Тема 8. Распространение прессы
Состоянии рынка распространения периодики в кризисный период. Наценки на прессу и расходы по организации торговли. Факторы рентабельности распространения периодической печати. Причины стагнации продаж востребованных изданий, влияние поведения распространителей печати на издателя. Вхождение в сети продаж как проблема издателя. Непрозрачность системы распространения печати в России и пути решения данной проблемы. Способы снижения таких негативных явлений как неудовлетворённый читательский спрос, сокращение полиграфических заказов, изъятые у издателей оборотные средства, необходимые для развития или хотя бы поддержания в дееспособном состоянии их бизнеса, «тёмно-серые» схемы и договоры, потерянные доходы участников рынка, а также недополученные налоговые поступления в государственную казну. Успешные российские дистрибуторы печати. Характеристики дистрибуции в России, методы конкуренции. Децентрализация печати и обеспечение интересов государства в информационной сфере, укрепление единого информационного пространство страны.
Тема 9. Кадры и кадровая политика печатных СМИ
Падение квалификации кадров и их низкая мотивация к обучению как фактор кризиса отрасли периодической печати в России. Поиск и удержание редакциями общественно активных людей в ареале своего влияния, вовлечение их в социальную журналистику. Ротация кадров в региональных изданиях. Востребованные журналистские специализации. Современные подходы к системе подготовки профессиональных кадров для печатных СМИ. Школы журналистики в России и классическое отечественное высшее образование журналистов как две модели подготовки кадров. Институциональное медийное образование: перспективы развития в России. Сокращение штата журналистов изданий как общемировая тенденция. Способы взаимодействия журналистов с редакциями. Ключевые понятия кадровой политики изданий: «оптимизация расходов», «производительность труда» и «эффективность сотрудников».
Тема 10. Государственная политика в сфере печатных СМИ
Компетенции Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, общественных и профессиональных организаций печатных СМИ. Состояние законодательства, регулирующего сферу периодической печати. «Концепция реформирования рынка печатных СМИ» как программный документ, определяющий развитие отрасли периодической печати. Правовые основы статуса региональных органов власти и органов местного самоуправления. Проблемы реализации правовых механизмов защиты СМИ от незаконных посягательств на их деятельность.
Вопросы для итогового контроля знаний:
1. Характер и условия газетного труда.
2. Особенности журналисткой работы.
3. Субъекты управления прессой.
4. Информационная политика издания.
5. Виды журналистской деятельности.
6. Работа редакции в условиях рынка.
7. Структура редакции как трудового коллектива.
8. Редакционный аппарат в системе социальных связей.
9. Организация работы журналистов в редакционных подразделениях.
10. Отдел в системе редакционного аппарата. Виды отделов и их деловые связи
11. Функции сотрудников звена управления.
12. Объекты, субъекты и принципы планирования редакционной деятельности.
13. Виды редакционных планов.
14. Бизнес-план редакции.
15. Редакция и аудитория. Рынок потребителей информации.
16. Работа редакции с читательской почтой.
17. Работа с авторским активом.
18. Организационно-массовая работа.
19. Аудитория газеты как субъект журналистской деятельности.
20. Редакционный процесс выпуска номера.
21. Типографский процесс выпуска номера.
22. Модели развития СМИ.
23. Пресса в социально-политическом управлении обществом.
24. Журналист как организатор массового информационного производства.
25. Методы сбора информации.
26. Метод наблюдения.
27. Метод интервью.
Литература
Основная:
1. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. – М., 2001.
2. Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития: Доклад/Под общ. ред. В.В. Григорьева. -М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2010.
Дополнительная:
1. Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий. – Иркутск, 1985.
2. Акопов А.И. Периодические издания. Учебно-методическое пособие для студентов журналистов. – Ростов-на-Дону, 1999.
3. Засурский И.И. Средства массовой информации постсоветской России. – М., 2002.
4. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Научное издание. – Ростов-на-Дону, 1999.
5. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. – М., 1999.
6. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество: Учебное пособие. – М., 2003.
7. Писатель.ru. Выпуск первый. – М., 2001.
8. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия: Учебное пособие. – М., 2004.
9. Реснянская Л.Л. Общероссийские периодические издания. – М., 1999.
10. Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. – М., 1999.
11. Средства массовой информации в современном мире: Мат-лы межвузов. научно-практической конференции / Под ред. В.И.Конькова. - СПб.: Изд-во "Роза мира".
12. Типологическое развитие журналистики. Вопросы истории и методологии. – Ростов-на-Дону, 1987.
13. Типология периодической печати. Проблемы и тенденции развития типологической структуры современной периодики. – М., 1995.
14. Фомичева И.Д. Российские региональные рынки подписки. Средства массовой информации: портреты аудитории. – М., 1993.
15. Шкондин М.В. Системная типологическая модель СМИ. – М., 2002.
Интернет-ресурсы:
1. Сайт "МедиаСпрут" (http://www.mediasprut.ru/index.shtml).
2.Сайт Фонда развития информационной политики (ФРИП) (http://www.frip.ru/newfrip/cnt/library).
3.Электронная библиотека «Гумер» по гуманитарным наукам (http://www.gumer.info/).
4. Электронная библиотека Центра экстремальной журналистики (http://www.library.cjes.ru/).
5.Электронный журнал Факультета журналистики МГУ им. Ломоносова «Медиаскоп» – (http://www.old.mediascope.ru/)
Содержание
Пояснительная записка………………………………………….3
Тематический план………………………………………………6
Содержание курса………………………………………..………7
Вопросы для итогового контроля знаний……………………..13
Литература………………………………………………………15
Издается в авторской редакции
Компьютерная верстка Умновой Е.Ю.
Подписано в печать 08.05.10
Формат 60х84 1/16 Усл. печ. л. 0,62 Уч.-изд. л. 0,52
Бумага офсетная Тираж 50 экз. Заказ 25
Отпечатано в типографии «Товарищ»
355000, Ставрополь, ул. Серова 424