Память 31 октября / 13 ноября, в Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родился 25 марта / 7 апреля 1874 года в селе Троицком Звенигородского уезда Московской губернии в семье священника. Брат сщмч. Димитрия Смирнова.
В 1897 году окончил Московскую духовную семинарию и был назначен учителем в школу в село Бумерово Звенигородского уезда. Здесь он женился на Надежде Алексеевне Уваровой.
В 1900 году был рукоположен в сан священника к Успенской церкви в селе Дерменцово Волоколамского уезда.
В 1926 году был возведен в сан протоиерея.
Осенью 1929 года в ОГПУ пришли сведения, будто священник в день празднования памяти Илии Пророка сказал в проповеди: «Народ весь прегрешил перед Богом, Бог насылает разные кары на него. Ему надо покаяться, Бог простит. Когда жил на земле Илья пророк, народ также развратился, и Бог послал голод, и весь народ голодал. Так же и теперь, если народ не покается, будет голод и разные бедствия».
Основываясь на этом донесении, уполномоченный ОГПУ сделал вывод, что священник «систематически, как в проповедях, так и в частных беседах, проводит антисоветскую агитацию, называя советскую власть “Божьей карой за прегрешения народа”», и, «принимая во внимание, что дальнейшее пребывание» священника на свободе будет иметь «отрицательное влияние на настроение населения к советской власти», 19 октября 1929 года постановил арестовать отца Всеволода. В тот же день он был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросах, отвечая на вопросы следователя, протоиерей Всеволод сказал:
– Антисоветской агитации я ни при каких обстоятельствах не вел. В проповедях я затрагиваю чисто религиозные вопросы. Разговоров на политические темы никогда ни с кем не вел и политикой не интересуюсь. Будучи болезненным человеком, веду уединенный образ жизни и ни с кем дружбы не веду.
– Говорили ли вы в проповеди 2 августа сего года, что «народ весь прегрешил перед Богом и Он за это посылает на него разные кары, как-то: голод и тому подобное»? – спросил следователь.
– Этого я никогда не говорил.
– Кто может подтвердить отсутствие с вашей стороны антисоветских действий? – спросил следователь.
Отец Всеволод попросил вызвать некоторых свидетелей, которые подтвердили бы его невиновность.
Священномученик Всеволод (Смирнов). Иконописная Мастерская Екатерины Ильинской |
Следователь, однако, не стал никого вызывать, передав «дело» на рассмотрение Особого Совещания при Коллегии ОГПУ. 18 ноября 1929 года он был приговорен к трем годам ссылки в Северный край[22] – в село Лешуконское Архангельской области.
Отец Всеволод здоровья был слабого и страдал в это время многими болезнями. В конце 1932 года он был освобожден.
Прихожане храма в селе Дерменцово обратились к священноначалию, чтобы священника направили снова в их храм, и 22 января 1933 года протоиерей Всеволод получил назначение в храм в селе Дерменцово. Здесь он прослужил до гонений 1937 года.
10 октября 1937 года власти арестовали протоиерея Всеволода по обвинению в том, что он «распространял гнусную клевету на советскую власть, высказывал пораженческие настроения, вел антисоветскую агитацию против проводимых на селе кампаний».
Зачитав текст обвинения, следователь предложил отцу Всеволоду дать показания.
– Контрреволюционной и антисоветской агитацией я не занимался, – ответил священник.
– Вы показываете ложно. По вашему делу допрошены свидетели, которые подтверждают факты вашей контрреволюционной и антисоветской агитации. Следствие требует от вас правдивых показаний.
– Еще раз заявляю, что контрреволюционной и антисоветской агитацией я не занимался, – ответил священник.
На этом допрос был закончен. 11 ноября тройка НКВД приговорила священника к расстрелу.
Протоиерей Всеволод Смирнов был расстрелян 13 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
27 июня 1989 года был реабилитирован прокуратурой Московской области.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Использованные материалы