Объем дисциплины и виды учебной работы. Учебно-методический комплекс
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Учебно-методический комплекс
для студентов очной формы обучения
Направление подготовки 030900.62 (Юриспруденция)
квалификация – «бакалавр»
НИЖНИЙ НОВГОРОД
Автор(ы):
Сапожников С.М., кандидат юридических наук, доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин Приволжского филиала ФГБОУ ВПО «РАП».
Булатецкий О.Ю., кандидат юридических наук, доцент кафедры истории права и государства ФГБОУ ВПО «РАП».
Рецензенты:
Демичев А.А., д.ю.н., профессор, профессор кафедры гражданского права и процесса Нижегородской академии МВД России
Ханин СВ., к.и.н., доцент кафедры теории и истории государства и права Нижегородской академии МВД России.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация – «бакалавр).
Одобрен на заседании кафедры общетеоретических правовых дисциплин Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» Приволжского филиала (протокол № 2 от 24 октября 2013 г.).
Утвержден Учебно-методическим советом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» Приволжского филиала (протокол № 3 от 14 ноября 2013 г.).
© ПФ ФГБОУВПО «РАП», 2013.
© Сапожников С.М., Булатецкий О.Ю., 2013.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.......................................................................................................... 4
Объем дисциплины и виды учебной работы................................................. 7
Тематический план.......................................................................................... 8
Программа курса............................................................................................ 9
Тематический план семинарских (практических) занятий.......................... 18
Планы семинарских (практических) занятий............................................... 20
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов.......................................................................................... 60
Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля............ 82
Литература.................................................................................................. 109
Вопросы для подготовки к экзамену......................................................... 113
Приложение 1. Примерная тематика контрольных заданий.................... 117
Приложение 2. Примерная тематика курсовых работ.............................. 119
Введение
История государства и права зарубежных стран является одной из базовых научных дисциплин общеправового цикла и составляет наряду с теорией государства и права, историей государства и права России и другими правовыми науками - фундамент современного юридического знания. Так как дисциплина является элементом юридической науки, то ее знание необходима приполучении высшего юридического образования.
ЦЕЛЬЮ ДИСЦИПЛИНЫ – является изучение государственного строя, правовых отношений и судебной системы зарубежных государств с древнейших времен до наших дней. Знание государственно-правовой истории существенно расширяет кругозор и культуру будущего юриста.
Учебная дисциплина позволяет познать закономерные процессы эволюции важнейших элементов цивилизации - государства и права. Механизмы государственно-правовых систем прошлого действуют с теми или иными изменениями и в настоящем, что помогает анализировать и современные государственно-правовые реалии.
Изучение курса «Истории государства и права зарубежных стран» в комплексе с другими историко-правовыми дисциплинами служит наиболее полному освоению богатейшего теоретического арсенала юридической науки, того категориального аппарата, без знания которого невозможно понимание и других, в том числе и отраслевых, юридических дисциплин.
ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ - выявить объективные закономерности возникновения и этапы формирования рабовладельческого государства, права, судебной системы и общественных структур на примерах Древнего Востока и Античного мира. Проследить историю развития средневековых государств, эволюцию правовых и судебных систем современности. Объяснить причины буржуазных революций их влияние на развитие государственных институтов, права и суда. Показать, как оформлялся конституционный строй, какие этапы он прошел в своем развитии.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ – Дисциплина «История государства и права зарубежных стран» рассчитана на изучение ее в течение семестра. Программа предусматривает лекции и семинарские занятия, а также самостоятельную работу, которая предполагает самостоятельное освоение историко-правового материала (учебников, монографий, научных статей), изучение источников права, опубликованных в специальных хрестоматиях.
Спецификой преподавания и изучения курса в Российской академии правосудия является более углубленное изучение судебно-правовой системы зарубежных государств во все периоды их исторического развития.
В процессе обучения студенты должны усвоить историю возникновения, развития и функционирования государственных и судебно-правовых систем зарубежных стран, особенности законодательства в различных общественно-экономических формациях, научиться использовать эти знания для анализа современных исторических процессов и правовых явлений.
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») закреплены компетенции, которыми студент будет обладать в результате освоения учебной дисциплины.
Общекультурные компетенции (ОК):
· осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
· способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
· способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
· обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
· имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
· стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
· способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
· способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
Профессиональные компетенции (ПК):
в нормотворческой деятельности:
· способен участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
· в правоприменительной деятельности:
· способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
· способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
· способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
· способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
· способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
· владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
· готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
· способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
· способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
· способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
· способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
· способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности:
· готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
· способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
· способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
в педагогической деятельности:
· способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
· способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
· способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
В результате изучения дисциплины студенты должны - отчетливо представлять себе причины образования государства и права народов на различных стадиях развития человечества, уметь выражать и обосновывать, в том числе, свои собственные взгляды и мысли;
Знать историю возникновения и развития государства и права в конкретных исторических условиях;
Иметь четкое представление об устройстве рабовладельческих, феодальных и буржуазных государств, формах правления, государственном и общественного устройства, системе права;
Владеть навыками самостоятельного мышления и ориентации в законодательных источниках других государств.
Уметь делать обобщающие выводы, аналитические заключения и рекомендации.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество зачетных единиц и часов по формам обучения |
Зачетные единицы – общая трудоемкость | 6 з.е. – 216 |
Всего аудиторных занятий из них: | |
Лекции | |
Семинарские (практические)занятия | |
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС | |
Форма итогового контроля | Экзамен |
Тематический план
(разделы дисциплины, темы занятий, количество зачетных единиц и часов) для студентов очной формы обучения факультета подготовки специалистов для судебной системы (юридический факультет)
№ п/п | Разделы (темы) дисциплины | Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану) | ||
Лекции | Семинары | С/р | ||
Предмет, методы, цели, задачи и периодизация курса. Государство и право Древнего Востока. Государство и право Древней Греции и Рима. | 8[1] (Доклады, семинар-диспут, решение практических задач, учебная ролевая игра) | |||
Особенности развития средневекового государства и институтов феодального права. Государство и право франков. | (Доклады, семинар-дискуссия, решение практических задач) | |||
Государство и право Византии | (Доклады, семинар-дискуссия) | |||
Государство и право феодальной Европы | (Доклады, семинар-дискуссия, решение практических задач) | |||
Государство и право в странах средневекового Востока (Индия, Китай, Япония) | (Доклады, семинар-дискуссия) | |||
Государство и право Арабского Халифата. Развитие мусульманского права в средние века | (Доклады, семинар-дискуссия) | |||
Государственно-правовая и судебная система стран Европы в новое и новейшее время. | (Доклады, семинар-дискуссия) | |||
Государственно-правовая и судебная система стран Америки в новое и новейшее время. | (Доклады, семинар-дискуссия) | |||
Государственно-правовая и судебная система Японии и Китая в новое и новейшее время | (Доклады, семинар-дискуссия) | |||
Всего по учебному курсу: | ||||
Форма контроля: экзамен |
ПРОГРАММА КУРСА