И политическая культура: идеологическое обеспечение отношений властвования 4 страница
спектакля содержатся некая новая информация или какие-то конкретные предложения, к слову сказать тоже «закутанные» во множество клишированных выражений.
Такому характеру выступлений соответствует и существующее в политической культуре народа мерина разделение речи на бытовую, свободную — ресака (ее обозначают еще и как «повседневную», или «простую») — и речь церемониальную — кабари. Кабари пользуются лишь в определенных, так сказать, формализованных ситуациях, и отличительной особенностью этой речевой манеры служит прежде всего требование выражать свою мысль сколь возможно более косвенным путем, главным образом намеками. И соответственно существует достаточно стандартизованный набор стилистических фигур и приемов, употребляемых в кабари. Важность этой последней вполне очевидна, если учесть, что все выступления по сколько-нибудь значительным для данного коллектива поводам, связанным с появлением властных отношений, идут на кабари.
Могут возразить: пример малагасийцев не слишком характерен, так как речь идет, собственно, о «политике» на локальном, чаще всего деревенском, уровне, и, таким образом, ссылки на этот пример нарушают условие, сформулированное в предыдущей главе: потестарные и политические отношения начинаются с общинного уровня. Нужно, однако, принять во внимание, что современные образцы «политических речей» на Мадагаскаре, в сущности, сохраняют нам те формы действительного политического регулирования отношений внутри общин и между общинами и королевской властью в доколониальное время, которые были нормальной социальной практикой, иначе говоря, показывают исследователю, «как это делалось».
При этом стандартизованная стилистика церемониальной речи отнюдь не ограничивается мерина. Можно вообще отметить некоторые типические черты такой речи, распространенные от Мадагаскара до Тикопиа и от Бали до Тонга. Сюда относятся: сознательное применение определенного стилистического стандарта; четко ограниченная лексика; исключение некоторых синтаксических форм; аргументация на базе ограниченного числа источников типа пословиц; наконец, строго фиксируемые громкость речи, ее интонационный рисунок и т. п.76. Можно также подчеркнуть и то, что формализацию церемониальной речи как неотъемлемый признак традиционного «чистого типа» общества, по его классификации, отмечал еще М. Вебер 77.
Но одновременно с этим разные аспекты церемониальной речи стабилизируют и обосновывают существующий порядок и, так сказать, косвенным путем. Тут надо в первую очередь назвать различие в праве доступа к слову на том или ином торжественном сборище, идет ли речь о старшинстве между членами отдельной кровнородственной группы или о старшинстве между более крупными общностями типа клана или даже племени. Но могут быть применяемы и более тонкие средства.
Р. Ферс описывает публичную речь одного из тикопийских вождей во время фоно — собрания жителей острова, посвященного в данном случае подготовке встречи с окружным комиссаром правительства. Сама по себе процедура этого конкретного фоно была несколько необычной: как правило, вожди-арики лично не держат речь на такого рода сборищах, а делают это устами специальных сановников — «носителей речи». В описываемом случае такой сановник выступал лишь с преамбулой к речи вождя, причем она заслуживает быть воспроизведенной хотя бы частично: «Эта земля — земля вождей; что бы они нам ни сказали, следуйте этому!.. Что бы нам ни сказали пойти и сделать, пойдем и сделаем это». Здесь идеологическое обоснование необходимости повиновения вождям предстает перед нами, так сказать, в самом прямом и откровенном виде. Но далее следует речь самого вождя Тафуа, и заканчивается она весьма характерной формулой: «Если вы хорошо слышали, исполняйте; если вы слышите плохо, исполняйте!» По этому поводу Р. Ферс замечает: «Иными словами, думайте что хотите, по делайте все, что говорят вожди!»78.
Дело, впрочем, не ограничивается использованием церемониальной речи и соответствующей организацией собраний, на которых такую речь употребляли. Слово, как известно, и само по себе рассматривается в качестве носителя некоей магической силы. Поэтому владение словом всегда было одним из важнейших атрибутов фигуры правителя, вождя. Это можно проследить, например, на той роли, которую играет вождь во время ритуала пилу-пилу — церемонии, во время которой подтверждаются мировой порядок и структура и благополучие общества в целом, во всех его аспектах, — на Новой Каледонии. Здесь вождь выступает именно в роли «обладателя слова» в противовес ритуальным «хозяевам земли»: мощь первого, орокау, заключена в слове, ибо он повелевает, тогда как второй, каву, связан через землю с космическим порядком. Но такое противостояние сочетается с необходимостью единения: диалектическое единство слова и земли обеспечивает нормальное развитие общества 79.
В принципе такую же идеологическую концепцию (или, во всяком случае, близкую к ней) можно предположить и в ритуале других народов, в частности в не раз уже упоминавшемся в этой главе инчвала у свази, где, как и на Новой Каледонии, он в значительной мере предстает праздником первых плодов. Но даже при отсутствии этого элемента ритуал совместной трапезы с правителем может сопровождаться церемониальной беседой и обменом дарами, в свою очередь символизирующими существующий порядок и направленными на его дальнейшее упрочение и увековечение.
Так, у гонджа Ганы обмен дарами между участниками ритуальной трапезы, сопровождающейся церемониальной беседой, подтверждает различия в ранге и статусе между участниками
обмена, а у мампруси раздача правителем-наба орехов кола следует по раз и навсегда установленному порядку старшинства магической сущности власти — наам,— которой обладают участники трапезы. Сопровождающая же раздачу орехов церемониальная беседа, подчинявшаяся строгим правилам, служит помимо всего еще и важным источником информации для правителя о положении дел в стране80.
Так же обстояло дело и у ньоро, где «питье молока» вместе с мукамой (в колониальное время это было заменено дарением кофейных бобов) служило необходимой формой ритуала делегирования махано нижестоящему правителю. В таком смысле оказывается вполне справедливым определение ритуала, принадлежащее Э. Личу: «Тот аспект обыденного поведения, который утверждает представления об иерархических отношениях между людьми»81. У тех же гонджа, например, специальный ритуал дважды в неделю подчеркивает и демонстрирует признание власти вождя и повиновение ей на всех уровнях — от верховного правителя княжества Гонджа до деревенского старосты. При этом вождь помещается выше своих подданных, над ними82.
7. Если попытаться в заключение оценить эффективность разных видов ритуального выражения идеологической основы власти, то, по-видимому, придется прежде всего обратить внимание на зависимость такой эффективности от конкретной исторической обстановки, а главное — от уровня социально-экономического развития данного конкретного общества. Это может показаться азбучной истиной, но, пожалуй, стоит к ней обратиться, коль скоро за нею стоит достаточно существенная методологическая проблема. Проблема эта заключается в том, какими видеть цели власти и ее носителей при отправлении того или иного ритуала. В особенности сказанное относится к ритуальному или ритуализованному конфликту. Для британских политантропологов, в первую очередь для М. Глакмэна, который первым занялся серьезным изучением такого конфликта и создал классификацию его^форм83, речь шла в самом общем виде о попытке восстановить равновесие общественой структуры. Но, во-первых, такое равновесие может быть только динамическим (даже если африканские традиционные правители и стремились к восстановлению статичных форм общества). А это означает, что «восстановленный» прежний порядок оказывается таковым лишь формально, в то время как противоречия объективного характера продолжают накапливаться, порождая неизбежность дальнейшего углубления конфликтных ситуаций. Во-вторых, для британских исследователей все виды такого конфликта представлялись в принципе равноценными, никакой из них не рассматривался в качестве решающего, а это, конечно, не соответствует исторической реальности. Впрочем, в последние годы в западной науке стали раздаваться возражения и против то-то, чтобы трактовать ритуальный конфликт по М. Глакмэну
как средство массовой эффективной психотерапии, поскольку он не сопровождается катарсисом 84.
Пожалуй, более действенным средством ускорения объективного процесса превращения общества потестарного в общество политическое, чем все прочие, оказывалась сакрализация фигуры верховного правителя. Она создала, можно сказать, решающий прецедент: власть, стоящую над народом. Именно поэтому, видимо, ведущая тенденция в становлении сакральной власти была направлена, во-первых, как уже говорилось, в сторону превращения ее в универсальное явление (в раннеполитических структурах), а, во-вторых, внутри самого процесса сакрализации наблюдалась определенная эволюция от правителя просто сакрального, т. е. обладающего лишь преимущественными возможностями связи с предками и со сверхъестественным миром и вытекающими из такой связи способностями, к обожествленному царю. Речь шла о все большем отделении от народа публичной власти и возвышении ее над обществом, и потому фигура обожествленного правителя в принципе могла появиться только уже в классовом обществе (степень его «классовости» в данном случае уже не играла решающей роли). Такую разницу между «просто сакральным» и обожествленным правителями можно хорошо проследить, скажем, на материалах Центральной и Южной Америки. Вот как формулирует эту разницу Ю. В. Кнорозов, рассматривая институт обожествленного наследственного правителя у майя: «Земной владыка, вместо того, чтобы передавать власть (по истечении ранее установленного срока.— Л. К.), получает от очередного бога инвеституру на правление»85. Еще удачнее выразил разницу между сакральным и обожествленным правителем М. Годелъе, заметивший, что Инка, сын Солнца, больше не представитель людей перед богом, но представляет богов в мире людей»86.
Сакрализация власти непосредственно сопряжена с использованием мифа в качестве инструмента объяснения мира и в то же время легитимации существующего в обществе порядка отправления власти и его обоснования. В этом смысле мифология неразрывно связана с генеалогией, в частности еще и потому, что миф нередко дает объяснение и обоснование неравенству отдельных общественных групп в рамках данной структуры. Как примеры такого обоснования можно назвать случаи, когда господствующая группа, обычно этническая, предстает в собственных мифах в роли своего рода культурного героя, принесше-го в занимаемые ею ныне области важнейшие элементы культуры— культурные растения, животных, огонь и т. д. Обычно такие мифологические представления находили непосредственное выражение в символике ритуала утверждения у власти новых правителей. Не случайно Э. Лич подчеркивает: «Миф— это хартия ритуального действа, и... мы только тогда сможем понять, что символизируется, если примем во внимание то, о чем говорится в мифологии»87.
В принципе, видимо, всякое наследование верховной власти так или иначе «привязывалось» к мифологическому прошлому. При таком подходе становится очевидным, что расхождения между разными версиями мифа в символической форме фиксировали вполне реальные столкновения, связанные с устанавливавшейся когда-то потестарной властью, а затем вовлекались в качестве идеологического орудия в политическую борьбу88. Не случайно писал М. Фортес: «Мифы и легенды талленси подделывают (counterfeit) историю»89. Эффективность мифа в роли идеологического обоснования в этих случаях повышалась еще и тем (как и в случае с генеалогиями), что оперирование мифологическими категориями, во всяком случае эффективное оперирование, требовало наличия групп специалистов, для которых это становилось главным родом деятельности. Появление таких «профессиональных» хранителей мифов в известном смысле может считаться свидетельством того, что тот или иной эсо подходит к завершающему этапу классообразования.
Вместе с тем пример мифа хорошо показывает всю сложность выделения потестарной или политической культуры даже на аналитическом уровне. В самом деле, ни миф, ни религиозные верования не входят, строго говоря, в состав этой части культуры, перекрывая гораздо более широкие сферы культуры общества в целом. Что же из средств психологического принуждения, с которых начиналась эта глава, принадлежит к потестарной или политической культуре? По-видимому, ее органической составной частью следует считать не столько саму религию или миф, сколько установившуюся традицию апелляции к ним для целей регулирования отдельных частей подобного принуждения. Я имею в виду в данном случае не только и даже, пожалуй, не столько факт такой апелляции — это в конце концов и не могло быть иначе в докапиталистических общественных организмах,— сколько организационные (иначе говоря, ритуальные) ее формы, критерии отбора элементов мифологических и религиозных представлений и, конечно, конкретные формы, которые принимала потестарная или политическая власть под воздействием всего комплекса культурных и идеологических форм, использовавшихся для ее обоснования и легитимации.
Г л а в а 4