Информационно-коммуникативное аспекты стратегии России.
Стратегической целью России является превращение в одного из лидеров мировой экономики, выход ее на уровень социально-экономического развития высокоиндустриальных стран. По стратегическим ориентирам руководства к 2020-30 годам Россия должна войти в группу ведущих стран мира по экономической мощи – производству валового внутреннего продукта. Среднедушевой годовой ВВП довести до 30 тысяч долларов. Страна станет одним из мировых лидеров в научном и технологическом плане: российская доля высокотехнологичных товаров и услуг будет не менее 10%.
Министерство экономического развития и торговли предложило три сценария развития – инерционный, энерго-сырьевой и инновационный. По существу речь идет о двух путях развития, связанных с укреплением сырьевой специализации в мире и на реализации конкурентных преимуществ как в традиционных отраслях (энергетике, транспорте и аграрном секторе), так и в новых высокотехнологичном секторе и «экономике знаний».
1.Стратегические коммуникациив этом случае – это информирование граждан об этой стратегии и убеждение их в том, что эта стратегия может и должна быть реализована с учетом возможных изменений. Для этого необходимо привлечь к обсуждению не только экспертов, но и как можно больше людей.
СМК в этом процессе должны играть важную роль вместе с учеными-экспертами и чиновниками информируя аудиторию, привлекая ее к обсуждению с целью выработки определенной позиции. В советское время СМИ занимали позицию власти, выступая приводными ремнями пропагандистской машины партии и государства. В демократическом обществе существует спектр мнений и СМИ выражают самые разные линии спектра от поддержки до резкой критики. Тем самым они помогают аудитории в анализе предлагаемых планов, выявлять слабые места и формировать более обоснованные позиции в поддержке или критике.
Справедливо говорится о том, что журналистика, ПР и реклама должны активно участвовать в инновационном развитии России обсуждая задачи и механизмы воплощения стратегий модернизации. В повестку дня СМИ, в частности, должны входить темы совершенствования институтов и человеческого капитала, развития конкуренции, снижения коррупции, защищенности прав частной собственности, улучшения судебной системы, бюджетной политики, экологии и др. (Шмелева Е.В. Журналистика в реализации политики модернизации.//СМИ в современном мире. СПб., 2011.- С.135; Шилина М.А.Интернет-коммуникация и связи с общественностью в обществе инноваций,//Там же,- С. 227-229).
Неплохо бы ввести рубрику «Стратегия России: оценки, мнения» в печатных СМИ, сделать программы на телеканалах и радио, форумы в Интернете.
В стране ведется разработка стратегии развития РФ до 2020-30 годов. Информируют о ней СМИ, Интернет. Материалы концепций можно найти в интернете. К разработке привлечены специалисты разных центров и организаций. Оценить эффективность информирования населения о вопросах стратегии развития можно с помощью опросов населения. Это одна из задач центров изучения общественного мнения.
«Левада-Центр» в апреле 2011 года провел репрезентативный опрос населения (1600 чел. старше 18 лет из 130 населенных пунктов в 45 регионах страны) на тему «О «Сколково» и модернизации страны». Хорошо знакомых с данной темой оказалось 10% (среди москвичей – 28%). Что-то слышали, но не могут сказать ничего конкретного – 53% и ничего не знают – 34%.
По данным ВЦИОМ (апрель 2011 г.) о проекте «Сколково» 32% информированы (знают) и 12% слышали. По важности «Сколково» занимает третье место с 22% после Олимпиады в Сочи (74%) и чемпионата по футболу в 2018 г. (42%). Отношение к проекту в целом позитивное, но люди хотят больше информации.
Хуже данные опроса читателей КМ.RU. Только 4% поддерживают «Сколково», а 85% не верят в успех. Но этот опрос 1900 человек нероепрезентативен.
Автор в порядке выявления проблемы провел опрос 60 студентов пятого курса одного из вузов города. Из них только 4 человека (7%) сказали, что хорошо знакомы с концепцией «Стратегия 2020». Назывались некоторые ключевые слова концепции типа «модернизация» и т.п. Но большинство опрошенных не смогли назвать ни одной планирующейся цифры развития страны.
Отсюда можно говорить о том, что население страны информировано о стратегии страны недостаточно. Следовательно, необходима более целенаправленная работа по информационному сопровождению этой важной для всех работы и привлечению разных слоев населения к участию в ней.
Информирование это только половина задачи. Ее выполнение требует соблюдения закона «информационного равенства» в коммуникации, чтобы посланная руководством страны информация воспринималась народом адекватно, иначе возможны ошибки и неприятные последствия.
Вторая «половина» заключается в воздействии на людей с целью убеждения их в правильности намечаемых планов и действий. У них неизбежны как одинаковые, так и разные мнения по поводу стратегии, отражающие разные интересы и позиции людей в обществе, уровень понимания проблем. В этом случае аудиторию мало проинформировать, ее надо убедить в правильности предлагаемой концепции и подтолкнуть к личному участию в ее реализации.
Критерий эффективности коммуникации в этом случае связан с увеличением числа убежденных, принявших позиции того, кто убеждает. Эта величина вряд ли может достигать ста процентов, потому что всегда остаются люди с другими точками зрения, но она должна стремиться к оптимальному максимуму или к золотой середине (примерно более 60%).
В том же опросе «Левада-Центра» выяснялось мнение людей об эффективности. 31% опрошенных полагают, что эффект от модернизации будет, а 36% высказывают мнение, что модернизация будет малоэффективной, 5% - неэффективной и 19% - деньги будут разворованы. О том, что деньги на модернизацию будут потрачены эффективно, верят 27%, а 63% не верят при 11% затруднившихся с ответом. В нашем опросе студентов также выявилась проблема слабой убежденности в реальности выполнения стратегии развития страны.
Можно сказать, что большая часть населения пока не убеждена в эффективной реализации планов по модернизации страны.Это связано и с плохим знанием концепции, неучастием в ее обсуждении и определенным скепсисом, обусловленным неоднократным утопизмом и невыполнением стратегических планов в истории страны.
Опасность такого явления заключается в том, что неверие в выполнении стратегических планов ведет к тому, что вместо мобилизации сил в нужном для страны направлении человек будет действует исходя только из своих индивидуалистических интересов.
Приведенные данные фиксируют проблему неудовлетворительной реализации законов эффективного информировании и воздействия, убеждении – многие плохо осведомлены о важнейших вопросах жизни страны и слабо убеждены в реалистичности стратегических планов.
2.О содержании стратегии.России и всем гражданам необходима единая стратегия развития, принимаемая всем обществом. Такая стратегия не может создаваться только структурами федерального центра. Процесс стратегического планирования в РФ должен осуществляться как «сверху», так и «снизу».
Понятие «стратегия социально-экономического развития» объекта синтезирует научные представления о целях развития, возможностях выбора путей их достижения из множества существующих альтернатив, механизмах реализации принимаемых решений. Необходимость стратегии обусловлена тем, что общество и любая его сфера, включая и экономику не может быть полностью самоорганизующейся системой, они нуждаются в целенаправленных регулирующих воздействиях. И если у государства нет стратегии, то страна обречена на блуждание в потемках, становится ареной столкновения различных конкурирующих сил, беззащитной перед вызовами времени.
Национальная стратегия должна охватывать все пространство регионов, где должны также быть региональные стратегии как части общей и учитывающие природные, геополитические, экономические, демографические, этнокультурные и другие особенности разных частей страны.
Необходимость для России стратегии в ХХI веке общепризнанна. Об этом заявляли Президент страны, Правительство, общественно-политические движения, научные круги. Предварительное видение различных аспектов стратегии России было изложено в правительственной программе «Основные направления социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу», в докладе рабочей группы Государственного совета при Президенте России «Концепция стратегического развития России до 2010 года», в значительном числе научных монографий, научных отчетах по программе фундаментальных исследований Отделения общественных наук РАН «Россия в глобализирующемся мире».
Стратегические разработки начались в нашей стране еще при советской власти, в переходный период 90-х годов и продолжаются в настоящее время. В 1999 году В.Путин инициировал создание Центра стратегических разработок. В феврале 2001 года была опубликована «Концепция стратегического развития России до 2010 года». Велась разработка региональных стратегий.
Важным шагом в определении стратегии РФ стало выступление Президента РФ В.В.Путина на расширенном заседании Государственного совета 8 февраля 2008 года. (О стратегии развития России до 2020 года. Изд. «Европа», 2008).
В докладе Президент дал краткую оценку состояния страны в 1999-2000 годы и наметил пути и меры инновационного развития..
Россия в это время представляла собой лоскутную территорию с тенденцией к чрезмерной автономии вплоть до суверенных государств, ассоциированных с РФ. Государственная власть была малоэффективна. Государственные институты ослаблены. Значительная часть экономики контролировалась олигархическими или криминальными структурами. Финансы страны были опустошены, что привело к дефолту 1998 года. Инфляция в 1999 году составила 36,5 %. Треть населения имела доходы ниже прожиточного минимума. Рождаемость падала, смертность росла.
Отечественные СМИ нередко действовали в интересах корпоративных групп, по их экономическому и социальному заказу.
В этих тяжелых условиях стал реализовываться план вывода России из системного кризиса. Было сделано следующее:
1). Восстановлен конституционный порядок и социальные гарантии граждан;
2). Предотвращен распад страны, остановлена война на Кавказе;
3). Восстановлено единое правовое пространство страны;
4). Прекращено давление сырьевых и финансовых монополий на принятие государственных решений;
5). Восстановлен уровень социально-экономического развития. Устойчиво растет экономика. Созданы значительные финансовые резервы. Реальные доходы граждан превысили дореформенные показатели.
6) Россия вернулась на мировую арену как сильное государство. (подробнее см. 2 с.7-11).
Был утвержден план развития до 2010 года, но возникла необходимость долгосрочной стратегии до 2020 года.
Страна восстановились после хаоса 90-х, после экономической разрухи и ломки всего прежнего уклада жизни. С 2000 по 2007 год ВВП вырос на 72%. При сохранении темпов в 7,8% в год удвоение ВВП могло быть достигнуто уже в 2009 г., но этому помешал финансовый кризис.
Не удалось уйти от инерционного энергосырьевого сценария развития. Модернизацией экономики занимались лишь фрагментарно. Без этого нельзя добиться прогресса в повышении качества жизни, обеспечить ни безопасность страны, ни ее нормальное развитие.
Единственная альтернатива – стратегия инновационного развития страны, опирающееся на одно из наших главных конкурентных преимуществ – на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом.
1.Развитие национальной системы образования – ключевой элемент глобальной конкуренции. Она должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. Должна стать базой для расширения научной деятельности. Наука также обладает значительным образовательным потенциалом.
2. В науку должен больше вкладываться бизнес. Государственные ресурсы в науку должны сосредотачиваться на фундаментальных и прорывных направлениях, прежде всего в тех сферах, от которых зависит безопасность страны и здоровье человека.
3.Надо сделать так, чтобы уровень смертности к 2020 году сократился более чем в 1,5 раза, а средняя продолжительность жизни в России увеличилась до 75 лет за счет профилактики заболеваний, физкультуры и спорта, поддержки семьи, улучшения жилья, роста спроса на услуги образования и здравоохранении.
4.Добиться уровня жизни среднего класса, а его долю довести до 60%, а может быть, до 70%. Сократить до умеренного разрыв в доходах. Пенсионеры и инвалиды должны получать достойные пенсии и доходы. Построить общество реальных и равных возможностей, без бедности и с гарантией безопасности каждому человеку.
5.В экономике добиться четырехкратного рост производительности труда за 12 лет. Расширять наши естественные преимущества. Осуществить масштабную модернизацию производств во всех сферах экономики. Развивать высокотехнологичные отрасли-лидеры «экономики знаний». Развивать финансовую инфраструктуру и стать одним из мировых финансовых центров (золото-валютные резервы достигли 484 млрд долларов). Формировать мотивацию к инновационному поведению и войти в мировые технологические лидеры.
6.Модернизация государственного управления. Устранить чрезмерную централизацию, бюрократизацию. Правительство должно стать центром выработки идеологии и стратегических планов. Государству не по силам бюджетная сеть, в которой работают треть всех работающих (25 миллионов чел.). Упростить налоговую систему, сделать судебную власть независимой и высокоэффективной. Улучшить региональную политику. Демократическое государство должно стать эффективным инструментом самоорганизации гражданского общества. Всем общественным силам действовать по принципу: «ничего - в ущерб России и ее гражданам, все – для блага России, для ее национальных интересов, для благополучия и безопасности каждого гражданина в России».
7.Для укрепления национальной безопасности необходима новая стратегия строительства вооруженных сил, нужна инновационная армия. Разворачивается ожесточенная борьба за ресурсы. Нам стремятся навязать нечестную конкуренцию и обеспечить доступ к нашим ресурсам. Мы заинтересованы во взаимовыгодном сотрудничестве.
Корректировка стратегии.
Финансовый кризис 2008-2009 г.г. внес коррективы в стратегические планы. Потребовалась переработка их содержания и цифрового наполнения. В конце 2011 году новый вариант «Стратегии – 2020» должен быть представлен в Правительство РФ и Думу.
Для эффективного информирования и убеждения (в данном случае по «Стратегии 2020») необходимо более активно взаимодействовать со СМИ и общественностью. Общая рекомендация выражена Дж. Макганом в интервью «Русскому журналу»: «…мозговые центры должны взаимодействовать с законодателями, СМИ и общественностью по ключевым вопросам и проблемам, стоящим перед страной.» (Дж. Макган Что такое «мозговой трест» ХХ1века - http://www.russ.ru/pole).
В качестве «мозговых центров» или «мыслящих танков» у нас выступают ряд центров: Центр стратегических разработок (ЦСР), Институт современного развития (ИНСОР), Высшая школа экономики и др. Они взаимодействуют с правительством и законодателями.
В начале 2011 года активно обсуждались общественностью экспертные доклады ЦСР «Политический кризис в России и возможные механизмы его развития» и ИНСОРа «Россия ХХ1 века: образ желаемого завтра» и «Обретение будущего. Стратегия 2012». (Белановский А, Дмитриев М. Политический кризис в России и возможные механизмы его развития ЦСР- http://www.csr.ru; Гонтмахер Е., Юргенс И. Обретение будущего. Стратегия 2012 -http://www.insor.ru .) Серьезные дискуссии идут в журнале «Стратегия России» (Медведев Д. Великие реформы и обновление России. /Стратегия России, 2011, №3; Путин В. Не откажемся от социальных обязательств. Там же, №5)
В СМИ также публикуются материалы, начиная с первого докризисного варианта «Стратегии-2020» и других разработок, включая и критические выступления специалистов. Так, к примеру, С.Кортунов отмечает нереалистичность увеличения ВВП к 2030 году в 3,8 раза, а производительности труда – в 3,5. В стране превалирует индустриальный уклад с доминированием сырьевых производств. В Германии, например, 70% - это малый и средний бизнес. С его точки зрения, необходимо изменение стереотипа поведения, менталитета, личностных качеств. (С.Кортунов Войдет ли Россия в пятерку мировых лидеров. / Вестник аналитики, 1910, №1).
С.Шелин пишет: «если в 2010-м году экономика России была ниже, чем в 2008-м на 4,2%, то немецкая – только на 1,3%, а бразильская – выше на 7,3%...Размер же китайского ВВП вырос на 20,3%...Откуда же эта уверенность, что собственные неудачи сменятся успехами? Откуда же, откуда обещание в 2020-м достичь французского подушевого ВВП, то есть увеличить его в 2,2 раза против 15,9 тыс. долларов в 2010-м…Это прожекты» (С.Шелин Мастер художественной цифры. Новая газета от 25.04.2011).
Но до широких слоев общественности и, особенно молодежи, эти важные материалы, видимо, не доходят, хотя они представлены в Интернете. Здесь есть проблема недостаточной активности самой общественности, основное внимание которой направлено больше на политические аспекты предстоящих выборов. Акцент же необходимо смещать на содержании стратегических разработок, методологии прогнозирования, качественных тенденций и их цифрового наполнения.