Тарифные меры гос. регулирования ВЭД

Внешнеэкономическая деятельность связана с перемещением через таможенную границу товаров, (продукции), капитала, работ, услуг, информации с целью извлечения прибыли. В то же время внешнеэкономическая деятельность является видом межгосударственного сотрудничества и в этом качестве рассматривается как деятельность государств по развитию сотрудничества в области торговли, экономики, науки, культуры, туризма. Внешнеэкономическая деятельность регулируется нормами национального права. Правовыми формами регулирования выступают законодательные и иные нормативно-правовые акты. Предметом изучения предпринимательского права в области внешнеэкономической деятельности являются отношения хозяйствующих субъектов, складывающиеся при осуществлении экономической деятельности, связанной с перемещением через таможенную границу товаров, капитала, оказанием услуг и выполнением работ на территории иностранных государств.

Внешнеэкономическая деятельность субъектов предпринимательского права зависит от правового режима устанавливаемого государством для осуществления такой деятельности. Правовой режим содержит правила совершения экспортно-импортных операций, в частности, правила ввоза и вывоза товаров, уплаты таможенных пошлин и т.д. В мировой практике сложилось несколько видов правовых режимов: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, специальный режим, преференциальный режим. Национальный режим – это режим, при котором одно государство на основании международного договора предоставляет физическим и юридическим лицам другого государства такие же права, какими пользуются его собственные физические и юридические лица при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Режим наибольшего благоприятствования – это режим, при котором одно государство на основании международного договора предоставляет физическим и юридическим лицам другого договаривающего государства такие же права, какие предоставлены в области внешнеэкономической деятельности физическим и юридическим лицам третьего государства. Специальный режим – это режим, при котором государство на взаимной основе предоставляет физическим и юридическим лицам договаривающихся государств особые права для осуществления внешнеэкономической деятельности. Преференциальный режим – это такой режим, при котором развитые государства в одностороннем порядке в соответствии с международным правом предоставляют физическим и юридическим лицам развивающихся стран особые права, льготы и преимущества без взаимности.

Субъектами ВЭД являются государственные органы, осуществляющие регулирование внешнеэкономической деятельности, а также субъекты, непосредственно ведущие внешнеэкономическую деятельность. Среди государственных органов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, можно выделить организации, обладающие общей компетенцией в этой области, и организации, обладающие специальной компетенцией в определенных вопросах. Категорию субъектов, ведущих экономическую деятельность во внешнеэкономической сфере, то есть хозяйствующих субъектов можно подразделить на два вида. К первому виду можно отнести хозяйствующих субъектов, осуществляющих экспорт своей продукции, работ, услуг или импортирующих что-либо для собственных нужд. Ко второму виду следует отнести хозяйствующих субъектов, осуществляющих посредническую деятельность.

Государственное воздействие на осуществление внешнеэкономической деятельности. Государство, осуществляя публичные функции, выражает интересы всего общества. В этих целях государство устанавливает правила ведения внешнеэкономической деятельности и воздействует на участников этой деятельности тем или иным образом. Государственное воздействие осуществляется для реализации следующих задач: обеспечение упрочения экономики, ее стабильности и развития; обеспечение безопасности здоровья граждан и защиты окружающей среды; обеспечение доступа отечественным хозяйствующим субъектам на зарубежные рынки; обеспечение государственных нужд; обеспечение конкурентоспособности отечественных предпринимателей; обеспечение нужд отдельных отраслей экономики.

Общепринятой является классификация методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на тарифные и нетарифные.

Наши рекомендации