Предмет , методы и понятия политологии

Предмет , методы и понятия политологии

Политоло́гия или политическая наука, — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством. В первую очередь Объектом изучения политологии как науки является политическая власть, основы её правовой системы, определение основ её легитимности, выяснение механизмов обеспечения её стабильности и оптимальности с точки зрения правления. Кроме этого, Объектом изучения политической науки является политика, политическая сфера общественной жизни. Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти.

Политология же изучает их, интегрируя в себя отдельные аспекты этих дисциплин.

В представлении многих учёных политология представляет собой междисциплинарную науку, предметом изучения которой являются тенденции и законы функционирования и развития политической жизни, которые отражают реальный процесс включения субъектов политики в деятельность с реализацией политической власти и политических интересов. Но в то же время многие учёные придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что нет особых оснований для открытия «вечных» истин и «неизменных» политических законов.[3] По их мнению, часто сторонники поиска политических законов не учитывают главного — то, что один теоретик рассматривает как «прогресс», для другого оказывается регрессом. Политология подразделяется на теоретическую, практическую и эмпирическую.

Политология как наука имеет свой метод, законы, категории, функции, т.е. свой методологический аппарат и способы анализа. Методы:1)Диалектический (3 закона:единство и борьба противоположностей, переход количества в качество, отрицание отрицания); 2)Миросистемный подход (весь мир как единая система, которая состоит из ядра, полуперефирии и перефирии); 3)Синэргетический подход (синэргия – когда социально-политическая система начинает развиваться в соответствии с оперделенными принципами, главным критерием которым является экономичность затрат); 4) биополитический метод (биополитика – это такое направление, главная задача которого выявить биологические основания политического поведения, которое проявляется вне зависимости от культуры и от социально-политических факторов)

Политическое в учении Конфуция «Лунь юй»

Родился Конфуций в 551 г. до нашей эры в царстве Лу. Умер мудрец в 479 году до нашей эры; свою смерть он предсказал ученикам заранее. Основные принципы правления по книге «Лунь Юй»

Основная категория – Сяу. Принцип сыновьей почтительности. Принцип управления государства – взаимотношения в семье. Всегда существует приоритет старшего поколения.

Второй принцип – Ли. Это ритуал. Знание ритуала спасает людей от конфликта.

Категория Ви (узор). Наша жизнь напоминает узор как вышивание на канве. Жизнь – сделать так, чтобы внешняя сторона совпала с внутренней стороной жизни. Если человек достигнет этого, тогда он переходит на другую ступень эволюции.

Категория Жень – гуманизм. В чем смысл жизни.Главный смысл жизни – гуманности. Понятие «благородного мужа» - муж, который обладает рядом качеств. Для Конфуция, человек должен все время учится. Он должен заботится о своей семье, его жизнь должна дать возможность реализоваться своему «Я».

Власть сокральна, власть священа. Но Конфуций говорит, что народ может свергнуть или убить правителя, если он не следует принципам.

Политическая концепция Шан Яна в работе «Политика правителяобласти Шан

Шан Ян (, 390 до н. э. — 338 до н. э.) — выдающийся китайскиймыслитель, один из основоположников легизма — философско-политического учения, противного учениям даосизма иконфуцианства.
Он собрал все книги Конфуция и сжег их на площади, когда вступил на престол. Он выслал всех последователей Конфуция за пределы страны. И начал свою политику с того, что от учебы надо отказаться.

Лигизм – школа законников. Основные идеи это школы:

Равенство всех перед законом

Институт круговой поруки. Это если ваш ребенок совершил преступление, то смерти подлежат его родители, браться и сестры, бабушки и дедушки, дяди и тети, отнимается имущество и тд. За воровство нужно наказывать смертной казнью. Шан Ян за незначительную провинность вводит смертную казнь.

«Колодезная система». В каждой провинции существует надзиратель и смотрит ухожены ли поля или нет. Если что - то не так, надзиратель приезжается в деревню и наказывает главу деревни. А потом глава деревни наказывал того, кто не обработал землю

В мировоззрении Платона важное место принадлежит его взглядам на общество и государство. Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно быть совершенное общежитие и каким воспитанием люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению его.

Учение Платона о государстве и праве в общих чертах впервые изложено им в известном диалоге – “Политик”. Этот диалог относится к раннему периоду деятельности Платона и представляет собой несовершенное развитие тех мыслей, которые впоследствии легли в основание более знаменитого диалога Платона – “Государство”. Этот диалог принадлежит к более зрелой эпохе Платона и заключает в себе учение о государстве в его самой совершенной форме.

Идеальное государство трактуется Платоном как реализация идей в максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно- политической жизни – в полисе. В «Государстве» Платон, создавая идеальное справедливое государство, исходит из соответствия между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Подобно тому, как в душе человека есть три начала, так и в государстве должно быть три сословия. В человеческой душе – разумному, яростному и вожделеющему - аналогичны три основных начала государства – совещательное, защитное и деловое. Последним же соответствуют три сословия – правителей-философов, воинов (стражей) и производителей (ремесленников и землевладельцев). Сословное деление общества Платон объявляет условием прочности государства. Справедливость состоит в том, что каждый должен заниматься тем делом, которому он предназначен от природы и не вмешиваться в чужие. Самовольный переход из низшего сословия в высшие является величайшим преступлением, так как нарушается соответствующая иерархическая соподчинённость этих начал во имя целого. Вышеуказанные сословия вполне соответствуют трём сторонам человеческой души, то и добродетели, свойственные последним, переносятся у Платона равным образом на первые. Так, мудрость, есть добродетель правителей; мужество свойственно более всего сословию воинов, ограждающих общественную безопасность и благоденствие; рассудительность усматривается в подчинении народной толпы воле правителей и во взаимном согласии граждан; а справедливость – в том, что не только согласны между собой граждане, но и целые сословия их строго исполняют свои обязанности и, таким образом, каждое из них всё более утверждается в свойственной себе добродетели.

Философ считает, что устройство совершенного государства может быть только одно. Все возможное же различие сводится лишь к числу правящих мудрецов (философов): если мудрец один — это царская власть, если несколько правителей — аристократия. Но он выделил 4 формы власти, которые являются отклонением от нормальной формы власти.

Томас Мор- английский мыслитель, писатель. Из всех литературных и политических произведений Мора наибольшее значение имеет «Утопия» (опубликована в 1516 году Дирком Мартенсом), причем эта книга сохранила своё значение для нашего времени — не только как талантливый роман, но и как гениальное по своему замыслу произведение социалистической мысли.

Основная причина всех пороков и бедствий — это частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые нельзя остановить никакими законами и санкциями.

2) Утопия (идеальная страна) — своеобразная федерация из 54 городов.

Устройство и управление каждого из городов одинаковы. В городе 6000 семей; в семье — от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом (разрешен переход из одной семьи в другую). Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются «деревенские семьи» (от 40 взрослых), в которых житель города обязан проработать не менее двух лет

3) Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей избирают на год филарха (сифогранта); во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибор). Протофилархи избираются из числа ученых. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь (адем) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.

Утопийцы сильно гнушаются войною, как деянием поистине зверским. Не желая, однако, обнаружить, в случае необходимости, свою неспособность к ней, они постоянно упражняются в военных науках. Обычно для войны используются наёмники.

Утопийцы признают вполне справедливой причиной для войны тот случай, когда какой либо народ, владея попусту и понапрасну такой территорией, которой не пользуется сам, отказывает все же в пользовании и обладании ею другим, которые по закону природы должны питаться от неё.

В тюрьме Кампанелла, безусловно, размышлял о неравенстве и о наилучшем государственном устройстве. Люди нового времени, по сути, оставались рабами. Рабами своих королей, своих работодателей. Ни о каком равенстве в правах речи и не шло. «Город Солнца» - идеальное, с точки зрения автора, общество, где трудятся все и нет «праздных негодяев и тунеядцев». В «Городе Солнца» автор доводит идеи социального равенства до крайностей. Городом правит духовная (учёная) аристократия. При этом каждый гражданин занимается и сельским хозяйством, и военным делом. Однако если у человека нет зрения, он может чесать шерсть, щипать перья для подушек; хромой может стоять на страже; у глухого есть зрение и т.д. В крайнем случае калека может быть послан в деревню, где ему точно найдётся какая-то работа, соответствующая его здоровью. Но Кампанелла совершенно не учитывает личные предпочтения людей. Жители города Солнца становятся марионетками, винтиками системы, лишёнными права на выбор. Производство и потребление в городе Солнца носит общественный характер. Четырехчасового труда оказывается достаточно, чтобы удовлетворить все потребности общества. В Городе Солнца господствует духовная аристократия. Судьи и низшие должностные лица в городе Солнца — учителя и священники — интеллигенция. Кампанелла сам принадлежал к классу интеллигенции, за которым и закрепил власть в городе Солнца. Интеллигенция того времени была сравнительно образована, и кто, как не она, могла разобраться во всех вопросах управления обществом. Политический строй города Солнца можно охарактеризовать как своеобразную интеллектуальную олигархию при формальной демократии. Таким образом, власть в городе Солнца более отдалена от народа, чем в «Утопии» Мора. С момента рождения дети начинают обучаться и воспитываться в обществе. Основной метод для этого — обучение по картинам, которыми исписаны стены домов города. С 10 лет начинается обучение детей на практике, не по картинкам. При этом дети проходят, и тут Кампанелла повторяет идеи Мора, наряду с общими предметами, ремесленное дело и сельское хозяйство.

Т. Гоббс изложил свое политическое учение в философском груде «О гражданине» и трактате «Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Государство Гоббс рассматривал как человеческое, а не божественное установление. Оно возникло, по его мнению, на основе общественного договора из естественного догосударственного состояния. Исходным пунктом в обосновании концепции Гоббса служит положение о том, что все люди от природы равны в отношении как физических, так и умственных способностей. Из равенства способностей Гоббс выводит равенство людей на достижение ими своих целей: каждый в естественном состоянии имеет право на все. Природа дала людям все. Так как люди имеют одинаковые права на все и стремятся осуществить эти свои права, между ними неизбежно возникает борьба. Всеобщим принципом при естественном состоянии является «война всех против всех».

В результате войны всех против всех становится невозможной нормальная жизнь. В естественном состоянии всем одинаково угрожает опасность быть истребленными. Страх смерти делает людей склонными к миру, а «разум подсказывает подходящие условия мира, на основе которых люди могут прийти к соглашению». Так в результате общественного договора, по мнению Гоббса, и создается государство. Образование Государства, по сути дела, означает создание общества. Общественный договор в концепции Гоббса представляет собой объединение каждого с каждым. Это своего рода договор объединения, посредством которого масса пре вращается в организованное общество и образует единое лицо. Это новое лицо — государство, воля которого в силу соглашения многих людей считается за волю их всех с тем, чтобы государство могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов в интересах общего мира и защиты: «тот, кто является носителем этого лица, называется сувереном, и о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является подданным. Люди устанавливают государственную власть на условиях полного и безоговорочного подчинения. Государственная власть едина и ничем не ограничена. Она действует бесконтрольно и не перед кем не ответственна. Она стоит над законами гражданскими, которые только от нее получают свою силу.

Создавая государство, люди переносят принадлежащие им права или на одно лицо, что образует монархию, или на собрание представителей всех сословий, что образует республику, или на представителей одного сословия, что образует аристократию. Но во всех случаях вся полнота власти находится в руках того лица или того органа, которому она передана. Гоббс — сторонник абсолютной монархии. Никаких «смешанных» правлений, при которых король должен бы свою власть делить с властью одного собрания, Гоббс не допускает. Он также считает невозможным какое-либо разделение власти между различными органами государства.

В отличие от Гоббса, Локк в своей договорной теории происхождения государства считает, что естественное состояние не было состоянием полного бесправия и войны всех против всех». Напротив, первоначальным состоянием человечества были естественная свобода и равенство. Основными устоями естественного права Локк признает личную свободу и уважение к частной собственности. Договор, отчуждающий права отдельных людей в пользу государства, не отменяет естественных прав, а лишь возлагает на последнего обязанность блюсти принципы естественного права, и прежде всего право частной собственности. Если государство нарушит эту договорную обязанность, подданные свободны от повиновения ему: они вправе расторгнуть договор.

В отличие от Гоббса, Дж. Локк — сторонник конституционной монархии. Поменять естественное состояние на абсолютную монархию, пишет он, это то же, что во избежание вреда, наносимого лисицей, отдать себя в когти льва. В своем обосновании конституционной монархии Локк впервые в буржуазной политической литературе выдвинул учение о разделении властей. По его мнению, нужно различать эти ветви власти законодательную, исполнительную и союзную (федеративную). Законодательная власть осуществляет право издавать законы, исполнительная — проводит законы в жизнь, а союзная — занимается вопросами политики. Судебная власть у Локка входит в состав исполнительной. Принцип разделения властей означает, по Локку, что каждая из них должна находиться в руках особого органа. Однако эти власти неравноправны. Законодательная власть — верховная. Она должна повелевать другими властями. Но и она не беспредельна, ее, например, ограничивает право собственности гражданина.

Дж. Локк не только создатель оригинальной теории естественного права, общественного договора и разделения властей, он заложил основу для социоцентрической парадигмы политики. до Дж. Локка граница и сфера политики отождествлялись с государством. У Дж. Локка уже встает вопрос о взаимодействии государства и гражданского общества. Под государством Локк понимает не только какой-то тип общественного устройства или форму правления, а независимое сообщество людей, которое создается для поддержания общественного порядка и для сохранения частной собственности. Дж. Локк даже использует специальный термин «политическое общество», которое шире понятия «государство», поскольку оно включает в себя все виды добровольных союзов и соглашений между людьми при выборе ими способов и форм правления.

Итак, существует два основных вида государства: республика и монархия. Монархия делится на унаследованную и новую. Новые монархии, в свою очередь, могут состоять из подданных, привыкших повиноваться или из подданных, привыкших к свободе. Приобрести же государства можно при помощи своего или чужого оружия, а также милостью судьбы или доблестью. Оказывается, что наследному государю легче удержать власть в своих руках, т.к. у него есть опора в виде правящего дома. Даже если он потеряет власть, то ему проще ее вернуть, чем новоиспеченному правителю удержать. Новому государю гораздо сложнее удержать власть. Более того, даже наследному государю, который присоединяет новое владение, очень трудно сохранить порядок. Дальновидность – вот качество, которое должно отличать настоящего правителя. Макиавелли справедливо полагает, что многие беды и несчастья можно обойти стороной, но для этого необходимо реально оценивать ситуацию и принимать решения с прицелом на будущее.

Способы управления государством, привыкшим жить по своим законам: Существует три варианта действий в данной ситуации. Первый и самый надежный – разрушить завоеванную территорию. Это жестокая, но необходимая мера: «Кто захватит город, с давних пор пользующийся свободой, и пощадит его, того город не пощадит». Два других варианта более разумные, но не всегда действенные: переселиться в завоеванные области на жительство или предоставить гражданам право жить по своим законам, обложив город данью и поручив управлению союзников. Макиавелли признает в своих рассуждения то, что республикой управлять гораздо сложнее, чем державами с сильной монархической властью: «в республиках больше жизни, больше ненависти, больше жажды мести; в них никогда не умирает и не может умереть память о былой свободе».

Способы приобретения государства. Первый способ – наиболее правильный и достойный. Правитель приобретает новые владения при помощи собственного оружия или доблести. Появляется еще одно важное качество, которым должен обладать государь. Но помимо доблести необходим случай, который помог бы проявить ее. Второй способ приобретения государства – при помощи чужого оружия или милости судьбы. Подобное «приобретение» легко сделать, но трудно сохранить. Третий способ приобретения государства – при помощи злодеяния. Приобрести государство можно и еще одним способом: в силу благоволения сограждан – «для чего требуется не собственно доблесть или удача, но скорее удачливая хитрость». Существует две основные силы, которые в итоге могут привести к учреждению единовластия: знать или народ. Причем первая из них – более хитрая, расчетливая и дальновидная, а поддержкой второй должен заручиться любой благоразумный правитель. Следует учитывать также то, что «государь не волен выбирать народ, но волен выбирать знать, ибо его право карать и миловать, приближать или подвергать опале». «Мудрому государю надлежит принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствах имели потребность в государе и в государстве, – только тогда он сможет положиться на их верность». В этом и заключается незримый баланс, на котором держится прочная и стабильная власть.

Одиннадцатая глава трактата посвящена церковным государствам. Завоевать подобные государства очень трудно, при этом нельзя обойтись без доблести или милости судьбы. Зато их довольно просто удержать, т.к. они базируются на освещенных религией устоях, которые практически невозможно изменить. Сильное государство нуждается в прочной опоре, которую можно найти в войске и законах. Военные дела – вот основное занятие настоящего правителя. Сила войска – это сила государства, поэтому ему следует уделять особое внимание. Начать следует с того, что войска бывают четырех видов: собственные, союзнические, наемные или смешанные. Самые неприемлемые из этих видов – союзнические и наемные. Они являются бесполезными и одновременно опасными. Наемные войска приводят к разорению государства в мирное время и не дают никаких гарантий на случай начала военных действий. Еще одна разновидность бесполезных войск – это союзнические войска. Союзническое войско также действует исключительно в своих интересах, стараясь воспользоваться слабостью государства, которое призывает их на помощь. Кроме того, вчерашние союзники могут стать врагами, которые используют первую же возможность, чтобы совершить внезапное нападение.Еще один вариант – войска смешанного типа.Смешанный тип войска – гораздо более приемлем, чем чисто наемные или союзнические отряды, но все же сильно уступает войску, составленному исключительно из своих солдат.Итак, собственные войска – это и есть, по мнению Макиавелли, истинная опора мудрого правителя. Только доблесть граждан может помочь отстоять свободу и независимость государства. Только они будут до последнего бороться за свое отечество. Подданные, безусловно, выполнят свой долг, но при этом особенно важным будет поведение самого государя.

Животное не носит одежду.

Постепенно, одну за одной, Наполеон исправлял, а затем и вовсе отменил все заповеди кроме одной, седьмой. Однако, и эта заповедь не осталось неизмененной и приняла следующий вид — «Все животные равны, но некоторые животные равнее других»

Действующие лица

Свиньи

Наполеон (Napoleon). Агрессивный кабан, получивший власть на Скотном дворе после восстания. Образ Наполеона соответствует Сталину. Как и Сталин, он использует репрессии и репрессивный аппарат в лице девяти выращенных им собак для усиления личной власти и подавления инакомыслия, а также для изгнания главного соперника Наполеона, Снежка. После захвата единоличной власти начинает развиваться культ личности Наполеона, подобно культу личности Сталина.

Снежок (Сноуболл, в других переводах Цицерон, Обвал Snowball). Один из лидеров восстания, чей образ военного руководителя соответствует Льву Давидовичу Троцкому, создателю Красной Армии. Описанный с иронией, но и с несомненной симпатией, в отличие от Наполеона, интеллектуал Снежок искренне верит в построение общества равных животных и благодаря своим ораторским и военным способностям пользуется широким доверием. На еженедельных собраниях неизменно спорит с Наполеоном по вопросам ведения хозяйства. Путём коварства Наполеон берёт верх в борьбе со своим противником, и Снежок изгоняется со двора (Троцкий был сначала сослан в Среднюю Азию, а затем выслан из страны, сначала в Турцию, а потом — в Мексику). План Снежка относительно построения ветряной мельницы на ферме, соответствующий индустриализации страны, первоначально высмеянный Наполеоном, осуществляется самим новым правителем фермы после изгнания соперника.

Старый Майор (в других переводах Старик Главарь, Old Major). Пророк революции, соответствующий Владимиру Ильичу Ленину и частично Карлу Марксу. Поскольку Оруэлл всегда был социалистом, его повесть была не критикой марксизма, ленинизма или Октябрьской революции, а бичеванием сталинского тоталитарного режима, соответственно, Старый Майор является скорее положительным героем, стремящимся добиться устранения эксплуатации и всеобщего равенства. За три дня до смерти он произносит свою речь (а точнее, пересказывает увиденный им сон о справедливом обществе), которая и становится поводом к восстанию против мистера Джонса. Отношение к Старому Майору не лишено иронии: в частности, обыгрывается помещение тела Ленина в Мавзолей — в данном случае это череп Старого Майора, который животные водрузили на возвышение и каждое утро отдавали ей честь, а также пели сочинённый Старым Майором гимн, напоминающий «Интернационал».

Визгун (в других переводах Стукач, Крикун,Squealer). Ответственная за официальные выступления свинья, соответствующая советской пропаганде, Вячеславу Молотову и газете «Правда». Постоянно восхваляя Наполеона и его «мудрейшие» действия, Визгун в своих речах часто противоречит сам себе. Однажды ночью был застан животными за исправлением семи заповедей, записанных на стене. В нем также воплотились некоторые черты министра пропаганды Третьего рейха Йозефа Геббельса.

Люди

Мистер Калмингтон — добродушный фермер с барскими замашками, хозяин Плутней — большой и запущенной фермы с заросшими угодьями и покосившимися заборами. Довольно прозрачный намек на Британскую империю и Короля Георга V.

Остальные животные

Боксёр (в других переводах Боец, Boxer) — упряжная лошадь; самый трудолюбивый житель Скотного двора, тяжело работающий и при мистере Джонсе, и после восстания, и при Наполеоне. Наивность Боксера мешает ему осознать свою эксплуатацию остальными существами. Во многом благодаря Боксеру животным удаётся довести строительство мельницы до завершающего этапа, однако стройка окончательно подрывает его силы. Наполеон обещает доверчивому работнику вылечить его в госпитале, однако на деле продаёт своего верного последователя на бойню-мыловарню, а на вырученные деньги покупает себе виски. Образ Боксера можно сопоставить с идейной и преданной власти части пролетариата. Его титанический труд соответствует стахановскому движению. В любой критической ситуации Боксер говорит: «Я буду работать еще больше!». А, после установления власти Наполеона, он выбрал себе второй девиз: «Наполеон всегда прав».

Кловер (Clover, в других переводах Ромашка, Кашка, Травка) — другая упряжная лошадь, лучшая подруга Боксера. Она может быть отождествлена с образованными слоями населения России. Она медленнее других животных забывала изначальные цели восстания. В отличие от трудяги Боксера, сумевшего выучить только первые четыре буквы алфавита, она выучила весь алфавит.

Молли (Mollie) — праздная лошадь, больше всего на свете любящая ленточки, символизирующие роскошь. В середине книги Молли убегает со скотного двора и поступает в услужение владельцу соседней фермы. Собирательный образ буржуазии, эмигрировавшей из Советской России после революции.

Моисей (Moses) — говорящий ручной ворон, проповедующий о Леденцовой горе — Рае, в который попадают животные после смерти (соответственно, его можно отождествить с Церковью и религиозным воззрением). Свиньи протестуют против этих верований, и Моисей покидает ферму, однако через некоторое время возвращается — это может рассматриваться как аллегория смягчения отношения советской власти к Церкви во время Великой Отечественной войны

Бенджамин (Benjamin, в других переводах Бенджамен, Вениамин) — старый осёл, скептически относящийся ко всему происходящему, в том числе к революции, но не склонный прямо высказывать своё мнение. В отличие от других животных он хорошо умел читать, и должен был замечать переписывание семи заповедей на стене. Но при просьбе других животных их прочитать, старался отделаться от этой задачи. Вероятно, единственный из героев книги, кто трезво оценивает ситуацию.

Овцы — часть населения со слабыми умственными способностями, не способная критически рассматривать события на ферме. Легко манипулируема Наполеоном и Визгуном, потому выполняет любой приказ и поддерживает любые провозглашённые идеи. При малейшем поводе твердили девиз «Четыре ноги — хорошо, две — плохо». Когда свиньи стали ходить на двух ногах, они переучили овец говорить «Четыре ноги — хорошо, две — лучше».

Собаки — стражи революции. Образ НКВД. Пока Сноуболл (Троцкий) рисовал планы построения мельницы, Наполеон воспитывал щенков — стражей революции, покорных только ему. Благодаря им Наполеон захватил и удерживал власть на ферме, проводя время от времени «чистки».

Ферма — с своей изолированности от внешнего мира, принадлежащая только своим обитателям — образ СССР, скрытого от остального мира «железным занавесом», принадлежащая только гражданам СССР.

Диалектический подход

Диалектический метод – единство и борьба противоположностей. Диалектический метод – универсальный. Существует две противоположные стороны взаимодействия, в какой-то момент они входят в состояние конфликта – противоречие. Оно бывает антагонистическое и неантагонистическое. Противоречие является движущей основой развития.

Переход количества в качество. Количество переходит в качество через скачок. Количество определяет качество системы.

Отрицание отрицания. Материя не уничтожима, она имеет разные формы существования. Наша смерть – начало новой жизни. Уничтожение одного политического режима влечет за собой появления нового.

Универсальный закон, который не действует только в момент скачка.

14. Социосинергетический подход.

Неклассическая модель исследует социосинергический подход. Исследует системы, которые находятся в постоянном состоянии кризиса. Этот подход предполагает, что все системы открыты, взаимодействует с социальным пространством, имеют вход и выход. Существует момент перегрева, который может взорвать систему изнутри. Ситуация, когда вход меньше, чем выход ведет к истощению системы. Диссипативные структуры – это некие структуры, которые позволяют адаптировать внешние поступления для адаптирования в этой системе. Диссипативные структуры не могут возникнуть в закрытой системе. Диссипативные структуры формируются не в сам процесс кризиса, они формируются на стабильном этапе развития.

Любая система имеет зону хаоса, но она не однозначна. Если хаос начинает захватывать систему, то система разрушается. Если политическая система не дает развиваться хаосу, то система движется к распаду.

Никогда не бывает, чтобы у системы был только один путь развития, их всегда несколько (бифуркационный веер – возможно разнообразия путей развития; точка бифуркации – момент выбора пути). Дальнейший выбор пути зависит от следующих факторов:

ž быстротечность развития событий;

ž в критический момент система с минимальными усилиями может достичь максимального эффекта;

ž в точке бифуркации решение принимает 1-2 человека, о демократических решениях не может быть и речи (субъективный фактор), власть становится бесконтрольной;

Бифуркационная петля. Принцип: если из точки бифуркации система выбрала один путь, и снова попала в точку бифуркации, то перед ней стоят те же пути дальнейшего развития, что и в предыдущий раз.

Система всегда имеет несколько вариантов развития. В точке бифуркации осуществляются нереализованные варианты развития. В точки кризиса никаких рычагов контроля власти быть не может. Флуктуация – случайное отклонение системы.

Системный поход

Системный подход – классический метод; мы отчерчиваем границы изучаемого объекта. Систему мы делим на элементы. Мы рассматриваем, какова структура и взаимосвязь этих элементов Мы рассматриваем ядро структуры (доминирующие элементы) и вторичные элементы.

Эмерджентность – это свойство, которое не зависит и напрямую не связано с количеством элементов. Это дополнительное непрогнозируемое свойство системы, которое зависит от:

ž взаимосвязи элементов

ž от их качества

15. Особенности исторического подхода

В рамках исторического метода политика рассматривается с точки зрения возможностей использования положительного политического опыта прошлого для решения современных актуальных проблем. Одним из первых в политической науке его стал использовать Н. Макиавелли.

Исторический метод в политической науке имеет такое же важное значение, как и любой другой теоретический метод. Историческая ретроспектива дает огромный материал для исторических сравнений и аналогий, дает ключ для понимания менталитета данного конкретного государства, его традиций и обычаев, стереотипов политического сознания и поведения, помогает понять суть происходящих процессов на современном этапе.

Исторический метод исходит из того, что :

1. Социальная реальность существует и развивается во времени.

2. Социальная реальность постоянно изменяется.

3. Изменение социальной реальности зависит от сложного взаимодействия объективных и субъективных факторов.

Исторический подход основан на том, что социальная действительность, изменяется во времени, и что этот процесс подчинен объективным закономерностям.

Одной из особенностей исторического подхода являлось утверждение идеи прогресса.

Фактически исторический подход в социологии и политологии, нацелен на то, что бы изучать социальные явления, посредством воспроизведения его причинно-следственного развития. Исторический подход позволяет, объяснить наличие каких-либо свойств, присущих данному явлению, на определенных этапах развития данного явления.

Как возникло явление, какие этапы прошло, почему переходило от одного этапа к другому.

Исторический метод имеет ряд очевидных минусов, связанных с тем, что мы можем попытаться перенести современные свойства и отношения, на предыдущее состояние объекта исследования, (люди исследует взаимодействие бизнеса и власти в 17 веке), либо наоборот, попытаться те уже ушедшие свойства и отношения, перенести на современное состояние объекта (люди ищут признаки опричнины в сталинскую эпоху).

16. Мир-системный

Мир-системный подход (Валлерстайн) –в условиях глобализации социальные и политические системы необходимо рассматривать под другим углом зрения.

Все страны делятся по месту в мировой системе, по уровню экономических показателей, какую прибыл получают страны в мировом разделении капитала. Все страны мира выстроены в определенную струкутры, которая состоит из трех частей:

Ядро: Америка, Зап.Европа

Полуферия: Китай, Аргентина, Венесуэла, Бразилия

Переферия: Восточная Европа, страны Третьего Мира.

Страны полуферии занимаются научными исследованиями, новыми технологиями, промышленностью. «Ядро» занимается разработкой «новых правил игры», разработкой технологий управления.

Коррупция национальной элиты – это значит, что коррупция рассматривается как политический механизм, который может разрушить внутреннюю структуру государства.

Национальная элита имеет возможность вывозить семью из государства и вывозить капиталы.

Утечка мозгов – создается ситуация в стране по сокращению и уничтожению исследовательских центров на территории государства.

Целевые кредиты – деньги даются на развитие какой-либо стране. Деньги даются на короткий срок, с определенными условиями. Стоимость кредита возрастает на 200-300%. Эти деньги не должны быть вложены в образов

Наши рекомендации