Кафедра политологии и этнополитики
КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ И ЭТНОПОЛИТИКИ
СОВРЕМЕННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА
Учебно-методический комплекс
Ростов-на-Дону, 2009
СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Кафедра политологии и этнополитики
Понеделков А.В., Старостин A.M., Агапонов А.К., Таранцов В.П.
«Современная государственная кадровая политика»: Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д.: Изд.-во СКАГС. 2008. 36 с.
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями государственного стандарта и включает учебно-методический план курса, программу, планы семинарских занятий, вопросы к экзамену и зачету, список рекомендуемых источников и литературы.
Предназначен для студентов и слушателей всех форм обучения факультета государственного и муниципального управления СКАГС.
Печатается по решению кафедры.
Протокол №2 от 18 сентября 2008
ВВЕДЕНИЕ
Разработка и реализация государственной кадровой политики обусловлены необходимостью последовательного государственного регулирования кадровых процессов, учитывающего позитивный и негативный опыт социально-политических и экономических преобразований, зарубежную политику кадрового менеджмента во всех сферах управления обществом, а также объективные условия современной социально-политической реальности.
Современному российскому обществу, принимая во внимание влияние глобализации мировых процессов, необходима научно выверенная стратегия развития и использования «человеческого потенциала».
Новые перспективные цели и задачи требуют новых лидеров, нового поколения управленческих кадров, кардинального совершенствования всей кадровой работы, разработки эффективных механизмов реализации государственной кадровой политики, особенно в сфере государственного и муниципального управления.
В этих условиях необходим глубокий анализ новых кадровых процессов и отношений, повышение научной обоснованности работы с персоналом, выбор более эффективных кадровых технологий, особенно в сфере государственного и муниципального управления. Это и определяет необходимость изучения учебного курса «Современная государственная кадровая политика» в Северо-Кавказской академии государственной службы.
Предлагаемые материалы учебно-методического комплекса данного учебного курса имеют свою цель: формирование у студентов и слушателей знаний о государственной кадровой политике как важного фактора проведения в стране и регионах демократических и рыночных преобразований, новых подходов к определению целей, приоритетов и принципов, к выработке механизмов включения человеческих ресурсов в модернизацию различных сфер общества.
Задачи учебного курса:
- дать представление о кадровых ресурсах государства и механизмах управления ими;
- обогатить и развить практические навыки и умения студентов и слушателей в области кадровой работы, особенно в аппарате государственной и муниципальной службы;
- помочь им овладеть современными методами анализа и разработки концепций кадровой политики органов государственной власти в регионе;
- научить умению использования эффективных технологий кадровой деятельности в различных сферах общества;
- изучить проблемы образования и профессионального развития государственных и муниципальных служащих и пути их решения;
-усвоить и творчески использовать отечественный и зарубежный опыт организации кадровой работы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
для студентов дневного обучения факультета
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | |
Лекции | Практ. занятия | ||
1. | Государственная кадровая политика как отрасль научного знания и учебная дисциплина | ||
2. | Концепция государственной кадровой политики: понятие, функции, сущностные черты, цели и приоритеты | ||
3. | Предмет, субъекты и объекты государственной кадровой политики | - | |
4. | Государственная кадровая политика как инструмент политического управления территориями в Южном федеральном округе | ||
5. | Особенности осуществления кадровой политики в условиях федеративного государства | - | |
6. | Теоретико-методологические основы разработки и реализации Концепции кадровой политики в органах государственной власти региона | - | |
7. | Реализация принципов и механизмов кадровой политики в условиях Северо-Кавказского региона | 4 дел./игр. | |
8. | Кадры в системе взаимоотношений политических партий и органов власти на региональном уровне | ||
9. | Профессиональное образование и профессиональное развитие государственных и муниципальных служащих | - | |
10. | Пути повышения эффективного использования кадрового состава в органах местного самоуправления на Северном Кавказе | - | |
11. | Тенденции формирования кадрового потенциала в организациях негосударственной формы собственности Северо-Кавказского региона | - | |
12. | Ценностные и нравственные основы реализации кадровой политики | ||
13. | Формирование ответственности в реализации Концепции кадровой политики ЭКЗАМЕН | ||
Итого: | |||
Всего: | 50 часов |
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Государственная кадровая политика как отрасль научного знания и учебная дисциплина.
Понятие кадровой политики. Генезис научного знания о кадровой политике как подсистеме государственного и социального управления в современной России. Объект и предмет кадроведения и кадрологиии.
Методология кадровой науки и учебной дисциплины; 1). философские общенаучные принципы знания; 2). разработка теории кадрологии (кадроведения); 3). выбор соответствующих методологическому подходу методов исследования (как общеметодологических, так и прикладных) технологий, процедур исследования. Важный аспект разработки теорий кадровой политики - проблемы сочетания объективного и субъективного, общего и особенного. Подходы к определению государственной кадровой политики: деятельностный и политико-административный.
Понятийный аппарат ГКП: кадры, кадровый процесс, кадровые отношения, персонал, кадровый потенциал и др.
Методы исследования: социологический, структурно-функ-циональный, конкретно-исторический, сравнительного и статистического анализа, моделирования. Значение информационной базы исследования кадровой политики.
Тема 2. Концепция государственной кадровой политики:
понятие, функции, сущностные черты, цели и приоритеты
Концепция ГКП. Кадровая работа и государственная кадровая политика. Научные предпосылки разработки Концепции ГКП. Функции ГКП. Сущностные черты государственной кадровой политики (содержательные принципы): научная обоснованность, реалистичность и созидательность, ориентированность на укрепление российской государственности, комплексность; целостность и многоуровневость, перспективность, демократичность, духовно-нравственность, правовое обеспечение. Цели, приоритеты, стратегические направления реализации ГКП.
Тема 3. Предмет, субъекты и объекты государственной
кадровой политики
Объект государственной кадровой политики. Предмет ГКП - существенные черты и элементы содержания государственного воздействия на кадровую политику. Субъекты ГКП: народ, государство, его органы, политические партии, общественные, экономические, другие объединения и движения. Роль федеральных и региональных органов власти в законодательном обеспечении ГКП, представительстве интересов граждан, осуществлении демократического контроля за осуществлением кадровой политики.
Государство как главный субъект формирования правовых основ кадровой политики. Общие представления о правовых основах кадровой политики. Критерии систематизации правовых основ кадровой политики. Методы и способы правового регулирования кадровой политики. Классификация правовых основ кадровой политики в зависимости от ее субъектов и объектов.
Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ о правовом регулировании процессов формирования и реализации кадровой политики.
Федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» как правовая основа кадровой политики в системе государственной службы.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
для студентов дневного обучения
Семинар №1. Государственная кадровая политика
как отрасльнаучного знания и учебная дисциплина
План
1. Сущность государственной кадровой политики. Кадрология и кадроведение: объект и предмет.
2. Методология и методы исследования кадровой науки и учебной дисциплины.
3. Понятийный аппарат ГКП.
Литература
1. Закон РФ №79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
2. Закон РФ №58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации».
3. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации// Под ред. А.И. Турчинова. М., 2002 .
4. Государственная кадровая политика и технологии ее реализации. Ростов-н/Д, 2001 .
5. Государственная кадровая политика в вопросах и ответах. Ростов-н/Д, 2004 .
6. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации. М., 1998 .
7. Кадровая политика в системе государственной и муниципальной службы современной России. Ростов-н/Д, 2004.
8. Сулемов В.А. Государственная кадровая политика в современной России. М., 2006.
9. Черепанов В.П. основы государственной службы и кадровой политики: учебное пособие для вузов. М., 2007.
Семинар №2. Концепция государственной кадровой политики:
понятие, функции, сущностные черты, цели и приоритеты
План
1. Концепция ГКП: научные подходы к определению.
2. Функции и сущностные принципы ГКП.
3. Цели, приоритеты и стратегические направления реализации ГКП.
Литература
1. Закон РФ №79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
2. Закон РФ №58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации».
3. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации/Под ред. А.И. Турчинова. М., 2002 .
4. Государственная кадровая политика и технологии ее реализации. Ростов-н/Д, 2001 .
5. Государственная кадровая политика в вопросах и ответах. Ростов-н/Д, 2004 .
6. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации. М., 1998 .
7. Кадровая политика в системе государственной и муниципальной службы современной России. Ростов-н/Д, 2004.
8. Сельцовский П.Н. Кадровая политика в условиях кризиса системы государственного управления// Социально-гуманитарные знания. 2006. №6.
9. Сулемов В.А. Государственная кадровая политика в современной России. М., 2006.
10. Черепанов В.П. основы государственной службы и кадровой политики: учебное пособие для вузов. М., 2007.
Семинар № 3. Государственная кадровая политика как инструмент
политического управления территориями
в Южном федеральном округе
План
1. Место кадровой политики среди основных направлений политического управления.
2. Организационно-управленческий и аксиологический аспекты кадровой политики.
3. Проблемы использования технологий кадрового обеспечения аппаратов органов власти.
Литература
1. Закон РФ № 168-ФЗ от 20 декабря 2004 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях»».
2. Партии и партийные системы современной России и послевоенной Германии. Ростов-н/Д, 2004
3. Понеделков А.В. Политико-административные элиты в середине 90-х годов и десять лет спустя. Ростов-н/Д, 2005.
4. Политико-административное управление: Учеб./Под ред. В.С. Комаровского и Л.В. Сморгунова. М., 2003.
5. Политическая регионолистика (на материалах Южного федерального округа). Ростов-н/Д, 2004 г.
6. Политический менеджмент: учебное пособие// Под ред. В.И. Жукова. М., 2007.
7. Пушкарева Т.В. Политический менеджмент: учебное пособие. М., 2004.
8. Сулемов В.А. Государственная кадровая политика в современной России. М., 2006.
П. Введение
Необходимость разработки и реализации государственной кадровой политики обусловлена не только противоречивыми процессами перехода России к демократии, но и становлением российской государственности, социально-ориентированной рыночной экономики, формированием гражданского общества. А это требует создания новой модели государственного регулирования кадровых процессов. Поэтому кадровая политика руководства региона должна быть направлена не только на решение задач переходного периода, но и на перспективу развития государства и гражданского общества.
Концепция кадровой политики в органах государственной власти региона - это система современных взглядов, принципов, приоритетов и направлений работы с государственными служащими.
Она определяет задачи кадровой политики в органах исполнительной власти, воздействует на кадровую работу в органах местного самоуправления, учитывает специфические социокультурные и национальные особенности региона.
Концепция предусматривает практические задачи по формированию и совершенствованию кадрового потенциала: разработку и внедрение системы отбора персонала госслужбы, профессиональное развитие, систематическое обновление кадров, формирование резерва, обеспечение правовой и социальной защиты госслужащих, координацию деятельности региональных органов, занимающихся работой с кадрами и др.
Механизм осуществления Концепции представляет: систему консультаций, открытые конкурсы, квалификационные экзамены, аттестацию, тестирование, стажировки, учебу резерва, моральное и материальное поощрение, систему отставок госслужащих, служебный и общественный контроль за деятельностью должностных лиц. Особое место в содержании концепции занимает подготовка резерва госслужбы и координация деятельности кадровых служб различных ведомств с управлением по работе с кадрами администрации региона, эффективное использование различных технологий кадровой деятельности.
Концепция кадровой политики региона предусматривает в кадровой деятельности согласование и взаимосвязь с другими региональными программами (социальными, правовыми и информационными), а также научное, информационно-аналитическое, пропагандистское и финансовое обеспечение и общественный контроль за действующими процессами по формированию и развитию кадрового потенциала.
III. Исходная информация
Два года назад Указом Президента одной из Северо-Кавказских республик была введена в действие «Концепция кадровой политики в органах государственной власти республики». Были также утверждены: «Положение «О Совете по кадровой политике при президенте республики» и состав Совета.
Недавно по поручению Президента республики Главное контрольное управление проверило ход реализации задач концепции, функционирование механизма формирования и совершенствования кадрового потенциала, выполнение первоочередных и перспективных мероприятий в органах исполнительной власти.
Было установлено, что реализация Концепции осуществляется на региональном, ведомственных и муниципальных уровнях, имеются подробные планы мероприятий выполнения первоочередных задач. В большинстве ведомств и аппаратах администрации Президента и Правительства республики проведена аттестация, стали практиковаться открытые конкурсы, повсеместно сформирован резерв на замещение, организовано его обучение. В принятом региональном законе оговорены правовые и социальные гарантии государственных служащих. В средствах массовой информации стали чаще освещаться кадровые вопросы, публиковаться критические объективные материалы о негативных фактах деятельности отдельных подразделений госслужбы.
В рамках Концепции сформирована и осуществляется программа «Молодые кадры», предусматривающая подготовку и адаптацию способных и профессионально подготовленных молодых людей на ответственные участки управленческой деятельности. Укрепляются связи со СКАГС.
Проведено несколько заседаний Совета по кадровой политике при Президенте Республики, на которых обсуждались вопросы организационно-методического и контрольного характера. В то же время, как выяснилось в ходе проверки:
1) некоторые принятые в последнее время нормативные акты по кадровой работе не являются необходимыми и противоречат федеральным законам, Указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ;
2) по-прежнему остается проблемой наличие профильногообразования у некоторых руководителей ведомств и специалистов. В аппарате Администрации Президента лишь четверть состава персонала имеют второе образование или диплом переподготовки в области государственного и муниципального управления;
3) предлагаемые Концепцией меры стимулирования потребности дополнительного образования, профессионального и должностного роста не получили реального подтверждения, и поэтому остались благими пожеланиями руководства;
4) слабо растет доля женщин в системе органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ». Мало выдвигается на должности в госслужбу молодых специалистов, в том числе и окончивших СКАГС;
5) по-прежнему, как и до принятия Концепции, допускается дискриминация специалистов нетитульных национальностей при поступлении на госслужбу или при замещении должностей руководителей подведомственных региональных органов власти предприятий;
6) ряде министерств и департаментов, да и в республиканских органах власти продолжается политическая ангажированность и личная верность при подборе кадров на престижные и ответственные посты;
7) анализ анонимного анкетирования персонала региональных органов власти позволил сделать вывод о наличии лишь небольшой части состава людей, имеющих стойкий иммунитет к меркантильным соблазнам власти;
8) в аппаратах органов власти, министерствах и ведомствах, в системе муниципальной службы все еще нередки факты, когда зачисление и освобождение работников проводится без соблюдения необходимых процедур и требований. Одной из причин этого является вывод профсоюзов за пределы кадровых отношений;
9) кадровые службы муниципальных органов ни по функциям, ни по составу специалистов не отвечают современным требованиям и не могут эффективно решать стоящие перед ними кадровые проблемы.
IV. Сценарий деловой игры
Этапы | Продолжительность | Цели | Задачи |
Первый | 20 мин. | Адаптация участников игры к проблемной ситуации, организация игры | 1. Кратко напомнить участникам игры о Концепции современной государственной кадровой политики. 2. Постановка целей, условий игры, задач. 3. Распределение участников по командам, определение лидеров и представителей жюри. |
Второй | 30 мин. | Разработка поля проблем реализации Концепции кадровой политики региона | Формирование основных проблем с помощью «мозговой атаки» или групповой дискуссии. |
Третий | 15 мин. | Селекция приоритетных проблем | Отбор основных проблем по актуальности и реализуемости (А и Б) по балльной системе. |
Четвертый | 50 мин. | Разработка направлений и комплекса мер по решению проблем | 1. Анализ причин возникновения. 2. Определение направления реализации проблем. 3. Определение комплекса мер решения проблем. 4. Прогнозирование позитивных и возможных негативных последствий реализации проблем. |
Пятый | 30 мин. | Презентация программ действий | 1. Доклады лидеров команд. 2. Обсуждение предлагаемых мер. |
Шестой | 15 мин. | Подведение итогов | 1. Оценка предлагаемых мер по решению проблем. 2. Обмен мнений участников. 3. Заключение преподавателя. |
V. Некоторые методические рекомендации к проведению деловой игры
В соответствии со сценарием деловой игры руководитель (преподаватель) кратко напоминает участникам о роли Концепции в осуществлении кадровой политики, ставит цель и задачи, объясняет условия, правила и порядок подведения итогов. Учебная группа разделяется на команды (7-8 человек) и определяются лидеры, на которых возложена обязанность организации коллективного мыслительного процесса и доклад о результатах работы команды. Выделяется по одному человеку из команды в состав жюри. При свободном обмене мнениями участники определяют поле проблем и осуществляют их отбор по актуальности и реализуемости. Команды между собой не консультируются.
При разработке комплекса мер по решению основных проблем командам дается, в зависимости от творческого климата и опыта участия в играх, одна-две разные проблемы с целью обеспечения конкурентности творческого мышления одинаковые проблемы.
Важным моментом проведения деловой игры является обсуждение представленных лидерами команд докладов. Преподаватель должен умело организовать дискуссию с вопросами, репликами, предметным обсуждением.
В заключение преподавателем на основании работы жюри и личного наблюдения подводятся итоги: уровень достижения цели игры, активность и творческое отношение участников, степень их осведомленности о кадровой политике, реальность предложенных мер по повышению эффективности реализации Концепции кадровой политики региона, определяется команда-победитель.
VI. Рекомендуемая литература
1. Закон РФ №79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
2. Государственная кадровая политика. Кадроведение. Курс лекций. М. 1998.
3. Государственная кадровая политика. Ростов-н/Д. 2001.
4. Государственная кадровая политика в системе государственного и муниципального управления современной России. Ростов-н/Д, 2004.
5. Государственная кадровая политика в вопросах и ответах. Ростов-н/Д, 2004
6. Современная государственная кадровая политика и ее реализация на Северном Кавказе. Ростов-н/Д, 2001.
Пояснение
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
для студентов заочного обучения (специализация)
№ п/п | Наименование тем занятий | Кол-во часов | |
лекции | семинары | ||
1. | Государственная кадровая политика как отрасль научного знания и учебная дисциплина | ||
2. | Государственная кадровая политика как инструмент политического управления территориями в Южном федеральном округе | ||
3. | Реализация принципов и механизмов кадровой политики в условиях Северо-Кавказского региона | - | |
4. | Пути повышения эффективности использования кадрового состава в органах местного самоуправления на Северном Кавказе | - | |
5. | Формирование ответственности в реализации Концепции кадровой политики региона ЭКЗАМЕН | - | |
ИТОГО | |||
ВСЕГО | 14 ч. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
для студентов заочного обучения (переподготовка)
№ п/п | Наименование тем занятий | Кол-во часов | |
лекции | семинары | ||
1. | Установочная лекция | ||
2. | Концепция государственной кадровой политики: понятие, функции, сущностные черты, цели и приоритеты | - | |
3. | Особенности осуществления кадровой политики в условиях федеративного государства | - | |
4. | Государственная кадровая политика как инструмент политического управления территориями в Южном федеральном округе | - | |
5. | Реализация принципов и механизмов кадровой политики в условиях Северо-Кавказского региона | дел. игра | |
6. | Формирование ответственности госслужащих в реализации Концепции кадровой политики региона ЗАЧЕТ | - | |
ИТОГО | |||
ВСЕГО | 18 ч. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
для студентов 1 курса заочного обучения (второе высшее, по выбору)
№ п/п | Наименование тем занятий | Кол-во часов | |
лекции | семинары | ||
1. | Государственная кадровая политика как отрасль научного знания и учебная дисциплина | - | |
2. | Особенности осуществления кадровой политики в условиях федеративного государства | - | |
3. | Государственная кадровая политика как инструмент политического управления территориями в Южном федеральном округе | - | |
4. | Реализация принципов и механизмов кадровой политики в условиях Северо-Кавказского региона | дел. игра | |
5. | Формирование ответственности в реализации Концепции кадровой политики региона ЗАЧЕТ | - | |
ИТОГО | |||
ВСЕГО | 14 ч. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
для студентов 3 курса заочного обучения (второе высшее, по выбору)
№ п/п | Наименование тем занятий | Кол-во часов | |
лекции | семинары | ||
1. | Концепция государственной кадровой политики: понятие, функции, сущностные черты, цели и приоритеты | ||
2. | Кадры в системе взаимоотношений политических партий и органов власти на региональном уровне | - | |
3. | Пути повышения эффективного использования кадрового состава в органах местного самоуправления на Северном Кавказе | - | |
4. | Тенденции формирования кадрового потенциала в организациях негосударственной формы собственности Северо-Кавказского региона | - | |
5. | Ценностные и нравственные основы реализации кадровой политики региона ЭКЗАМЕН | ||
ИТОГО | |||
ВСЕГО | 14 ч. |
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Объект, предмет и задачи учебного курса.
2. Понятия кадровой политики и кадровой работы.
3. Государственная кадровая политика: предпосылки и источники разработки.
4. Концептуальные основы современной государственной кадровой политики.
5. Принципы государственной кадровой политики.
6. Цели и приоритеты государственной кадровой политики.
7. Особенности политического управления субъектами РФ в ЮФО.
8. Место кадровой политики среди основных направлений политического управления.
9. Партийно-советская модель кадровой политики.
10. Основные факторы реализации государственной кадровой политики в регионе.
11. Кадровая политика как инструмент политического управления Северо-Кавказским регионом.
12. Различия в реализации кадровой политики в условиях унитарного и федеративного государственного устройства.
13. Региональные особенности современной кадровой политики на Северном Кавказе.
14. Социокультурные и исторические традиции региональной кадровой политики.
15. Требования к государственной службе в условиях полиэтничности региона.
16. Методологические основы кадрового процесса.
17. Методологические принципы изучения кадровых процессов.
18. Методы научного анализа реализации кадровой политики.
19. Особенности программы исследования кадровой деятельности.
20. Методы социологического анализа кадровых процессов.
21. Эмпирические методы исследования кадровых процессов.
22. Оценка современной кадровой ситуации.
23. Анализ тенденции развития кадровых структур.
24. Причины несоответствия между сложившимися методами управления и новыми социально-политическими реалиями в регионе.
25. Процедура анализа кадровой деятельности регионального департамента, управления, отдела.
26. Анализ кадрового процесса в трудовом коллективе.
27. Концепция кадровой политики в органах государственной власти Ростовской области.
28. Основные принципы, механизмы и методы Концепции кадровой политики в органах государственной власти региона.
29. Деятельность кадровых служб органов исполнительной власти по реализации Концепции кадровой политики.
30. Роль органов исполнительной власти в государственной кадровой политике.
31. Совет по кадровой политике при Главе администрации региона: задачи и организация деятельности.
32. Проблемы реализации Концепции кадровой политики в органах государственной власти региона.
33. Пути повышения эффективности реализации Концепции кадровой политики в органах государственной власти региона.
34. Механизм формирования кадров представительных органов власти региона.
35. Влияние политических партий на подбор кадров и их функционирование в органах исполнительной власти региона.
36. Тенденции развития современной кадровой ситуации в органах местного самоуправления в связи с реформирование органов муниципальной власти.
37. Проблемы функционирования кадрового потенциала муниципального образования.
38. Пути развития и качественного улучшения состава муниципальных кадров.
39. Стратегия и тактика государства в области кадрового обеспечения экономической реформы.
40. Механизм и технологии взаимодействия государства и предпринимательских структур в работе с хозяйственными кадрами.
41. Тенденции изменений руководящего состава предприятий в сфере негосударственной собственности.
42. Особенности формирования руководящего состава предпринимательских структур в регионах Северного Кавказа.
43. Нравственно-ценностные основы государственной кадровой политики.
44. Этический кодекс государственных служащих.
45. Общественное мнение о роли нравственного фактора в кадровой политике.
46. Ответственность субъектов кадровой политики как фактор эффективного регионального управления.
47. Технологии формирования ответственности государственных и муниципальных служащих.
48. Формы контроля и повышения ответственности за реализацию Концепции кадровой политики в органах государственной власти региона.
49. Дополнительное профессиональное образование как составляющая ГКП.
50. Пути профессионального развития государственных и муниципальных служащих.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Объект, предмет и задачи учебного курса.
2. Понятия кадровой политики и кадровой работы.
3. Государственная кадровая политика: предпосылки и источники разработки.
4. Концептуальные основы современной государственной кадровой политики.
5. Принципы государственной кадровой политики.
6. Цели и приоритеты государственной кадровой политики.
7. Особенности политического управления субъектами РФ в ЮФО.
8. Место кадровой политики среди основных направлений политического управления.
9. Кадровая политика как инструмент политического управления Северо-Кавказским регионом.
10. Методологические принципы изучения кадровых процессов.
11. Оценка современной кадровой ситуации.
12. Процедура анализа кадровой деятельности регионального департамента, управления, отдела.
13. Деятельность кадровых служб органов исполнительной власти по реализации Концепции кадровой политики.
14. Совет по кадровой политике при Главе администрации региона: задачи и организации деятельности.
15. Проблемы реализации Концепции кадровой политики в органах государственной власти региона.
16. Влияние политических партий на подбор кадров и их функционирование в органах исполнительной власти региона.
17. Пути развития и качественного улучшения состава муниципальных кадров.
18. Тенденции изменений руководящего состава предприятий в сфере негосударственной собственности.
19. Общественное мнение о роли нравственного фактора в кадровой политике.
20. Формы контроля и повышения ответственности за реализацию Концепции кадровой политики в органах государственной власти региона.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 4
для студентов дневного обучения факультета. 4
ПРОГРАММА КУРСА.. 5
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 12
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 23
для студентов заочного обучения (специализация) 23
для студентов заочного обучения (переподготовка) 23
для студентов 1 курса заочного обучения (второе высшее, по выбору) 24
для студентов 3 курса заочного обучения (второе высшее, по выбору) 24
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ.. 25
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.. 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... 28
ТЕМАТИКА курсовых и дипломных работ : 31
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.. 33
СОДЕРЖАНИЕ.. 35
Учебное издание
Понеделков А.В.
Старостин A.M.
Агапонов А.К.
Таранцов В.П.
КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ И ЭТНОПОЛИТИКИ
СОВРЕМЕННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА
Учебно-методический комплекс
Ростов-на-Дону, 2009
СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ