Тема 4. государство и право древнего рима
Форма интерактивного семинарского занятия – семинар дискуссия, решение практических задач.
Продолжительность занятия – 2 часа.
Цель занятия:
Приступая к изучению этой темы, студенты обязаны тщательно рассмотреть основные черты античного общества, понять причины их обусловившие. Знать периодизацию древнеримского государства и факторы, влиявшие на смены форм правления. Уметь объяснить структуру органов государственной власти в различные периоды.
Из всех правовых систем античного мира наибольшее значение имело римское право. Студенты должны понять структуру цивильного (гражданского) и естественного права, уяснить принципы уголовного права на примере древнейшего законодательного памятника - Законов XII таблиц.
Терминологическое задание:записать в личный юридический словарь и усвоить следующие термины и понятия: «агнаты», «агер публикус», «деликт», «диктатор», «доминат», «император», «квесторы», «клиентела», «кодекс», «комиции», «консулы», «курия», «магистратура», «манципация», «сервитут», «узуфрукт», «нексум», «вендикация», «патриции», «патрон», «перегрины», «плебеи», «принципат», «сенат», «цензоры», «эдилы».
ПЛАН:
1. Формирование и развитие государственности Древнего Рима. Социальная структура и высшие органы власти.
2. Виды гражданского судопроизводства: легисакционный, формулярный, экстраординарный.
3. Законы XII таблиц. Особенности уголовного права и процесса.
4. Законы XII таблиц. Вещное и обязательственное право.
5. Законы XII таблиц. Брачно-семейное право. Наследственное право.
ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ
1. Становление римского полиса.
2. Борьба патрициев и плебеев в Риме.
3. Государственная организация принципата.
4. Система управления при доминате.
5. Преторская юстиция.
6. Уголовная юстиция и уголовное право в Древнем Риме.
Законы XII таблиц: практические задачи:
Задача № 1.
Женщина заключила брак Sine manu (сине ману) с мужчиной гражданином Рима. В течение года она проживала в доме мужа, ни на день не отлучаясь даже к родителям. По истечении годичного срока она тяжело заболела, и месяц пролежала в постели, соблюдая строгий постельный режим.
Изменится ли что-то в жизни женщины после выздоровления?
Задача № 2.
В результате тяжелой болезни очень богатый гражданин Рима впал в безумие и стал расточительно тратить принадлежащие ему богатства на женщину, с которой находился в сожительстве. Его родственники, обеспокоенные таким положением дел, обратились к ней, требуя оставить его в покое. В ответ она сказала, что отношение с этим мужчиной это ее дело и родственники не должны вмешиваться в их личную жизнь.
Кто прав в данной ситуации? Какое решение принял бы суд, если кто-то из сторон обратился с иском?
Задача № 3.
Человек получил в наследство после смерти брата дом и часть имущества. На требование кредиторов брата о выплате части долгов он заявил: «… это долги брата и я к ним никакого отношения не имею».
Как вы разрешите сложившуюся ситуацию? Должен был платить наследник по долгам умершего или нет?
Задача № 4.
Объезжая на вьючном осле большую лужу разлившуюся на грунтовой дороге, торговец заехал на чужой придорожный участок и испортил несколько виноградных лоз. Хозяин виноградника обратился с иском в суд.
Какое наказание ждало хозяина осла?
Задача №5.
Позавидовав хозяину дома, который собрал урожая больше чем он, завистливый сосед поджег его скирды хлеба сложенные у дома, однако был замечен и доставлен в суд.
Какое наказание ждало соседа, за преднамеренный поджег скирд хлеба? Какое наказание ждало соседа, если бы он сумел доказать, что пожар произошел по неосторожности?
Задача № 6.
Коза из-за недосмотра хозяина зашла в соседний двор и частично съела, а частично потоптала урожай. Сосед обратился в суд.
Какое решение должен принять судья?
Задача № 7.
Ночью мальчик проник на чужое поле и стал собирать овощи, чтобы поесть. Он был замечен хозяином поля, пойман и отведен к претору.
Какое наказание определит претор мальчику?
Задача № 8.
При рассмотрении спорного дела в суде, судья, разобрав детали дела, принял решение в пользу одной из сторон. Как оказалось в последствии, им было принято денежное вознаграждение.
Какое наказание ждало судью?
Задача № 9.
При обыске в доме подозреваемого была найдена украденная вещь. В ответ на предъявленные обвинения он заявил, что золотая брошь была подброшена ему обыскивающим. По его мнению, он спрятал и пронес в дом ее в плаще, в котором производил обыск.
Какое решение должно быть принято в данном случае? Ответ обоснуйте.
Задача №10.
Не желая, чтобы один из кандидатов в магистраты выиграл выборы, его противник сложил и распевал песню о своем конкуренте. Сопернику это не понравилось, и он обратился в суд, требуя наказать автора песни. Он мотивировал свое обвинение тем, что в словах песни содержались слова, позорящие его как гражданина.
Ждало ли автора песни наказание, если эти сведения подтвердились? Если ждало, то, какое?
Литература
Основная
Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., 2004.*
История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенниниковой. Ч. 1 - М., 2006.*
Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Т. 1 – М.,2010.
Источники права
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 1. «Древний мир и средние века» / Составитель: д.ю.н., профессор Н.А. Крашенникова. М., 2009. *
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. / Составитель: В.Н. Садиков. М., 2007. *
Дополнительная
Батыр К.И. История государства и права зарубежных стран. М., 2010.*
Гай. Институции. Пер. с латинского Ф. Дыдынского. Под ред. В.А.Савельева, Л.Л. Кофанова. М.1997.
Галай Ю.Г. Словарь определений историко-правовых понятий. Нижний Новгород, 2001.
Игнатенко А.В. Древний Рим: от военной демократии к военной диктатуре (историко-правовые исследования). Свердловск. 1988.
Ковалев С.И. История Рима. – СПб.: 2003.
Покровский Н.А. История римского права. М.1998.
Тит Ливий История Рима с основания города. ТЛ.М.,1989; Т.2. М.,1991;Т.3.М,1993.
Утченко С.А. Кризис и падение Римской республики. М.,1985.