Описание технологии принятия управленческих решений
Принятие управленческого решения -- важнейший этап управленческой деятельности, реализации управленческих отношений и лидерских способностей каждого управленца. Итогом управленческой и организационной работы является управленческое решение.
Решение представляет собой такой акт органов управления или руководителя, в котором не только поставлена цель, но и сформулирован ряд задач, предусмотрены исполнители, выделены ресурсы (трудовые, материальные, финансовые), закреплена ответственность.
Решение принимается в тех случаях, когда выявлена проблемная ситуация. Последняя всесторонне исследована, определены причины и условия ее возникновения, собрана необходимая информация, найден ключ решения, оценены возможные последствия в изменении качества жизни людей и т. п. При подготовке решения выявляются те ограничения, в рамках которых реализуется цель, начинают решаться поставленные задачи. Эти ограничения могут быть внутренними (квалификация людей, наличие ресурсов, качество информации) и внешние (связи с внешним миром, связи с поставщиками, наличие инвесторов и т. п.).
Многообразию проблем соответствует многообразие решений. Специалисты выделяют такие решения: экономические, социальные, политические, идеологические, государственно-правовые, стратегические и тактические, глобальные и специфические, концептуальные и программные, научно обоснованные и эмпирические, интуитивные, рутинные и новаторские.
Подготовка управленческого решения подразумевает наличие системы, состоящей из пяти этапов.
1. Этап формирования цели. Поставленная цель должна быть существенной и выполнимой с учетом имеющихся ресурсов.
2. Этап анализа и поиска решений. Сначала необходимо осмыслить проблему, стоящую перед организацией, определить ее природу и значимость. Проблема - это отклонение фактических параметров от целевых, возможность такого отклонения в будущем в случае непринятия каких-либо действий, изменение целей управления. В процессе осмысления проблемы необходимо установить совокупность факторов, влияющих на конечный результат, допустимые отклонения, данные о ресурсах и т. д. Проблемы бывают:
- стандартные. Для их решения необходим инструкции и руководства;
- жестко структурированные. Решение - применение экономико-математические модели;
- слабо структурированные. Решение - произвести системный анализ;
- неструктурированные (новые). Решение - экспертные оценки и мнения.
3. Этап принятия решений. При принятии решения устанавливается альтернатива, т. е. ситуация, в которой нужно сделать выбор одной или нескольких возможностей. Для выбора альтернативы (варианты решения) необходимо:
1) сформировать систему показателей (качественных и количественных), используя метод шкалирования;
2) сформировать критериальную базу. Критерий позволяет ответить на один из следующих вопросов:
- является ли альтернатива допустимой;
- является ли альтернатива удовлетворительной,
- является ли альтернатива оптимальной;
- какая из двух сравниваемых альтернатив лучше;
3) осуществить выбор (принять решение) с учетом рисков и возможностей реализации.
4. Этап воздействия. Методы воздействия на исполнителей бывают экономическими, организационными и воспитательными. В результате происходит мотивация на выполнение выработанного решения.
5. Этап реализации и оценки. Организация производственного процесса с присущими ему стандартами. Оценка фактического результата, сравнение его со стандартным показателями и оценка отклонения. Получение обратной связи.
Управленческие решения принимаются Администрацией Миасского городского округа в форме постановлений и распоряжений.
Постановление - нормативный правовой акт, принимаемый в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, установления норм, правил. Постановления Главы Миаского городского округа принимаются в соответствии и на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, во исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области, решений Собрания депутатов Миасского городского округа, а также по организационным и другим вопросам, связанным с осуществлением им своих полномочий.
Текст постановления состоит из двух частей: констатирующей и постановляющей.
В констатирующей части указываются причины, основания, цели составления документа.
Констатирующая часть в проектах постановлений завершается словом "ПОСТАНОВЛЯЮ".
В постановляющей части в повелительной форме указывается, кому, в какой срок и какие действия предписывается выполнить.
Распоряжениями и приказами оформляются решения нормативного характера, а также решения по оперативным, организационным, кадровым и другим вопросам.
Кратко процесс принятия управленческий решений в Администрации можно представить в виде следующих этапов:
1. Выявление проблемы;
2. Подготовка проекта решения;
3. Согласование проекта решения;
4. Принятие управленческого решения;
5. Контроль исполнения.
Выявление проблемы может происходить на основе обращений граждан и организаций, надзорных органов, а также анализа текущей социально-экономической, политической, экологический и других сфер Миасского городского округа.
Само выявление может происходить «снизу-вверх» - со стороны специалистов Администрации или «сверху-вниз» - со стороны руководства организации.
Подготовка проекта решения осуществляется специалистами соответствующего подразделения Администрации в соответствии с их функциями и полномочиями.
Например, рассматриваемый отдел по работе с обращениями граждан осуществляет составление проектов управленческих решений по вопросам, касающимся реализации федеральных законов и иных нормативно-правовых актов в сфере порядка рассмотрения обращения граждан Российской Федерации .
Согласование проекта решения осуществляется в порядке, установленном Постановлением Администрации Миасского городского округа от 30.08.2012 года № 4721.
В соответствии с данным постановлением проекты правовых актов проходят согласование в следующем порядке:
1) руководитель структурного, подразделения, муниципального учреждения (предприятия), подготовившего проект правового акта (постановления, распоряжения) Администрации МГО, юридическая служба (при наличии);
2) начальник отдела по работе с обращением граждан;
3) заместитель Главы Администрации (курирующий направление деятельности);
4) начальник Управления экономики, в случае если проект содержит разделы, расчеты экономического характера, необходима финансово-экономическая экспертиза в части, касающейся расходных обязательств Миасского городского округа, а также муниципальных программ;
5) заместитель Главы Администрации, начальник Финансового управления, в случае если необходима финансовая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств Миасского городского округа, а также муниципальных программ;
6) заместитель Главы Администрации, руководитель отраслевого органа, структурного подразделения, подведомственного учреждения Администрации Миасского городского округа, указанный в качестве соисполнителя;
7) начальник Правового управления .
Принятие управленческих решений осуществляется Главой Администрации, что можно объяснить централизованным управлением в Администрации Миасского городского округа.
Контроль исполнения проектов решений осуществляют заместители Главы Администрации, в случае с отделом по работе с обращением граждан данный контроль осуществляет заместитель Главы Администрации (руководитель аппарата). В отдельных случаях контроль оставляет Глава Администрации непосредственно за собой.
Таким образом, модель принятия управленческих решений в Администрации Миасского городского округа является строго регламентированной и централизованной, она соответствует идеальной теоретической модели принятия решений, однако чрезмерная централизация предъявляет повышенные требования к профессионализму руководства и может затруднять внедрение инноваций.
Заключение
В ходе прохождения преддипломной практики проведен сбор фактического материала для подготовки выпускной квалификационной работы, его систематизация и предварительная обработка; закреплены теоретические знания, полученные при освоении таких общепрофессиональных и специальных дисциплин, как теория организации, социально-экономическая статистика, управление персоналом, разработка управленческого решения, организационное проектирование, система государственного и муниципального управления и ряда других; проведено ознакомление с деятельностью органов государственной и муниципальной власти и их структурных подразделений, приобретение практических навыков работы с оперативной информацией и деловой документацией по выбранной теме выпускной квалификационной работы; проведен анализ нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в разрезе изучаемой проблемы.
Местом прохождения преддипломной практики являлась Администрация Миасского городского округа исполнительный орган местного самоуправления в муниципальном образовании. Согласно статье 54 Устава Миасского городского округа Администрация Округа является исполнительно-распорядительным органом Округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения настоящим Уставом и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Округа федеральными законами и законами Челябинской области.
Непосредственным подразделением Администрации Миасского городского округа в котором проходилась преддипломная практика -отдел по работе с обращением граждан, одним из направлений работы которой является выбранная тема исследования - Совершенствование механизмов работы с обращением граждан в исполнительных органах местного самоуправления.
Отдел по работе с обращением граждан в Администрации Миасского городского округа включает в себя обеспечение права граждан на беспрепятственное обращение к Главе Администрации МГО, его заместителям с обращениями (предложениями, заявлениями, жалобами) по публичным и частным вопросам, в том числе за защитой своих конституционных прав, свобод и охраняемых законом интересов, или прав и свобод других лиц, коллективно, индивидуально, лично, либо по информационным системам общего пользования
Собраны данные о работе отдела Администрации Миасского городского округа. Отмечены такие недостатки как: недостаточная осведомленность граждан о работе администрации. Граждане не знают, когда и где ведут приемы заместители администрации, какие вопросы находятся в ведении конкретного должностного лица, как с ним связаться, какие документы должны ими предоставляться для решения тех или иных вопросов, для оформления чего-либо. На текущий момент не существует механизма проверок исполнения вопросов, поставленных в обращении. Это заставляет людей повторно обращаться по поводу своих вопросов и жалобы.
К преимуществам можно отнести развитие системы электронных обращений граждан. Предусмотрены такие формы работы с обращениями граждан как проведение встреч с коллективами, организация единых дней информирования, прямых телефонных линий, «горячих линий» и пресс-конференций с участием представителей средств массовой информацию.
В соответствии с программой практики были изучены и другие стороны организации. В частности, рассмотрена ее структура. Администрация Миасского городского округа обладает линейно-функциональной структурой, которая является наиболее приемлемой для данного типа организации. Также Администрация Миасского городского округа развитой организационной культурой, отличительной чертой которой строгая формализованность и которая стоится на принципах строгого соответствия этическим, морально-нравственным императивам и действующему законодательству.
Рассмотрены также система документооборота и используемая в Администрации Миасского городского округа модель принятия управленческих решений.
Документооборот в Администрации Миасского городского округа соответствует строгим критериям, предъявляемым к органам исполнительной власти. Наиболее перспективным направлением развития документооборота в Администрации Миасского городского округа является его перевод в электронный вид.
Модель принятия управленческих решений в Администрации Миасского городского округа является строго регламентированной и централизованной, она соответствует идеальной теоретической модели принятия решений.
Глава 2