Реформы первой четверти хviii в.

Реформы проводились в течение всего правления Петра I. Неред­ко случалось так, что новые соображения и предписания упраздняли недавно созданное и не выдержавшее проверки временем. Не было и специального плана проведения реформ.

Строительство заводов.Наибольшие сдвиги произошли в облас­ти промышленности. К концу XVII в. в стране насчитывалось около 30 мануфактур. В годы петровского правления их стало более 100 (некоторые историки насчитывают 200 мануфактур). Наряду с Моск­вой и прилегающими к ней губерниями Нечерноземного центра складывались два новых промышленных района: Урал и Петербург, значение которых быстро возрастало.

Особенно быстрыми темпами развивалась металлургия. К середи­не XVIII в. Россия выплавляла чугуна в полтора раза больше, чем Англия, и заняла ведущее место по производству металла. Наряду с существовавшими еще в XVII в. заводами в районе Тулы, Каширы и Калуги возникли металлургические мануфактуры в Карелии (Петро­заводск и др.), поблизости с театром военных действий, и на Урале. К середине XVIII в. 61 завод из 75 действовал на Урале. Крупнейшими в мире металлургическими заводами стали Невьянский, Камен­ский (Каменск-Уральский), Нижне-Тагильский, Екатеринбургский. Производство металла позволило создать, кроме Тульского, оружей­ные заводы в Сестрорецке (близ Петербурга) и в Олонецком крае (Карелия). В 1719 г. была опубликована Берг-привилегия (указ Пет­ра). Она позволяла всем жителям России заниматься поисками по­лезных ископаемых и с разрешения Берг-коллегии основывать заво­ды, т. е. «провозглашала горную свободу».

В центре страны наибольшее развитие получила текстильная про­мышленность, которая работала в основном на армию. Наиболее зна­чительными предприятиями были Московский суконный двор, Боль­шая Ярославская мануфактура, суконные мануфактуры в Воронеже, Казани, на Украине.

В первой четверти XVIII в. возникли новые отрасли производст­ва: судостроение (в Петербурге, Воронеже, Архангельске), шелкопря­дение, стеклянное и фаянсовое дело, производство бумаги (в Петер­бурге, Москве). Дальнейшее развитие получило ремесло. В 1722 г. был издан указ о создании ремесленных цехов в русских городах.

Русская промышленность развивалась в условиях господства кре­постничества. Так как в стране почти не было свободных рабочих рук, на предприятиях, организованных Петром I, использовались ра­ботавшие по найму иностранные мастера, солдаты, а также беглые крестьяне и посадские люди, бродяги, каторжники и т. д. В первые годы создания крупной промышленности России использовался наем­ный труд. Однако его резервы были невелики. Владельцы заводов стали усиленно распространять крепостнические порядки на ману­фактуры.

В 1721 г. был издан указ, разрешавший заводчикам-недворянам покупать и переселять крестьян на заводы. Таких работников назы­вали посессионными крестьянами. Указом 1736 г. работники, попав­шие на заводы, владельцами которых были лица недворянского про­исхождения, закреплялись за ними навечно, их можно было продать лишь вместе с заводом. Этот разряд населения получил название «вечноотданных к заводам». Позднее они слились с посессионными крестьянами.

Кроме того, с самого начала крупного мануфактурного строи­тельства, при недостатке рабочих рук, особенно на Урале и в Каре­лии, к заводам стали приписывать крестьян, которые свои подати го­сударству платили не деньгами, а отрабатывали на заводах по уста­новленным расценкам.

Таким образом, особенностью развития русская мануфактура, особенно в таких отраслях, как металлургия, полотняная и суконная промышленность, сближалась с крепостной вотчиной. Вольнонаем­ный труд использовался эпизодически. Крупнейшие русские про­мышленники Строгановы, Демидовы, Походяшины, Осокины, Бата-шевы, Мясниковы и др. стремились получить дворянские звания и соответствующие им сословные привилегии. Этот процесс получил название «одворянивания» зарождавшейся русской буржуазии. Кре­стьяне и земля под заводом стоили в три-четыре раза дороже, чем само предприятие.

Сельское хозяйство.Изменения в области сельского хозяйства были незначительны. Продолжалось сельскохозяйственное освоение новых земель на юге страны, в Поволжье и Сибири. Расширялись посевы технических культур (льна, конопли, табака, винограда и т. п.). Разводились более продуктивные породы скота (овцы-мерино­сы и т. п.). Коневодство давало лошадей для русской кавалерии.

Наиболее привычным для дворян путем увеличения производства было усиление крепостного гнета. Закон не определял размер кресть­янских повинностей, он устанавливался самим помещиком.

Торговля.Развитие промышленного и ремесленного производст­ва, получение Россией выхода к Балтийскому морю способствовали росту внешней и внутренней торговли. Улучшились пути сообщения. Были построены каналы, соединившие Волгу с Невой (Вышеволоцкий и Ладожский). Было задумано и даже начато строительство ка­налов между Москвой и Волгой, а также между Доном и Волгой, однако прекращено из-за недостатка средств.

Усилился обмен товарами между отдельными частями страны. По-прежнему большую роль играли ярмарки (Макарьевская, Свенская, Ирбитская и др.), т. е. в стране продолжался процесс формиро­вания всероссийского рынка. Дальнейшее развитие получила внеш­няя торговля, главным центром которой стал Петербург, куда прихо­дило по нескольку сотен торговых судов в год.

Наряду с серебряными монетами стали чеканить медные размен­ные деньги. Правительство Петра оказывало постоянную поддержку русским купцам и промышленникам (политика протекционизма). Купцы были объединены в первую и вторую гильдии. В целях по­ощрения купечества в 1724 г. был введен первый торговый тариф, поощрявший вывоз за границу русских товаров. К 1726 г. ввоз това­ров был вдвое ниже, чем вывоз. Петр понимал, что торговля укреп­ляет мощь государства.

Социальная политика.В 1714 г. был издан Указ о единонасле­дии, по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с бо­ярской вотчиной. Указ знаменовал окончательное слияние двух со­словий феодалов в единый класс. С этого времени светских феода­лов стали называть дворянами (помещиками или шляхтой на польский манер). Указ о единонаследии предписывал передавать вот­чины и поместья одному из сыновей. Остальные дворяне должны были нести обязательную службу в армии, на флоте или в органах государственной власти.

В 1722 г. последовало издание Табели о рангах, разделившей во­енную, гражданскую и придворную службы. Все должности (и граж­данские, и военные) подразделялись на 14 рангов. Занять каждый следующий ранг можно было, только пройдя все предыдущие. Чи­новник, достигший восьмого класса (коллежский асессор), или офи­цер получали потомственное дворянство (до середины XIX в.). Так, господствующий слой укреплялся за счет включения в свой состав наиболее талантливых представителей других сословий.

Остальное население, исключая дворянство и духовенство, обяза­но было платить налог государству. В 1718—1724 гг. была проведе­на подушная перепись мужского населения. Единицей налогообложе­ния взамен крестьянского двора становилась «душа мужского пола». Все мужское население, от грудных детей до дряхлых стариков, за­писывалось в «ревизские списки» и было обязано платить ежегодно денежный налог — подушную подать. Результаты переписи позволя­ют сказать, что население России насчитывало тогда примерно 15 млн. человек. Холопы и все «вольные гулящие люди» были обязаны платить налог наряду с крепостными крестьянами, частью которых они стали.

Крестьяне, принадлежавшие помещикам (помещичьи или частно­владельческие) и монастырям (монастырские), платили в казну 74 копейки в год. Крестьяне же, которые проживали на общинных зем­лях, находившихся в ведении государства (черносошные — жили на землях Поморья, Поволжья, Сибири; ясашные — нерусское населе­ние, вносили оброк мехами; однодворцы — мелкие служилые люди южных окраин страны), платили налог на 40 коп. больше, чем вла­дельческие, т. е. 1 руб. 14 коп. Эта категория населения получила название государственных крестьян (40-копеечный налог приравни­вался к барщине или оброку).

Жители города, составлявшие 3% населения страны, также были прикреплены к месту уплаты подушной подати. Все ремесленники были обязаны жить в городах и записаться в цехи. Городских жите­лей разделили на две категории: регулярных и нерегулярных граж­дан. В регулярные зачислялись купцы, промышленники и ремеслен­ники. Нерегулярными, или «подлыми», считались горожане, «обре­тающиеся в наймах и черных работах». Суд, сбор налогов и городское благоустройство были переданы городским магистратам, избиравшимся регулярными гражданами. Для руководства магистра­тами в 1721 г. был создан Главный магистрат. Горожане, хотя и подразделялись на отдельные категории, оставались сословными группами феодального общества.

Петр I издал в 1724 г. указ, запрещавший крестьянам уходить от помещиков на заработки без их письменного разрешения. Так было положено начало паспортной системе в России. В том же 1724 г. была проведена попытка искоренить нищенство в России. Всех боль­ных и увечных велено было переписать и направить в богадельни, Устроенные при монастырях, а трудоспособных вернуть на прежнее место жительства.

Так, при Петре сложилась новая структура общества, в которой четко прослеживается сословный принцип, регулируемый государственным законодательством.

Государственное устройство. Рационалистические идеи достиже­ния «общего блага», «государственного интереса» руководили дейст­виями Петра. Если до Полтавской битвы наблюдаются отдельные по­пытки ^преодолеть недостатки старой приказной системы управления страной, то в дальнейшем происходит полная реформа органов цен­тральной и местной власти.

В 1721 г. Петра провозгласили императором, что означало даль­нейшее усиление власти самого царя. «Император Всероссий­ский,—записано в Воинском регламенте,—есть монарх самодержав­ный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не толь­ко за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Еще в 1704 г. был создан Кабинет — личная царская канцелярия.

В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей ее с 1701 г Консилии (Совета) министров был учрежден Сенат. В него вошли девять ближайших Петру I сановников. Сенату предписывалось раз­рабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролиро­вать деятельность администрации. Руководство работой сенаторов было в 1722 г. поручено генерал-прокурору, которого Петр I назы­вал «оком государевым». Сенаторы впервые были приведены к при­сяге, текст которой написал Петр I.

В 1718 - 1721 гг. была преобразована громоздкая и запутанная система приказного управления страной. Вместо полусотни приказов, чьи функции частично совпадали и не имели четких границ, было учреждено первых 10 коллегий. Для них построили специальное зда­ние (ныне его занимает Петербургский университет). Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления: Коллегия ино­странных дел —внешними сношениями, Военная — сухопутными вооруженными силами, Адмиралтейская — флотом, Камер-коллегия - сбором доходов, Штатс-контор-коллегия — расходами государ­ства, Ревизион-коллегия — контролем за исполнением бюджета, Юс­тиц-коллегия — судопроизводством, Вотчинная — дворянским земле­владением, Мануфактур-коллегия — промышленностью, кроме метал­лургической, которой ведала Берг-коллегия, Коммерц-коллегия — торговлей. Фактически на правах коллегии существовал Главный ма­гистрат, ведавший русскими городами. Кроме того, действовали Пре­ображенский приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.

Своеобразной коллегией стал Синод, или Духовная коллегия, уч­режденный в 1721 г. Создание Синода знаменовало еще один шаг на пути подчинения церкви государству. Еще в 1700 г. после смерти патриарха Адриана новый глава церкви не был избран, а был назна­чен местоблюститель патриаршего престола. А в 1721 г. должность патриарха —главы русской церкви была упразднена, практически была отменена тайна исповеди. Наблюдение за деятельностью Сино­да поручалось специальному государственному чиновнику — обер-прокурору. В 1722 г. были утверждены штаты церковнослужителей (на 150 дворов — один священник). Все, кто оказался за штатом, об­лагались подушной податью. Двойная подать была наложена на ста­рообрядцев.

С целью укрепления власти на местах страну в 1708 г. разделили на восемь губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Во главе их стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненных территорий. Каждая губерния занимала огромную тер­риторию и поэтому в свою очередь делилась на провинции. Их было 50. В каждой провинции размещался полк солдат, что давало воз­можность оперативно направлять войска на подавление народных Движений. Провинции, в свою очередь, делились на уезды.

Наши рекомендации