Всероссийская олимпиада школьников 2015/16
I (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП
История
Класс
(120 минут)2 вариант
Кому принадлежат эти слова?
«Может быть, самое главное из того, что я сделал, заключается в том, что они смогли меня снять простым голосованием»
А) Н.С. Хрущев
Б) Г.М. Маленков
В) М.С. Горбачев
Г) Б.Н. Ельцин
2. В битве на реке Калке участвовали
А) Биргер, Александр Ярославич, Гаврило Олексич, СбыславЯкунович
Б) Мстислав Удалой, Даниил Романович, Субедей, Котян
В) Дмитрий Иванович Московский, Владимир Андреевич Серпуховский,
Мамай, Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский
Г) Витовт,Ягайло, Темир-Кутлуг, Едигей
Какой из перечисленных рядов составляет даты начала войн, которые вела Россия?
- 1556 г., 1648 г., 1812 г., 1884 г.
- 1558 г., 1632 г., 1700 г., 1768 г.
- 1499 г., 1590 г., 1812 г., 1893 г.
4) 1558 г., 1812 г., 1876 г., 1890 г.
4. Особенностями древнерусского иконописания являются:
А) обратная перспектива
Б) пейзажный фон
В) лики святых, написанные с реальных людей
Г) ирреальный фон
Д) плоскостное, статичное изображение
5. Восстановите хронологическую последовательность:
А) основание Риги крестоносцами
Б) избрание нойона Темучина Чингисханом
В) взятие ханом Батыем Киева
Г) поход новгород-северского князя Игоря в половецкую степь
Д) восстание в Твери против баскаков
Ответ: ____________________________
6. Соотнесите храмы и историческую личность, в годы жизни которой они были построены:
1. Ярослав Мудрый 2. Иван III 3. Иван IV 4. Владимир Святой | А) Десятинная церковь в Киеве Б) Успенский собор в Москве В) Собор Покрова на Рву Г) Софийский собор в Киеве |
Ответ: ________________
По какому принципу образованы ряды? Что и почему является лишним?
А) Л.Б. Каменев, Я.М. Свердлов, М.И. Калинин, А.И.Рыков
________________________________________________________________________________________________
Б) Ништадский мир, Абоский мир, Ясский мир, Фридрихсгамский мир
_________________________________________________________________________________________________
В) Окольничий, стольник, наместник, стряпчий
_________________________________________________________________________________________________
8. Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы.
«О христианском отказе. А христианомотказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесах полтина. А которой христианин поживает за ким год, да поидет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидет прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а поидет прочь, и он платит три четверти двора, а четыре годы поживет и он весь двор платит».
1. Как называется документ, из которого взят отрывок? В годы правления какого князя документ был создан?
3. О каком социальном процессе в документе идет речь?
4. Назовите основные причины этого социального процесса.
Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 15).
Личность императора (1, имя императора), правившего в (2, годы правления) неоднозначно оценивалась современниками. Свою деятельность на троне он рассматривал не как право, а как обязанность, данную ему по праву рождения. Цель своей политики он видел в укреплении внутреннего и внешнего положения России, в недопущении в нее революционной «заразы». При нем роль (3, название учреждения) как законосовещательного органа значительно уменьшилась. Система министерств, созданная в (4, год), была подменена разросшейся (5, название учреждения). Она разделялась на несколько отделений, вмешивавшихся в политическую, общественную и духовную жизнь страны. Среди них особое место занимало (6, название учреждения) и приданный ему (7, название подразделения), осуществлявшие политический сыск в России и за ее пределами. Император твердо верил, что неукоснительное следование всех подданных букве закона обеспечит порядок в стране. Поэтому в его царствование была проведена кодификация российского законодательства. Эта работа была поручена возвращенному из ссылки (8, фамилия). Под его руководством были обобщены законы, принятые после (9, название свода законов) (10, год) г. Их опубликовали в (11, название публикации). Довольно остро во внутренней политике стоял крестьянский вопрос. В (12, год) был издан указ об (13, название социальной категории), который имел еще более ограниченный эффект, чем указ (14, год) о (15, название социальной категории).
Ответ:
10. Проанализируйте предложенный отрывок и ответьте на вопросы.