Стория, концептуальные основы развития систем социальной помощи и профессиональной подготовки социальных работников.
едколлегия.
аздел I.
Жуков В. И. (Россия, г. Москва)
Философия, социология и практика современного
социального образования: контекст глобализации
и постреформенной модернизации в России XXI века
На рубеже XX-XXI веков в условиях глобальной трансформации цивилизационного развития стратегическое значение приобрели проблемы образования, в особенности - социального образования. Усложнение современного общества и человека, ускорение темпов социокультурных изменений, потребовавших обучения в течение всей жизни, обострение глобальных проблем, рисков для жизнедеятельности людей во всех сферах общественных отношений, во взаимодействии природы и общества, как никогда в прошлом, потребовали нового философ-ско-социологического видения, оптимизации современного социального образования. Не случайно у нас в стране и за рубежом данный круг вопросов в последней трети XX века — начале нового столетия активно исследуются не только учеными, но и политиками, специалистами в области управления и социального развития [ 1, 2, 3, 4, 5, 6 и др.].
Нам уже приходилось по целому ряду названных проблем обстоятельно высказываться не только в научной периодике, но и в специальных изданиях [7, 8, 9, 10, 11 и др.]. Здесь мы акцентируем внимание на главном философском и социологическом содержании развития социального образования, его совершенствования в современной России на фоне нового сочетания в мире глобального, национального и регионального, а также
социально-исторического, социогенетического и актуально-сетевого, повседневно-прагматического. В этой связи принципиально важно учитывать специфику осмысления глобальных и собственно российских условий и факторов, определяющих в главном тенденции развития отечественного социального образования, призванного учитывать, прежде всего, развитие человеческого потенциала, его защищенность в новых общественно-исторических условиях.
В данном плане, во-первых, рассмотрим особенности современной глобализации, ее важнейшие философско-социоло-гические характеристики. Мы должны отчетливо представлять характер глобальных процессов, глобализма и глобализации как социальныхявлений, определяющих развитие образования, подготовки кадров для учреждений социальной сферы - в особенности. В современной литературе, в этой связи, встречаются три термина: «глобальные процессы», «глобализация», «глобализм». Авторская позиция в данном случае базируется на восприятии глобализма как политики ряда ведущих стран мира во главе с США, в то время как глобальные процессы отражают интеграционную сущность развивающихся международных отношений во всех сферах жизни и деятельности мирового сообщества. В этом смысле «глобальные процессы» и «глобализация» близки по своему содержанию, поскольку под глобализацией понимается развитие глобальных процессов. В большинстве случаев терминологическая путаница, отождествление «глобализма» и «глобализации» формирует два полюса, на одном из которых — негативная оценка глобализма через призму «теории мирового заговора», на втором — безудержное восхищение стремительной интеграцией и унификацией мира, которые сулят едва ли не «золотой век» человечеству.
Наиболее типична для противников глобализма точка зрения видного русского философа А.А. Зиновьева, который считает: «Социальная сущность глобализации состоит в том, что это — самая грандиозная, спланированная и постоянно планируемая в деталях и управляемая в основных аспектах война западного мира не просто за мировое господство, а за овладение эволюционным процессом человечества и управление им в своих интересах». Понятно, что речь в данном случае идет о глобализме как политике однополюсного мира, а не об оценке
глобализации как таковой. В этом же ключе освещается проблема в политическом докладе Совета СКП-КПСС XXXII съезду. В нем подчеркивается: «Сегодня все более очевидным становится, что ключевыми задачами творцов нового мирового порядка являются следующие:
• Добиться открытого, юридически закрепленного выстраивания мира в пирамиду подчинения. На вершине ее будут находиться США, рядом — их союзники, а внизу — государства «третьего мира». Там же будут прозябать Россия, Украина, Республики Закавказья, Средней Азии, другие постсоветские страны.
• Создать уже не теневую, а открытую наднациональную структуру власти, подчиненную США...
• Установить контроль над мировыми источниками энергии и сырья. Подчинить себе финансовую систему и таким образом взять в руки всю экономику планеты.
• Осуществить военный разгром стран, пытающихся защищать свои национально-государственные интересы. Расправиться с лидерами, которые противостоят американской гегемонии.
• Жестко контролировать информационные потоки. Навязывать миру свою систему ценностей.
Как показывает действительность, многие негативные явления глобализации проявляются в социальных характеристиках современного мира. Нельзя не заметить беспрецедентного роста финансово-экономического могущества и политического влияния транснациональных корпораций (ТНК). Всего около 30 крупнейших компаний мира сосредоточили в своих руках более 70% биржевых активов, а это почти 5 трлн. долл. При этом на долю пяти ведущих стран мира - США, Великобритании, Японии, Германии и Франции - приходится более 90% крупнейших корпораций.
Нельзя отказать в справедливости тезису противников нового мироустройства, которые вполне обоснованно подчеркивают, что господство международных финансовых спекулянтов делает мировую экономику все более нестабильной и несправедливой, особенно с точки зрения распределения ресурсов. Заслуживают внимания и другие их аргументы, прежде всего те, в которых фиксируются риски, сопровождающие глобальные процессы.
Среди них можно выделить наиболее ощутимые по негативному воздействию:
• вышедшие из-под контроля международные переливы капитала, дающие свободу действий международным финансовым спекулянтам, быстрое распространение локальных экономических сбоев на другие регионы мира (подтверждением этому служат азиатский и латиноамериканский финансовые кризисы 1997-1998 гг., аргентинский 2002 г. и др.);
• трудности в адаптации к глобальным процессам развивающихся стран и стран с переходной экономикой, поскольку неравные стартовые возможности вынуждают их принимать невыгодные для себя «правила игры» более сильных участников мирового хозяйства;
• растущий разрыв в уровне благосостояния и степени вовлеченности в процессы глобализации между богатыми и бедными странами, оставляющий последним весьма невыгодный выбор для развития;
• опасность унификации на базе англо-саксонской традиции моделей поведения и норм бытия, а значит, утрата традиционных ценностей, результатом чего могут стать межцивилизаци-онные конфликты;
• вытеснение из сферы занятости менее подготовленных к техническому прогрессу работников, а значит, рост безработицы, особенно в развивающихся странах;
• приобретение организованной преступностью наднационального характера (разнообразные виды нелегального бизнеса приносят мафиозным группировкам прибыль в 1,5 трлн. долл. США в год, что позволяет создавать преступные империи).
Другими словами, социальный протест предопределяет негативное отношение к глобализации с точки зрения последствий порождаемого и усиливающегося неравенства. Это и естественно: общественности известно, что в странах постиндустриального мира ориентируются на доход в 30 тыс. долл. США на душу населения в год, а жизнеобеспечение 85% населения Земли составляет менее 3 тыс. долл. США в год. При этом надо отметить, что за последние 15 лет доход на душу населения понизился в более чем 100 странах, а потребление на душу населения сократилось в более чем в 60 раз. С распадом СССР количество нищих увеличилось примерно на 150 млн. человек (население, равное
совокупному населению Франции, Великобритании, Нидерландов и Скандинавских стран).
Среди 4,4 млрд. человек, живущих в развивающихся странах, 3/5 находятся в условиях, не соответствующих минимальным санитарным требованиям, 1/3 лишена нормальной питьевой воды, 1/4 не имеет адекватных жилищных условий, 1/5 недоедает. Более 1,3 млрд. человек живут менее чем на 1 доллар США в день. Почти 1/3 жителей беднейших стран не доживает до 40 лет. Согласно оценкам Всемирного банка, экономический кризис конца 90-х годов XX века усилил эту тенденцию. Достаточно сказать, что только за 1997-1999 гг. число абсолютно бедных в Восточной Азии увеличилось с 40 до 100 млн. человек.
Сложность заключается в том, что два мира - богатых и бедных — не разделены какой-то непроходимой границей. Европа со своим самым старым и самым богатым в мире населением находится, по существу, рядом с Африкой и Азией, с самым молодым и самым бедным населением. Последние события ноября 2005 г., начало которым положили беспорядки в пригороде Парижа, лишь подтверждают все выше сказанное.
Нельзя не согласиться и с мнением ряда исследователей о том, что новый мировой порядок никем не установлен, не освящен и что его часто сейчас называют «новым мировым беспорядком». В отличие от послевоенного сорокалетия, когда международные отношения строились в основном по принципам и нормам, заложенным Ялтинской конференцией, сейчас нет каких-то общепринятых, освященных международным правом правил игры на международной арене. Как справедливо подчеркивает профессор В. Сироткин, «впервые с середины XVII века, когда после Тридцатилетней войны был заключен Вестфальский мир, современная Европа, несмотря на компьютер, «электронные деньги» и Интернет, не имеет геополитической базы, освященной глобальным международно-правовым договором типа «Заключительного Акта по безопасности и сотрудничеству в Европе» (Хельсинки-75).
Ученые обращают внимание на то, что прежняя Ялтинско-Пот-сдамско-Хельсинкская система 1945—1975 гг. рухнула. Сформировались новые государства, новые границы, новый баланс сил, а «Хельсинки-2» блокируются. И это понятно: завершилась «Третья мировая война», в ходе которой СССР проиграл.
Идет передел границ мира и России. В этих условиях придется доказывать всем «друзьям» и соседям право на свои территории и сферы влияния. Это будет не всегда гладко и мирно. Все, что останется после этого передела, будет Россией.
Совершенно очевидно, что никакие компьютеры, Интернет и принципиально новые средства коммуникации не заменят потребности государств и народов в реализации жизненно важных интересов, обусловленных спецификой их происхождения и особенностями геополитического и внутреннего развития. Известный американский политолог С. Хантингтон справедливо подчеркивает: «вера в то, что незападные народы должны принять западные ценности, институты и культуру, если говорить всерьез, аморальна по своим последствиям».
Разумеется, существуют веские аргументы в пользу исторической объективности процесса глобализации. С этой точки зрения сущность глобализации наиболее точно раскрывается в докладе по внешней и оборонной политике, подготовленном С.А. Карагановым, В.А. Никоновым, В.Л. Иноземцевым и другими, в котором говорится: «Под глобализацией понимаются многие процессы — и увеличение внешней торговли в мировом валовом продукте, и информационная революция, и качественное увеличение объемов, и убыстрение скорости передвижения финансовых капиталов, и огромный рост перемещения самих людей, и обострение традиционных, и появление новых глобальных проблем. Глобализация базируется не столько на росте потоков людей и товаров, сколько на активизации обмена информацией и знаниями, на быстром, хотя и неравномерном росте доли информационной интеллектуальной составляющей в мировом валовом продукте, быстром увеличении значения развития человеческого капитала».
В этой характеристике можно вычленить социальную составляющую. Речь в данном случае идет о такой исключительно важной стороне глобализации, как влияние на развитие современного мира принципиального изменения характера, содержания и предмета труда, всей совокупности социально-трудовых отношений. Если в индустриальную эпоху человек занимался преобразованием «мертвых» вещей, изменением природы, то в условиях постиндустриального информационного общества новейшие технологии позволяют заниматься преобразованием
живого человеческого сознания, как индивидуального, так и коллективного.
Превращение процесса формирования сознания на основе принципиально новых средств производства в наиболее эффективный бизнес — это очередная технологическая революция, которая кардинально повышает производительность труда, качественно меняет международные производственные взаимодействия и характер мировой конкуренции. Именно этот тезис выступает в качестве важнейшей методологической основы исследований Института проблем глобализации, возглавляемого профессором М.Г. Делягиным. В теоретических исследованиях этого института рассматриваются следующие практические последствия глобализации, которые влияют на Россию и меняют ее положение в мире:
Первое: современный этап глобализации — это эпоха небывалого обострения конкуренции, которая становится всеобщей, глобальной и которая в отличие от еще относительно недавних времен, начинает вестись на уничтожение по отношению к слабым странам.
Второе: возрастает значение национальных особенностей, причем всех особенностей. Сейчас даже самые странные особенности начинают приобретать фактор важного конкурентного ресурса.
Третье: предыдущие два фактора повышают роль и значение качества управления, прежде всего государственного. Именно государственное управление оказывается тем инструментом, который стимулирует технологический прогресс и тем самым создает или не создает новые конкурентные возможности для национальных экономик.
Одной из особенностей настоящего этапа глобализации является то, что она была вызвана и формируется путем развития различных форм эко номической организации в глобальных масштабах. Это ведет к повышению технологической взаимозависимости, объединению и унификации рынков, методов производства и организации фирм, маркетинга, способствует динамичному росту торговли и переливу капитала между отдельными странами и регионами. В свою очередь, глобализация рынков приводит к усилению конкуренции, что заставляет фирмы развивать и обновлять производство, использовать новейшие формы маркетинга.
Для более полного представления ситуации необходимо привести следующие данные. В 1990 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО) входило 102 страны, в 1998 г. в ВТО насчитывалось уже 134 государства. В 90-х годах XX столетия торговля выросла в два раза. В 1998 г. прямые иностранные инвестиции в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой составили 155 млрд. долл. США, что в 16 раз больше уровня 1990 г. Международная торговля, которая осуществляется через глобальные производственные сети, составляет сегодня 1/3 всего объема торговли. Ежедневный объем валютных операций превышает 1,5 трлн. долл. США, в то время как в 1973 г., когда произошло крушение системы фиксированных валютных курсов, он составлял 15 млрд. долл. США.
Без преувеличения можно сказать, что многие аспекты глобализации заставляют уже сегодня всерьез задуматься о будущем цивилизации, о путях сохранения самой Земли, ее экосферы, достижения баланса интересов всех стран и народов, ее населяющих. Кумулятивное воздействие индустриализации сказывается на изменении глобального климата; мир попал в совершенно новую атмосферу, в которой традиционные институциональные меры уже не дают большого эффекта. Если в начале 1960-х годов экономические потери от стихийных бедствий, вызванных изменением климата в мире, не превышали 5 млрд. долл. США, то к концу 90-х годов прошлого столетия их размер превысил 90 млрд. долл. США.
Как известно, экономические потери — это всего лишь часть ущерба, который приносят стихийные бедствия. Их можно подсчитать. А как определить размеры социальных, моральных, психических и иных потерь, которые неизбежно следуют за природными и техногенными катастрофами? По какой шкале и в каких единицах можно измерить отчаяние, безысходность, тревогу людей за свою безопасность и будущее своих детей? Совершенно очевидно, что на этот вопрос, как и многие другие, сегодня нельзя ответить без предварительного всестороннего анализа социального воздействия глобализации на будущее всего мира вообще и России, в частности. Такое развитие событий особенно актуальной делает проблему совершенствования социального образования, обеспечения формирования и реализации человеческого потенциала в рамках каждой страны, в том
числе и России как суверенного государства, оказывающего заметное влияние на мировые процессы. При этом стратегическое значение имеет общий уровень развития образования в стране.
Рассказывают, что Авиценна, встретив на улице грязного, босоногого мальчугана, низко, до земли ему поклонился. Изумленным сопровождающим Авиценна пояснил: «Это — внук моего учителя». Не менее прославленный Александр Македонский любил повторять, что отцу, Филиппу, он обязан тем, что живет, а своему Учителю, Аристотелю, тем, что живет достойно.
Еще один из великих завоевателей — Чингисхан, захвативший в четыре раза больше стран, чем Александр Македонский, утверждал: «Я не обладаю выдающимися способностями. И потому приглашаю мудрецов для того, чтобы содержать империю в порядке». Создатель германского государства «железный канцлер» Отто фон Бисмарк на вопрос, кто победил в войне, отвечал: «Прусский Учитель». И напротив, объясняя причины военных поражений Франции, Луи Пастер, один из величайших ученых мира, пояснял: «Франция забыла отдать должное науке».
Выдающиеся мыслители, величайшие полководцы, мудрейшие правители знали «главную тайну», им был ведом основной секрет процветания и ключ к успеху. Это — знания. Ученые и журналисты, политики и бизнесмены, обыватели и государственные деятели, рассуждающие на темы власти, называют четыре ветви, но забывают о том, что все они находятся в зависимости от одной — власти науки, культуры и образования.
На рубеже тысячелетий мир переживает невиданные в истории изменения и подошел к тому периоду, когда прогресс цивилизации определяется интеллектуально-образовательной мощью человека. С точки зрения внутреннего развития государств Знания выступают как условие общественного прогресса, как ключевая предпосылка общественной саморефлексии, определяющая ступень, на которой находится общественная
система.
В измерении цивилизационного масштаба речь идет о том, что глобальное соперничество из области финансово-промышленной и военно-технической перешло в область образования, науки, культуры и воспитания. Такой подход, вероятно, разделяет все руководство страны. Однако между политическими кругами и научно-педагогической общественностью нашей страны
IS
сохраняются сложные отношения. По некоторым вопросам они приобретают конфликтный характер. Это объясняется, прежде всего, тем, что на нужды образования и вузовской науки выделяется крайне мало средств.
Для того чтобы понять, в каких финансовых условиях оказалась отечественная система образования, нужно учесть, помимо представления о снижении финансирования в процентах от ВВП, еще несколько факторов:
• из года в год снижается величина самого валового внутреннего продукта, а значит, уменьшаются и абсолютные размеры финансирования;
• при общем снижении объемов финансирования возрастают реальные расходы на обучение одного человека во всех звеньях системы образования — от дошкольного учреждения до послевузовского образования;
• при растущей зависимости уровня образования от применения современных обучающих технологий резко возросли расходы на создание материально-технических и других условий, необходимых для решения образовательных задач на уровне современных обучающих методик.
Еще одно разногласие научно-педагогической общественности и федерального ведомства, ответственного за состояние дел в области образования, связано с целевыми установками реформирования высшей школы.
Другие дефекты федеральной политики известны:
1) система образования, в том числе и высшая школа, теряет свои лучшие, наиболее подготовленные кадры;
2) стремительно утрачивается привлекательность научно-педагогического труда, размывается социальный статус работника образования;
3) устарел учебно-методический фундамент системы образования;
4) приходит в негодность материально-техническая база всех уровней образования.
Наконец, пышным цветом развивается бюрократизация системы управления народным образованием, нарастает канцеляризм. Высшая школа вползает в политику, появились признаки новой идеологизации учебного процесса. Это и многое другое порождает негативные процессы. Накапливаясь, они начинают
оказывать влияние на все параметры ее деятельности, в том числе и на индекс уровня образования.
Негативные процессы, производимые от политики перестройки, реформ 1990-х гг. наложили свой отпечаток на уровень грамотности. Об этом свидетельствуют уже итоги микропереписи населения 1994 г., которые определили уровень грамотности населения России в 98,4%. Тревожный для России, этот показатель остается недосягаемым для большинства наиболее развитых стран мира и дает высокий индекс уровня грамотности россиян:
,..98,4-0 98,4 .
' ' ' поо
Индекс =--------- =-------- = 0,984 100-0 100
Первого сентября 2000 г. (2000—2001 учебный год) в общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях к занятиям приступили 27,6 млн. человек. Молодых людей в возрасте до 24 лет включительно в январе 2001 г. насчитывалось 48260485 человек. Таким образом, совокупная доля учащихся начальных, средних, средних специальных и высших учебных заведений среди молодежи до 24 лет включительно составляет 50,2%. В таком случае, индекс совокупной доли учащихся в 2001 г. равен:
50,2-0 50,2 лм„
Индекс =----- =---- = 0,502
100-0 100 Таким образом, индекс уровня образования, сложившийся в 2001 г., равен:
Индекс = [2 (0,984) + 1 (0,502)] / 3 = 0,823.
К началу 2006 г. значение индекса уровня образования не изменилось. Показатель 2006 г. проигрывает индексу образования, характерному для советского периода истории высшей школы, но проигрывает незначительно. Это лишний раз подчеркивает желание российских граждан учиться даже в сложных социально-экономических условиях и при неблагоприятных процессах осуществления правительственной политики в отношении российской высшей школы.
На фоне решения проблем развития образования существенно важно обратить внимание на развитость человеческого потенциала в целом. В России рубежа XX-XXI веков эта проблема также стала весьма актуальной. Напомним, что страны, ИРЧП которых составляет менее 0,5, относятся к группе государств с низким уровнем развития человеческого потенциала; 0,5—0,8 — со средним уровнем; 0,8 и выше — с высоким уровнем развития ИРЧП.Индекс развития человеческого потенциала России (ИРЧП), как об этом уже говорилось, представляет собой простое среднее индекса ожидаемой продолжительности жизни [1], индекса достигнутого уровня образования [2] и индекса уровня жизни [3].
(1) | (2) | (3) | Сумма | ИРЧП |
0,675 | 0,823 | 0,959 | 2,457 | 0,819 |
Напомним, что, поданным 1992г., российский ИРЧП был равен 0,849, что позволяло Российской Федерации относиться к группе наиболее развитых государств и занимать среди них 52-е место. При значении ИРЧП,сложившемся к 2006 г. и равном 0,819, Россия сохранилась в группе стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, но переместилась примерно на 60-ю позицию.
Следует заметить, что снижение ИРЧП,начавшееся в 1985 г. и опустившееся к 2006 г. до значения, равного 0,69, стало важнейшим социальным индикатором, отражавшим развитие населения России по сжимающейся траектории. Главный фактор торможения — неблагоприятная демографическая ситуация, низкое значение индекса ожидаемой продолжительности жизни, а также относительно невысокая доля учащейся молодежи в возрастной категории населения. В принципе несоответствие места страны по реальному ВВПна душу населения (в долларах ППС)тому индексу развития человеческого потенциала, который складывается из двух других показателей, — явление достаточно распространенное. Страны могут иметь различные доходы, а могут находиться и на одном уровне экономического благосостояния. Однако распределительные отношения среди населения могут создавать реальный мир, отличающийся от средних величин.
В силу этого значение индекса реального душевого ВВП (в долларах ППС) не следует преувеличивать: из трех измерений он, во-первых, наименее корректен, во-вторых, для решения экономических проблем общество затрачивает меньше времени и усилий, чем для достижения прогресса в таких кардинальных областях социального развития, как уровень образования и продолжительность предстоящей жизни. Справедливо и другое: временные экономические трудности не могут разрушить потенциал человека, однако затяжной экономический и политический регресс может лишить исторической перспективы даже великую державу. Из этого вытекает то исключительное значение, которое имеет социальная политика для судеб демократии в России, социального прогресса страны. В связи с оптимизацией развития человеческого потенциала особое значение имеет эффективная социальная политика и адекватное ей социальное образование.
Как известно, в советское время социальная политика рассматривалась как «деятельность партии и государства по управлению развитием социальной сферы общества, направленная на подъем трудовой и общественно-политической активности масс, удовлетворение их интересов и потребностей». В русле этого основными задачами социальной политики считались: повышение благосостояния, улучшение условий труда, жизни людей; осуществление во всех сферах общественных отношений принципа социальной справедливости; сближение классов, социальных групп и слоев населения; преодоление различий между умственным и физическим трудом, городом и деревней; совершенствование национальных отношений.
В данном случае нас, прежде всего, интересует тот аспект понятия «социальная политика», под которым понимается деятельность, направленная на управление социальных развитием общества, удовлетворение материальных и культурных потребностей его членов и регулирование процессов социальной дифференциации общества. Базовыми целями социальной политики в таком случае являются достижение равноправия, стабильности, целостности и динамизма при наличии материальных ресурсов, соответствующих политических сил и социальной системы». Мерилом социального прогресса является человек и возможность его свободного развития, а социальная политика есть
средство достижения намеченных целей. Среди них: утверждение образа, качества и уровня жизни, достойных человека:
—достижение социального равновесия в обществе;
—гармонизация общественных отношений как один из способов укрепления политической стабильности государства.
Такой подход существенно расширяет представление о социальной политике, выводит за узкие рамки суждения о ней как о «целенаправленной деятельности государственных и общественных структур в социальной сфере общества, связанной с регулированием отношений основных социальных групп и общностей, согласованием их интересов друг с другом, а также с основными интересами и целями общества, оптимизацией процессов социальной дифференциации и интеграции, укреплением основ принятой в обществе системы социальной справедливости, реализацией личных свобод и прав граждан». В принципе то же самое можно изложить короче и представить социальную политику как управление социальным развитием общества, удовлетворение материальных и духовных потребностей его членов и регулирование процессов общественной дифференциации. Однако такого взгляда на предмет недостаточно. Социальная политика, включая в себя перечисленное, ответственна и за другое: достижение эффективности функционирования социальной системы; разрешение противоречий между индивидуальными и общественными потребностями, текущими и перспективными интересами государства; обеспечение социальной гармонии через согласование интересов различных групп населения и т.д.
Одна из наиболее существенных прерогатив социальной политики - влияние на правительственный курс, который всегда сориентирован на преимущественное удовлетворение потребностей какой-то одной социальной группы населения. В рамках проводимой правительством политики ее социальная составляющая должна обладать определенными оппозиционными качествами и создавать разумные противовесы политическим силам, представляющим в правительстве господствующие в обществе круги. Именно конструктивная оппозиционность большей части общества принудили российскую власть признать необходимость социальной коррекции предпринятых младореформато-рами 90-х годов радикальных либеральных реформ, уже первые
результаты которых оказались удручающими для подавляющей части населения России.
В середине 90-х годов эта вынужденная коррекция была рассчитана на поддержку отдельных групп и слоев населения, которые оказались в трудном социальном положении и не могли, опираясь на собственные силы, выбраться из тисков нужды, нищеты, бесправия. Проводившиеся в связи с этим акции поддержки нельзя расценивать как социальную политику в «узком смысле». Это была система государственных мер, носившая вынужденный характер.
Дальнейшие исследования в этой области, наряду с анализом новых возможностей властных структур, получивших существенно возросшее бюджетное обеспечение, привели к пониманию того, что социальная политика, если она проводится с ориентацией на национальные интересы страны и отвечает требованиям демократического социального государства, представляет собой совокупность разноуровневых управленческих воздействий на жизнедеятельность различных групп населения с целью консолидации общества, обеспечения стабильности политической системы и власти на основе гармонизации социально-трудовых и иных отношений. Именно такая концепция социальной политики Российского государства наиболее актуальна и в настоящее время наилучшим образом учитывает как интересы личности, так и интересы общества в целом задает оптимальный вектор развития социального образования.
Для характеристики развития социального образования в России рубежа XX-XXI веков типичным является его эволюция в РГСУ. Концепция развития социального образования в том виде, в котором она сложилась в представлении научно-педагогической общественности РГСУ, учитывает, прежде всего, два основных обстоятельства. Первое сводится к тому, что внешняя среда, т.е. политическая, экономическая и социальная политика государства, пока не является благоприятной для решения образовательных задач. В России идут чрезвычайно сложные процессы, оказывающие глубокое воздействие на духовное, нравственное и интеллектуальное самочувствие нации. Традиционная высшая школа страны уже с большим трудом выдерживает колоссальные перегрузки, вызванные перипетиями переходного периода. Но, как ни парадоксально, последнее десятилетие XX
в., безжалостное к отечественной системе просвещения, оказалось милосердным по отношению к той части образования, которое связано с решением задач социальной направленности.
Место РГСУ в системе высшего образования определяется действием ряда благоприятных факторов. Во-первых, само создание РГСУ продиктовано потребностями социальной модернизации общества и вытекающей из этого необходимости подготовки кадров по блоку новых для России специальностей. Во-вторых, высоким государственным престижем и практической привлекательностью тех профессий, по которым в университете ведется подготовка специалистов с высшим образованием. В-третьих, уровнем квалификации и деловой репутации научно-педагогического коллектива и персонала управления РГСУ.
Специалистами университета разработаны и внедрены Государственные образовательные стандарты на вновь конституированные учебные дисциплины. Учебный план РГСУ в настоящее время включает в себя преподавание более 600 учебных дисциплин, факультативных и авторских курсов. Структура Университета определяется тем, что основные направления деятельности РГСУ являются академическими с точки зрения актуальности научно-исследовательских, информационно-аналитических, образовательных, экспериментальных, прикладных, управленческих и других задач. Каждое из этих направлений опирается на систему кафедр, лабораторий, центров реабилитации и других социальных учреждений, управленческий персонал факультетов, академий университета и его филиалов в целом.
Если единственным хозяином университета РГСУ является студент, то центральной фигурой формирования современного образованного специалиста — профессор. Уникальным научно-образовательным учреждением является Академический научно-педагогический институт, возглавляемый ведущими учеными страны: академиками РАН В.Л. Макаровым, B.C. Степиным, Б.Н. Топорниным, Д.С.Львовым, Г.В. Осиповым; членами-корреспондентами РАН - А.В.Дмитриевым, В.Н.Ивановым, Р.Г. Яновским, под руководством которых ведутся масштабные исследования, готовятся к защите докторские и кандидатские диссертации. Перспективным представляется развитие на базе РГСУ подразделений РАО, в особенности тех, что связаны с модернизацией профессионального социального образования, его
информатизацией, совершенствованием управления качеством подготовки специалистов для социальной сферы (И.В. Роберт, академик-секретарь РАО, СИ. Григорьев, чл.-корр. РАО).
Особенность Российского государственного социального университета состоит не только в том, что он стал первым и остается единственным государственным вузом социального профиля, но и в неповторимости многих образовательных направлений, которых нет не только в России, но и за рубежом. Зарубежные школы социальной работы рассчитаны на 4-летний срок обучения и выпускают из своих стен бакалавров, не обладающих уровнем подготовки, необходимым для работы в органах управления в качестве специалиста, современного менеджера, организатора социального обслуживания населения. После углубленной подготовки бакалавр становится магистром и занимается, как правило, исследовательской и научно-педагогической деятельностью.
Уникальность образовательных программ Российского государственного социального университета состоит в том, что он дает подготовку на уровне и бакалавра, и специалиста, и магистра, и выше, выпускает кандидатов и докторов наук, а также обеспечивает повышение квалификации и курсовую подготовку. Ряд направлений деятельности РГСУ не имеет аналогов: только в социальном университете есть кафедры семейной и тендерной политики: тендерной социологии; социальной истории и культуры России; социальной информатики с ориентацией на первую, а не на вторую часть названия. Только в Институте социального страхования РГСУ готовятся специалисты с высшим образованием для Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования, негосударственных пенсионных фондов.
Среди российских вузов юридического профиля только в Академии труда, занятости, информатики, экономики и права РГСУ есть факультет ювенального права, осуществляющий подготовку специалистов по правовой защите интересов семьи и ребенка. Только в структуре Академии социальной работы есть Федеральный центр социальной реабилитации детей, страдающих церебральным параличом. И список этот можно продолжить.
Приоритетными для РГСУ остаются вопросы организационного и научно-методического обеспечения учебного процесса.
Они решаются, в основном, по трем направлениям: разработка, подготовка к изданию и издание учебников, курсов лекций, учебно-методических материалов; разработка методических документов; организационные мероприятия.
По всем дисциплинам, преподаваемым в РГСУ, имеются учебники, учебные пособия, другие материалы, комплексно обеспечивающие учебный процесс. К числу наиболее важных документов, разработанных в РГСУ и не имеющих аналогов в системе высшего образования России, относятся Положение о комплексном экзамене по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, Положение об университетском стандарте высшего профессионального образования, Положение о педагогическом аудите в РГСУ, Типовые положения о факультете и кафедре, Положение о студенческом совете, Положение о совете старост (старостате). Разработаны различные виды отчетности и бланки учебной, методической и другой документации, применяемые в режиме использования современных ЭВМ.
Новым направлением в работе явилась деятельность отдела педагогического аудита и консультирования.Аудиторская проверка учебных подразделений проводится по следующим направлениям: соблюдение требований Государственного образовательного стандарта; научное, учебно-методическое, информационное и нормативное обеспечение учебного процесса; технология организации учебного процесса; кадровое обеспечение учебного процесса. Работа отдела опирается на нормативные документы, основным из которых является Положение о педагогическом аудите в РГСУ.
Особое значение для подготовки современных образованных специалистов имеет проблема специальной подготовки студентов.Только по специальности «социальная работа» университетом разработаны 23 типа специализаций. В их числе: организация социальной защиты населения; социально-экономическая поддержка населения; медико-социальная работа с населением; медико-социальная помощь людям пожилого возраста и инвалидам в условиях стационарных учреждений социального обслуживания; социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями; социальная реабилитация взрослых с ограниченными возможностями; реабилитация асоциальных семей и детей с девиантным поведением; социальная реабилитация лиц
без определенного места жительства, трудовая терапия людей с ограниченными возможностями; психосоциальная работа снаселением; социальная работа с семьями и детьми; геронтология и социальная работа с людьми пожилого возраста; социальная работа с молодежью; организация пенсионного обеспечения; социальная работа на производстве; социальная работа в учреждениях здравоохранения; социальная работа в учебных заведениях; социальная работа в службе занятости; социальная работа в миграционных службах; социальная работа с военнослужащими; экономика и менеджмент в социальной работе; социальная работа в пенитенциарных учреждениях.
Особенностью подхода РГСУ к организации обучения является отбор студенческой молодежи, способной активно участвовать в научно-исследовательской деятельности. В этой работе используется методика выявления наиболее одаренных студентов, применяемая, в частности, Национальным научным фондом США, которая ориентируется на следующие необходимые качества: умение вести самостоятельные исследования; исследовательская активность, нацеленность на получение новых результатов; неординарность мышления, стремление подвергать сомнению общепринятое; способность увидеть проблему там, где у других не возникает вопросов; умение сопоставлять и находить оригинальные связи между явлениями; способность комбинировать и синтезировать идеи; готовность к восприятию объемной информации; сочетание внутренней потребности в постоянном научном поиске с эмоциональной увлеченностью наукой.
В принципе перечисленные качества носят универсальный характер и могут использоваться в практике работы университетов независимо оттого, к какой национальной школе они принадлежат. Система образования, будучи многофункциональным институтом, несет ответственность, прежде всего, за развитие личности обучающегося, формирование привлекательных гражданских качестви за его подготовку на уровне профессионала.Фундаментом этого являются масштабные научные исследования и их внедрение не только в реальную практику, но и учебный процесс. Научно-исследовательская деятельностьв РГСУ ведется помногим направлениям, главные из которых уже обстоятельно представлены во многих публикациях. |12, 13, 14 и др.|
Результаты фундаментальных и прикладных исследований,
S
проводимых в РГСУ, широко используются в практике социальных учреждений, в частности, по социальному обслуживанию пожилых людей, инвалидов; детей, страдающих церебральным параличом, заключенных; социально-незащищенных категорий населения. За последние годы заметно выросло число научно-исследовательских проектов, осуществляемых за счет бюджетных и внешних средств, значительно увеличилась в НИР университета доля фундаментальных разработок, обеспечивающих создание теоретических заделов по приоритетным направлениям в области труда и социального развития.
В Российском государственном социальном университете сложились свои научные школы: историческая, политологическая, философская, социологическая, экономическая, психологическая, математическая, педагогическая и юридическая. В аспирантуре университета обучается 265 аспирантов, 310 соискателей, свыше 70 человек работают над докторскими диссертациями. Докторанты и аспиранты как особая категория специалистов, имеющих потенциально высокие возможности проведения фундаментальных и прикладных исследований российского общества и специализирующихся на изучении конкретных социальных проблем определенных категорий населения, а также федеральных, региональных и муниципальных органов власти, социальных учреждений и организаций, активно участвуют в научных и исследовательских проектах.
Традиционно к научно-исследовательской деятельности привлекаются талантливые студенты. Формирование научных идей и их реализация осуществляется Студенческой Академией социальных наук (САСН), студенческим научным Советом (СНО), Советом молодых ученых (СМУ). Представители студенческой науки находят возможность проявить себя в ежегодных конкурсах научных работ, студенческих конференциях, конкретных исследованиях научно-исследовательских институтов университета. РГСУ выступает организатором научных дискуссий по социальным проблемам, проводит научно-практические конференции, семинары, симпозиумы и «круглые столы», развивает издательскую деятельность, вносит большой вклад в научно-просветительскую, информационную работу.
Опыт, накопленный РГСУ в области подготовки кадров для социальной сферы, имеет и еще одно измерение: на его базе
создано и функционирует Учебно-методическое объединение по специальности «социальная работа».На день создания УМО (25 ноября 1992 г.) в стране подготовкой кадров в области социальной работы занимались 22 вуза. Среди них - Алтайский государственный университет, Государственная академия сферы быта и услуг, Институт молодежи, Казанская медицинская академия, Дальневосточный государственный университет и др. К 1 января 2006 г. подготовкой кадров в области социальной работы занимались уже более 130 вузов России и число их неуклонно увеличивается.
Таким образом, РГСУ утвердился, с одной стороны, как вуз-новатор, а с другой — как классическое университетское государственное высшее учебное заведение, эффективно участвующее в решении задач кадрового и научно-аналитического обеспечения социальной деятельности общества, управления социальной сферой страны. По итогам III Всероссийского конкурса РГСУ признан одним из победителей и награжден дипломом «Российская организация высокой социальной эффективности». В августе 2006 года большая группа ученых РГСУ получила премии Правительства РФ в области образования.
Россия вступила в XXI век так же, как и в век XX: грандиозными преобразованиями и революционными свершениями. Знаменитые десять дней, которые потрясли мир на заре последнего века первого тысячелетия землян (Д. Рид), сменились десятью годами, разрушившими великую державу - СССР, радикальным образом изменившими политический и экономический строй Российской Федерации, целеустремления и целеположения ее граждан и даже, в существенной мере, их житейское бытование и жизненный, социальный уклад. Понесенные потери много-плановы и велики. Обретения, если вести речь не о т.н. «элитах», фантастических обогатившихся на перераспределении в свою пользу в ходе «дикой приватизации» гигантской общенациональной собственности, а об основной массе граждан, неочевидны, сомнительны и уже в силу этого нестабильны. Масштабны социальные утраты, что отбросило страну, общество далеко назад, во времена, когда правили бал нравы т.н. «дикого капитализма», когда в погоне за быстрой наживой в обществе торжествовали идеи и практика крайнего индивидуализма и
даже эгоизма, что привело многие национальные сообщества к жестокой борьбе всех и против всех.
Логика развития страны на рубеже тысячелетней и в особенности последних 10-15 лет радикального либерального реформирования привела политическое сообщество к дилемме: либо сохранять и далее правительственный курс жесткой монетизации и чуть ли ни обожествления рынка, что неизбежно повлечет за собой дальнейшее ухудшение показателей социального развития, либо предложить программу политических и экономических корректив, рассчитанную на достижение национального единства и гражданского согласия на основе баланса интересов всех социальных групп населения.
К очевидной пользе для России, ее нынешним политическим руководством выбран второй путь — к гармоничному социальному государству и консолидированному по основным, судьбоноснымдля страны и нации, проблемам обществу.Окончательное, очевидное всем оформление этот прогрессивный курс обрел осенью 2005 года, когда к открытию очередного политического сезона в России, руководство страны подготовило не просто программу неотложных мер по радикальному улучшению положения в социальной сфере, в частности, оборонном комплексе, здравоохранении, образовании, коммунальной сфере, но и жесткими действиями добилось через обе палаты парламента ее достойного бюджетного финансирования и даже провело необходимые кадровые перестановки в правительстве, впервые за долгие мучительные годы либеральных реформ, определив конкретных должностных лиц самого высокого ранга, персонально ответственных за реализацию главных общенациональных программ.
Радует и вдохновляет, что в число четырех основных российских национальных программ, отныне поставленных под жесткий государственный контроль, вошло и образование,ибо у социаль-ного прогресса естьтолькооднадорога-знание,иестьодин надежный мост, способный перенести нас через пропасть сотворенной в либеральном, реформаторском раже разрухи - поставленный на службу всего общества интеллект.Как справедливо утверждал известный французский политик Ф.Миттеран, «... Бедность можно заставить отступить с помощью образования, профессионального обучения, научных исследований, развития равенства возможностей, гуманизации условий жизни и труда»(выделено нами).
В отношении образования и научных исследований, гражданская миссия ученых России определяется самой, во многом уникальной, ситуацией в российском обществе. Сейчас, когда социальный прогресс в России замер в напряжении на старте у развилки между преобразованиями, не оправдавшими социальных надежд основной массы населения, сохраняющейся дезорганизацией страны и наконец-то сформулированной новой политической концепции построения общества всеобщего благоденствия на основе умеренного рыночного либерализма и жесткой государственной регуляции жизненно важных для страны отраслей промышленности и секторов экономики, должны активизироваться крупные политологические, социологические, социально-экономические исследования, в результате которых неизбежно появятся ответственные выводы ирекомендации власти, столь своевременно и решительно взявшейся за исправление ошибок, во множестве допущенных в предшествующий период. Власть в лице Президента России В.В. Путина и его ближайших соратников и доверенных лиц, решительный шаг в сторону социального государства и общества наконец-то сделала. Самое время истинно патриотически настроенным ученым, практикам образования России поддержать власть в ее благих устремлениях, сделать свой шаг ей навстречу.
Литература:
1. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. М.: Педагогика, 2001.
2. Тоффлер Э. Общество «третьей волны» (пер. с англ.). М.: Прогресс, 1989.
3. Субетто А.И. Квалитология образования. М., 2000.
4. Капица СП., Курдюмов СИ., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 2003.
5. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М., 2002.
6. Болонский процесс: середина пути (ред. В.И. Байденко). М., 2005.
7. Жуков В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. М.: Союз, 2000.
8. Жуков В.И. Высшая школа России: исторические и современные аспекты. М.: Союз, 2000.