Современные проблемы периодической печати
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
(специальность 030601 – «Журналистика»)
Ставрополь, 2010 г.
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Ставропольского государственного
университета
Современные проблемы периодической печати: Программа. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010. – 18 с.
Программа содержит тематический план, содержание курса, список основной, дополнительной литературы и интернет-ресурсов, а также вопросы для итогового контроля знаний.
Программа предназначена для студентов-журналистов очной и заочной форм обучения, а также для преподавателей факультетов (отделений) журналистики.
Составитель:
канд. филол. наук, доцент А.О. Пяри
Рецензент:
канд. полит. наук, доцент А.М. Горбачев
©Издательство Ставропольского
государственного университета, 2010
Пояснительная записка
Периодическая печать – традиционный сегмент системы средств массовой информации – на современном этапе развития претерпевает изменения, которые ежегодно фиксируются отраслевыми отчётными документами Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Проблемы и тенденции данной отрасли многоаспектны и лежат в различных сферах знания. Это и маркетинг, и менеджмент СМИ, и экономика в целом – поскольку невозможно рассматривать экономическую деятельность субъекта вне экономического поля, в котором он существует. Иной блок проблем периодической печати заключён в область типологии: изменение типов изданий, изменение типологического разнообразия печатных СМИ, изменение теоретических подходов и обоснований типологии печатных СМИ как научной проблемы и учебной дисциплины. Разумеется, на периодическую печать влияют культурологические и политические факторы.
Современный облик российской периодики формируют новые процессы, выраженные в принципиально новой информационной среде, ее глобализации, трансформации структуры и характере информационных потоков, стирании их национальных границ, активном развитии информационных технологий, индивидуализации спроса и предложения массовой информации. В новый период истории современной России меняется существо профессиональной деятельности журналиста, связанной с капитализацией СМИ, созданием медийного рынка, активным использованием СМИ в качестве политического ресурса и инструмента политического влияния.
Цель изучения дисциплины:
– способствовать формированию у будущих журналистов общепрофессиональной компетенции в виде умения анализировать состояние отрасли периодической печати, прогнозировать основные тенденции её развития.
Для реализации цели предполагается решение следующих задач:
1. Теоретических, способствующих формированию следующих общенаучных компетенций:
– методологической, предполагающей знание классических и современных концептуальных подходов анализа рынка периодической печати, типологии печати;
– социокультурной грамотности, включающей в себя знание основных закономерностей развития социума, места и роли периодической печати в системе коммуникативных средств в условиях перехода к информационному обществу.
2. Практических задач,способствующих формированию следующих компетенций:
– общепрофессиональной социально-психологической, предполагающей умение анализировать состояние отрасли периодической печати;
– социально-личностной в виде умения управлять коллективом редакции периодического издания;
– общенаучной информационной, предполагающей умение обрабатывать, интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать и прогнозировать ситуацию в отрасли периодической печати.
3. Воспитательных, способствующих формированию следующих компетенций:
– социально-личностной в виде гражданской ответственности при осуществлении профессиональной деятельности сотрудника печатного периодического издания на основе демократических принципов;
– общепрофессиональной социально-правовой, предполагающей знание и следование нормам, обеспечивающих функционирование печатного периодического издания и работу его сотрудников.
Оптимальному решению поставленных задач служит структура курса, разработанная таким образом, что студент синтезирует ранее полученные знания по специальности в сферах экономики, маркетинга, типологии периодической печати, технике и технологии печатных СМИ, овладевает навыками их применения.
Курс «Современные проблемы периодической печати» изучается в 9 семестре. На его изучение отводится 38 аудиторных часов, в том числе 20 – лекционных и 18 – практических. Форма итогового контроля знаний – экзамен.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
Лекции | Практ. | СКР | ||
1. | Влияние экономической ситуации на рынок периодической печати | |||
2. | Медиакопании: стратегии развития, активы, доходы, слияния и поглощения | |||
3. | Газеты: ежедневные, еженедельные и бесплатные | |||
4. | Журналы: платные, бесплатные, B2B, клиентские и корпоративные | |||
5. | Региональные рынки печатных СМИ. Прогнозные тенденции развития рынка печатных СМИ | |||
6. | Интернет, "новые медиа" и пресса: проблемы и тенденции развития | |||
7. | Реклама в прессе Полиграфические услуги и бумага | |||
8. | Распространение прессы | |||
9. | Кадры и кадровая политика печатных СМИ | |||
10. | Государственная политика в сфере печатных СМИ | |||
Итого: |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Литература
Основная:
1. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. – М., 2001.
2. Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития: Доклад/Под общ. ред. В.В. Григорьева. -М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2010.
Дополнительная:
1. Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий. – Иркутск, 1985.
2. Акопов А.И. Периодические издания. Учебно-методическое пособие для студентов журналистов. – Ростов-на-Дону, 1999.
3. Засурский И.И. Средства массовой информации постсоветской России. – М., 2002.
4. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Научное издание. – Ростов-на-Дону, 1999.
5. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. – М., 1999.
6. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество: Учебное пособие. – М., 2003.
7. Писатель.ru. Выпуск первый. – М., 2001.
8. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия: Учебное пособие. – М., 2004.
9. Реснянская Л.Л. Общероссийские периодические издания. – М., 1999.
10. Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. – М., 1999.
11. Средства массовой информации в современном мире: Мат-лы межвузов. научно-практической конференции / Под ред. В.И.Конькова. - СПб.: Изд-во "Роза мира".
12. Типологическое развитие журналистики. Вопросы истории и методологии. – Ростов-на-Дону, 1987.
13. Типология периодической печати. Проблемы и тенденции развития типологической структуры современной периодики. – М., 1995.
14. Фомичева И.Д. Российские региональные рынки подписки. Средства массовой информации: портреты аудитории. – М., 1993.
15. Шкондин М.В. Системная типологическая модель СМИ. – М., 2002.
Интернет-ресурсы:
1. Сайт "МедиаСпрут" (http://www.mediasprut.ru/index.shtml).
2.Сайт Фонда развития информационной политики (ФРИП) (http://www.frip.ru/newfrip/cnt/library).
3.Электронная библиотека «Гумер» по гуманитарным наукам (http://www.gumer.info/).
4. Электронная библиотека Центра экстремальной журналистики (http://www.library.cjes.ru/).
5.Электронный журнал Факультета журналистики МГУ им. Ломоносова «Медиаскоп» – (http://www.old.mediascope.ru/)
Содержание
Пояснительная записка………………………………………….3
Тематический план………………………………………………6
Содержание курса………………………………………..………7
Вопросы для итогового контроля знаний……………………..13
Литература………………………………………………………15
Издается в авторской редакции
Компьютерная верстка Умновой Е.Ю.
Подписано в печать 08.05.10
Формат 60х84 1/16 Усл. печ. л. 0,62 Уч.-изд. л. 0,52
Бумага офсетная Тираж 50 экз. Заказ 25
Отпечатано в типографии «Товарищ»
355000, Ставрополь, ул. Серова 424
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
(специальность 030601 – «Журналистика»)
Ставрополь, 2010 г.
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Ставропольского государственного
университета
Современные проблемы периодической печати: Программа. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010. – 18 с.
Программа содержит тематический план, содержание курса, список основной, дополнительной литературы и интернет-ресурсов, а также вопросы для итогового контроля знаний.
Программа предназначена для студентов-журналистов очной и заочной форм обучения, а также для преподавателей факультетов (отделений) журналистики.
Составитель:
канд. филол. наук, доцент А.О. Пяри
Рецензент:
канд. полит. наук, доцент А.М. Горбачев
©Издательство Ставропольского
государственного университета, 2010
Пояснительная записка
Периодическая печать – традиционный сегмент системы средств массовой информации – на современном этапе развития претерпевает изменения, которые ежегодно фиксируются отраслевыми отчётными документами Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Проблемы и тенденции данной отрасли многоаспектны и лежат в различных сферах знания. Это и маркетинг, и менеджмент СМИ, и экономика в целом – поскольку невозможно рассматривать экономическую деятельность субъекта вне экономического поля, в котором он существует. Иной блок проблем периодической печати заключён в область типологии: изменение типов изданий, изменение типологического разнообразия печатных СМИ, изменение теоретических подходов и обоснований типологии печатных СМИ как научной проблемы и учебной дисциплины. Разумеется, на периодическую печать влияют культурологические и политические факторы.
Современный облик российской периодики формируют новые процессы, выраженные в принципиально новой информационной среде, ее глобализации, трансформации структуры и характере информационных потоков, стирании их национальных границ, активном развитии информационных технологий, индивидуализации спроса и предложения массовой информации. В новый период истории современной России меняется существо профессиональной деятельности журналиста, связанной с капитализацией СМИ, созданием медийного рынка, активным использованием СМИ в качестве политического ресурса и инструмента политического влияния.
Цель изучения дисциплины:
– способствовать формированию у будущих журналистов общепрофессиональной компетенции в виде умения анализировать состояние отрасли периодической печати, прогнозировать основные тенденции её развития.
Для реализации цели предполагается решение следующих задач:
1. Теоретических, способствующих формированию следующих общенаучных компетенций:
– методологической, предполагающей знание классических и современных концептуальных подходов анализа рынка периодической печати, типологии печати;
– социокультурной грамотности, включающей в себя знание основных закономерностей развития социума, места и роли периодической печати в системе коммуникативных средств в условиях перехода к информационному обществу.
2. Практических задач,способствующих формированию следующих компетенций:
– общепрофессиональной социально-психологической, предполагающей умение анализировать состояние отрасли периодической печати;
– социально-личностной в виде умения управлять коллективом редакции периодического издания;
– общенаучной информационной, предполагающей умение обрабатывать, интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать и прогнозировать ситуацию в отрасли периодической печати.
3. Воспитательных, способствующих формированию следующих компетенций:
– социально-личностной в виде гражданской ответственности при осуществлении профессиональной деятельности сотрудника печатного периодического издания на основе демократических принципов;
– общепрофессиональной социально-правовой, предполагающей знание и следование нормам, обеспечивающих функционирование печатного периодического издания и работу его сотрудников.
Оптимальному решению поставленных задач служит структура курса, разработанная таким образом, что студент синтезирует ранее полученные знания по специальности в сферах экономики, маркетинга, типологии периодической печати, технике и технологии печатных СМИ, овладевает навыками их применения.
Курс «Современные проблемы периодической печати» изучается в 9 семестре. На его изучение отводится 38 аудиторных часов, в том числе 20 – лекционных и 18 – практических. Форма итогового контроля знаний – экзамен.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
Лекции | Практ. | СКР | ||
1. | Влияние экономической ситуации на рынок периодической печати | |||
2. | Медиакопании: стратегии развития, активы, доходы, слияния и поглощения | |||
3. | Газеты: ежедневные, еженедельные и бесплатные | |||
4. | Журналы: платные, бесплатные, B2B, клиентские и корпоративные | |||
5. | Региональные рынки печатных СМИ. Прогнозные тенденции развития рынка печатных СМИ | |||
6. | Интернет, "новые медиа" и пресса: проблемы и тенденции развития | |||
7. | Реклама в прессе Полиграфические услуги и бумага | |||
8. | Распространение прессы | |||
9. | Кадры и кадровая политика печатных СМИ | |||
10. | Государственная политика в сфере печатных СМИ | |||
Итого: |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА