрытого протекционизм)., финансовые методы и неэкономические методы регулирования.
По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе:
- Технические барьеры – скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера – требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей многие другие. Например, правительство Франции, чтобы ограничить импорт японских видеокассет, решило пропускать все их партии через одну тесную таможню в небольшом городке Пуатье, что не позволяло быстро провозить в страну большие партии. Та же Франция запрещала рекламу шотландского виски, а Великобритания накладывает ограничения на показ иностранных фильмов по английскому телевидению. Товары, импортируемые в США, должны быть маркированы на английском языке четкими не стираемыми и не смываемыми до момента продажи надписями. В Канаде те же требования, но надписи уже должны быть по-английски и по-французски.
- Внутренние налоги и сборы – скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти.
- Политика в рамках государственных закупок – скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности. Например, американское правительство по закону 1933 года, получившему название «Акт «Покупай американское», платило на 12% больше, а для оборонных товаров – на50% больше американским поставщикам по сравнению с иностранными.
- Требование о содержании местных компонентов – скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требование о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости.
В России используются некоторые виды скрытых мер торговой политики. Наиболее ощутимый технический барьер – требование о сертификации большинства импортируемых товаров, введенное в июне 1994 года на основе Закона России «О сертификации продукции и услуг». Сертификация призвана обеспечивать ввоз в Россию товаров, соответствующих российским стандартам и другим российским актам, определяющим требования к качеству.
Внутренние налоги и сборы с импортных товаров представлены в России акцизом, взимаемым с некоторых импортных товаров (винно-водочные, табачные, ювелирные изделия, автомобили, меха и пр.) и налогом на добавленную стоимость , взимаемым со всех импортных товаров, за небольшим исключением.
Финансирование как метод торговой политики предусматривает дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных производителей и экспортеров. Наиболее распространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидии, кредитование и демпинг
Субсидия – денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.
По характеру выплат субсидии делятся на:
- прямые – непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок. Предметом прямого субсидирования с начала 60-х годов являлись дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран – суда, авиационная техника и пр. Однако прямые субсидии запрещены правилами ВТО и их применение слишком очевидно для торговых партнеров, которые могу использовать ответные меры;
- косвенные – скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр. Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт.
Внутренняя субсидия – наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.
Нередко правительства не только субсидируют отрасли, но и предоставляют субсидии экспортерам.
Экспортная субсидия – финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.
Экспортные субсидии в соответствии с правилами ВТО считаются нечестной конкуренцией и запрещены. Учитывая разнообразные формы, которые приобретают внутренние и экспортные субсидии, точно определить их размер непросто.
Скрытое субсидирование экспорта может осуществляться через экспортное кредитование.
Экспортное кредитование – метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развитие экспорта национальными фирмами.
Экспортное кредитование может иметь форму:
- субсидированных кредитов национальным экспортерам - кредитов, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной;
- государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит);
- страхования экспортных рисков национальных экспортеров, которые включают коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером).
Субсидирование экспорта может принимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснения их с рынка.
Демпинг – метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.
Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам.
Обвинения друг друга в демпинге являются традиционным приемом торговой политики развитых стран. Например, с начала 80-х гг. каждые 5 лет только против американских корпораций выдвигается более 100 обвинений в демпинге, тогда как сами США выдвигают более 350. Страны Европейского союза выдвигают порядка 280 обвинений в демпинге своим торговым партнерам, но в то же время около 200 исков предъявляется им.
Россия неоднократно обвинялась в демпинге алюминия на мировой рынок. Под угрозой применения антидемпинговых процедур Европейским союзом Россия была вынуждена ввести квоты на экспорт алюминия.