Экскурс 1. Метод: по стопам Маркса 12 страница
Можно подумать, будто отсутствие представительства, вызванное тем, что полномочия национальных экономических и политических институтов перетекают на глобальный уровень, могло бы быть компенсировано или, по крайней мере, сглажено международными и наднациональными институтами. Однако эти институты только подтверждают всю глубину кризиса представительства. Например, допустимо утверждать, что Всемирный банк и МВФ, ставшие в прошедшие десятилетия объектами нарастающих шумных протестов, представляют интересы всей мировой экономики. В частности, их программы по предоставлению займов и меры по поддержанию стабильности валют могут восприниматься как отвечающие интересам соответствующих стран и регионов. Однако здесь речь идет почти исключительно о том, что выше мы назвали патриархальной формой представительства, - при минимальном воздействии или контроле со стороны страны или региона, в отношении которых проявляется забота. Фактически общей практикой для МВФ и Всемирного банка является навязывание получателям займов или помощи таких условий, которые диктуют определенный хозяйственный и политический курс. Это ведет к умалению их национального суверенитета1*1. Кто-то скажет, что Всемирным банком и МВФ управляют все входящие в них страны. Однако нельзя забывать, что это управление основано, как мы убедились во второй части книги, на количестве голосов, прямо пропорциональном национальным денежным вкладам, вследствие чего Соединенные Штаты и другие ведущие державы получают несоразмерно большую власть. Таким образом, неравное право голоса у разных чле-
3.2. Глобальный запрос на демократию
нов МВФ и Всемирного банка воспроизводит непредставительный контроль доминирующих государств во всемирной системе.
Не возникает сомнений, что самым представительным среди существующих сегодня глобальных институтов является Организация Объединенных Наций. До сих пор она не бкла объектом серьезных общественных протестов, хотя и в отношении нее следует признать, что кризис представительства достиг крайних масштабов. Прежде всего, Генеральная Ассамблея, самый демократичный форум ООН, не может быть представительнее участвующих в ней государств. Другими словами, нехватка демократии, обнаруженная нами на национальном уровне, переходит на уровень Генеральной Ассамблеи, ничуть не убывая. Представитель отдельной страны на Генеральной Ассамблее не может с большим на то правом представлять ее население, чем тот политик, который его назначил - фактически он, безусловно, менее представителен, нежели этот политик. Степень представительности убывает с каждым шагом такого опосредования. Кроме того, если принимать в расчет общемировое население, то представительство в Генеральной Ассамблее резко перекошено, поскольку каждая страна имеет лишь один голос независимо от численности ее жителей. Во-вторых, слабость представительности Генеральной Ассамблее еще более усугубляется широтой полномочий Совета Безопасности. Совет не претендует на представительность, поскольку помимо непостоянных членов, меняющихся на основе принципа ротации, в него входят пять постоянных членов, располагающих исключительным правом вето в отношении принимаемых резолюций: КНР, Франция, Россия, Великобритания и Соединенные Штаты. Действия Совета Безопасности, в частности - вето со стороны его постоянных членов, могут фактически свести на нет всемирный характер представительности Генеральной Ассамблеи (пусть даже и ограниченной).
Нет ничего удивительного (или случайного) в том, что сегодня многие протестуют против дефицита представительства Не только в национальном управлении или национальных средствах массовой информации, но и с еще большим основанием
331Часть 3. Демократия
- на всемирном уровне. Эти протесты ярко высвечивают не только кризис демократического представительства, но и искажения в нашем политическом словаре. Можно выделить сетования по поводу того, что, судя по всему, потеряли прежний смысл как минимум три фундаментальных принципа конституционализма эпохи модернити: никакой власти без представительства, разделение властей и свобода выражения мнений. Аргументы Мэдисона, который считал представительство инструментом, позволяющим расколоть любую властную монархию, теперь выглядят всего лишь мистификацией; голос Монтескье, выступавшего за радикальное разделение конституционных полномочий, заглушён в монолите нынешней системы; а свобода выражения мнений «по Джефферсону» монополизирована корпоративными средствами массовой информации. Политический лексикон современного либерализма стал холодным, бескровным трупом. Либерализм никогда, в сущности, и не стремился к тому, чтобы представлять все общество - бедняки, женщины, расовые меньшинства и прочее угнетенное большинство всегда оттиралось от власти с помощью явных или скрытых конституционных механизмов. Сегодня у либерализма развивается неспособность адекватно представлять даже элиты. В эру глобализации становится все яснее, что исторический час либерализма миновал.
Жалобы по поводу прав и справедливости
Права и справедливость традиционно гарантировались национальными конституциями. В силу этого соответствующие протесты оформлялись в терминах «гражданских прав» и адресовались национальным властям. Серьезные озабоченности в отношении состояния дел с гражданскими правами продолжают звучать и сегодня, особенно среди групп меньшинств в ведущих странах. Речь идет о борьбе в поддержку «утверждающих» действий в пользу женщин и людей с небелым цветом кожи в Соединенных Штатах, за права мусульман во Франции, а также о мероприятиях в пользу коренного населения в Канаде и Австралии. Протестующие обращаются к международным и глобальным властным органам напрямую,
3.2. Глобальный запрос на демократию
причем в нарастающих масштабах, особенно в периферийных странах, где государство не в состоянии обеспечить соблюдение прав. При этом акцент в дискуссии переносится с «гражданских прав» на «права человека». Сегодня по всему миру НПО, отстаивающие гуманитарные права, выражают недовольство той несправедливостью, которая творится в отношении женщин, расовых меньшинств, туземного населения, рабочих, рыбаков, фермеров и других зависимых групп. Особенно поражает то, как за последние 20 лет феминистские движения перестроили свои организации в НПО, представив права женщин в виде гуманитарных прав. Это произошло сначала в зависимых, а затем и в лидирующих странах61.
Реализация прав человека сулит гарантию всех остальных прав и возможность не только противостоять несправедливости в национальных правовых системах, но и дополнить их тем, чего в них не хватает. Вспомним классический, крайний случай: когда власти нацистской Германии проводили в жизнь свой план по уничтожению евреев, подход с точки зрения прав человека требовал преодоления национальных норм права и власти, а также противостояния им. Похожие доводы приводились проводниками гуманитарных прав, выступавшими за вмешательство европейских стран и США в дела бывшей Югославии и Руанды в 1990-е годы. К аргументации, связанной с правами человека, прибегают и в не столь острых случаях, дабы вступиться за тех, для кого национальные системы просто не могут или не станут служить защитой. Наконец, права человека предназначены для помощи тем, кто вообще лишен какого-либо национального правового прикрытия, например, беженцев. В своей основе права человека подразумевают возможность отстаивать другие права, как находясь под национальной юрисдикцией, так и оказавшись вне ее пределов^.
К числу самых убедительных примеров успешной кампании по обеспечению справедливости и прав человека относится «Madres de Plaza de Mayo» - движение матерей, чьи дети исчезли в годы диктатуры в Аргентине. С середины 1970-х годов каждый четверг они встречаются на площади Майо пе-Ред президентским дворцом. На них белые головные платки, в руках у них плакаты с фотографиями пропавших, и они тре-
333Часть 3. Демократия
буют, чтобы им сказали, что же случилось с их сыновьями и дочерьми. Требования «Матерей» возникли как обращение к национальному правительству, но вскоре обрели международное звучание как проблема прав человека, в разрешении которой приняли участие представители Северной Америки и Европы. Эта борьба стала символом общего требования справедливости, противостояния преступлениям и злоупотреблению властью1'3.
Однако главным разочарованием для многих, кто выступает за права человека, является отсутствие адекватной институциональной структуры, которая позволяла бы реализовать их в жизни. Основной силой при отстаивании прав человека служит нравственное убеждение. НПО и активисты, действующие в данной области, конечно, способны добиться серьезных результатов, лоббируя национальные правительства. Они получают средства от международных фондов, их поддерживают, оказывая соответствующее политическое дав- I ление, ведущие национальные государства, им придает сил I внимание со стороны международных средств массовой ин-формации.Но права человека все равно остаются в большей мересугубо риторическим инструментом, они не образуют 1 правовых рамок в подлинном смысле слова. Парадоксально, но до сих пор принуждение к соблюдению прав человека в наиболее очевидных случаях опиралось на мощь ведущих дер- ] жав мира, как, например, в ходе военной интервенции НАТО ; в Косово в 1998 году. Некая нация может быть готова нарушить суверенитет другой во имя прав человека, но одновременно она будет продолжать настаивать на соблюдении принципа национального суверенитета - особенно своего собственного! Ясно, что осуществимость прав человека по всему миру не будет достигнута до тех пор, пока для этого нет законной институциональной структуры, поэтому пока приходится полагаться на ведущие державы.
На практике уже возникли некоторые институты, нацеленные на определение рамок правопорядка за пределами национальных правовых структур или, по крайней мере, на них намекающие. Первый уровень правовой институциона-лизации вне национальных правовых структур создают раз-
3.2. Глобальный запрос на демократию
нообразные комиссии по расследованию, учреждавшиеся по завершении гражданских войн или конфликтов, таких как в ЮАР, Гватемале, Чили и Аргентине. Речь идет об институтах национального уровня, но они всегда стоят выше национальных правовых структур, так как в значительной степени сосредоточены на преступлениях самого государственного режима. Многие из таких комиссий ограничиваются, впрочем, лишь выявлением фактов прошлого, не стремясь к тому, чтобы виновные были наказаны. Нередко даже гарантируется неприкосновенность тем, кто дает показания. В результате общенационального обсуждения в некоторых случаях происходит ревизия истории и меняется баланс политических сил, а в других дело ограничивается чем-то вроде национальной терапии или заговаривания ран, чтобы оставить беды в прошлом и восстановить традиционный порядок. В любом случае, с точки зрения того, что интересует нас, подобные комиссии по расследованию не представляют собой эффективных институтов по обеспечению правосудия.
Международные трибуналы, учреждаемые по завершении национальных конфликтов для привлечения к ответственности лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечности, составляют второй уровень правовых институтов за пределами национальных структур права. Нюрнбергский процесс, на котором судили глав нацистского режима, создал прецедент, и в 1990-е годы были учреждены международные уголовные трибуналы, чтобы судить военные преступления, совершенные в Руанде и Югославии. Конечно, такие трибуналы имеют весьма узкую сферу деятельности - на них рассматриваются только самые ужасные преступления, совершенные в определенной стране в течение установленного периода времени - но, тем не менее, они составляют настоящую, институционализированную систему правосудия вне национальных рамок. В них можно усмотреть первые институты глобальной системы правосудия, даже если подобные трибуналы пока слишком часто действуют лишь в качестве прикрытия для действий победителей.
На третьем и наиболее общем уровне проводятся эксперименты с постоянными международными уголовными суда-
335Часть 3. Демократия
ми. Так, Международный суд был учрежден на основании Хартии ООН 1945 года, чтобы разбирать споры между национальными государствами. Однако предоставленные ему возможности принуждения были чрезвычайно слабы. Участие какого-либо национального государства в слушаниях было делом добровольным, а решения суда не имели особого веса. Например, в 1986 году суд вынес решение против Соединенных Штатов за ущерб, вызванный военными действиями в Никарагуа, финансировавшимися американцами, но США просто отказались подчиниться этому решению, а суд ничего не смог с этим поделать. В 2002 году был основан гораздо более влиятельный институт - постоянно действующий Международный уголовный суд (МУС). Подчиняться его решениям должны все страны, ратифицировавшие устав МУС. В противоположность уголовным трибуналам по Руанде и Югославии, он не имеет приоритета над национальными судами. Он рассматривает только преступления, выходящие за рамки национальной юрисдикции. Несмотря на ограничения подобного рода, МУС в большей мере, нежели любой другой из существующих институтов, демонстрирует возможность формирования глобальной системы правосудия, которая в равной мере служила бы защите прав каждого человека.
Едва высказав такую надежду, приходится возвращаться на землю под давлением того обстоятельства, что Соединенные Штаты отказались ратифицировать устав МУС (точнее говоря, американцы отозвали свою подпись под соответствующим договором). США возражают против того, чтобы решения суда могли распространяться на американских граждан, особенно военных и политиков'54. Мы вновь столкнулись с обстоятельством, подрывающим все попытки институционализировать наднациональную, или глобальную, систему правосудия. Самые мощные державы по-прежнему сохраняют в своих руках власть, позволяющую свести на нет любые правовые действия. Если на практике самые влиятельные государства или их группировки могут пользоваться особыми привилегиями, то надежды на всемирную справедливость и универсальные права тут же съеживаются до подобия власти сильного над слабым.
3.2. Глобальный запрос на демократию
Таким образом, не стоит питать иллюзий относительно действенности комиссий по расследованию преступлений, трибуналов и судов или ожидаемого от них правосудия. Порой они оставляют нас с горьким привкусом «справедливости», навязанной победителями; а в иных случаях годятся только для нейтрализации и улаживания конфликта, а не обеспечения торжества справедливости. Претензии на справедливость слишком часто служат лишь прикрытием для махинаций власть имущих.
Наконец, следует признать, что несправедливости, вызывающие сегодня так много нареканий, указывают не только на нехватку международных правовых институтов, которые гарантировали бы соблюдение прав, но и на нечто глубинное - на появление глобальных правовых структур, которые противоречат соблюдению прав человека. Многие ученые уже обсуждают новый вид имперского права, возникший после окончания «холодной войны». С одной стороны, американские законы доминируют столь явно, что в результате именно они сильнее всего влияют на законодательство всех других стран и изменяют их правовые структуры и кодексы, в особенности те, что касаются законов, регулирующих отношения собственности. С другой стороны, возникли новые всемирные структуры имперского права, которые гарантируются военной мощью США. Отчасти они оформляются под влиянием процессов развития коммерческого права, которые мы анализировали выше. Как следует из работ правоведов, которые занимаются этим вопросом, имперское право выступает разносчиком хищнической капиталистической глобализации, обслуживающей главным образом интересы многонациональных корпораций и ведущих капиталистических стран. «Ирония ситуации в том, - пишет один из ученых-юристов, - что, несмотря на отсутствие у него какой-либо демократической легитимности, имперское право навязывает в качестве естественной необходимости реакционную юридическую философию, которая ставит вне закона перераспределение благ на основе общественной солидарности. Для этого используются дискурсивные практики под маркой "демократии и верховенства права"»'". В последнее время центр тяжести неоконсервативной теории
337Часть 3. Демократия
и практики имперского права сместился от коммерческого права и международного бизнеса к вопросам военного вмешательства, смены режимов и «строительства государств» - то есть от неолиберальной глобализации к вооруженной глобализации. Поскольку имперское устройство в растущей мере основывается на «праве на вмешательство», а права человека устанавливаются военными средствами, функция имперских судов становится все более двусмысленной66. В любом случае должно быть ясно, что имперские правовые рамки и структуры склонны не служить обеспечению прав и установлению справедливости, за что борются протестующие, но, напротив, создавать все новые препятствия на пути к этой цели.
Экономические жалобы
Протесты по поводу экономических условий, вероятно, самые громкие и яркие. Многие из претензий в адрес нынешнего мироустройства, высказываемые в ходе массовых демонстраций, а также участниками религиозных групп, неправительственных организаций (НПО) и агентств ООН, основываются на том простом факте, что слишком большое число людей в мире живет в условиях крайней нищеты, нередко на грани голода. Соответствующие цифры действительно ошеломляют. По отчетам Всемирного банка, почти половина мирового населения тратит менее чем по два доллара в день на человека, а каждый пятый - менее одного доллара в день67. На деле подобные цифры - лишь частичный, косвенный показатель состояния бедности. Подлинная нищета - биополитическое обстоятельство, которое связано со всеми сторонами жизни и не может быть измерено в долларах. Тем не менее, денежное выражение способно послужить для первого приближения к ее оценке. Конечно, нехватка ресурсов влечет за собой отсутствие доступа к услугам здравоохранения и образования. Подобная нищета потрясает, она разрушает все шансы на политическое и общественное участие, если не угрожает самой жизни. Только самые циничные люди могут игнорировать плачевное состояние бедняков, говоря, что они сами во всем виноваты, или, рассуждая философски, в христианс-
3.2. Глобальный запрос на демократию
ком духе, повторять, что нищие всегда пребудут с нами. Голод и нищета были и сегодня продолжают оставаться главным бедствием в мире.
Признав размах нищеты в сегодняшних условиях, нужно также отметить и ее неравномерное географическое распределение. Внутри каждого государства неравное распределение бедности зависит от расы, этничности и пола. Так, во многих странах мира показатели бедности среди женщин выше, чем среди мужчин, а у многих этнических меньшинств, таких как представители коренного населения в Северной и Южной Америке, они существенно выше средних. Однако местные и национальные колебания в уровне бедности бледнеют по сравнению с неравенством в распределении богатства и нищеты в планетарных масштабах. На долю Южной Азии и Африки к югу от Сахары приходится около 70 процентов мирового населения, живущего менее чем на один доллар в день на человека, тогда как десять лет назад соответствующая цифра составляла около 60 процентов. Средний доход в 20 богатейших державах в 37 раз превосходит средний доход в 20 беднейших странах. Этот разрыв удвоился за последние 40 лет68. Даже если принять в расчет покупательную способность -ведь в богатых государствах некоторые основные товары стоят дороже, чем в бедных - такой разрыв все равно поражает. Создание всемирного рынка и глобальная интеграция национальных хозяйств не сблизили нас, а развели еще больше, усугубив тяготы, переживаемые беднотой.
По всему миру можно видеть миллионы примеров как возмущения таким положением дел, так и щедрости по отношению к беднякам. Нередко они связаны с мужественными актами благотворительности и самопожертвования. Некоммерческие и религиозные благотворительные организации оказывают нуждающимся огромную помощь, но не в состоянии изменить систему, которая порождает и воспроизводит нищету. Впечатляет то, как много людей, начав с добровольной благотворительной деятельности, переходят затем к акциям и протестам, направленным против экономической системы.
Некоторые формы протеста против систематического вос-
339Часть 3. Демократия
3.2. Глобальный запрос на демократию
производства нищеты, такие как Юбилейное международное движение, особое внимание уделяют тому факту, что обязательства по внешним долгам служат механизмом, из-за которого бедные страны не могут выбиться из бедности, и их население продолжает голодать69. Ясно, что независимо от того, какую хозяйственную политику они будут проводить, беднейшие страны не смогут рассчитаться по своим нынешним долгам или даже вовремя платить проценты по ним. Это увековечивает безысходный цикл их бедствования. Кроме того, многие утверждают, что с самого начала такие задолженности сложились сомнительным образом или с нарушением законов. История всегда одна и та же: долг служит правовым механизмом порабощения70. Специфика здесь в том, что логика долговой зависимости применяется не просто к отдельному работнику, связанному кабальным договором, и даже не к отдельной расе или группе коренного населения (когда основу долга составляет якобы цивилизаторская миссия по отношению к ним). Ее распространяют на нации в целом.
Многие экономические претензии к мировой системе исходят из предположения, что неравенство и несправедливость в глобальной экономике являются главным образом следствием того, что политическая власть теряет способность регулировать хозяйственную деятельность. Согласно этой аргументации, мировой капитал не может надежно контролироваться государствами, так как его движение и размах выходят далеко за пределы национального пространства. Многие профессиональные союзы, особенно в ведущих странах мира, протестуют против того, что достаточно одной только угрозы исхода капитала, чтобы убедить государства полностью или частично отказаться от своих полномочий по регулированию. К примеру, компании угрожают перенести производство и рабочие места в другие страны, где государственное регулирование и/или расходы на рабочую силу ниже и более благоприятны для бизнеса. Государства приспосабливаются к запросам капитала и даже предвосхищают их из опасения оказаться на задворках всемирной системы хозяйствования. Это порождает своего рода «гонку по нисходящей», в которой интересы труда и общества в целом уходят на второй план, уступая капиталисти-
ческим интересам. Неолиберализм - это общий ярлык д^я такой экономической политики правительств. В сущности, как мы утверждали во второй части книги, неолиберализм не означает отсутствия регулирования в отношении капитала. Это такой режим государственного регулирования, который в наибольшей степени облегчает глобальное перемещение капитала и повышает его прибыли. Опять-таки, в неолиберальные времена, вероятно, небесполезно было бы трактовать государство как исполнительный комитет, облеченный задачей обеспечить долговременное благополучие коллективного капитала. С такой точки зрения, основополагающая цель неолиберального государства, как и всех типов капиталистического государства, состоит в том, чтобы управлять капиталистическим развитием в интересах самого всемирного капитала.
Приватизация - это одна из центральных опор неолиберальной политики. Когда государства проводят ее не по собственной воле, то их к этому нередко подталкивают наднациональные экономические организации, такие как МВФ. В определенные периоды истории приватизация становится своего рода всеохватным безумием. Такое произошло после длительного периода Французской революции, в промежуток времени между царствованиями Луи-Филиппа и Луи-Бонапарта; или же после кризиса государства благосостояния в Европе в 1970-е годы; или вновь, уже после падения Берлинской стены, когда прежние государственные аппаратчики советского блока вернулись на авансцену жизни в облике капиталистических олигархов. Сегодня приватизация часто предполагает продажу в частные руки государственных предприятий и отраслей, но она подразумевает и распространение сферы собственности как таковой. Ранее мы уже убедились, как традиционные знания, семена и даже генетический материал все чаще становятся объектами частного владения. Другими словами, не только железные дороги, электрические компании и тюрьмы, но и все новые общие сферы жизни становятся частными и закрытыми. К примеру, когда активисты из «Movimento Sem Terra», движения безземельных в Бразилии, захватывают и разоряют соевое поле, где корпорация
341Часть 3. Демократия
«Монсанто» экспериментирует с генетически измененными семенами, которые она может запатентовать, их протесты отчасти направлены как раз против такого приватизационного процесса.
Неолиберальный курс, ограничивающий политическое и общественное регулирование экономики, особенно явно дает себя знать в рыночной и финансовой сфере. По мере того, как рынки становятся все глобальнее, а неолиберальный курс ужимает политическое регулирование, финансовая власть укрепляется1. В частности, произошло гигантское увеличение роли деривативов, то есть финансовых инструментов, цена которых зависит от стоимости такого актива, как товар или валюта. Например, если вкладывать средства в деривативы, это означает не покупку зерна, а спекуляцию на подъеме или падении зерновых цен. Абстракция является ключом, позволяющим понять, что такое деривативы и финансовые рынки в целом. Действительно, с 1970-х годов деривативы стали базироваться на величинах, все более отвлеченных от конкретных видов хозяйственного производства. Так, есть деривативы, основанные на ставках ссудного процента, на показателях фондового рынка и даже на колебаниях погоды72. В силу подобного абстрагирования крайне незначительное число ключевых игроков - финансовых королей - способно сосредоточить в своих руках огромное влияние над обширными рынками. Они также могут повысить уязвимость таких рынков по отношению к кризисам и катастрофическим скачкам. На столь высоком уровне абстракции все изменения умножаются, вследствие чего незначительная подвижка в направлении ветра способна обернуться ураганом, провоцируя банкротство предприятий и падение валют. Набор средств, позволяющих заниматься регулированием национальной экономики перед лицом столь колоссальных мировых финансовых сил, особенно ограничен у политических руководителей зависимых стран. Короче говоря, когда протестующие осуждают неолиберализм и финансовую власть, их беспокоит тенденция финансовых сил содействовать концентрации богатства в руках немногих, контролю над национальными и мировыми рынками и дестабилизации всех хозяйственных систем, в которых они действуют.
3.2. Глобальный запрос на демократию
Нужно подчеркнуть, что у финансового капитала есть и другой, всеобщий облик, обращенный в будущее. В действительности, вопреки обратным утверждениям, финансы не менее продуктивны, чем другие виды капитала. Как и они, это всего лишь аккумулированный труд, который может быть представлен в денежном выражении. Что отличает финансы, так это, во-первых, высокий уровень абстракции, позволяющий с помощью денег представлять безбрежные сферы труда и, во-вторых, его обращенность в грядущее. Иначе говоря, финансовый капитал обычно функционирует как абстрактное воплощение наших совместных будущих производственных возможностей. Все странные трюки, используемые на финансовых рынках (технические - на разнице во времени для спекуляций на разных фондовых площадках; финансовые - вкладывание пенсионных средств в ценные бумаги, что означает создание рисков для накоплений работников; наконец, управленческие - предоставление высшим руководителям и менеджерам громадных опционов на акции), оказываются механизмами, обеспечивающими деньгам власть, чтобы руководить новыми видами труда и обусловливать их будущую производительность73. Финансовый капитал смотрит в грядущее и представляет огромные силы труда. По этой причине мы, парадоксальным образом, возможно, могли бы узреть в нем возникающую фигуру множества, правда - в перевернутом, искаженном виде. В финансовой сфере противоречие между распространяющимся, наступающим общим началом нашей будущей производительности и все более узкой элитой, его контролирующей, обретает крайние формы. Так называемый «коммунизм капитала», то есть его движение к все более широкой социализации труда, неявно указывает в направлении коммунизма для множества.
Биополитические жалобы
До сих пор нам было не очень удобно подразделять жалобы по поводу привычных категорий политики, прав, правосудия и экономики, потому что по ходу глобализации в последние десятилетия разграничительные линии между этими
343Часть 3. Демократия
областями жизни и власти постепенно сходили на нет, вследствие чего экономические вопросы обрели непосредственное политическое значение, и наоборот. Теперь мы добавляем к этому списку категорию биополитического - но не в качестве дополнения, объединяющего все, что осталось за бортом, и которому придавалось бы чисто общественное или чисто культурное значение, - а как основополагающую категорию, отражающую взаимосвязанность всех остальных категорий. Здесь мы имеем своего рода водоворот, втягивающий всю общую жизнь в тиски эксплуатации.