Еятельность высших учебных заведений первой половины XIX в.

Для культурного развития Украины первой половины XIX в. характер Терн является создание и деятельность высших учебных заведений, в которых формировалась украинская интеллигенция. В январе 1805 г. по инициативе В. Каразина(1773-1842), общественного деятеля, экономиста, просветителя, был создан Харьковский университет . Его ректором был П.Гулак-Артемовский - известный украинский поэт. Здесь издавались"Украинский вестник", "Украинский журнал". Отсюда вышло много выдающихся деятелей украинской культуры: Квитки-Основьяненко - автор первых украинских повестей, Костомаров - выдающийся историк, О.Павловський - автор первой украинской грамматики, Павловский - украинский математик и многие другие.

В 1820 г. в Нежине основан гимназию высших наук ; в 1834 г. на базе Кременецкого лицея открыт Киевский университет Св. Владимира .первым ректором которого стал известный украинский ученый - М. Максимович. Он поощрял и лично участвовал в сборе украинского фольклора, изучении памятников старины.

2 Cамой яркой фигурой украинского изобразительного искусства 1840-1860 гг был Тарас Шевченко. Вступив 1838 в ПетербургскуюАкадемию художеств, он закончил ее 1845 с серебряной медалью, получив звание "свободного художника". Своим специальности Т. Шевченко считал именно живопись. Известно более 1000 его произведений изобразительного искусства. Талант Т. Шевченко как художника проявился в портретном, жанровом, пейзажном и религиозной живописи . Он пробовал себя в скульптуре, резьбе и гравюре. Особое признание имели его офорты. За них 2 сентября 1860 решением совета Академии был избран академиком по гравировке на меди.

Т. Шевченко рисовал картины, пейзажи и портреты, обращаясь к истории украинского народа, его быта. В Петербургской Академии художеств онсоздал картины в романтическом стиле "Мальчик, делится хлебом с собакой " (1840), "Цыганки" (1841) и др.. Т. Шевченко одновременно является основополож ником реализма в украинском живописи. Реализмом отмечается его самый большой по размеру произведение масляной живописи"Катерина" (1842), который через драму украинские девушки крепостной раскрывает трагедию самой Украины.


Путешествуя по Украине и собрав богатый материал, Т. Шевченко задумал создать серию офортов под названием "Живописная Украина".Осуществить это ему не удалось. Однако представление о содержании и характере нереализованного замысла дают офорты "Суда Рада", "Дары в Чигирине", "Сваты", "В Киеве" и "Видуб ицький монастырь ", обладающих блестящей техникой, жизненной и исторической правдой. Автор первой книги о Шевченко - художника А. Новицкий так говорил о картине "Суда Рада": "Здесь сама жизнь, как оно есть, без всякой украшения, чего российские художники еще долго и позже не могли дать ".

Со временем творчество Шевченко - художника получила признание не только в России, но и в мире. Она стала дополнением его поэтического творчества, с которой образовывала органическую целостность, и свидетельствовала о его стремлении средствами искусства воспитывать в обществе любовь к Украине, ее народу.

С Н.Гоголю, Штернберг, Т.Шевченко близко общался большой художник-маринист И.Айвазовский , который значительную часть жизни провел в родной Феодосии (он и свою картинную галерею завещал городу). В его живописи звучала и украинская тема: "Камыши на Днепре близ городка Алешки", уникальная для художника жанровая картина "Свадьба на Украине".

3 Западной Украине центром научной мысли продолжал оставались Львовский университет, открытый еще в XVII в. В нем до 1809 г. существовал даже факультет украинистики - «Студиум рутенеум», который закрыли, как ни странно, по требованию студентов-украинского. Они считали, что их подвергают дискриминации, не выкладывая, как на других факультетах, немецким языком, а предлагают изучать мешанину галицких, польских, латинских и церковнославянских слов, считавшаяся тогда украинским литературным языком.

робуждение национальной жизни в западноукраинских землях.Пробуждение национальной жизни в западноукраинских землях в первой половине XIX в. было вызвано усилением феодального и национального гнета в Австрийской империи, получило выражение в увеличении феодальных повинностей крестьян, усилении бюрократически-полицейского режима, запрете на преподавание украинского языка в школах, насаждении немецкого языка, политике ассимиляцииукраинского населения.

После реформ Марии-Терезии и Иосифа II сложились определенные условия для оживления украинской национальной жизни, но их преемники на австрийском престоле отменилицелый ряд прогрессивныхреформ. В частности в 1805 г. начальные школы были поставлены под контроль римско-католической церкви; в 1809 г. были закрыты Украинский институт при Львовском университете; в 1812 г. австрийская властьотменила обязательность образования.

С этого же времени начинает пробуждаться национальная жизньв западноукраинских землях. Идея национального сознания становится господствующей.

Начинает набирать значение национальный язык, история, литература и фольклор. Путь к национальному сознанию пролегал через книги. Движение за национальное возрождение на западноукраинских землях возглавило греко-католическое духовенство.Центром церковной жизни была метрополия во Львове. В период между 1837 и 1850 гг. вышло 43 книги, написанных на украинском языке. Интересно, что 40 из них принадлежали перу священников.

Активным деятелем украинского национально-освободительного движения в Галиции был греко-католический священник И. Могильницкий,который в 1816 г. при поддержке епископа М. Левицкогоорганизовал «клерикальное общество» с целью распространения в крестьянской среде религиозных текстов на украинском языке. Таким образом, они ставили и вторую цель: уберечь крестьян от перехода к римско-католической церкви и ополячивания. И. Могильницкий написал первую в Галичине «Грамматику» украинского языка и научный труд «Сведения о русской речи», в котором доказал ошибочность утверждений, которые распространялись об украинском языке как диалект русского или польского языков.

В 30-х-40-х гг. ХIХ в. приобретает значительный подъем общественно-политическое движение в связи с необходимостью решения неотложных социально-экономических и политических проблем. Во Львове и других городах Восточной Галичины возникают тайные подпольные кружки и группы, ставившие своей целью свержение монархии Габсбургов и ликвидации феодально-крепостнических порядков. Но в конце 30-х гг. большинство из них было разгромлено.

2. «Русская троица».В начале 30-х гг. XIX в. среди украинской прогрессивной студенческой молодежи Львова возник кружок «Русская троица»,куда вошли студенты богословия М, Шашкевич, И. Вагилевич и Я.Головацкий. По своему характеру это был демократически-просветительский кружок. Целью кружка былакультурно-просветительская деятельность, в частности пропаганда украинской истории и языка - языка безискусственной «изысканности» и понятного для всех людей, а также национальных традиций для пробуждения национального сознания. Это, по их мнению, открыло бы крестьянству доступ к знаниям и облегчило его судьбу. Деятельность кружка разворачивалась в условиях, когда в Галиции господствовали немецкий, польский и латинский языки.

Члены этого кружка развернули масштабную просветительскую деятельность. В 1836 г. И. Вагилевич сделал первый перевод «Слова о полку Игореве» на живом украинском языке; М. Шашкевич создал «Читанку», готовил грамматику и словарь украинского языка. В трех церквах «трийчакы» читали проповеди на украинском языке.

В 1834 г. кружковцы подготовили историко-литературный сборник «Заря». В этом сборнике были материалы о Богдана Хмельницкого , С. Наливайко и движения повстанцев. Венская полиция запретила печатать сборник. Деятели «Русской тройки» изображали казачество как символ национально-освободительной борьбы, делали упор на том, что Б. Хмельницкий считал Волынскую, Галицкую, Берестейскую земли неотъемлемой частью всей Украины. Впервые в общественно-политическом движении на западноукраинских землях в программных документах этого кружка был поднят вопрос о воссоединении всех украинских этнических земель.

3. «Бандинелли».В 1837 г. в Будапеште был издан сборник (альманах) «Бандинелли». В альманах были помещены народные песни, думы, предания, исторические документы, которые раскрывали героическое прошлое, занятия, быт, культуру украинского народа. Эти материалы и публицистические статьи превозносили борьбу украинского народа за свое освобождение, поэтизировали народных героев и провозглашали необходимость воссоединения украинских земель. Выход «Русалки Днестровой» былсвоеобразным вызовомдемократической молодежи государственной реакции, протестом против денационализации и разъединения украинских земель.

Небольшой тираж издания почти полностью был конфискован властями, а издатели альманаха были привлечены к суду и переданы под надзор полиции. Но Маркиян Шашкевич , Яков Головацкий , Иван Вагилевич не отказались ни от своих идейных принципов, ни от патриотической деятельности. Это издание оставило заметный следв общественно-политической жизни Западной Украины и способствовало укреплению связей галицких украинцев с Надднепрянщиной. В целом деятельность «Русской тройки» свидетельствовала о эволюциюнационального движения на западноукраинских землях от решения культурно-языковых до постановки социально-экономических и политических вопросов.

Наши рекомендации