Функции массовых коммуникаций

1. Массовые коммуникации (МК) являются одним из видов коммуникаций и определяются как процесс производства, передачи и восприятия сообщений большими массами людей, рассредоточенных в пространстве и времени, с помощью специальных технических средств.

Под средством массовой коммуникациипонимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. К ним относят периодическую печать, книгоиздание, радио и телевидение, кино и фото, Интернет.

В законе употребляется понятие СМИ, хотя в теории и на практике сейчас все чаще звучит СМК в связи с усилением интерактивности. Г. В. Жирков справедливо видит один из итогов 300-летнего развития русской журналистики в том, что она стала средством массового общения (Средства массовой информации в современном мире: Материалы межвузовской научно-практической конференции. СПб., 2002 – С.14.) Стало уделяться больше внимания механизму обратной связи – реакции публики на увиденное и услышанное. Передача информации превращается тем самым в коммуникацию, взаимный обмен, общение с аудиторией.

Модели МК.В общей теории выделены три типа коммуникаций по форме взаимодействия с человеком или аудиторией: линейная, интеракционная и трансакционная. Они применимы и к МК.

Линейная массовая коммуникация (информация) – это направленные СМИ сообщения в одну сторону без обратной связи с аудиторией. Под этот тип подпадают все СМИ, работающие без обратной связи с аудиторией. При правильно выбранном коде и канале данный тип может быть эффективным, т.е. понятным и убедительным. Но возможности его ограничены в силу отсутствия оперативной обратной связи, что не позволяет вносить коррективы в кодирование и передачу информации.

При линейной коммуникации активность участников различна - коммуникатор проявляет свою активность через СМК, а реципиент пассивно воспринимает. Взаимодействие между ними может ухудшаться из-за непонимания, потери интереса, усталости и т.п.

Интерактивная модель массовой коммуникации преодолевает односторонность линейной, вводя обратную связь между СМИ и аудиторией.

На радио и телевидении интерактивность сегодня играет важную роль, активно используется в ряде передач через телефонную связь. Для периодической печати более характерна обратная связь в форме писем, опросов, интервью, встреч, которые позволяют выявлять общественное мнение и строить эффективные программы коммуникаций с общественностью. Эта модель наиболее соответствует маркетинговой работе производителей информационной продукции с потребителем, т.е. изучению их отношения к информации.

В трансакционной модели СМИ преобразуются в СМК, на основе долговременных и взаимовыгодных отношений (диалога) с аудиториией. Это наиболее сложный и высший уровень коммуникаций, идеал отношений организаций СМК с общественностью.

Общество и его информационное пространство – это сложная коммуникационная система, состоящая из линейной, интерактивной и трансакционной массовых коммуникаций. Последние два типа на практике часто употребляются в значении «интерактивной» коммуникации.

По всей вероятности, прогресс общества связан с изменением информационно-коммуникационного пространства в сторону усиления интерактивных (трансакционных) массовых коммуникаций.

2.Основные черты СМК как социального института. В социологии выделяются следующие основные черты СМК как социальных институтов.

1). Наличие организаций. Производством информации занимаются формальные организации (информагентства, редакции газет, радио, телевидения, типографии, телестудии и др.). Все они обладают материально-технической базой.

На 31 декабря 2010 года было зарегистрировано 90 527 СМИ. Из них печатных – 67 729, электронных – 21 324 и информационных агентств – 1 564.

2). Наличие правовой основы. Все организации функционируют на основе закона о СМИ, профессиональных кодексов журналистов, PR-специалистов, рекламистов.

3). Наличие подготовленных кадров. Кадровый состав СМК состоит, в основном, из специалистов с высшим образованием.

4). Деятельность СМК подчиняется законам рынка, где происходит обмен информационного продукта на деньги и внимание потребителя – массовой аудитории. Они стремятся сделатьаудиторию максимальной ради получения прибыли.

5). Массовость аудитории. СМК занимают промежуточное положение между наукой, образованием и искусством. Поэтому содержание массовой информации отличается большей простотой в объяснении сложных вопросов и вниманием к более массовым формам искусства (попмузыка, сериалы, шоу).

6).СМК играют важную роль в социализации - научно-образовательном просвещении, формировании художественных вкусов и, в целом, в информировании и воспитании людей.

Все СМК как элементы социального института составляют информационное пространство. Средства массовой информации, взаимодействуют между собой аналогично формам материи в физическом пространстве. Как формы материи составляют физическое пространство, так и средства информации составляют информационное пространство.

Средства массовой информации взаимосвязаны между собой. На «звездной модели» взаимосвязь строится на основе принципа взаимодополнения аудио-визуальных потребностей в получении информации. Поэтому, например, чтение печати дополняется слушанием радио и смотрением телевизора. Компъютер интегрирует эти потребности. Современный человек получил наиболее полные возможности для получения разнообразной информации.

Функции СМК.

Еще в 20-е годы ХХ века были сформулированы три функции СМИ.

Отечественные авторы из МГУ по существу повторяют их:

1) Информационная. Она связана с потребностями людей в событийной и иной оперативной информации и имеют форму новостей и репортажей. Информационные программы телевидения занимают, как правило, вторые места после художественных фильмов и сериалов.

2) Аналитическая. Аналитические материалы и программы занимают более скромное место. Их популярность эначительно скромнее развлекательных и информационных.

3) Развлекательная. Если включить в число этих программ кинопоказ, то они занимают бесспорно первое место, а если исключить - они входят в первую тройку по рейтингу. (Система средств массовой информации России. / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2001.- С.27).

И. Д. Фомичева анализирует шесть функций СМИ: коммуникативную (обмен информацией), информационную (производство и распространение информации), социально-организационную и социально-креативную (сохранение и воспроизводство социальных организаций и общностей), социального участия (осуществление демократии), психического регулирования (формирование определенного тонуса, настроений, чувств). (Фомичева И.Д. Социология СМИ. М., 2007. - С. 42).

Имеются и другие «наборы» функций. Это свидетельствует о том, что при общем взгляде на СМК как информационно-развлекательную систему имеются различия, связанные с разными акцентами в понимании медиа и реальным многообразием фунций СМК. Превалирует эклектический в теории и прагматический подход.

Сегодня функции СМК сводятся к информированию и развлечению массовой аудитории. Возникло понятие «инфотэйнмент»,которое можно выразить формулой «информируя – развлекай, развлекая – информируй». Особенно заметно движение в этом направлении радио и телевидения.

Наша точка зрения связана с общими теориями коммуникации и выявленными двумя фундаментальными законами информирования и воздействия. Отсюда можно говорить о двух базовых функциях СМК – информирования и воздействия. Каждая из них в свою очередь подразделяется на множество других.

Функция информирования включает в себя собственно информирование о событиях, их анализ, знания и развлечения. Просто информирование зависит от содержания разнообразной (обозначающей) информации. Она может быть простой и сложной, научной и художественной, экономической и политической, рациональной и эмоциональной и т.д. В этом смысле и «инфотэйнмент» органично входит в информационную функцию СМК.

Например, информационными функциями могут быть: наблюдение за окружающим миром, осуществление общественного отклика на события в мире, социализация или передача социальных норм и традций, развлекательная, спортивная информация и др.

Функция воздействия (убеждения) – это производная от функции информирования. Она связана с эффектами, которые возникают при восприятии информации: интеллектуальными, эмоциальными, физиологическими и поведенческими. Человек получает знания, он смеется или грустит, у него может повышаться давление, он может копировать демонстрируемое поведение, покупать под влиянием рекламы, сплачиваться перед лицом опасности, получать помощь в ослаблении общественного напряжения и т.д. – все это эффекты как результат воздействия информации в СМК. Они связаны с «означаемым» в семиотике, то есть с системой ценностей, интересов производителей массовой информации и воспринимающего информацию человека.

С этой точки зрения целесообразно говорить о «денотативно-коннотативной» (обозначаемо-означаемой) природе и функции массовой информации и коммуникации. А «инфотейнмент» - это соединение рационально-эмоциональной информации с акцентом на ее упрощение для воспрития массовой аудиторией.

И.М.Дзялошинский предложил в качестве основной функции журналистики – быть модератором равноправного диалога между разными социальными группами. Это относится к коммунитарной журналистике соучастия в обсуждении и решении проблем в гражданском обществе. (Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М., 2006. – С.10).

Модераторство как коммуникативная функция несомненно важно, но оно относится к интерактивой и трансактной модели массовой коммуникации и не отменяет ни информационную, ни воздействующую функции.

Сложность с определением функций и ролей массовых коммуникаторов связана с многообразием функций информации для человека и общества. И вряд ли их стоит сводить к одной.

И.Дзялошинский приводит результаты исследования ролей журналистики, проведенного Независимым институтом коммуникативистики в 2004 году. Журналистам хотелось бы быть помощниками людей, комментаторами, генераторами идей и лидерами общественного мнения, а им, по их же мнению приходится быть рупорами власти, комментаторами и пропагандистами (там же, С.17). В этом отражается противоречивое положение СМИ между народом и властью – в авторитарном общесте они прежде всего вынуждены служить власти, а в демократическом гражданском обществе – помогать народу.

На конференции «СМИ в современном мире» (21-22 апреля 2011 г) германский исследователь из Дортмунда Х. Петкер выступил с идеей о том, что информационная, новостная функция журналистики сдает свои позиции в пользу ориентирующей функции, которая «помогает публике в понимании запутанных и постоянно становящихся еще более сложными условий жизни». Наиболее подходящими здесь являются такие жанры, которые требуют тщательного и зачастую отнимающего много времени для усвоения информации» (Петкер Х. От новостной функции к ориентирующей. СМИ в современном мире. СПб., 2011. - С.10-11).

Среди таких жанров называются репортаж, комментарий, анализ, разъяснение, история, портрет, интервью. В Германии именно у таких еженедельных газет как Die Zeit и Frankfurter Algemeine Sontagszeitung, для которых характерны богатая рефлексия на мир, тщательный сбор информации и литературное мастерство, растут тиражи при постоянном падении у других. Этот вывод значим и для отечественной прессы, которая должна сокращать фактографическую информационность в пользу информации с «богатой рефлексией» - творческой аналитики на стыке науки и искусства. Это следует отнести не только к журналистике, но и к материалам по PR, рекламе и маркетингу.

4. Теоретические основы выделения функций СМК заключены в теориях коммуникации (Яковлев И. П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. СПб. 2006.)

1). Синформационной теорией связана наиболее известная и бесспорная функция МК – информирования, т.е. выявления, отбора, стуктурирования, распространения сообщений. Из этой теории вытекает требование объективности и точности информации, ее соответствия реальным процессам.

Главными новостями считаются сообщения о событиях, случившихся или ставших достоянием гласности за предшествовавшие 24 часа и могут иметь важные последствия. Событие, достойное освещения в СМК, имеет пять главных признаков: 1) персонифицированное – случилось с реальными людьми; 2) драматичное, содержит конфликт, спор или даже насилие; 3) актуальное и конкретное, а не теоретическое или абстрактное; 4) новое или отступающее от нормы; 5) связано с темами постоянного интереса новостных масс-медиа.

К чрезвычайным новостям относятся природные или социальные явления, связанные с человеком, представляющие серьезную угрозу жизни , имуществу или душевному спокойствию людей.

Под легкими новостями подразумевают сюжеты об интересных людях и новости, которые нельзя рассматривать в качестве только что случившихся или безотлагательных по своей природе. Обычно они интересны и развлекательны, а иногда трогательны и душевны. В последние годы объемы легких новостей выросли.

2).Оценочная функция связана с рядом теорий. В реальности СМК не только сообщают о выборочных событиях, но и придают им свое значение, дают оценку. Так, повышенное внимание СМК к преступлениям, убийствам, катастрофам или сексу и сплетням светской жизни связано с их коммерческим интересом и вкусами части публики.

Это описано в семиотике коммуникаций.СМК оформляют информацию в знаках, несущих определенные значения в СМК, в которых обьективная, обозначающая информация (денотации) переплетена с субьективной интерпретацией (коннотации) массовых коммуникаторов. С этим связано необходимость сочетания отражения реальных процессов и придание им значимости, оценивания, выражения собственного мнения в СМК.

В числе создаваемых знаков находятся изобразительные и символические, которые воздействуют на читателей и зрителей как формой, так и содержанием.

Сами средства МК становятся символами серьезной аналитической или желтой, бульварной МК. Они могут обслуживать элитарные или популистские, национальные или глобальные интересы и потребности. Все они занимают свое место в спектре более сложных или простых методов изучения жизненных проблем людей.

На количество информации, удерживаемой в памяти, влияют пол, возраст, уровень образования, экономическое положение, интересы людей. В первую очередь они запоминают то, что представляет интерес лично для них. Образованные являются и более информированными. Влияет на процесс запоминания и вид новости, структура сюжета, наличие визуального материала, эмоциональнось содержания.

К семиотическому направлению примыкают когнитивный, интерпретативный и феноменологическийподходы, которые дают основание журналистам и читателям выражать свои собственные мысли и чувства (право на субьективность, в том числе и на несовпадение своего мнения с позицией собственника, правительства или аудитории). В этой функции получает свое полное выражение свобода СМК – право на независимые позиции и оценки, а также право на их пропаганду и убеждение других людей в правоте своих идей в каждом сегменте всего спектра идей.

3). Внарративном и драматургическом подходах заложены основы культурно-развлекательной функции МК – передачи текстов, бесед, рассказов, историй, шоу, спортивных состязаний, художественных фильмов и театральных постановок всех видов и типов.

К этим функциям примыкает социальное конструирование СМК новой виртуальной реальности с позитивным или негативным имиджем.

4). Из критических теорий вытекает функция критики и защиты от критики. С этими функциями связаны стремления СМК к стабилизации положения дел в обществе или его модернизации, изменений, вплоть до радикальных. Здесь также может быть весь спектр позиций от явной апологетики до яростной непримиримой критики, от консерватизма до радикализма.

5). Из структурализма и спектрального подхода вытекает необходимость баланса (бинарного и спектрального) информациипосредством проникновения в противоречивость всех процессов жизни и культуры как основу фундаментального осмысления жизни, а также понимание и демонстрацию спектра значений и стремление к поиску гармоничных оптимальных коммуникаций на основе принципа золотого сечения .

Спектральность МК обусловлена противоречивостью свойств и поведения элементов и систем. Базовым противоречием является столкновение индивидуальных и общих интересов у любого элемента и системы (человека, организации, страны и т.д.). По степени их выраженности образуется спектр с двумя противоположностями (индивидуальное и общее), двумя крайностями (эгоизм и казарменность), «дурной» серединой (эклектическое соединение личного и общего) и двумя «золотыми» серединами с оптимальным сочетанием личного с общим или общего с личным. Это упорядоченный спектр, а не просто набор разных элементов.

Спектральность МК имеет три слоя:

-спектр событий, которые имеют позитивную или негативную направленнсть (рождение и смерть, новое сооружение и катастрофа, праздник и горе, мир и война, победа демократии и диктатуры и т.п.;

-спектр СМК, выражающих позиции разных сил, которые и осуществляют выбор и структурирование сообщений в своих интересах;

-спектр аудитории, которая включает в себя слои, по-разному относящиеся к реальным событиям и их освещению в СМК.

Этот многослойный «пирог» событий, сообщений и оценок усложняет процесс информирования, которое должно быть обьективным и точным.

6).Общая теория управления системамиуказывает на функцию участия МК в управении на основе учета обратной связи посредством сбора и анализа информации о функционировании элеметов и системы, в том числе в результате принятых решений. Позитивная обратная связь требует усиления действий, а негативная - их корректировки или реформирования.

Кибернетика второго порядка требует учета влияния позиций коммуникаторов как наблюдателей системы, являющихся ее элементами, и, следовательно, испытывающих на себе воздействие своей системы, что приводит к нарушению обьективности информации. Внешний наблюдатель (например, иностранный журналист) свободен от первых, но подвержен влиянию своей системы, поэтому в одних вопросах он может быть обьективнее, а в других – субьективнее первого.

В любом случае речь идет о функции участия МК в управлении системой, которая также имеет спектральный характер поддержки или критики курса в разной степени (с крайностями апологетики или критиканства), эклектичностью (отсутствием четко выраженной линии) и сочетания поддержки с обоснованной критикой или критики с поддержкой.

В итоге на основе теорий можно выделить следующие функции СМК:

-объективного информирования о событиях и процессах, в том числе баланса, спектральности противоречивой информации (объективная функция);

-оценки значимости событий и процессов с позиций чьих-то интересов, в том числе их критика (субъективная функция);

-нарративно-драматургическая (художественно – развлекательная, игровая);

-анализа и участия в управлении социально-политическими процессами (системно-управленческая).

2.2.Информационно-коммуникативное пространство России.

Звездная модель СМК

В обществе все средства МК образуют информационное пространство.

Выделяют три вида традиционных СМК:

-печатные (книги, журналы, газеты);

-электронные (радио, телевидение);

-«химические» (кино, фото).

Основные виды СМК в их взимосвязи иллюстрирует звездная модель (см. рисунок). Средства МК располагаются в определенном порядке по принципу взимодополнения.

Книги

функции массовых коммуникаций - student2.ru функции массовых коммуникаций - student2.ru функции массовых коммуникаций - student2.ru функции массовых коммуникаций - student2.ru функции массовых коммуникаций - student2.ru

Газеты Кино

Радио Телевидение

Каждое из этих средств наиболее близко по свойствам к двум близлежащим и может нести часть функций соседнего, но в то же время представляет самостоятельное средство коммуникации с оригинальными, только ему присущими свойствами. Свойство взаимодополнения является системным свойствомвзаимосвязи всех СМИ.

Появление Интернета – это не еще один вид, а новая электронная система всех традиционных СМК плюс новые электронно-сетевые средства. Поэтому она как бы опоясывает звездную модель, позволяя все СМК разделить на два типа традиционных и новых, представленных в сети. В центре этой звезды можно поместить человека, который взаимодействует со всеми СМК с учетом своих интересов и возможностей.

Ряд развитых стран вошли в стадию информационного общества. Для них характерен выход на первые позиции численности информационно-коммуникативных работников и обьема продаж информационных продуктов. Интенсивно растут информационно-коммуникативные потребности людей и организаций, включая и СМК, связанные с переработкой больших массивов информации и необходимостью мобильных коммуникаций.

Российское общество, несмотря на отставание от развитых стран и специфические трудности реформенных преобразований, продвигается по пути формирования информационно-коммуникативного общества. Вселяет оптимизм то, что информационно – коммуникативный сектор услуг нашего общества развивается наиболее динамично.

2. Российские массмедиа.

Дадим им краткую характеристику.

Книги

Первая печатная книга появилась в XV веке. Это была «Библия» И. Гуттенберга. В России первая книга «Апостол» была издана веком позже в 1564 году.

Сегодня выпуск книг в мире достиг порядка миллиона названий в год. Россия занимает третье место в мире после США и КНР. В 2008-9 годы издавалось рекордное число названий –от 123 до 130 тысяч (В Европе около 300 тысяч). В СССР рекордной было 84 тысячи названий (РСФСР в границах России – 52 тысячи). В 2010 году началось снижение количества названий на 9% и тиража на 17 % по сравнению с 2009 годом. Но в первое полугодие 2011 г. было издано 62 886 названий.

К сожалению, по числу названий на человека мы отстаем от ведущих стран в 2-4 раза.

Изданием книг занимаются более ста тысяч чел., занятых примерно в шести тысячах издательских оганизаций.

Тираж в 2008 году составлял 760 миллионов (2007 – 665, 2006 – 633, 2005 – 670 млн экземпляров). В 2010 году тираж уменьшился на 17 %. (около 600 млн). Средний тираж также уменьшился – менее 6 тысяч книг (2004 – 7709). В 2011 г. тенденция снижения сохранилась.

Книжное пространство – это структура книг по разным параметрам. Например, сегодня превалируют книги (более 48 страниц) - 84,5%. По тиражам есть бестселлеры (более 100 тысяч экземпляров) и малотиражные - менее тысячи). Среди наиболее тиражных остаются писательницы-женщины – Донцова, Устинова, Шилова, Маринина, Полякова.

Большие тиражи имеет и учебная литература. По названиям треть – это учебная литература. По языку доминируют книги на русском, хотя издаются и на европейских и языках народов России (больше всего – на татарском, башкирском, якутском и др). Из переводных больше всего - с английского языка, а с других - на порядок меньше.

По профилю иданий больше всего книг по общественно-политической, экономической, социальной тематике – 30 тысяч названий, естественно-технической – 21, художественной – 15, детской – 8. Среди детских писателей наибольший тираж в 2007 г. был у Степанова, Чуковского, Барто. Пушкин и Андерсен значительно уступают.

Книжный монополист – Москва. В столице иэдается около 60% названий и более 80% тиража. У Санкт-Петербурга только около 8% названий и 5% тиража. Соответственно и самые крупные издательства – московские (АСТ- 55 млн тиража, Эксмо -70 млн.). Тираж СПбГУ для сравнения – 135 тысяч. В первой половине 2011г. было выпущено 203 книги.

Десять ведущих издательств контролируют треть тиража. Такова концентрация издательского бизнеса. Налицо тенденция укрупнения, хотя наши издательства уступают мировым гигантам ТНК Бертельсман, Ньюс Корпорайшн и др. Мировая ситуация с прибылью такова: 20% названий дают 80% прибыли. Многие книги остаются нераспроданными. Импорт книг примерно в 5-6 раз больше экспорта - 300 млн. долларов против 50.

Но об умирании книг говорить рано. М.Маклюэн 30 лет назад пророчил смерть книге. Пока этот прогноз не реализуется, хотя наступление Интернета идет по всем СМК. Лучше всего «чувствуют» себя в Интернете справочные издания, словари, своды законов, некоторые издания художественной литературы. Но читать на экране компъютера или электронные книги еще не стало обычной практикой.

По данным опроса «ВЦИОМ» (июнь 2011г.) 89% читают бумажные книги, 28% - электронные и 11% - аудиокниги.

Здесь работает принцип дополнительности: Интернет преимущественно дополняет, но не вытесняет полностью обычное чтение, насчитывающее полтысячелетие. Аудиокниги не вытеснили обычные. Книга читается не только глазами, но и руками. По выражению поэта Е.Евтушенко, есть в книгах «очарованье шелеста страниц». Хотя тенденция ослабления внимания к книге, особенно толстой, имеет место. Видимо, это связано с требованием сжатия информации в условиях дефицита времени, а также наступлением развлечений. Ощутимо и падение продаж.

В ближайшие годы угрозы книжной индустрии нет, но рынок электронной книги быстро растет. В 2010 году продажи электронных книг в мире выросли почти вдвое по сравнению с 2009 г. Объем продаж составил более 300 млн долларов (объем продаж обычных книг около 25 млрд.). По прогнозам аналитиков к 2013 году во всем мире может быть продано 14 млн ридеров. Прогнозируется снижение цен «букридеров» до 20 долларов. Первая модель электронной книги стоила 400 долларов.

Важной социальной проблемой является то, что число не читающих книг держится на уровне трети от всего населения. По данным исследования «Молодежь-2010» из 33 молодых людей в возрасте 15-29 лет читают литературу по часу в деньтолько 23%, а не читают вообще 30%. (Рос. газета от 2.02.2010г.).

Новой тенденцией последнего времени является превращение массовых читателей в массовых писателей. Выросло число пишущих мемуары, но значительно больше – это блоггеры, сетевики-комментаторы и т.п. Старый анекдот про чукчу, который «не читатель, а писатель», распространился на всю страну. Стали видны острее проблемы культуры письма и общей культуры коммуникаций.

Проблема оптимизации книжного пространства решается сегодня преимущественно рыночными средствами. Издается то, что продается. Но рынок многое видит «не вперед, а назад» после продажи и не может застраховаться от провалов. Кроме того ему не все выгодно. Поэтому необходимо дополнение рынка государством, которое должно брать на себя расходы по изданию «нерыночных» книг. Общественные регуляторы должны взаимодействовать с рыночными и не вытеснять один другой полностью.

(Российская книжная палата. Статистические показатели за 2008-2011 г.г.)

Газеты

Роспечать называет цифру 35,5 тысяч газет и ежедневников, не указывая число электронных. Реально на рынке действуют около 15 тыс. газет. Зарегистрировано, по некоторым данным, 90 тысяч. Часть из них «оживает» в период предвыборных кампаний. В США издается всего 1500 газет. Видимо, и у нас в будущем их количество уменьшится.

Тираж газет составил 7,8 млрд экземпляров (в 10 раз больше, чем книг). По сравнению с 2005 тираж сократился на 500 млн экз. Это говорит о снижении веса газет в пространстве СМИ. В мире тенденция к снижению наблюдается в развитых странах, но в Китае, Индии, наоборот, тиражи газет пока растут.

В отрасли печатных изданий работает примрно 150 тысяч журналистов, половина из которых имеет высшее профессинальное образование.

Газетное пространство определяется структурой по месту издания и масштабам: общероссийские издания составляют треть с ядром в 400 газет; региональные и местные – также по одной трети. Можно считать, что соблюдается закон трех третей. Учредителями 80% региональных и местных газет выступает администрация, власть. Это ярко иллюстрирует ситуацию с независимостью и свободой СМИ на этих уровнях.

По «серьезности» все пространство газет делится на два вида, тяготеющих к «серьезной» - общественно-политической, аналитической, деловой прессе и «желтой», бульварной, таблоидной. В мире наблюдается тенденция перехода газет на цветные таблоиды.

Ведущие издательские дома: «Комсомольская правда», «Аргументы и факты»», 7 дней», «Московский комсомолец» и др. Капитализация медийных компаний находилась в 2007 диапазоне 15 – 200 млрд рублей (Газпроммедиа, Профмедиа, РБК и др)

Аудитория читателей газет в России более 50 млн чел, в том числе аудитория еженедельника «Аргументы и факты» - 14%, у «Комсомольской правды» - 13%, «Жизнь» - 6%. Такие издания как «Российская газета», «Известия» имеют 2%, а «Коммерсант» и «Ведомости» по 1%. Аудитория одного номера составляла у «Комсомольской правды» - 1,905 млн чел.,»МК» - 1,215, «Российской газеты – 638 тыс. чел, «Известий» - 371, «Коммерсант» - 237 тыс. чел. Аудитория имеет тенденцию к снижению. Не читают газет 33% населения страны.

В СПб наиболее «читабильные» газеты «Мой район», «»Аргументы и факты», «Метро».

Характерная черта нашего рынка: средняя зарплата работников газет в три раза меньше, чем в США, а цены на газеты выше. Это проявляется и на потребительском рынке.

Если численность и тиражи общественной прессы постепенно снижаются, то корпоративные издания характеризуются ростом – за последние 5-7 лет их число и объемы выросли вдвое. Сегодня насчитывается 6-7 тысяч. Затраты на их производство достигли более 24 млр. рублей. Многие издаются на глянцевой бумаге с качественными фотографиями. Они носят пиаровский характер и в их издании особенно заинтересованы бизнес-организации.

Интенсивно растет сектор СМИ в Интернете, включающий «Бумажные», сетевые и электронные СМИ и агентства. Число электронных газет составляет около 4000, и около 3000 интернет-версий бумажных газет.

Объем газетного рынка в 2008 г. составил 131 млрд рублей. Доходы от реализации в розницу – 35%, от подписки – 15% и от рекламы – 50%. В кризисном 2009 году объемы газетного рынка упали на 30%, а рекламные доходы – на 43% (32,6 млрд. рублей). Уменьшились тиражи, многие газеты закрылись. В то же время было зарегистрировано 5,5 тысяч новых газет.

Сегодня в развитии газет реализуется стратегия не роста тиража и числа покупателей, а ориентация на качественный контент, эксклюзивность материалов, престиж бренда и цитируемость. Усиливается борьба с незаконным использованием авторских прав. Приоритетным считаются он-лайн версии. Сеть рассматривается не как враг, а друг газет.

Журналы

Если газеты отстают от мирового уровня, то про журнальную отрасль говорится, что она вышла на мировой уровень. Речь идет в первую очередь о количестве и качестве изданий.

Сегодня в России зарегистрировано около 23 тысяч журналов, в том числе 15 тысяч центральных и 8 тыс. региональных. Из них реально издается 12 тысяч, а ядро рынка составляют 300.

Общий тираж в 2007 году составил 1,9 млрд экземпляров. Примерно половина тиража – это глянец, и треть тиража создается на зарубежной полиграфической базе.

Доходы от реализации тиража и рекламы составили 37,5 млрд рублей. Прирост рекламы к 2006 году - 22%, но в 2009 году снизились.

Доходы журналов в мире - на уровне 100 млрд долларов. Одна треть приходится на США, столько же – на Европу, на Восточную Европу около 2 млрд и у России – 1-2 млрд. Зарплата в издательствах, выпускающих журналы, составляла 40 тыс. руб. в 2008 году(выше, чем в книжных и газетных).

Журналы во всем мире находятся в более выгодном, чем газеты, положении. По поводу их будущего превалируют оптимистические оценки. Их отличает высокое качество изображений, дружелюбная, ненавязчивая как в телевидении, реклама, тактильный контакт с хорошей бумагой. Хотя подрастающее «интернет – поколение», возможно, и ослабит в будущем позиции традиционных журналов и других СМИ.

Ситуация на журнальном рынке динамичная – все время рождаются новые названия, но некоторые и быстро исчезают с рынка.

Бум наблюдается в нише журналов о стиле жизни и жизни звезд. Гламуризация захватила женские и мужские журналы с рекламой косметики, одежды, лекарств, часов, бытовой техники, алкоголя и т.п. Это связано с иделогией «нового потребления». Глянцевые журналы «life style» стали библией, мессией и проводником этой идеологии. Топ-десятку возглавляет «Cosmopolitan» с более 6 млн. читателей, удовлетворяющих голод по «красивой жизни». Для бизнеса это инструмент формирования спроса, основанный на эффекте подроажания.

Журналы четко ориентированы и на целевые группы – кроме деловых и общественно-политических, это журналы для женщин и мужчин, детей и подростков, автомибилистов, садоводов, рыболовов, спортсменов и т.д. В топ-десятку за лидером «Сosmo» идут такие журналы как «За рулем», «Вокруг света», «Караван историй», «Люблю готовить», «Лиза. Добрые советы», «Burda», «Игромания», «Здоровье», «Maxim».

Кризис ударил и по журналам. Их количество в 2008 годупревысило спрос, собенно это коснулось дорогих глянцевых изданий. Но недорогие с прикладной для жизни (семья, дача, здоровье) тематикой выдержали трудные времена.

(Интернет ресурс. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Российский рынок периодической печати. 2010).

Кино

Россия – страна «важнейшего из искусств» кино. В созданном еще в 1936 году Госфильмофонде хранится 956 000 картин, число которых ежегодно увеличивается на 10 000. Кинохранилище попало в Книгу рекордов Гиннесса как один из трех крупнейших мировых киноархивов.

Российское кино пережило кризис 90-х годов, стало набирать силу в 2000-е и вступило в кризис 2008-2009 годов. В первом случае произошло резкое падение кинопроизводства из-за смены строя и идеологии. Во втором - произошло снижение из-за финансового кризиса.

В 2007 успешном году в прокате находилось 270 фильмов, в том числе 85 российских (23%). В 2004 году доля отечественных фильмов в кинопрокате была меньше – 15%. В 2008 году в производстве на разных стадиях находилось 250 фильмов. В результате кризиса около трети было остановлено. Соответственно и производство новых фильмов сократилось. В 2008 г. выпущено в прокат 80, а в 2009 – 61 фильм.

В 2010 году в прокате находилось 338 фильмов, из которых только 69 были отечественными. Нашей киноиндустрии еще не удалось подняться до уровня предкризисного 2007 года. Более того, произошел обвал: в 2009 году доля наших фильмов на экранах опустилась до 23%, а в 2010 – уже только 14,9%. Доля национального кино ниже только в Бельгии.

В 2007 году в России существовало 40 киностудий, которые выпустили в свет 114 полнометражных фильма. Это примерно десятая часть американского производства и восьмая от Европы. В Европе в 2006 году было выпущено 862 фильма (на 47 больше 2005). Поставила рекорд Испания - 150 фильмов. Россия оказалась на уровне Италии с ее 117 фильмами. Опять же можно вспомнить уровень нашего книжного производства, чтобы увидеть, что наша киноиндустрия сильно отстает от Европы, несмотря на рост в 2000-е годы (на 11% в год).

К сожалению, отечественное кино остается малоприбыльным. Только отдельные фильмы, например, «Дневной дозор», «Ирония судьбы-2», принесли прибыль. Сбор последнего составил максимальную для отечественных фильмов сумму в 50 млн долларов.

Фильм Д.Кэмерона «Аватар» при затратах масштаба 300 млн. долларов собрал в прокате более двух миллиардов, в том числе в России - более 60

Наши рекомендации