Первобытное общество на территории беларуси 11 страница
Но в мае 1837 г. царские власти напали на след конспирации. Канарский был арестован в окрестностях Вильно. Связанные с Канарским офицеры Виленского гарнизона и избежавшие ареста студенты Медико-хирургической академии пытались освободить арестованных и уничтожить материалы следственной комиссии. Но предательство одного из шляхтичей помешало этим планам. Начались новые аресты.
Следствие над участниками конспирации продолжалось около года. Во время допросов использовались истязания. За 8 месяцев следствия Ф.Савич получил около 12 тыс. ударов нагайками. 31 января 1838 года был объявлен приговор. Ф.Савич был отдан в солдаты на Кавказ без права выслуги в офицеры. К такому же наказанию были приговорены и два его ближайших сподвижника. Остальные были отданы в солдаты, но с правом получения офицерского чина. В феврале 1838 года по приговору суда был расстрелян Ш.Канарский.
После разгрома «Демократического общества» и конспирации Канарского борьба не прекратилась. В той же самой Виленской Медико-хирургической академии появились новые тайные организации, которые возглавил преподаватель Ф.Чернецкий. С этими группами были связаны организации в Минске, группа М.Бокие, организации Я.Богдановича, Ю.Бакшанского, Врублевского и др. В 1840 году все эти общества были раскрыты. 177 студентов академии были арестованы, а академия закрыта.
В 40-е годы Белоруссия, как и другие регионы Российской империи, постепенно начала входить в период разночинно-демократической революционности. Уже в организации Ф.Савича принимали участие не только шляхтичи, но и представители непривилегированных сословий. Разночинная интеллигенция, мелкая шляхта, однодворцы, крестьяне и ремесленники составляли костяк всех революционных организаций, которые действовали в Белоруссии в конце 40-х годов. В это время действовала тайная организация «Союз свободных братьев». Центр его находился в Вильно, а отделения действовали в Минске, Ковно, Гродно, Лиде, Ошмянах, Новогрудке и др. городах. Союз объединял около 200 членов. Его программа была близка к программам тайных обществ предыдущего периода: ликвидация самодержавия, осуществление демократических преобразований, создание независимой Польской демократической республики.
Деятельность «Союза» особенно активизировалась в 1848 году, когда началась революция в странах Европы. На совещаниях членов «Союза» разрабатывались планы подготовки восстания, вооружения «простого народа». Велась пропаганда среди солдат и офицеров русской армии с целью вовлечь их в восстание. Но в 1849 году из-за доноса предателя «Союз» был разгромлен.
В 1848 году имели место волнения в Минской и Слуцкой гимназиях Гимназисты высказывали солидарность с революционными событиями в Европе, не подчинялись администрации. У многих из них была найдена нелегальная литература. В том же году группа офицеров Минского гарнизона во главе с капитаном Алексеем Гусевым отказалась идти в Венгрию на подавление революции. Следственные органы установили, что это был «организованный бунт против царя и властей». Гусев и шесть его товарищей были расстреляны.
Во время революционных событий в Европе отдельными членами революционных организаций предпринимались попытки поднять крестьян на восстания. Так, сморгоньский шляхтич Юлиан Бакшанский, связанный с революционными организациями Вильно, обратился с воззванием к крестьянам, призывая их объединиться с горожанами и солдатами и выступить против панов-угнетателей. Рожденное галицийскими событиями «воззвание к сморгоньским крестьянам» сильно напугало власти. Они сделали все возможное, чтобы сузить его распространение. Автор был арестован и присужден к двенадцати годам каторги. В 1863 году он станет одним из руководителей повстанческого отряда и погибнет в стычке с царскими войсками.
Подводя итоги, следует отметить, что общественно-политическое движение в Белоруссии в первой половине XIX в. было определяющей чертой ее политической жизни и свидетельствовало о глубоком кризисе общества. Вместе с крестьянским движением оно являлось той силой, которая вынудила царизм пойти на отмену крепостного права.
Культура Беларуси в первой половине XIX в.
Культура Беларуси в первой половине XIX века находилась под сильным влиянием польской и в меньшей степени русской культуры. Это объясняется объективными условиями—длительным нахождением Белоруссии в составе Речи Посполитой и непродолжительным — в составе Российской империи. Но правящие круги этих государств вели политику, направленную на денационализацию белорусского этноса. Российские власти в конце XVIII — первой четверти ХIХ веков потворствовали ополяченному местному дворянству, и в этот период процесс полонизации продолжался и даже укрепился. Только после подавления восстания 1830 — 1831 гг. царское правительство начало политику вытеснения польского языка и культуры, насаждения православия и единой русской народности. В результате полонизация сменилась русификацией.
В этих тяжелых условиях хранителями языка и национально-культурных традиций выступало преимущественно крестьянство. Но и среди шляхты до конца не исчезла связь с родной землей, жило, хотя часто и подсознательно, чувство этнической принадлежности, которое проявлялось в так называемом «литовском» патриотизме, «Литва! Отчизна моя...», «Земля новогрудская, край мой родной», — писал гениальный польский поэт Адам Мицкевич, в польскоязычном творчестве которого ярко выступали белорусские языковые и фольклорные традиции. Характерным явлением того времени были тесные польско-белорусские культурные связи, проявляющиеся в творчестве писателей, писавших на двух языках, как это имело место в творчестве Владислава Сырокомли (Л.Кондратовича).
В основе развития культуры лежало народное образование. В первой половине XIX в. в нем произошли значительные изменения. Начало переменам положила эдукационная комиссия, созданная в 70-е годы XVIII века, еще во времена Речи Посполитой. Царское правительство после присоединения белорусских земель к Российской империи сохранило общее направление в развитии народного образования. Только в 1802 году началось проведение школьной реформы. В 1803 г. Главная литовская школа была преобразована в Виленский университет, который являлся учебным и административным центром одноименного учебного округа, в который в этот период входила вся территория Белоруссии, а также Литва и Западная часть Украины.
В соответствии с реформой в каждом учебном округе создавалось несколько типов учебных заведений. Самой низшей ступенью в этой системе были одноклассные приходские училища, предназначенные для детей низших сословий. Изучение общеобразовательных предметов в них не предусматривалось. Учащихся обучали в них только основам земледелия и церковному песнопению. Ступенью выше были уездные 4-классные училища, где изучались польский, латинский, французский и немецкий языки, физико-математические и природоведческие предметы, основы истории, права, логики. Русский язык изучался по желанию учащихся. Среднее образование давали гимназии. Учебный план их был рассчитан на 7 лет и представлял расширенный учебный план уездных училищ. Несмотря на то, что гимназии считались всесословными, в них обучались преимущественно дети чиновников и шляхты.
Кроме вышеназванных учебных заведений, в Белоруссии в первые десятилетия XIX в. существовали школы и училища при католических и униатских монастырях, духовные семинарии. В 1807 г. в Виленском учебном округе действовала духовная семинария, 7 иезуитских коллегиумов, 40 школ при католических монастырях, 8 базилианских школ и несколько школ для девочек при католических монастырях. В 1812 г. полоцкому иезуитскому коллегиуму было предоставлено право академии. Но в 1820 году академия была закрыта в связи с изгнанием из Российской империи иезуитов. В связи с этим и несколько училищ при католических монастырях были преобразованы в гимназии или уездные училища.
В первой четверти XIX века система просвещения в Белоруссии, особенно в западной ее части, работала по-польски. Польский язык являлся основным языком преподавания во всех типах учебных заведений. Учащиеся изучали, в основном, польскую историю и литературу. Это было связано с тем, что царизм искал в лице местной шляхты союзника и сознательно поддерживал полонизацию.
Ситуация начала меняться только после раскрытия в 1823 году тайных обществ в учебных заведениях Виленского учебного округа. С этого времени начало вводиться преподавание русского языка как отдельного предмета, польская история заменяется историей России. М.Н.Новосильцев, ставший куратором Виленского учебного округа, начал предпринимать меры по ослаблению польского влияния и реформированию Виленского университета. Были пересмотрены учебные программы, разработан новый устав университета, созданы университетская и училищная полиции, уволены прогрессивно настроенные преподаватели. Но Виленский университет и после этого не утратил своей роли главного учебного заведения Белоруссии и Литвы. В его состав входили 4 факультета — физико-математический, медицинский, морально-политических наук, литературы и изящных искусств, а также учительская и духовная семинарии. На всех факультетах обучались ежегодно более 1 тыс. человек. В университете имелась прекрасная библиотека, ботанический сад, астрономическая обсерватория, анатомический музей, лаборатории.
Более радикальные изменения в системе образования в Белоруссии произошли после подавления восстания 1830 —1831 гг. В школах преподавание всех предметов было переведено на русский язык, а с 1836 года преподавание польского языка как отдельного предмета было запрещено. Католические и униатские монастырские школы преобразовывались в русские светские гимназии и уездные училища. 1 мая 1832 года указом царя за участие студентов в восстании был закрыт Виленский университет. Продолжали работать только медицинский факультет, который был преобразован в Медико-хирургическую академию, и теологическое отделение морально-правового факультета, на базе которого была создана Римско-католическая духовная академия. Ликвидирован был также Виленский учебный округ, а территория Белоруссии включена в состав Петербургского и Белорусского учебных округов. Выпускникам Виленского университета запрещалось заниматься преподаванием в школах Белоруссии и Литвы. В связи с тем, что остро ощущалась нехватка преподавательских кадров, учителей приглашали из российских губерний, а выпускников местных гимназий направляли в Петербургский и Московский университеты на учебу за казенный счет, после чего они должны были отработать в школах Белорусского учебного округа определенный срок. Предпринималась попытка организовать подготовку русскоязычных преподавателей для приходских школ и подготовительных классов гимназий в Витебской учительской семинарии, открытой в 1834 году. Но она просуще-
ствовала только 5 лет. Недолго просуществовали в Вильно также Медико-хирургическая и духовная академии. После следствия по делу «Демократического общества» в 1840 году Медико-хирургическая академия была закрыта, а духовная академия в 1842 году переведена в Петербург.
Требования времени, прежде всего, развитие экономики, вынуждали местные власти принимать меры по развитию специального образования. С конца 30-х годов при гимназиях были открыты агрономические курсы, а в 1840 году основано Гори-Горецкое земледельческое училище. В 1848 году оно было реорганизовано в земледельческий институт — первое в России высшее сельскохозяйственное учебное заведение. В гимназиях с 4-го класса вводилась также специализация для желающих поступать на военную или государственную службу или продолжать учебу в университете. С 40-х годов стали открываться начальные школы для государственных крестьян, расширяться сеть приходских школ в городах, местечках и деревнях.
К 60-м годам в Белоруссии существовало уже 576 учебных заведений всех типов: 12 средних, 45 неполных средних школ, 45 частных и государственных женских училищ, 21 духовное училище и 453 начальные школы. Обучались в них около 17 тысяч учащихся, что составляло 0,5% всего населения Белоруссии.
Таким образом, несмотря на феодально-крепостническую политику царизма и засилие католического духовенства, просвещение в Белоруссии в первой половине ХГХ в. сделало заметный шаг вперед. Определенное развитие в этот период получили и научные знания. Их развитие было тесно связано с деятельностью Виленского университета и Гори-Горецкого сельскохозяйственного иститута.
Значительных успехов в Виленском университете достигли точные науки. Большой вклад в развитие математики и астрономии внес Ян Снядецкий, который долгое время был ректором университета. Благодаря ему в Вильно была открыта астрономическая обсерватория, а его учебник по сферической тригонометрии считался лучшим в Европе. Брат Яна Снядецкого — Енджей внес огромный вклад в развитие химии и биологии, создав оригинальную научную теорию органических веществ. Существенный вклад в развитие истории медицины и биологии внесли также профессора университета С.Юндил, А.Бекю, Ф.Римкевич, М.Гомолицкий, И.Франк и др.
В области гуманитарных наук в Виленском университете наибольших успехов достигли история и литературоведение. Большое влияние на формирование исторической науки в Белоруссии и Литве в это время оказал профессор университета И.Лелевель (1786 — 1861 гг.). Он создал ряд фундаментальных работ по истории Польши, Литвы, всеобщей истории и вспомогательным историческим дисциплинам. Многие его работы не утратили своей научной ценности и сегодня. И.Лелевель был не только крупным ученым, но и выдающимся общественно-политическим деятелем. Во время работы в Виленском университете он был вдохновителем тайных студенческих обществ, в 1830 — 1831 гг. — одним из руководителей восстания. Находясь в эмиграции после подавления восстания, И.Лелевель был одним из лидеров европейского демократического движения, сподвижником К.Маркса, подписал созданную коммунистами программу «Международного демократического товарищества». Взгляды И.Лелевеля как демократа и революционера нашли отражение в его научных трудах.
Значительный вклад в развитие истории и правоведения внесли также И.Анацевич, Ю.Ярошевич, И.Данилович и другие ученые.
Гори-ГЬрецкий земледельческий институт выделялся довольно высоким уровнем химических и биологических исследований. В 1843 — 1863 гт. здесь работал К.Д.Шмидт — один из родоначальников химической науки в Белоруссии, организатор первой химической лаборатории. В Гори-Горках работал также выдающийся химик и педагог И.Тютчев.
Начавшийся процесс формирования наций, в том числе, белорусской, обусловил рост интереса к прошлому, к культурному наследию белорусского народа. Это вызвало развитие этнографии, фольклористики, краеведения, археологии. Выдающийся вклад в их развитие внесли А.Плятэр, Ю.Немцевич, С.Даленго Ходаковский, Т.Нарбут, А.Киркор, П.Шпилевский, К.Калайдович, братья Е. и К.Тышкевичи и др. исследователи. Особо следует выделить заслуги в этом деле Т.Нарбута, братьев Тышкевичей и П.Шпилевского. Т.Нарбут, выходец из древнего шляхетского рода, выйдя в отставку, долгое время жил в своем родовом имении Шавры Лидского уезда. Здесь он увлекся историей и краеведением. Крупнейшей работой историка-энтузиаста стала 9-томная «История литовского народа», в которой автор широко использовал белорусско-литовские и польские летописи, многочисленные архивные источники. Кроме исторических исследований, Т.Нарбут занимался сбором белорусского фольклора и этнографического материала.
Братья Е. и К.Тышкевичи внесли большой вклад в развитие белорусского музееведения. Ефстафий Тышкевич основал в 1855 г. в Вильно первый в Литве и Белоруссии историко-археологический музей, которому подарил лично собранные коллекции документов и археологические материалы. При музее действовала Виленская археографическая комиссия, которая занималась сбором и изданием исторических документов. Она внесла большой вклад в развитие исторической науки в Белоруссии, но была закрыта в 1865 году по распоряжению Н.Н.Муравьева. Константин Тышкевич большую часть своей жизни провел в Лагойске. Там он создал музей древностей, собрал большой архив древних рукописей, коллекцию художественных произведений и богатую биб-
лиотеку. Занимался также археологическими исследованиями: лично изучил более 200 курганов и городнищ, составил топографические планы замков и древних поселений. Среди опубликованных работ К. Тышкевича следует отметить его труд «Виляя и ее берега», написанный по материалам организованной им в 1856 году краеведческой и этнографической экспедиции.
П.Шпилевский создал цикл беллетризированных очерков «Путешествие по Полесью и белорусскому краю» и «Белоруссия в харакеристических описаниях и фантастических ее сказках». Они и сегодня не утратили своей ценности в качестве первоисточников по истории, этнографии и фольклористике белорусского народа.
Отличительной чертой культурной жизни Белоруссии первой половины XIX века было развитие литературы и журналистики. В литературе в конце XVIII — первом десятилетии XIX веков важнейшим направлением был классицизм. Он соответствовал идеалам просвещения и оказывал значительное влияние на литературное творчество писателей и поэтов. Во втором десятилетии начали проявляться ростки нового литературного направления — романтизма. Наиболее сильно он проявился в творчестве молодых писателей и поэтов, связанных с Виленским университетом, — А.Мицкевича, Я.Чечота, А.Одинца, Т.Зана и др.
Крупнейшим поэтом Белоруссии первой половины ХIХ века был Адам Мицкевич (1798 —1855 гг.). Он родился на хуторе Зао-сье недалеко от Новогрудка в семье шляхтича. После окончания Новогрудской доминиканской гимназии учился в Виленском университете. За участие в тайных студенческих обществах был выслан в Россию. В 1829 году после нескольких лет, проведенных в Одессе, Петербурге и Москве, А.Мицкевич эмигрировал за границу, жил в Лозанне и Париже, активно участвовал в национально-освободительном движении. В 1848 году поэт организовал польский легион для поддержки итальянских карбонариев, а в следующем году начал издавать в Париже газету «Трибуна народа». Умер А.Мицкевич в Константинополе. Тело его было перевезено в Париж, а в 1890 году он был перезахоронен в Кракове.
В произведениях Адама Мицкевича тема Белоруссии занимает центральное место. В своих ранних произведениях и крупнейших поэмах «Дзяды», «Пан Тадеуш», « Гражина» и др. Мицкевич использовал темы и образы, связанные с белорусским фольклором, с белорусской историей и обычаями белорусского народа. Исследователи творчества А.Мицкевича отмечают, что его литературный язык формировался под влиянием языка белорусского народа, поэтики белорусской песни. Есть сведения, что Мицкевич пробовал писать и на белорусском языке. К сожалению, эти его стихотворения не сохранились.
Творчество Адама Мицкевича оказало большое влияние на развитие литературы Белоруссии. Под его непосредственным влиянием начинали литературную деятельность Я.Барщевский, А.Рыпинский, В.Сырокомля и др. писатели и поэты.
В 20 — 30-е годы расцвел поэтический талант «белорусского Роберта Бернса» — Павлюка Багрима (1812 — 1891 гг.), от творческого наследия которого до нас, к сожалению, дошло только одно стихотворение «Заиграй, заиграй, хлопче малый». Судьба крестьянского поэта — самородка сложилась трагически. Из-за подозрения в подстрекательстве крестьян деревни Крошин, где жил Багрим, к восстанию против властей поэт был сдан в солдаты. Тетради с его стихами, конфискованные жандармами во время следствия, погибли.
В 40 — 50-е годы в литературу Белоруссии пришли новые имена, появились первые произведения критического реализма. Наиболее крупными представителями демократического направления в литературе того временми были В.Сырокомля, В.Дунин-Марцинкевич, А.Вериго-Даревский, Р.Подбереский и др. Самый крупный вклад в развитие белорусской литературы в это время внес талантливейший писатель, поэт и драматург Викентий Дунин-Марцинкевич (1807 — 1884 г.). Писатель родился в фольварке Панюшкевичи около Бобруйска, учился в Бобруйском уездном училище, а затем, по всей вероятности, на медицинском факультете Виленского университета. Некоторое время он работал в различных учреждениях г. Минска, а после жил в фольварке Люцинка около Ивенца. Первыми литературными произведениями писателя были пьесы «Рекрутский еврейский набор», «Соревнование музыкантов», «Чудодейственная вода». Эти пьесы, написанные на польском языке, в содружестве с местными музыкантами С.Манюшкой и К.Крыжановским были поставлены на минской сцене. В 1846 году Дунин-Марцинкевич издал в Вильно пьесу «Крестьянка», где впервые в монологах и диалогах прозвучал живой белорусский разговорный язык. Эта пьеса, несмотря на запрещение цензуры, в 1852 году была поставлена на минской сцене специально созданной любительской труппой Дунина-Марцинкевича.
В 50-е годы В.Дунин-Марцинкевич создал ряд стихотворных рассказов, повестей, баллад, занимался переводческой деятельностью. Среди произведений, созданных в это время, следует выделить «Вечерницы», «Гопон», «Халимон на коронации», «Купа-лье», «Щеровские дожинки» и др. В своих произведениях В.Дунин-Марцинкевич стремился показать жизнь белорусского крестьянина, народную мораль, мировосприятие простого человека. Писатель широко использовал белорусский фольклор, этнографический материал, но в соответствии с сентиментальным направлением в литературе идеализировал взаимоотношения в белорусской деревне, проповедовал идеи классового мира.
Знаменательным явлением литературной жизни 40 — 50-х годов было создание целого ряда анонимных произведений, имеющих социальную и политическую направленность. Это «Гуторка Данилы со Степаном», «Вот теперь какой люд стал», «Весна гола удалась» и др. Но самым большим литературным событием этого
времени были анонимные поэмы «Энеида наизнанку» и «Тарас на Парнасе». Авторы их еще точно не установлены, но произведения знали многие наизусть.
Значительную роль в литературной жизни Белоруссии этого времени играли литературные журналы. Наиболее популярными из них были «Атенеум» Ю.Крашевского, «Рочник литерацкий», «Поментник науково-литэрацкий» и др.
В первой половине XIX века появились и первые публичные библиотеки.
В это время массовыми видами искусства стали музыка и театр. В первые десятилетия ХIХ века крепостные театры начали прекращать свою деятельность, а основной формой театральной жизни становятся театры частной антрепризы. Как правило, они носили объездной характер, свою постоянную базу имели в губернских или крупных уездных городах и время от времени предпринимали турне по окрестным городам и местечкам, выступали на крупных ярмарках, в имениях богатых феодалов. Постоянные театральные коллективы имелись только в крупных городах, таких, как Вильно, Минск, Гродно. Их возглавляли опытные антрепренеры — Матвей Кожинский, Соломея Дешнер, Доменик Моравский и др.
Накануне войны 1812 года в Белоруссии получил распространение любительский театр. Любительские представления давались чаще всего местными шляхтичами и интеллигенцией. Вместе с любителями в них часто выступали профессиональные актеры.
В середине 40-х годов в Белоруссии была проведена театральная реформа. Она ставила цель упорядочить театральную жизнь и перевести ее под надзор местных властей, содействовать переводу театральных представлений на русский язык, который до этого времени очень редко звучал с театральных подмостков. Реформа предусматривала также создание в губернских городах театральных дирекций, которые бы руководили театральной жизнью в губерниях. В состав дирекций вводились лица, назначаемые властями, и избранные представители от местной шляхты. Эти меры привели к тому, что русский язык и русская драматургия в 40-е годы уже заняли ведущее место в театральных постановках в Белоруссии.
В это время произошла и переориентация культурных связей, вызванная интересом местных жителей к русской культуре. Из произведений русской драматургии, получивших распространение на театральных сценах Белоруссии в это время, следует назвать «Ревизор» Н.В.Гоголя, пьесы Д.Ленского, Н.Некрасова, П.Коротыгина, А.Островского и др. Нередкими в это время в Белоруссии были также постановки пьес украинских драматургов «Наталка-Полтавка» и «Солдат-волшебник» И.Котляревского и «Шельменко-денщик» Р.Квитко-Основьяненко.
Значительным событием в театральной жизни Белоруссии середины ХГХ века было возникновение первой белорусской театральнойтруппы В.Дунина-Марпинкевича, созданнойв 1852 году для постановки пьесы «Крестьянка». Она насчитывала более 20 человек. В нее входили сам писатель и две его дочери.
Театральная жизнь Белоруссии в первой половине ХIХ века не исчерпывалась только постановками местных трупп. Часто приезжали с гастролями театральные коллективы из России, Украины, Польши или отдельные оркестры-гастролеры, чтобы выступить с местными труппами.
С театром было тесно связано музыкальное искусство. Музыка звучала в салонах местной шляхты, ее преподавали в учебных заведениях, проводились сольные и оркестровые концерты, музыкальные спектакли.
В Белоруссии хорошо знали произведения западноевропейских композиторов, пользовались популярностью и композиции местных музыкантов. Среди композиторов, живших и работавших в Белоруссии в первой половине ХIХ века, наиболее известными были Михаил Клеафас Огинский, Станислав Монюшко, Д.Стефанович, Ф.Милодовский и др.
Михаил Клеафас Огинский (1765 — 1833 гг.) был выходцем из семьи крупных магнатов и известен не только как выдающийся композитор и исполнитель, но и как крупный политический и общественный деятель. Его предки традиционно занимали высшие государственные должности в Великом княжестве Литовском. И Михаил Клеафас рано начал дипломатическую карьеру, был послом в Австрии и Пруссии. Когда началось восстание под руководством Т.Костюшки, он вернулся на родину и возглавил вооруженные силы Великого княжества Литовского. После поражения восстания Огинский вынужден был эмигрировать. Он жил в Париже, Венеции, Константинополе, Яссах. После амнистии композитор вернулся на родину, жил в своем имении Залесье около Сморгони. Накануне войны 1812 г. Огинский поступил на государственную службу, был назначен сенатором. В 1822 году он выехал за границу, где и провел свои последние годы жизни.
Михаил Клеафас Огинский рано начал свою композиторскую деятельность. Часть его произведений, к сожалению, не дошла до нас. Сегодня нам известны 60 его музыкальных композиций: 4 вальса, 4 марша, 3 мазурки, несколько менуэтов, романсов, песен и более 20 полонезов. Наиболее популярным произведением композитора, жемчужиной его творчества является полонез «Прощание с Родиной», написанный в Залесье. М.К.Огинский оставил и богатое литературное наследие — 4-томные мемуары и трактат «Письма о музыке». Музыка М.К. Огинского входит в культурную сокровищницу трех народов — польского, белорусского и литовского, мелос которых вдохновлял композитора.
Творчество Станислава Монюшко (1819 —1872 гг.) также связано с музыкальными традициями трех народов. Родился будущий композитор в фольварке Убель, недалеко от Минска. В 1830 г. семья Монюшко переехала в Минск, где Станислав учился в гимназии, брал уроки музыки у известного музыканта и педагога Доминика Стефановича. В дальнейшем Монюшко учился в Вильно, откуда часто приезжал в Минск, ко многим друзьям. Одним
из них был В.Дунин-Марцинкевич. В содружестве с ним в это время С.Монюшко создал свои первые небольшие оперы и музыку для театральных представлений. Это были музыка к пьесам «Рекрутский еврейский набор» и «Крестьянка» В.Дунина-Марцинкевича, «Каспер Хаузер» Анисе Буржуа, комедия-опера «Последняя варшавская лотерея» и др.
Некоторое время С.Монюшко работал дирижером театрального оркестра в Вильно. Здесь впервые было поставлено крупнейшее произведение композитора — опера «Галька», написанная им на основе народного мелоса.
В 1858 году С.Манюшко переехал в Варшаву, где работал дирижером и директором оперного театра, а с 1864 года — профессором музыкального института. В варшавский период жизни он регулярно присылал в Минск Д.Стефановичу свои музыкальные произведения, помог приобрести музыкальное образование дочери В.Дунина-Марцинкевича Камиле и скрипачке Б.Кригер, содействовал публикации произведений Ф.Милодовского, рецензировал музыкальные труды своих земляков.
Известными музыкантами и композиторами были минчане Флориан Миладовский и Доминик Стефанович. Первый из них был учеником Мендельсона. Его перу принадлежит ряд инструментальных произведений, широко известных в Европе. Доминик Стефанович известен как театральный дирижер и учитель С.Монюшко. С Минском связана также жизнь и творчество Михаила Ельского — композитора и музыканта, автора многих популярных танцев и инструментальных миниатюр.
В Белоруссии в это время жил и работал Антон Абрамович — автор музыкальной поэмы «Белорусская свадьба» и составитель пособия игры на фортепиано.
В первой половине ХIХ ст. в связи с экономическим подъемом началась активизация строительной деятельности: велась регулярная застройка городов, строились банки, учебные заведения, больницы, многочисленные общественные здания, постепенно складывался новый тип городских поселений, формировался новый архитектурный стиль — классицизм. Особенно активно в это время велось упорядочение застройки губернских и уездных городов — выпрямлялись улицы, расширялись площади, укрупнялись кварталы и т.д. Строительство по специальным архитектурным планам являлось новым словом в архитектуре и определяло развитие градостроительства на многие десятилетия.
В это время впервые возникли типовые проекты гражданских и жилых зданий. Возникновение типовых проектов решало проблему недостатка архитектурных кадров при массовой застройке городов и местечек.