Кафедра «Конституционное и административное право»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра «Конституционное и административное право»
Х62.я7
И75
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ПОДГОТОВКА. ОФОРМЛЕНИЕ. ЗАЩИТА
Методическое пособие
для студентов специальности 080504.65 – «Государственное и муниципальное управление» (Квалификация Менеджер)
Челябинск
Выпускная квалификационная работа. Подготовка. Оформление. Защита: Методическое пособие для студентов специальности 080504.65 – «Государственное и муниципальное управление» (Квалификация Менеджер) / Н.И. Иоголевич, А.И. Селютина. – Челябинск: , 2012. – 68 с.
Методическое пособие призвано систематизировать и по возможности облегчить прохождение студентами завершающей фазы процесса профессиональной подготовки специалистов в области государственного и муниципального управления.
Оно содержит требования к структуре, содержанию, письменному изложению и оформлению выпускных квалификационных работ, а также положения о подготовке, проведении и об оценке защиты дипломных проектов, выполняемых студентами юридического факультета Южно-Уральского государственного университета, обучающимися по специальности 080504.65 – «Государственное и муниципальное управление» (Квалификация Менеджер).
Данное пособие разработано на основании ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 080504.65 «Государственное и муниципальное управление», утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 17 марта 2000 г. № 233 эк/сп.; Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ГОСТР7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» от 28 апреля 2008г. №95-ст; Постановления Госстандарта РФ Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.1-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» от 25 ноября 2003г. №332-ст; стандартов организации СТО ЮУрГУ 21–2008, 22–2008.
Настоящее методическое пособие предназначено студентам-выпускникам, обучающимся по специальности «Государственное и муниципальное управление» (080504.65), а также руководителям, консультантам, рецензентам, членам Государственной аттестационной комиссии, нормоконтролерам юридического факультета ФГБОУ ВПО ЮУрГУ (НИУ).
Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Конституционного и административного права юридического факультета ФГБОУ ВПО ЮУрГУ (НИУ), протокол № от марта 2012 г.
Одобрено учебно-методической комиссией юридического факультета
ФГБОУ ВПО ЮУрГУ (НИУ)
© Н.И. Иоголевич, А.И. Селютина, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 Формы выполнения и общие требования к выпускной квалификационной работе……………….. | |
2 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП……………………...…. | |
2.1 Этапы подготовки выпускной квалификационной работы ……………. | |
2.2 Выбор и утверждение темы выпускной квалификационной работы ..… | |
2.3 Обязанности научного руководителя. Обязанности студента-дипломника ……………………………………………………………………. | |
2.4 Порядок работы с источниками научной информации ……………….... | |
2.5 Структура и объем выпускной квалификационной работы ….………… | |
3 содержание выпускной квалификационной работы…………………………………………………………………... | |
3.1 Титульный лист …………………………………………………...………. | |
3.2 Задание ………………………………………...….……………………….. | |
3.3 Аннотация …………………...…………………………………………….. | |
3.4 Оглавление …………………...……………………………………………. | |
3.5 Введение ……………………………………………………...……………. | |
3.6 Основная часть ………………………………………...………………….. | |
3.7 Заключение ……………………………………..…………………………. | |
3.8 Библиографический список ………………………………………………. | |
3.9 Приложения ………………………...……………………………………... | |
4 Оформление выпускной квалификационной работы………………………………………………………...…….... | |
4.1 Общие требования ………………………………………………………… | |
4.2 Разделы и нумерация работы …………………………………………….. | |
4.3 Нумерация страниц ………………………………………………...……... | |
4.4 Оформление текста ……………………………………………………….. | |
4.5 Оформление ссылок и сносок …………………………...……………….. | |
4.6 Оформление библиографического списка ………………………………. | |
4.7 Оформление приложений ………………………………………...………. | |
4.8 Оформление иллюстраций и таблиц …………………………………….. | |
5 организация подготовки и защита выпускной квалификационной работы………………...………….…… | |
5.1 Организация подготовки к защите ………………………………………. | |
5.2 Порядок проведения защиты выпускной квалификационной работы … | |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………….……………… | |
приложения ……………………..……..………………………………... |
Приложение 1 пример оформления заявления о закреплении темы выпускной квалификационной работы ………………………………….. | |
Приложение 2 Титульный лист выпускной квалификационной работы ……………………………………………………………………… | |
Приложение 3 задание на выпускную квалификационную работу .. | |
Приложение 4 Пример оформления аннотации на выпускную квалификационную работу ……………………………………………….. | |
Приложение 5 Пример оформления оглавления работы ………….... | |
Приложение 6 пример оформления раздела «ВВЕДЕНИЕ» ………. | |
Приложение 7 Примеры основных конструкций научного стиля изложения ………………………………………………………………….. | |
Приложение 8 пример оформления раздела «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» ….. | |
Приложение 9 Пример оформления библиографического списка … | |
Приложение 10 Примеры оформления библиографического описания ……………………………………………………………………. | |
Приложение 11 Примеры оформления рисунков ………………...… | |
Приложение 12 Примеры оформления таблиц ……………………... | |
Приложение 13 Форма отзыва руководителя на выпускную квалификационную работу …..................................................................... | |
Приложение 14 Форма рецензии на выпускную квалификационную работу ………………….……………………………. | |
Приложение 15 Пример структуры выступления и оформления слайдов презентации выпускной квалификационной работы …………. |
1 Формы выполнения и общие требования к выпускной квалификационной работе
Выпускная квалификационная работа (далее ВКР) – форма государственной аттестации студентов по итогам всего периода обучения в вузе по выбранной ими специальности. Цель государственной аттестации выпускника высшего учебного заведения – определение степени подготовленности к выполнению профессиональных обязанностей в качестве бакалавра, специалиста либо магистра. Решение государственной аттестационной комиссии является правовым основанием для присвоения студенту соответствующей квалификации.
ВКР позволяет в комплексе оценить способность студента к систематизации и использованию полученных во время учёбы теоретических и практических знаний по общепрофессиональным, специальным дисциплинам и дисциплинам специализации при постановке и решении разрабатываемых в ВКР вопросов и проблем, а также степени подготовленности выпускника к самостоятельной практической работе по специальности в соответствии с полученной квалификацией.
В ВУЗе могут выполняться следующие виды выпускных квалификационных работ: дипломная работа, дипломный проект, магистерская диссертация.
Дипломная работа – законченное самостоятельное творческое исследование студента на заданную тему (какого-либо актуального вопроса) в области избранной им специальности, проведенное лично автором под руководством научного руководителя. Дипломная работа свидетельствует о способности автора систематизировать, обобщать теоретические знания, умении выделять и анализировать профессиональные проблемы, определять пути их решения.
Дипломный проект – законченное самостоятельное творческое исследование студента на заданную тему по профессиональной образовательной программе специалиста, проведенное лично автором под руководством научного руководителя, предполагающее на основе теоретических знаний и практических навыков, полученных во время учебы в вузе, создание или расчёт некоторого устройства или технологии.
В соответствии с ГОСТ ВПО специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» (п.7.5) «ВКР менеджера – дипломный проект должна показывать навыки практического анализа проблем управления, расчета и разработки проекта совершенствования управления».
Магистерская диссертация –самостоятельная научно- исследовательская работа, выполняемая магистрантом под руководством научного руководителя на завершающей стадии обучения по основной профессиональной образовательной программе подготовки магистра. Магистерская диссертация свидетельствует о способности автора самостоятельно вести научный поиск, используя теоретические знания и практические навыки, выделять и формулировать профессиональные проблемы, определять методы и приёмы их решения.
Основными целями выпускной квалификационной работы являются:
− систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных научных задач;
− развитие и закрепление навыков научно-исследовательской и практической работы в области полученной специальности и специализации;
− определение уровня теоретических и практических знаний выпускника и умения применять их для решения конкретных практических задач государственного и муниципального управления.
Исходя из вышеназванных целей ВКР представляет собой самостоятельное! творческое исследование. В ней должны быть отражены:
– уровень теоретического мышления выпускника университета;
– умение применять полученные знания и навыки;
– способность отстаивать собственную позицию по спорным научным проблемам;
– способность решать конкретные практические задачи и формулировать рекомендации по совершенствованию деятельности органов государственного и муниципального управления, государственных или муниципальных предприятий, законодательства в области государственного и муниципального управления и практики его применения.
ВКР оформляется в соответствии с требованиями настоящего методического пособия.
В дипломном проекте применяется научный язык, специальные и профессиональные термины, а также обороты речи, принятые в менеджменте, социологии управления, экономических науках и юриспруденции. Терминологию, используемую в той или иной науке, необходимо соотносить с терминологией других наук и использовать корректно в соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования, логикой изложения. Специальные и профессиональные термины следует употреблять в их точном значении и применительно к месту использования.
При написании дипломного проекта не допускается применение оборотов разговорной речи, сленга, произвольных словообразований, не установленных правилами орфографии русского языка. ВКР не должна иметь грамматических, пунктуационных, стилистических ошибок, опечаток. В тексте работы не допускается использовать личное местоимение «я», а следует применять: 1) местоимение «мы»; 2) изложение авторской позиции от третьего лица; 3) страдательный залог.
Пример: «нами установлено», «мы приходим к выводу», «полагаем» и т.п.; «автор полагает, что...»; «разработан специальный подход к решению...».
Выпускная квалификационная работа подлежит обязательному нормоконтролю на выпускающей кафедре.
Подготовительный этап
2.1 Этапы подготовки выпускной квалификационной работы
Студент, выполнивший все требования учебного плана по соответствующей образовательной программе, допускается к итоговой государственной аттестации и, в частности, к подготовке и защите квалификационной работы, которая выполняется в форме дипломного проекта. Организация выполнения дипломного проекта условно может быть разделена на шесть этапов:
1 этап – выбор темы выпускной квалификационной работы, разработка плана, определение объекта и предмета, формулирование цели и задач, выбор методов исследования;
2 этап – составление библиографии, изучение литературы и других источников;
3 этап – преддипломная практика, целью которой является сбор в полном объёме фактического и статистического материала, а также части научно-методической информации, необходимой для выполнения ВКР и её успешной защиты;
4 этап – обработка, обобщение и анализ полученных данных с применением научных методов; письменное изложение результатов исследования в виде связного текста,
5 этап – оформление выпускной квалификационной работы в соответствии с установленными требованиями, нормоконтроль;
6 этап – подготовка текста выступления, презентации и раздаточного материала; предварительная защита работы.
СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Титульный лист
Титульный лист – это первая страница содержания выпускной квалификационной работы, на которой указаны надзаголовочные данные: сведения об авторе, научном руководителе, место и год выполнения работы. Титульный лист выполняется по установленной в университете форме.
Форма титульного листа выпускной квалификационной работы приведена в приложении 2.
Задание
Задание на выпускную квалификационную работу содержит:
− плановый срок сдачи студентом законченной работы;
− исходные данные к работе;
− перечень вопросов, подлежащих разработке;
− перечень иллюстративного материала (плакаты, альбомы, раздаточный материал, макеты, электронные носители и др.) и общего количества иллюстраций по работе;
− календарный план выполнения работы с обязательным указанием сроков выполнения отдельных разделов работы;
− подписи заведующего кафедрой, руководителя работы, студента (с расшифровкой подписи).
Форма задания на выпускную квалификационную работу приведена в приложении 3.
Аннотация
Аннотация – краткое изложение содержания ВКР, дающее о ней обобщенное представление. Аннотация дает возможность установить основное содержание исследования, определить соответствия результатов поиска запросу и решить, следует ли обращаться к полному тексту работы.
Аннотация включает:
− характеристику темы;
− проблемы объекта;
− цели и задачи работы;
− основные результаты.
Средний объем аннотации – около 10 предложений, по объему занимающих не более двух третей страницы формата А4. Пример оформления аннотации приведен в приложении 4.
Задание и аннотацию размещают после титульного листа и сшивают с текстом выпускной квалификационной работы.
Оглавление
Оглавление состоит из перечня разделов, глав, подразделов и/или параграфов работы и включает: введение, наименование всех разделов и подразделов, заключение, библиографический список и наименование приложений, для каждого из которых указываются номер страниц, с которых начинаются эти элементы выпускной квалификационной работы. От конца текста до номера страницы дается отточие.
Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Заголовки глав не должны повторять название работы, а заголовки параграфов – название глав.
Шрифт заголовков разделов, подразделов и т.д. в оглавлении должен быть аналогичен шрифту текста выпускной квалификационной работы (например, заголовки разделов печатаются прописными буквами, как в тексте работы, а заголовки подразделов – строчными).
Пример оформления оглавления приведен в приложении 5.
Введение
Введение состоит из следующих подразделов, располагаемых обычно в указанном порядке:
− актуальность темы ВКР;
− степень разработанности данной темы в научной литературе,
− цель и задачи квалификационной работы;
− объект и предмет исследования;
− методологическая и теоретическая основа;
− методы исследования;
− научная новизна и практическая применимость полученных автором результатов.
Актуальность. Актуальность выпускной работы обусловлена сложностью, нерешенностью сложной задачи (проблемы) научного характера. От автора требуются доказательства (3-5 причин), подтверждающие необходимость и своевременность изучения данной темы для дальнейшего развития теории и практики функционирования исследуемых систем и явлений. Сначала может обосновываться актуальность темы для общества в целом; затем – актуальность исследования с позиций конкретной науки, наконец, для практики государственного и/или муниципального управления.
Обоснование должно быть кратким, в объеме от нескольких абзацев до одной страницы печатного текста.
Степень разработанности – это краткий анализ литературы по теме с указанием, какие стороны или аспекты проблемы раскрыты в отдельных источниках. Обзор литературы касается не всей проблемы, а узкой темы, выбранной студентом. Сначала дается критический анализ того, что отражено и решено в специальной литературе, затем, что недостаточно раскрыто и нуждается в дальнейшей разработке и, наконец, какие вопросы полностью не отражены в специальной литературе.
Пример: Вопросы содержания ***** анализируются в работах *** (перечисляются фамилии авторов). Большой вклад в решение проблем ***** внесли такие ученые, как *** (перечисляются фамилии ученых). Среди зарубежных авторов, рассматривавших вопросы ***** необходимо отметить *** (перечисляются фамилии авторов). Экономическая сущность ***** раскрывается в работах *** (перечисляются авторы работ).
Разработку методологических основ ****** проводили отечественные экономисты / юристы / ученые, специализирующиеся в области государственного и муниципального управления *** (перечисляются фамилии методологов).
Цель и задачи исследования. Целями исследования могут быть развитие теории или совершенствование практики. Цель представляет собой конкретный конечный результат работы. Получение конкретных результатов исследования возможно при условии точного и четкого формулирования целей. Поэтому формулировка цели кратко и предельно точно в смысловом отношении выражает то основное, что намеривается сделать исследователь.
Цель исследования конкретизируется и развивается в задачах исследования.
Первая группа задач, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, содержания, природы, структуры изучаемого объекта, концептуальных подходов и методов его исследования;
вторая группа задач – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития; т.е. практического анализа проблем управления исследуемым объектом;
третья группа задач – со способностями преобразования, моделирования, опытно – экспериментальной проверки;
четвертая группа задач – с выявлением путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. расчета и разработки проекта совершенствования управления, обоснования его социально-экономической эффективности.
Цель исследования, сформулированная в терминах намерений («изучение отношений»), равно как и поставленные задачи исследования (к примеру, «исследовать особенности»; «рассмотреть ...») не позволяют сделать заключение о том, достигнута ли в данном исследовании поставленная автором цель и решены ли сформулированные им задачи. Поэтому ошибочны формулировки, начинающиеся со слов «проанализировать», «исследовать», если они не подкрепляются дополняющим – «на основе». Правильно формулировку цели и задач начинать со слов: «определить», «разработать», «выявить», «обосновать», «сформировать/создать» «раскрыть», «проанализировать», «охарактеризовать», «выявить», «уточнить», «установить экспериментальным путем» или близких по значению синонимов.
Объект и предмет исследования. Объект исследования – это то социальное явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Предмет исследования – это те наиболее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению. По своему содержанию, понятие «предмет исследования» значительно уже понятия «объект исследования». Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.
В качестве объекта исследования выпускной квалификационной работы по специальности и направлению «Государственное и муниципальное управление» могут выступать:
− различные сферы и отрасли государственного управления – социально-экономическая сфера (промышленность, сельское хозяйство, энергетика и др.), социально-политическая (безопасность, внутренние или иностранные дела и др.), социально-культурная (здравоохранение, образование, наука, культура, социальное обеспечение);
− направления муниципального управления, включая жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, пассажирский транспорт, связь, спорт, образование, культуру и досуг и т. п.;
− органы государственного или муниципального управления,
− комплекс предприятий определенной отрасли государственного или муниципального управления,
− отдельная государственная или муниципальная организация (предприятие, учреждение), а также организации и учреждения, оказывающие публичные услуги;
− различные сферы деятельности изучаемого объекта исследования: управленческая, организационная, правовая, экономическая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, инновационная и другие.
В качестве предмета исследования могут выступать:
− сущность, формы и методы государственного или муниципального управления;
− структура (организационная, производственная, инфраструктура и т.д.);
− функция (планирование, организация, координация, стимулирование, контроль и т. д.);
− процесс (прохождение государственной службы, управление и т.д.);
− общественные отношения, складывающиеся в процессе управления государственными или муниципальными органами;
− характеристика (численность, оценка эффективности и т.д.) и др.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют нормативные правовые акты и научные труды российских ученых – ведущих специалистов в области менеджмента, социологии управления, государственного и муниципального управления, экономики, юриспруденции, психологии управления.
Фактической базой исследования могут стать данные и информация, полученная автором при прохождении преддипломной практики в конкретной организации.
Методы исследования. Метод – основной способ сбора, обработки и анализа данных. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций. В составе методов исследования различают общенаучные и частные методы.
Общенаучные методы могут применяться в гуманитарных, естественных и технических дисциплинах. В их числе выделяют общелогические, теоретические и эмпирические методы.
Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.
К методам теоретического уровня относятся: аксиоматический, гипотетический, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, системный.
К методам эмпирического уровня относятся: наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование.
Частные методы исследования используются в родственных науках. Так, частными методами государствоведения и правоведения являются формально-юридический и конкретно-социологический.
Научная новизна. Научная новизна квалификационной работы теоретической направленности определяется тем, что нового вносится в теорию и методику исследуемого предмета. Для работы практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые либо развивает, уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования и разработанных автором рекомендаций в практической деятельности, как данной организации, так и других организаций при решении аналогичных управленческих проблем.
Объем текста введения составляет 2,5–3 страницы машинописного текста. Пример оформления введения приведен в приложении 6.
Основная часть
Основная часть выпускной квалификационной работы состоит из 3-х глав, разбитых на параграфы. Объем текста параграфа может составлять от 9 до 15 печатных страниц.
В конце каждой главы приводятся краткие выводы.
Все главы и параграфы внутри глав должны быть примерно равны по объему текста (т.е. количеству печатных страниц).
Для написания ВКР используется научный стиль речи. Многообразные способы организации сложного предложения необходимо унифицировать в научной речи до некоторого количества наиболее простых, лаконичных и убедительных. Конструкции (обороты, фразы, выражения, словосочетания) научного стиля содержатся в приложении 7. Рекомендуем использовать их при написании научной работы.
Основная часть квалификационной работы, независимо от выбранной темы исследования, должна состоять из части, отражающей теоретические аспекты выбранной темы, и содержательной, в которой приводятся методика и техника исследования, практический анализ проблем управления, расчет и разработка проекта совершенствования управления, его экономическое обоснование, формулируются выводы.
Первая глава, как правило, посвящается истории и теории вопроса. В ней содержатся теоретические положения, подходы различных научных школ к пониманию сути проблемы и путей ее решения, анализ устоявшихся и спорных точек зрения, изложение и аргументация автором квалификационной работы собственной точки зрения.
Вторая глава содержит анализ изучаемой проблемы в конкретной организации.
Исходным материалом для анализа могут выступать организационно-распорядительная документация (Уставы, положения, инструкции, регламенты, локальные нормативные акты), структура организации, планы работы организации и ее подразделений, годовые отчеты, материалы статистической и финансовой отчетности, основные функциональные обязанности сотрудников и другая документация, изученная студентом в ходе преддипломной практики. В этой же главе может быть представлен анализ проведенного исследования, организованного автором, с полным его описанием: цели (например, анкетирования / тестирования), выбора методик, организации исследования, описания выборки испытуемых, представления полученных результатов и их обсуждения. Здесь же может быть помещен анализ судебной практики, по теме исследования.
Третья глава содержит представление проекта совершенствования управления, необходимого для разрешения выявленных проблем в организации. Автор квалификационной работы может наметить пути использования скрытых резервов, устранения недостатков в работе, а также запланировать, обосновать и предложить управленческие решения, обеспечивающие достижение целей и выполнение задач проекта.
В основной части квалификационной работы целесообразно использование иллюстративных или цифровых материалов. Иллюстративный материал должен нести максимум новой полезной информации. Так, например, приводимые в тексте основной части таблицы должны носить аналитический характер, являться результатом обработки и анализа цифровых показателей. Таблицы, содержащие исходные статистические данные, следует приводить в отдельных приложениях к квалификационной работе.
Заключение
Заключение – обобщенный итоговый результат (синтез) выполненного исследования. В нем представлены выводы по всему тексту работы.
Наиболее оптимальной будет следующая структура заключения:
− краткая характеристика и обобщенные выводы по теоретической части исследования. При изложении выводов обязательно указать авторскую позицию по вопросам, рассматриваемым в этой части работы;
− выводы по аналитической (эмпирической) части работы. При изложении выводов обязательно перечислить выявленные проблемы;
− основные идеи предлагаемого авторского проекта (разработки, программы), как результата исследования. Обязательно указать авторскую роль (что разработано, предложено, рассчитано именно автором);
− основные показатели социально-экономической эффективности предлагаемого решения выявленных проблем;
− достижение поставленной в исследовании цели и полноту раскрытия темы ВКР.
Пример: Если во введении написано, что «цельисследования состоит в определении наиболее эффективных стратегий и конкретных мер борьбы с коррупцией в современных условиях, и в первую очередь, путей и способов повышения эффективности предупреждения коррупции в государственном аппарате», то в заключении необходимо прокомментировать каждое слово:
* под эффективной стратегией понимается то-то и то-то;
* к стратегиям борьбы с коррупцией можно отнести … (перечисление стратегий);
* кроме того конкретные меры борьбы с коррупцией предполагают … (назвать меры);
* главные условия повышения эффективности предупреждения коррупции в государственном аппарате – это (реальная политическая воля, проявляющаяся в том-то и том-то; качественная правовая база, а именно … ; центральная консолидирующая роль представителей гражданского сообщества – общественных объединений и организаций, что предполагает то-то и то-то) и т.п.;
− краткое перечисление предлагаемых автором решений по кругу выявленных проблем. Такие предложения должны быть обязательно увязаны с выявленными в работе проблемами и максимально конкретизированы.
− можно указать, что проведенное исследование в рамках ВКР является только частью общей проблемы (при этом необходимо сформулировать обобщенную проблему).
− пути продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.
В более простом варианте заключения можно, опираясь на поставленные во введении ВКР задачи, написать краткие выводы по каждой из них на один-два абзаца. Если во введении было поставлено пять задач, то и в заключении должно быть пять «ответов» на поставленные задачи. Последний абзац заключения ВКР должен носить общий характер, резюмировать актуальность темы исследования и дальнейшее развитие рассматриваемого субъекта.
Пример оформления введения приведен в приложении 8.
Библиографический список
Библиографический список должен содержать сведения обо всех информационных источниках, использованных при составлении выпускной квалификационной работы. Число использованных источников – не менее 50 наименований.
Приложение
В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной выпускной квалификационной работой, которые по каким-либо причинам не были включены в основную часть:
- результаты обзора литературных источников;
- документы органов власти и управления, судебных органов, предприятий и организаций;
- схемы, таблицы, диаграммы;
- инструкции, методики и другие материалы, разработанные автором в процессе выполнения работы;
- проекты договоров, нормативно-правовых актов и т.д.
ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
4.1 Общие требования
Основной текст квалификационной работы должен быть набран в текстовом редакторе Microsoft Word русифицированным шрифтом Times New Roman размером 14 пт с одинарным межстрочным интервалом. Красная строка абзаца набирается с отступом 0,7 см. Параметры страницы: верхнее поле – 2,0 см; нижнее поле – 2,5 см (расстояние от края листа до нижнего колонтитула – 2,0 см); левое поле – 3 см; правое поле – 1,0 см.
Во избежание трудностей последующего форматирования параметры страниц рукописи необходимо задавать до начала набора текста.
При подготовке текста работы не следуетиспользовать разрывы строк, более одного пробела подряд, явную расстановку переносов с помощью дефисов. В случае необходимости допускается использование курсива, подчеркивания, полужирного шрифта.
Недопустимо применять висячие строки, т.е. неполные строки в начале страницы.
Текст на странице после распечатки должен быть без косины.
Текст должен быть отформатирован.
Внизу каждой страницы по мере необходимости делаются сноски.
Разделы и нумерация работы
Основная часть работы делится на главы и параграфы.
Главы и параграфы следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. Главы должны иметь порядковую нумерацию 1, 2, 3 и т.д. в пределах всей работы, за исключением приложений. Параграфы должны иметь нумерацию в пределах каждой главы.
Главы и параграфы должны иметь заголовки, которые точно и кратко отражают их содержание. Заголовки глав печатают прописными буквами, а заголовки параграфов – строчными или шрифтом другой гарнитуры или другим шрифтом. Разделам «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» и «БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК» номера не присваиваются.
Заголовки могут состоять из двух и более предложений, разделяемых точкой. Перенос слов в заголовках не допускается, предлоги и союзы в многострочном заголовке нельзя оставлять в предыдущей строке. В конце заголовка точка не ставится. Не допускается разделение длинных заголовков на разные страницы, отделение заголовка от основного текста. После заголовка в конце страницы должно размещаться не менее трех строк текста.
Пункты и подпункты внутри параграфа целесообразно оформлять без нумерации, а выделять шрифтовым оформлением (одинаковым на протяжении всего текста выпускной квалификационной работы).
Внутри глав, параграфов или пунктов могут быть приведены перечисления. Запись при этом производится с абзацного отступа. Для обозначения перечислений допускается использовать маркеры, дефис, строчные буквы русского алфавита (за исключением ё, з, о, г, ь, и, ы, ъ), после которых ставится круглая скобка; арабские цифры, после которых ставится круглая скобка.
Расстояние между заголовком главы и заголовком параграфа составляет 1,5 интервала. Расстояние между заголовком параграфа и текстом равняется одному п