Конрад Лоренц (1903--1989) -- выдающийся австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии, один из основоположников этологии, науки о поведении животных.
В данной книге автор прослеживает очень интересные аналогии в поведении различных видов позвоночных и вида Homo sapiens. Утверждая, что агрессивность является врожденным, инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных -- и доказывая это на множестве убедительных примеров, -- автор подводит к выводу;"Есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурноисторического и технического развития."
В первых главах своей книги, Лоренц описывает простые формы внутривидовой агрессии, делая вывод о том, что порог агрессивности у животного ниже всего в том месте, где оно чувствует себя увереннее всего. То есть готовность животного к борьбе бывает наивысшей в наиболее знакомом ему месте. С удалением от этой знакомой точки боеготовность убывает по мере того, как обстановка становится все более чужой и внушающей страх. Важнейшей функцией внутривидовой агрессии является внутривидовой отбор полового соперничества, направленный на сохранение вида, защиту и вскармливание нового поколения. Лоренц говорит о спонтанности агрессии. Агрессия является подлинным инстинктом - первичным, направленным на сохранение вида. Главная опасность инстинкта состоит в его спонтанности. Если бы он был лишь реакцией на определенные внешние условия, тогда можно было бы изучить и исключить факторы порождающие эту реакцию. Лоренц опирается на мнение З.Фрейда, о том, что недостаточность социальных контактов и особенно их исчезновение благоприятствует возникновению агрессии. Коме того, агрессия будет тем выше, чем лучше знают друг друга члены данной группы, чем больше они друг друга понимают и любят. Это явление Лоренйц доказывает на примере с аквариумными рыбами. Тем не менее, по мнению автора, выход агрессии может идти через переориентированное, смещенное действие. Например, человек, сильно расстроившийся по какому-либо поводу, бьется головой об стенку и стучит кулаком о стол, молодожены, сорясь, бьют посуду и т.д.
Одной из важнейших санкций, которую выполняют культурно- и эволюционно- возникшие ритуалы является то, что они действуют как самостоятельные, активные стимулы социального поведения. Любое отклонение от форм общения, поведения, характерные для определенной группы, вызывают агрессию, потому члены такой группы вынуждены выполнять все нормы социального поведения. В повседневной жизни назначение социальных норм и ритуалов, по мнению Лоренса, состоит в торможении агрессии и в создании социального союза. Разные культурные группы обладают своими социальными нормами и ритуалами. Неспособность понять жесты и ритуалы другой культуры возбуждает в нас недоверие и страх, что может привести к открытой агрессии. Лоренц утверждает, что человеческий смех в первоначальной форме был церемонией умиротворения пли приветствия.
В главе о моралеподобном поведении, Лоренц рассказывает о тормозящих механизмах, которые сдерживают агрессию у различных общественных животных и предотвращают ранение или смерть сородича. Эти механизмы наиболее важны и потому более развиты у тех животных, которые в состоянии легко убить существо примерно своего размера. Волк может один укусом вспороть другому яремную вену. Если бы надёжные запреты не предотвращали это - давно бы не стало волков. Если у животных включаются механизмы торможения, то у человека - мораль и ответственность. Возник запрет убийства в религии, в культуре и т.д. Тем не менее, возросла легкость убийства, даже техника убийства стала намного утонченнее. Расстояние, на котором действует все огнестрельное оружие, спасает убийцу oт раздражающей ситуации, которая в другом бы случае оказалось бы в чувствительной близости от него, во всей ужасной отвратительности последствий. «Эмоциональные глубины нашей души не принимают к сведению, что сгибание указательного пальца при выстреле разворачивает внутренности другою человека». Ни один психически нормальный человек не пошел бы на охоту, если бы ему пришлось убивать дичь зубами и ногтями. Происходит отгораживание чувств. Так человек не решающийся дать вполне заслуженный шлепок наглому ребенку, способен нажать пусковую кнопку ракетного оружия или открыть бомбовые люки, обрекая сотни самых прекрасных детей на смерть. Автор рассуждает о человеческом агрессии, о применении орудий труда и использовании их в качестве оружия, об «инстинкте смерти» (термин ввел Фрейд) свойственном человеку на протяжении всех этапов своего культурного развития.
12. Методология политической науки. (см.. остальные вопросы)
Вся методология исследования политических процессов делится на два метода:
1. Традиционная методология
2. Неклассическая методология, которая исследует открытые социальные системы.
Диалектический подход
Диалектический метод – единство и борьба противоположностей. Диалектический метод – универсальный. Существует две противоположные стороны взаимодействия, в какой-то момент они входят в состояние конфликта – противоречие. Оно бывает антагонистическое и неантагонистическое. Противоречие является движущей основой развития.
Переход количества в качество. Количество переходит в качество через скачок. Количество определяет качество системы.
Отрицание отрицания. Материя не уничтожима, она имеет разные формы существования. Наша смерть – начало новой жизни. Уничтожение одного политического режима влечет за собой появления нового.
Универсальный закон, который не действует только в момент скачка.
14. Социосинергетический подход.
Неклассическая модель исследует социосинергический подход. Исследует системы, которые находятся в постоянном состоянии кризиса. Этот подход предполагает, что все системы открыты, взаимодействует с социальным пространством, имеют вход и выход. Существует момент перегрева, который может взорвать систему изнутри. Ситуация, когда вход меньше, чем выход ведет к истощению системы. Диссипативные структуры – это некие структуры, которые позволяют адаптировать внешние поступления для адаптирования в этой системе. Диссипативные структуры не могут возникнуть в закрытой системе. Диссипативные структуры формируются не в сам процесс кризиса, они формируются на стабильном этапе развития.
Любая система имеет зону хаоса, но она не однозначна. Если хаос начинает захватывать систему, то система разрушается. Если политическая система не дает развиваться хаосу, то система движется к распаду.
Никогда не бывает, чтобы у системы был только один путь развития, их всегда несколько (бифуркационный веер – возможно разнообразия путей развития; точка бифуркации – момент выбора пути). Дальнейший выбор пути зависит от следующих факторов:
быстротечность развития событий;
в критический момент система с минимальными усилиями может достичь максимального эффекта;
в точке бифуркации решение принимает 1-2 человека, о демократических решениях не может быть и речи (субъективный фактор), власть становится бесконтрольной;
Бифуркационная петля. Принцип: если из точки бифуркации система выбрала один путь, и снова попала в точку бифуркации, то перед ней стоят те же пути дальнейшего развития, что и в предыдущий раз.
Система всегда имеет несколько вариантов развития. В точке бифуркации осуществляются нереализованные варианты развития. В точки кризиса никаких рычагов контроля власти быть не может. Флуктуация – случайное отклонение системы.
Системный поход
Системный подход – классический метод; мы отчерчиваем границы изучаемого объекта. Систему мы делим на элементы. Мы рассматриваем, какова структура и взаимосвязь этих элементов Мы рассматриваем ядро структуры (доминирующие элементы) и вторичные элементы.
Эмерджентность – это свойство, которое не зависит и напрямую не связано с количеством элементов. Это дополнительное непрогнозируемое свойство системы, которое зависит от:
взаимосвязи элементов
от их качества
15. Особенности исторического подхода
В рамках исторического метода политика рассматривается с точки зрения возможностей использования положительного политического опыта прошлого для решения современных актуальных проблем. Одним из первых в политической науке его стал использовать Н. Макиавелли.
Исторический метод в политической науке имеет такое же важное значение, как и любой другой теоретический метод. Историческая ретроспектива дает огромный материал для исторических сравнений и аналогий, дает ключ для понимания менталитета данного конкретного государства, его традиций и обычаев, стереотипов политического сознания и поведения, помогает понять суть происходящих процессов на современном этапе.
Исторический метод исходит из того, что :
1. Социальная реальность существует и развивается во времени.
2. Социальная реальность постоянно изменяется.
3. Изменение социальной реальности зависит от сложного взаимодействия объективных и субъективных факторов.
Исторический подход основан на том, что социальная действительность, изменяется во времени, и что этот процесс подчинен объективным закономерностям.
Одной из особенностей исторического подхода являлось утверждение идеи прогресса.
Фактически исторический подход в социологии и политологии, нацелен на то, что бы изучать социальные явления, посредством воспроизведения его причинно-следственного развития. Исторический подход позволяет, объяснить наличие каких-либо свойств, присущих данному явлению, на определенных этапах развития данного явления.
Как возникло явление, какие этапы прошло, почему переходило от одного этапа к другому.
Исторический метод имеет ряд очевидных минусов, связанных с тем, что мы можем попытаться перенести современные свойства и отношения, на предыдущее состояние объекта исследования, (люди исследует взаимодействие бизнеса и власти в 17 веке), либо наоборот, попытаться те уже ушедшие свойства и отношения, перенести на современное состояние объекта (люди ищут признаки опричнины в сталинскую эпоху).
16. Мир-системный
Мир-системный подход (Валлерстайн) –в условиях глобализации социальные и политические системы необходимо рассматривать под другим углом зрения.
Все страны делятся по месту в мировой системе, по уровню экономических показателей, какую прибыл получают страны в мировом разделении капитала. Все страны мира выстроены в определенную струкутры, которая состоит из трех частей:
Ядро: Америка, Зап.Европа
Полуферия: Китай, Аргентина, Венесуэла, Бразилия
Переферия: Восточная Европа, страны Третьего Мира.
Страны полуферии занимаются научными исследованиями, новыми технологиями, промышленностью. «Ядро» занимается разработкой «новых правил игры», разработкой технологий управления.
Коррупция национальной элиты – это значит, что коррупция рассматривается как политический механизм, который может разрушить внутреннюю структуру государства.
Национальная элита имеет возможность вывозить семью из государства и вывозить капиталы.
Утечка мозгов – создается ситуация в стране по сокращению и уничтожению исследовательских центров на территории государства.
Целевые кредиты – деньги даются на развитие какой-либо стране. Деньги даются на короткий срок, с определенными условиями. Стоимость кредита возрастает на 200-300%. Эти деньги не должны быть вложены в образование, здравоохранение, в промышленность. Они должны быть вложены в финансовую пирамиду. Если государство не может отдать долг, то оно отдает часть территории, либо места с богатыми ресурсами.
Через государственные и международные структуры выстраиваются финансовые пирамиды.
Геополитика – выстраивание и защита собственных интересов и защит собственных территорий (завоевание других территорий).
Существуют сетевые и роевые войны. В 70х годах страны НАТО перешли на технологию сетевых войн (когда на территорию противника перебрасывается небольшое количество военных, и их действия контролируются посредством информационных технологий).
18. Хронополитический
Исследования современной науки подтверждают, что время воспринимается и «переживается» субъектами различно, в зависимости от характера и особенностей конкретной системы: в биологической системе временные ритмы детерминируются физиологическими процессами; в экономической системе оно определяется временем протекания экономических реформ и технологических укладов; в социальной системе - детерминировано социокультурным кодом, сформированным культурной матрицей.
Хронополитика, исследуя временные характеристики культур, определяющих темп и ритм политических и экономических процессов сталкивается с тем, что и внутри каждого социокультурного организма взаимодействуют несколько временных потоков, свойственных разным поколениям и этническим, религиозным и социальным группам. Задача не только в том, чтобы учитывать эти зачастую противоположные временные потоки, но и скоординировать их, сформировав общую перспективу развития социума как единого организма.
Каждая цивилизация имеет свое историческое время, то ускоряя, то замедляя его темп, то отставая, то приближаясь к общеисторическому времени. Это является причиной несовпадения временных ритмов взаимодействующих социумов, что достаточно ярко подтвердил мировой опыт модернизации. Большинство стран либо вынуждено отказаться от опыта модернизации европейских стран, либо корректировать его с учетом национальных особенностей, и одна из причин - различие временных ритмов социальных систем. Современные цивилизационные процессы свидетельствуют о том, что сближение и объединение в «цивилизационные узлы» возможно только для тех .социальных систем, культура которых имеет сходные временные ритмы. Ускорение глобализационных процессов усиливает важность и актуальность исследований в области хронополитики.
Хронополитика исследует темпы и ритмы политического развития социума, распределение государством общественного времени, а также взаимосвязь между типом распределения общественного времени и социальными и политическими процессами.
Типы времени
Проблема времени вызывает интерес с глубокой древности. Есть две точки зрения, которые представлены в философском споре. Первую отстаивали Демокрит, Эпикур, Ньютон, и ее принято называть субстанциальной концепцией: пространство и время трактовались как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее, а отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между самостоятельными субстанциями. Этот подход привел к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера и динамики протекающих материальных процессов. Согласно теории Ньютона, «абсолютное истинное математическое время само по себе и по своей сущности, безо всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью»1. Ньютоновская механика время определяет через движение без изменения, как пространственное качество.
Вторую концепцию называют реляционной (от relation - отношение). Аристотель, Лейбниц, Гегель и их последователи понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами.
В современной науке реляционная концепция имеет естественнонаучное обоснование в виде созданной в начале XX в. А. Эйнштейном теории относительности, подтвердившей непосредственную связь пространства и времени с движущейся материей и друг с другом.
Теория относительности обнаружила существенную сторону пространственно-временных отношений материального мира, выявив глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе существует единое пространство-время, а отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на которые оно по-разному расщепляется в зависимости от характера движения тел.
Теория Эйнштейна ликвидировала всеобщее, т.е. текущее везде и всегда одинаково, время и поставила его в зависимость не просто от движения, а от скорости. Чем выше скорость, тем медленнее идет время в данной системе по сравнению с другой системой, движущейся с меньшей скоростью.
Фундаментальный вывод, следующий из этой теории, гласит: пространство и материя не существуют без материи, их метрические свойства создаются распределением и взаимодействием материальных масс, т.е. гравитацией.
Благодаря специальной и общей теории относительности в современную физику вошли такие новые представления о времени, как многомерность, обратимость, замкнутость, разветвленность, представление о попятном движении во времени, удвоение событий во времени и т.д.
Наибольшую роль в современных представлениях о времени играет модель, построенная в связи с переходом к изучению необратимых процессов (рождение и смерть микрочастиц, радиоактивный распад, теплопередача, трение, диффузия и т.д.).
В точке бифуркации существует целая комбинация возможных состояний прошлого и будущего. В будущих состояниях открытых систем генерируется новая информация, в отличие от замкнутых систем, где «будущее» - это деградированное «прошлое».
Эта теория объясняет и механизм образования многослойности временных потоков. Поскольку в мире одновременно сосуществует множество открытых систем и находятся они в разных фазах своего возраста, индивидуального системного времени, постольку мир политемпорален.
19. Биополитика- такое направление политической науки, задача которого выявить биологическое основание политического поведения, которое проявляется вне зависимости от культуры, от социально-политических фактора.
Это направление начинает свою историю с выхода в 1964 году статьи американского политолога Л. Колдуэлла « Биополитика: наука, этика, социальная политика». Первая биополитическая школа сложилась в США. Сегодня идеи биополитики активно развиваются и в отечественной науке. Биополитика основывается на ряде дисциплин, среди которых особое место занимают биосоциология и этология, и развивает следующие направления:
Природа человека: философский фундамент биополитики. Мыслители разных эпох задавались вопросом – каков человек по своей природе? Добр он или зол? Консервативен ли он или пластичен по своей природе? Рождается ли он с определенными моральными стандартами, представлениями о мире, врожденными знаниями языка или человек в момент рождения представляет собой tabula rasa, “глиняную табличку”, поверх которой может быть нанесен любой текст?
Эволюционно-биологическое происхождение человеческого социума и его политических систем. Данная конкретизация натурализма в биополитике восходит к знаменитой дарвиновской книге “Происхождение человека” (хотя биополитики не согласны со многими положениями этой книги). Это направление биополитических исследований тесно смыкается с антропологией (особенно политической антропологией), социологией малых групп, социальной психологией, теорией менеджмента.
Этологический подход к социальному поведению и политической деятельности человека. Этология в целом определяется как одно из направлений биологии, посвященное изучению поведения животных. В приложении к человеку речь идет о вопросе – в каких отношениях индивидуальное и коллективное поведение людей уподобляется поведению животных. В этой связи упомянем, что Оскар Хайнрот, известный немецкий этолог начала XX века и учитель знаменитого Конрада Лоренца, говорил, что “животные – это крайне эмоциональные люди, обладающие очень небольшим интеллектом” Биополитики весьма интенсивно исследуют это направление, ища корни человеческой агрессивности, национализма, расизма, вообще разделения “своих” и “чужих” не только в социокультурных факторах, но и в древних поведенческих тенденциях человека, унаследованных им у животных.
Физиологические факторы: влияние на человеческое социальное (политическое) поведение. Позволяет рассмотреть, как влияют физиологические( соматические) состояния людей на политику. Рассматривается целый ряд параметров, включая рост и вес человека, время полового созревания, интеллектуальный уровень, структура и функционирование мозга, биоритмы, исследование роли наследственных факторов и функционирование нервной системы. Исследования коррелируются с рядом других показателей, в том числе и экологии: загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами- марганцем, свинцом- изменяет поведение человека, усиливая девиантные проявления.
5. Вклад биологии в решение конкретных политических проблем. В английском языке это направление обозначается термином biopolicy, в то время перечисленные выше направления соответствуют термину biopolitics. Именно практически-ориентированные аспекты биополитики рассматриваются как наиболее значимые Биополитической Интернациональной Организацией и некоторыми другими биополитическими центрами, и это не удивительно, так как соответствующие биологические разработки не могут оставить равнодушными ныне и тех людей, которые никогда не слышали о биополитике или не желают ею интересоваться. С самого начала американские биополитики уделяли много внимания “разрушительной силе ядерного оружия” и проблемам утилизации радиоактивных отходов. Говоря в предшествующем пункте о влиянии металлов на мозг и уровень преступности, мы фактически коснулись такой важнейшей грани biopolicy как ее экологическая составляющая. В свете нарастающего загрязнения окружающей среды, уничтожения биоразнообразия Влавианос-Арванитис считает политику, направленную на сохранение планетарного биоразнообразия (биоса в ее словоупотреблении, от греч bios- жизнь) основным направлением деятельности руководимой ею Биополитической интернациональной организации.
20. Цивилизационный поход
Цивилизационный подход, сформировался на основе теории цивилизаций, которые разрабатывались Н.Я. Данилевским, и нашли продолжение в работах О. Шпенглера, А. Тойнби, С.Хантингтона, и целого ряда других авторов.
Цивилизационный подход основным критерием подразумевает духовно-культурную сферу. Понятие цивилизация имеет много разных значений. Сколько авторов - столько и трактовок этого понятия. И следовательно эти авторы выделяют разное количество цивилизаций, по разному классифицируют государство. В общем же характерно отрицание единства человеческой истории, всеобщих исторических закономерностей
Недостатками цивилизационного подхода является то, что он не позволяет взглянуть на историю, как на целостный, закономерный процесс; применяя цивилизационный подход трудно изучать закономерности исторического развития.
Это подход основан на следующих утверждениях.
1. Цивилизация – это сложносоставная социокультурная система, состоящая из культурной матрицы и формирующихся на её основе экономических, политических, социальных институтов и отношений.
2. Каждая социокультурная система развивается в соответствии с временными параметрами, свойственными е культурной матрице.
3. Эффективность ответа социума, на внутренние и внешние вызовы, обусловлена его социокультурными особенностями.
4. Тип социума зависит от типа духовного идеала и системы религиозно-нравственных ценностей, определяемых культурой.
5. Существует жесткая связь между формами общественного сознания, особенностями культуры и типом цивилизации.
6. Формы и механизмы взаимодействия цивилизации с другими субъектами цивилизационного процесса определяются системой духовно-нравственных и религиозных ценностей и псисхоэмоциональными установками по принципу «свои – чужие», вырабатываемыми культурной матрицей.
7. Жизнеспособность цивилизации зависит от способности культуры создавать, адаптировать и транслировать во вне, свою систему ценностей.
8. Особенности культуры являются основным детерминантом направленности и динамики развития цивилизации.
9. Объединение государств в цивилизации происходит по ряду факторов, из которых наиболее значимым надо признать общность культурной матрицы.
10. Современный мир полицентричен и представляет собой взаимодействие равноценных культурных социокультурных образований.
21. Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения. Властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.
В политологической литературе существуют многочисленные определения власти. Например, Т. Гоббссчитал, что власть – это средство достичь блага в будущем, и сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к власти, прекращающееся лишь со смертью. М. Веберопределял власть как возможность осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. А. Гидденс:обладание властью означает способность менять порядок вещей.
Многие ученые подчеркивают естественный характер власти. Зло не в самой власти. Каждый человек изначально в той или иной мере стремится к власти и славе, хотя есть люди, которые всегда стремятся командовать, а другие – подчиняться. Между этими крайностями масса людей, которые в одних ситуациях легче подчиняются, в других – командуют. Есть тип людей, которые вообще не любят командовать. В то же время без стремления к власти не бывает лидеров. Ни один лидер не достигает успеха, если не получает радость от власти, если не обладает самоуверенностью. Надо принять во внимание также власть организации. Только на стыке двух форм власти – индивидуальной и организации – в точке их соприкосновения проявляется сущность власти как таковой, такое ее свойство, как принуждение.
Выделяются универсальные свойства власти: ее всеобщность, то есть функционирование во всех сферах общественной жизни и политических процессах; ее способность проникать во все виды деятельности, объединяя или разъединяя людей, общественные группы.
Власть является центральным началом политики, представляет собой средство осуществления политики. Власть возникает в отношениях между людьми, группами людей, обществом и его частями, то есть субъектами, наделенными сознанием, волей, способностью действовать.
Таким образом, к наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно отнести следующие:
- поддержание общественного порядка и стабильности;
- выявление, ограничение и разрешение конфликтов;
- достижение общественного согласия (консенсуса);
- принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности;
- управление делами общества.
Под ресурсами власти принято понимать все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом)
Политическая система.
Понятие "политическая система" получило широкое распространение и стало доминирующим после второй мировой войны. В политические отношения включено множество субъектов. Субъекты политики образуют устойчивую, целостную совокупность отношений – политическую систему.В самом широком смысле политическая система есть совокупность отношений по поводу участия в политической власти.
В политической науке сформировались определенные подходы к изучению политической системы.
Институциональный подход рассматривает политическую систему как совокупность государственных и негосударственных институтов социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения. Основными элементами структуры политической системы у сторонников институционализма являются государство, партии, общественные организации и движения.
Системный подход обращает внимание на всю сферу политической деятельности в обществе. Впервые применил системный подход к изучению общества американский политолог и социолог Талкотт Парсонс. Истон – американский ученый, использовал системный подход в политике. При системном подходе главным предметом анализа является не институт, а социальное взаимодействие между индивидами и группами, которые осуществляют определенные политические роли. Политическая система характеризуется властным верховенством. С помощью политической системы осуществляется верховная власть в обществе, принимаются решения, обязательные для всех.
Политическая система имеет определенные компоненты, без которых невозможно ее существование. Прежде всего это политическое сообщество – совокупность людей, стоящих на разных ступенях политической иерархии, но связанных вместе определенной политической культурой, знаниями о политике, и т.д. Второй необходимый компонент – должностные лица, решения которых признаются политическим сообществом как обязательные. Существует два слоя должностных лиц. Первый – должностные лица занимающие посты в общесистемной иерархии, имеющей более общий характер. Это президент, глава правительства, министры, главы администрации президента, губернатор и т.п. Второй слой – лица, выполняющие исполнительную работу специального профиля, а также исполнители – посредники, т.е. чиновники, которые должны беспристрастно управлять, точно и добросовестно выполнять приказы, распоряжения; крепить государственную дисциплину и служить государственному интересу в соответствии с законом. Третий компонент – правовые нормы и нормы политической этики, которые регулируют работу системы, методы, способы осуществления политической власти. Данный компонент находит свое выражение в политическом режиме. Четвертый компонент – территория, которая выполняет связующую роль и имеет определенные границы.
Политические системы могут иметь сложную или простую структуру. Это зависит от институтов, входящих в нее, степени дифференциации и специализации элементов системы, глубины политического разделения труда.
Т. Парсонссчитал, что фундаментальной функцией политической сферы является целедостижение. Процесс целедостижения заключается в формировании и утверждении приоритетов среди многочисленных целей, а также в обеспечении эффективного коллективного действия для достижения общих целей. Американский политолог Г. Алмондв работе "Политика развивающихся регионов" разграничил функции политической системы, которые она выполняет на "входе" и на "выходе". "Входные " функции осуществляют различные неправительственные ассоциации: группы интереса, политические партии, независимые средства массовой информации. "Выходные" функции выполняются государственными структурами. К функциям на "входе" в политическую систему относятся:
- политическая социализация и функция заполнения ролей в политической системе;
- выражение требований;
- ; функция превращения требований в альтернативы государственной политики.
- политическая коммуникация(связь между элементами политич системы).
На "выходе" политическая система выполняет функции:
- разработка законов;
- применения правил и норм;
- контроля за соблюдением правил и норм.
Политическое пространство
«Пространство политическое» реальная протяженность территории, на которую распространяется исторически обусловленная политическая система или осуществляется ее политическое влияние.
Политическое пространство как категория позволяет зафиксировать единство содержания и формы политического процесса в его мерном, пригодном к измерению абстрактном изображении. Осознание политического пространства осуществляется в форме моделей, алгоритмов, идеальных типизированных конструкций, стереотипов, архетипов и т.д.
Политическое пространство отличается от всех остальных форм пространства, например географического или экономического. Это социальная система, которая расположена по специфическим политическим осям. Таким образом сформированная модель политики позволяет воплотить тенденцию к синтетической подвижности, которая объединяет в единую систему такие элементы политического, как идеология, аксиология, элиты, власть, государство, политические институты. Политическое сознание в пространственном выражении нацелено на осознание этой целостности и выявление подлинного места в ней для каждого элемента.
Парадигмальная ориентация исследователя влияет на интерпретацию политического пространства, определяет его форму и содержание. Исследователь создает его на определенном основании по парадигмальным законам. Например, для Маркса политическое пространство не имело своей особой специфики, а выражало лишь с достаточной необходимостью экономическое основание. Состояние классовой структуры жестко определяло пространство политики. Вебер создал парадигму многофакторного пространства. В его конструкции учитывались многие факторы, включая массовое сознание (протестантизм). Многофакторность и поливариантность пространственной определенности делают эту форму познания довольно подвижной, релятивной. Следовательно, чтобы сохранить объективность, исследователю необходимо владеть высокой культурой.
24..Геополитический метод.
Геополитика – часть военной науки, целью которого является использование такого ресурса, как пространство, с целью сохранения и расширения политического пространства государства.
Государство – живой организм. Живой организм склонен и должен расширять свою территорию.
Думать о том, что никто не будет посягать на вашу территорию, с точки зрения политики является иллюзией.
В своей работе Челлен, делит гос-ва на 2 группы: которые хотят расширить гос-во и те, которые хотят сохранить свою территорию.
Пространство = территория
Политическое пространство = сфера борьбы за власть
1. Суша
2. Водное пространство
3. Воздушное пространство
4. Космическое пр.
5. Информационное пр.
Теория Макиндера: он выделяет зону хартленда (сердце земли). Он считал, что эта зона – Россия. Он говорил, что именно Россия обладает наибольшими ресурсами. Россия граничит с Европой, и практически она может контролировать ее. Так же Россия имеет выход на Ближний Восток, В Африку, Китай, Японию, выход на Аляску, и контроль за всеми этими зонами. При правильном политическим подходе эта страна может стать мировой державой.
Американский адмирал Мэхен выдвигает концепцию морского внедрения в страны. Чтобы страна могла претендовать на мировое господство, она должна стать экономически богатым государством, прежде всего торговый флот и военный флот. Он считал, что у России мало собственных выходов в океан, и это минус для нее. Поэтому с его точки зрения, нужно создать такую ситуацию, чтобы блокировать Россию в выход в океан. Особое внимание он уделяет Балтийскому морю и Черному морю. Вырабатывает стратегию анаконды: по периметру России создать военные базы, которые будут «душить» Россию, и не давать ей мобилизироваться.
Невозможно достичь каких либо высот без применения силы.
Фукуяма, Джеозеф Пай - стратегия мягкой силы. Суть в создании притягательного имиджа США. Россия ничего не делает, чтобы создать позитивный имидж государства.
Стратегия по деградации населения:
1. Алколизация населения
2. Увеличение количества наркотиков
3. Отказ от профилакт