Социальная политика. Учебное пособие (Часть 1 из 2)
Социальная политика. Учебное пособие (Часть 1 из 2)
- Теги: Учебное пособие
С.Н.Смирнов, Т.Ю.Сидорина
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Допущено Министерством образования Российской Федерации
в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 521600 «Экономика»
Издательский дом ГУ ВШЭ
Москва 2004
Федеральная целевая программа "Культура России" (подпрограмма "Поддержка полиграфии и книгоиздания России")
Подготовлено при содействии НФПК — Национального фонда подготовки кадров в рамках программы "Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах"
Сертифицирована Независимым комитетом по сертификации учебных материалов как базовое пособие для подготовки специалистов по социологии
Рецензенты
доктор экономических наук Э.Б. Гилинская
доктор экономических наук В.М. Жеребий
кандидат экономических наук М.В. Москвина
Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика: Учебное пособие. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. — 432 с. — (Учебники Высшей школы экономики).
Учебное пособие посвящено концептуальным и практическим вопросам современной социальной политики. В нем рассматриваются теоретические основы формирования и реализации социальной политики, ее история, основные модели, особенности социальной политики в переходной экономике. Специальное внимание уделяется таким вопросам, как социальные последствия экономических решений; социальная защита населения; государственная политика на рынке труда; финансирование социальной политики и др. К каждой главе пособия приводятся контрольные вопросы и рекомендуемые авторами дополнительные формы освоения учебного материала (деловые игры, практические задания и т.п.).
Для студентов вузов, аспирантов, преподавателей социально-экономических, гуманитарных, политико-правовых дисциплин, а также для всех интересующихся социальной политикой и социальной историей.
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
1.1. Общество и его структура
1.1.1. Мы и общество
1.1.2. Гетерогенность и гомогенность общества
1.1.3. Перераспределение доходов в домохозяйствах
1.2. Социальные приоритеты и социальная ответственность в обществе
1.2.1. Социальная стабильность
1.2.2. Взаимная социальная ответственность
1.3. Социальная политика
1.3.1. Определение социальной политики
1.3.2. Широкое и узкое понимание социальной политики
1.3.3. Субъекты и объекты социальной политики
1.3.4. Два подхода к социальной политике
1.4. Задачи курса "Социальная политика"
1.4.1. Что изучает курс социальной политики
1.4.2. Учебная литература по социальной политике
1.4.3. Некоторые особенности нашей книги
Основные выводы
Контрольные вопросы и задания
Литература
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1. Основные понятия и предметное поле социальной политики
2.1.1. Терминология в социальной политике
2.1.2. Социальная стратегия
2.1.3. Предметное поле социальной политики
2.1.4. Какие решения принимаются в предметном поле социальной политики
2.2. Ограничения социальной политики
2.2.1. Виды ограничений в социальной политике
2.2.2. Участие и ограничения субъектов социальной политики
2.3. Механизмы социальной политики
2.3.1. Правовое обеспечение социальной политики
2.3.2. Финансовый механизм социальной политики
2.3.3. Налоговые рычаги и стимулы социальной политики
2.3.4. Административный ресурс в социальной политике
2.3.5. Политические методы в социальной политике
2.4. Эффективность социальной политики
2.4.1. Экономическая и социальная эффективность, экономический и социальный эффект социальной политики
2.4.2. Группировка направлений социальной политики по их эффективности
2.4.3. Способы разрешения противоречий между экономической и социальной политикой
2.5. Институциональная структура социальной политики
2.5.1. Общие принципы организации институтов социальной политики
2.5.2. Взаимодействие институтов социальной политики
2.6. Региональные аспекты социальной политики
2.6.1. Объективная обусловленность регионализации социальной политики
2.6.2. Элементарная типология регионов в интересах социальной политики
2.6.3. Региональные аспекты основных направлений социальной политики
Основные выводы
Контрольные вопросы и задания
Литература
Глава 3 ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
3.1. Цивилизация и социальная политика
3.1.1. Истоки социальной политики в европейской истории
3.1.2. Развитие социальной политики в XIX и XX вв. до Второй мировой войны
3.2. Философия социальной политики. Концептуальные основы социальной политики и их развитие в социальной мысли прошлых веков
3.2.1 От Платона до наших дней
3.2.2 Античность. Платон "Государство"
3.2.3 Аристотель "Политика"
3.2.4 Средние века. Никколо Макиавелли
3.2.5 Эпоха Возрождения. Великие социальные утопии
3.2.6 Новое время.
3.2.7 Рационалистическое обоснование индивидуалистического государства всеобщего благосостояния в эпоху Просвещения. Жан-Жак Руссо. Теория общественного договора и Великая французская революция
3.2.8 Развитие либерализма в социальной и экономической мысли
Основные выводы
Контрольные вопросы и задания
Литература
Глава 4. РЕФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В XX в.: ОПЫТ И ПОСЛЕДСТВИЯ
4.1 Основные концепции социальной политики и их развитие в XX в.
4.1.1 Социальная политика и социальная теория
4.1.2 Правовое государство
4.1.3 Гражданское общество
4.1.4 Понятие социального государства
4.1.5 Государство всеобщего благосостояния
4.2. Модели социальной политики
4.2.1 Подходы к классификации моделей социальной политики
4.2.2 Шведская модель государства всеобщего благосостояния
4.2.3 СССР и патерналистская модель социальной политики
4.2.4 Немецкая модель социального рыночного хозяйства
4.2.5 Неолиберальная модель социальной политики: англосаксонский путь
4.3 Кризис государства всеобщего благосостояния и новые вызовы социальных реформ
4.3.1 П. Розанваллон: три кризиса государства всеобщего благосостояния. Новый социальный вопрос
4.3.2 Государство всеобщего благосостояния в условиях глобальной экономики
4.3.3 К. Дойчман: будущее государства благосостояния
Основные выводы
Контрольные вопросы и задания
Литература
Глава 5. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
5.1. Социальная политика в странах с плановой и рыночной экономикой
5.1.1. Цели и инструменты социальной политики в странах с различными экономическими системами
5.1.2. Социальная политика в социалистической России
5.1.3. Социальная цена перехода к рынку
5.2. Социальная политика в странах с переходной экономикой
5.2.1. Переход к рынку и социальная политика
5.2.2. Временная ограниченность переходного периода
5.3. Стабилизация экономики и решение социальных проблем
5.3.1. Демографическая политика
5.3.2. Политика в сфере образования
5.3.3. Политика в сфере культуры
5.3.4. Политика в сфере здравоохранения
5.3.5. Политика в области физической культуры и спорта
5.3.6. Политика в области трудовых отношений и занятости населения
5.3.7. Политика в области социальной защиты населения
5.3.8. Политика в жилищно-коммунальной сфере
Основные выводы
Контрольные вопросы и задания
Литература
Глава 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
6.1. Социальная экспертиза, ее задачи и методы проведения
6.1.1. Понятие экспертизы
6.1.2. Содержание и этапы социальной экспертизы
6.1.3. Информационная база социальной экспертизы
6.1.4. Институциональное обеспечение социальной экспертизы
6.2. Примеры социальной экспертизы
6.2.1. Оценка последствий повышения пенсионного возраста как фактор улучшения состояния пенсионной системы
6.2.2 Оценка региональной обоснованности параметров социальных реформ
6.2.3 Экспертиза результатов социальной политики
6.2.4 Экономические решения с нулевой социальной полезностью
Основные выводы
Контрольные вопросы и задания
Литература
Глава 7 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ
7.1 Социальная защита населения — основное направление социальной политики государства
7.1.1 Социальная защита и социальная стабильность
7.1.2 Из истории социальной защиты в России
7.1.3 Основные понятия и определения
7.2 Социальные риски и социальная защита
7.2.1 От изучения рисков к концепции общества риска
7.2.2. Социальная защита в контексте теории рисков
7.3. Нуждаемость как социальная проблема
7.3.1. Понятие нуждаемости
7.3.2. Бедность как социальный индикатор. Измерение бедности
7.3.3. Черта бедности. Методы расчета
7.3.4. Механизмы определения нуждаемости в России
7.4. Организация социальной защиты населения
7.4.1. Основные направления и принципы государственной политики социальной защиты
7.4.2. Программы социальной поддержки населения
7.5. Зарубежный опыт социальной защиты: пример Канады
7.5.1. Система социального обеспечения населения в Канаде
7.5.2. Организация социальной помощи в Канаде
Основные выводы
Контрольные вопросы и задания
Литература
Глава 8. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ
8.1. Рынок труда в России
8.1.1. История развития трудовых отношений в России (советский период)
8.1.2. Основные тенденции развития рынка труда в переходной экономике
8.1.3. Рынок труда — элемент рыночной экономики
8.2. Задачи и приоритеты государственной политики занятости
8.2.1. Цели и задачи государственной политики занятости
8.2.2. Уровни и принципы государственной политики занятости
8.2.3. Государственная служба занятости населения
8.2.4. Комплексная оценка состояния региональных экономик для определения направлений государственной политики занятости
8.3. Западные модели государственной политики на рынке труда
8.3.1. Об использовании опыта построения рынка труда в странах социально ориентированной рыночной экономики
8.3.2. Государственная политика занятости в Швеции
8.3.3. Государственная политика занятости в Финляндии
8.3.4. Государственная политика занятости в Германии
8.3.5. Роль государства всеобщего благосостояния в постиндустриальной занятости
Основные выводы
Контрольные вопросы и задания
Литература
Глава 9 ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
9.1. Бюджет социальной политики
9.1.1. Состав бюджета социальной политики
9.1.2. Особенности элементов бюджета социальной политики
9.2. Государственные финансовые обязательства социального характера
9.2.1 Государственные финансовые обязательства социального характера и их виды
9.2.2. Направления изменения размеров государственных финансовых обязательств социального характера
9.3. Нормативы в бюджетном процессе социальной политики
9.3.1. Обеспечение центральным правительством бюджета социальной политики в регионах
9.3.2. Финансовые нормативы в бюджете социальной политики
9.4. Определение административно-управленческих расходов на финансирование социальной политики
9.4.1. Конечные результаты деятельности государственных учреждений, выполняющих социальные функции
9.4.2. Алгоритм расчета расходов на содержание органов государственной службы занятости
Основные выводы
Контрольные вопросы и задания
Литература
Первая страница - Содержание
Страница 1 из 53 | Следующая страница
- Теги: Учебное пособие
ПРЕДИСЛОВИЕ
Трудно найти тему, более "политизированную", чем социальная политика. И это понятно: любые решения, прямо или косвенно отражающиеся на уровне жизни населения, являются объектом критического внимания со стороны различных его категорий. По своему количеству публикации в прессе, где используется термин "социальная политика", занимают лидирующие позиции.
Между тем далеко не всегда содержание таких публикаций является квалифицированным. Социальная политика рассматривается в некоторых из них как феномен, который можно изъять из контекста конкретных условий государства и представить как следствие политических построений. Многие авторы по старинке ограничивают область социальной политики мероприятиями, проводимыми в социальной сфере. Десятилетия планового социально-экономического развития укоренили представление о государстве как монопольном субъекте социальной политики, притупили интерес многих граждан бывшего СССР к возможностям вариативного решения социальных вопросов, партнерского и конкурентного участия в проведении социальной политики. Стремясь опровергнуть подобные взгляды и познакомить читателя с современным пониманием и трактовкой социальной политики, авторы подготовили данное учебное пособие для студентов высших учебных заведений.
Авторы предлагаемого учебного пособия прежде всего стремились сформировать у читателя концептуальное представление о социальной политике как социальной доктрине, направлении внутренней политической деятельности государства, области развития социальной теории. В учебном пособии ключевыми являются положения, связанные с теоретическим осмыслением вопросов социальной политики, исторической эволюцией взглядов общества на социальную политику, оценкой последствий социальных реформ и социальной экспертизой экономических решений.
Учебное пособие ориентировано в первую очередь на российского читателя: студента, аспиранта, преподавателя. Поэтому исторические и теоретические главы сопровождаются значительным иллюстративным материалом, который в большей степени представлен примерами из области социального реформирования в России в конце XX — начале XXI вв. Такие примеры тщательно отбирались авторами из числа многих возможных по принципу наиболее яркого раскрытия конкретных теоретических и методических положений. Учитывая то, что книга является учебным пособием, а не научной монографией, в ней использовались данные официальной государственной или ведомственной статистической отчетности, имеющиеся в открытом доступе.
Авторы не ставили перед собой задачу рассмотреть в деталях все специальные направления социальной политики, учитывая широту их спектра, а также и то, что это задача в значительной степени уже решена авторами вышедших ранее учебников и учебных пособий. Отдельные направления социальной политики представлены в этой книге такими областями, как социальная защита населения, государственная политика занятости и финансирование (бюджет) социальной политики. Выбор этих направлений обусловлен их концептуальной значимостью. Примеры из области жилищно-коммунального хозяйства, социального страхования и других отраслей социальной сферы привлекаются прежде всего для подтверждения теоретических положений социальной политики. Желающим подробно ознакомиться с отдельными функциональными вопросами социальной политики мы рекомендуем обратиться к соответствующим «отраслевым» учебникам.
Авторы искренне признательны всем коллегам, благодаря которым издание учебного пособия "Социальная политика" стало возможным. В их числе: заведующий кафедрой социально-экономических систем и социальной политики ГУ ВШЭ доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации О.И. Шкаратан, директор Издательского дома ГУ ВШЭ кандидат экономических наук Е.А. Иванова, главный редактор Издательского дома ГУ ВШЭ Е.А. Рязанцева и другие уважаемые нами коллеги. Особая благодарность — Национальному фонду подготовки кадров, предоставившему грант на написание данного учебного пособия.
Авторы надеются на конструктивные замечания и предложения по тексту учебного пособия, которые позволят улучшить его структуру и содержание при последующих изданиях.
Общество и его структура
Мы и общество
Каждое утро, просыпаясь, мы вспоминаем, что нам нужно сделать за наступивший день. Мы мысленно проигрываем все встречи, которые нам предстоят, радуемся, предвкушая приятное нам общение, но и не отчаиваемся от неизбежных малоприятных контактов. Нами движет стремление к достижению своих целей, и ради этого мы готовы к определенным моральным и материальным издержкам, понимая, что получить желаемое можно, как правило, только через систему компромиссов.
Но мы — население Земли, ее отдельных стран — очень разные. Мы — это и только что родившиеся младенцы, еще не осознавшие, что им дано величайшее благо — жизнь, и те, кто относятся к долгожителям и завершают круг земной жизни. Мы — это и производители, и потребители товаров и услуг. Мы — это не только физически и экономически самостоятельные граждане, но и те, кто нуждается в экономической и медицинской поддержке, повседневной заботе и уходе. Последних, как правило, меньше. В России, например, к началу XXI в. доля детей и молодежи в возрасте до 20 лет в общей численности населения страны составляла 26%; доля граждан в возрасте от 20 до 60 лет, т.е. тех, кто в большинстве своем имеет возможность работать и содержать себя и свою семью — 55% и, наконец, лиц старше 60 лет, т.е. нижнего предела пенсионного возраста для мужчин — 19%, в том числе тех, кто уже достиг 80-летнего рубежа, — всего 1%.
И если не происходят катаклизмы, то всем нам суждено прейти по этому пути — от детства и молодости до зрелости и старости, и на каждом этапе жизненного пути у нас свои экономические и социальные интересы, эгоизм которых ограничивается эгоизмом интересов других членов общества. Мы изначально принимаем правила игры, и согласно им никто не запрещает нам стремиться к достижению своих целей, но платой за это является наш обязательный вклад в общественные институты. Величина этого вклада определяется государственными органами управления обществом. Наиболее ярким примером является определяемое законами наше налоговое участие в формировании бюджета той страны, где мы живем. Можно только радоваться тому, что, кроме обычных налогоплательщиков, есть небольшое количество граждан, стремящихся расширить свое участие в общественном развитии, заниматься благотворительностью, неоплачиваемым социальным подвижничеством. Но все-таки большинство граждан следует воспринимать именно как "рядовых налогоплательщиков".
Социальная стабильность
Ранее мы уже говорили об однородности общества по критерию материальных и нематериальных потребностей его членов и неоднородности общества по критерию возможности каждого из них самостоятельно удовлетворять такие потребности. Общество в лице органов управления вынуждено постоянно учитывать эти особенности, определяя приоритеты социального (общественного) развития. Основным из них является сохранение социальной стабильности, т.е. возможности реализации принятых в установленном законодательством порядке решений без разрушения самого общества и управляющих им систем.
Выделяются две основные модели поддержания социальной стабильности — силовая и экономическая.
Силовая модель исходит из того, что значительная часть населения или одной из его крупных групп отвергает принимаемые решения и для их выполнения необходимы жесткие, силовые, меры. В числе таких мер: использование сил охраны правопорядка, введение цензуры и закрытие оппозиционных режиму изданий, физическое или пространственное (высылка из страны) устранение руководителей и идеологов оппозиции и т.п. Ярким примером являются последствия продразверстки, проводившейся правительством Советской России и являвшейся важным элементом политики военного коммунизма в первые годы ее существования (1918 — начало 1921 гг.). Так называемые Кронштадтский мятеж, кулацко-эсеровское восстание в Тамбовской губернии и другие события начала 1920-х гг. были обусловлены в значительной степени недовольством большей части крестьянства таким подходом к сельскому производителю. Мятежи и восстания были жестоко подавлены, но сами эти события послужили стимулом к выработке новой экономической политики, одобренной на X съезде РКП(б) и предусматривавшей частичное восстановление в стране товарно-денежных отношений, разрушенных после 1917 г., без изменения установившегося политического режима.
Другим примером является знаменитый "философский пароход", на котором в 1922 г. из Советской России были насильственно высланы видные представители интеллигенции. Советская власть абсолютно справедливо посчитала их активными оппонентами своих социальных и экономических проектов и лишила представителей интеллигенции возможности публиковать свои труды, политических и научных трибун в стране.
Из истории современной России можно отметить события октября 1993 г., когда власть в Москве была вынуждена применить силу для восстановления конституционного порядка.
Силовая модель сохранения социальной стабильности не требует серьезной аналитической работы. При некоторой некорректности данного сопоставления ее тем не менее можно сравнить с безусловным рефлексом у животных: власть "огрызается", когда возникает реальная угроза обществу. Английский философ Т. Гоббс — один из создателей теории общественного договора — сравнивал государство, наказывающее нарушающих его законы, с Левиафаном — библейским морским чудовищем, пожиравшим своих детей.
Экономическая модель сохранения социальной стабильности общества требует более тонких настроек. Она базируется на учете интересов различных групп населения и оценке возможных последствий принимаемых социально-экономических решений для этих групп. Основная задача властных структур в данном случае заключается в предотвращении таких ситуаций, когда масштабы нарушения интересов каких-либо из групп населения приводят к необходимости реализации силовой модели сохранения социальной стабильности общества.
Политика властных структур общества, направленная на сохранение социальной стабильности, — это политика, основанная на постоянных компромиссах между интересами различных групп общества.
У различных социальных групп общества существуют различные возможности для реализации своих интересов (табл. 1.2). Как правило, наименее малочисленные, но наиболее высокодоходные группы располагают наибольшими денежными и властными ресурсами, а следовательно, и возможностями реализации своих интересов. В том случае, если бы не имелось угрозы стабильности их существования со стороны других социальных групп, наиболее богатые члены общества имели бы возможность практически бесконтрольно распоряжаться его ресурсами.
Однако такая стабильность невозможна без создания систем экономического стимулирования трех групп населения, чьи доходы позволяют относить их к среднему классу, а также социальной поддержки низкодоходных граждан. Все это в конечном счете составляет главные задачи властных структур общества, в то время как экономическая политика может рассматриваться в качестве инструмента их решения.
Понятно, что реализация в полной мере интересов той или иной группы населения в ущерб другим его группам чревата нежелательными последствиями. Парадоксально, но неконтролируемая концентрация общественного богатства и властных ресурсов у богатых слоев населения является угрозой существованию этих слоев. С другой стороны, неограниченное увеличение ресурсов общества, используемых для социальной поддержки малообеспеченной и маргинальной групп населения снижают экономический потенциал общества и уровень благосостояния населения в целом.
Следовательно, решая проблему сохранения социальной стабильности, общество должно проплыть между "Сциллой" уравнительности и "Харибдой" накопительства, добиваясь рационального распределения ресурсов для достижения, с одной стороны, целей социальной поддержки экономически слабой части своих членов и, с другой стороны, целей развития общества в целом, обеспечиваемого в основном экономически сильными его членами.
В интересах общества сделать так, чтобы возможно большее число домохозяйств были экономически самостоятельными и не претендовали на участие в системах социальной поддержки. Рост числа таких домохозяйств является основной долгосрочной задачей социальной трансформации общества.
Таблица 1.2
Интересы основных групп населения и их требования к обществу
Группа населения по уровню доходов | Основные требования к обществу | Формы давления на общество |
Богатые | Защита прав собственности, личной безопасности | Участие во властных структурах, лоббирование своих экономических интересов и систем амортизаторов социальной стабильности |
Средний класс | Развитие эффективных по уровню оплаты труда рабочих мест, поддержание условий для развития предпринимательства, защита прав собственности, сохранение экономической и социальной независимости | Участие в общественно-политических движениях и партиях, защищающих интересы среднего класса, активная гражданская позиция, инициирование разработки законопроектов |
Малообеспеченные | Повышение уровня социальных гарантий (в области оплаты труда, социальной поддержки), сохранение бесплатности базовых социальных услуг | Участие в акциях общественно-политических движений и партий, защищающих их интересы |
Маргиналы | Возможности удовлетворения базовых физиологических (питание) и частично иных материальных потребностей (примитивное жилье) |
Социальная политика
Основные выводы
1. Общество однородно по видам материальных и нематериальных потребностей своих членов, но неоднородно по возможностям своих членов получать доходы для удовлетворения материальных и нематериальных потребностей: в каждом обществе имеются экономически сильные и экономически слабые граждане.
2. Историческое развитие выработало естественные способы решения социальных проблем, в том числе поддержки экономически слабых членов общества. Один из них — перераспределение финансовых и иных ресурсов в домохозяйствах, что позволяет экономически слабым слоям населения повышать уровень потребления. Однако домохозяйства не в состоянии полностью решить проблемы своих членов за счет собственных ресурсов, в силу чего возникает необходимость участия общества (государства) в повышении уровня потребления экономически слабых граждан.
3. Государство может определить и законодательно конституировать перераспределение ресурсов между экономически сильными и экономическими слабыми домохозяйствами в развитых рыночных экономиках без нарушения социальной стабильности общества только на основе одобренной большинством членов общества социальной политики. Социальная политика представляет собой совокупность принимаемых органами государственного управления, работодателями, профсоюзными и другими общественно-политическими структурами (субъектами социальной политики) и учитывающих общественное мнение решений, направленных на формирование целей развития общества, или социальной стратегии, общественно приемлемых социальных установок индивидуума, повышение уровня жизни членов общества (объектов социальной политики), а также мероприятий по практическому осуществлению этих решений.
4. Социальную политику рассматривают в широком и узком смыслах. В первом случае она представляет собой одно из важнейших направлений деятельности государства — государственную социальную доктрину, определяющую стратегию и цели развития общества, в контексте перераспределения общественных ресурсов. А во втором — социальные решения и мероприятия по основным направлениям социальной политики: политике занятости, политике в области здравоохранения, пенсионного обеспечения, образования и других, представляющих социальные потребности общества и его слоев.
5. Существуют два основных (базовых) подхода к социальной политике: 1) государственный патернализм, ориентированный на определение государством качественных (идеология) и количественных (социальная сфера) параметров всех без исключения форм отношений в обществе и элиминирование (недопущение возникновения) альтернативных видов этих отношений и 2) либеральный подход, разделяющий членов общества на экономически сильных и экономически слабых, возлагающий на общество обязанность по поддержке уровня потребления слабых и созданию условий для раскрытия экономического потенциала сильных.
6. Социальная политика как учебный предмет изучает отношения, складывающиеся в обществе по поводу принятия и реализации решений, влияющих на уровень жизни населения (благосостояние домохозяйств).
Контрольные вопросы и задания
А. Контрольные вопросы
1. Объясните причины, которые вызывают гетерогенность общества по уровню потребления.
2. Как происходит перераспределение доходов между членами домохозяйства?
3. В чем состоит социальная ответственность государства и домохозяйств?
4. Дайте определение социальной политики и объясните, чем отличается социальная политика, понимаемая в широком смысле, от социальной политики, понимаемой в узком смысле.
5. В чем состоят принципиальные различия между социальной политикой, основанной на государственном патернализме, и либеральной социальной политикой?
6. Определите предметную область, объекты и основной метод в учебном курсе "Социальная политика".
Б. Задание для самостоятельной работы
Проведите тематический обзор публикаций периодики по отдельным направлениям социальной проблематики за последний год (по выбору — пенсионное обеспечение, жилищно-коммунальная сфера, образование, здравоохранение); выделите ключевые проблемы и обоснуйте свою позицию по их решению.
Литература
Бурджалов Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком: Учебное пособие. М., 1996.
Быков С.В. Социальная политика государства: Учебное пособие. Хабаровск, 1997.
Валлерстайн И. Анализ мировых систем: Современное видение мирового сообщества // Социология на пороге XXI века: Основные направления исследований. М., 1999.
Луман Н. Глобализация мирового сообщества // Социология на пороге XXI века: Основные направления исследований. М., 1999.
Парсонс Т. Понятие общества: Компоненты и их взаимоотношения // TESIS. 1993. Т. I. Вып. 2.
Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1996.
Социальная политика, уровень и качество жизни: Словарь. М., 2001.
Социальная энциклопедия / Горкин А.П., Карелова Г.Н., Катульский Е.Д. и др. М., 2000.
Управление социальной сферой / Под ред. В.Э. Гордина: Учебник. СПб., 1998.
Человеческое развитие: Новое измерение социально-экономического прогресса / Под общ. ред. В.П. Колесова, Т. Маккинли: Учебное пособие. М., 2000.
Черносвитов Е. "Социальная медицина": Учебное пособие для вузов. М., 2002.
Шиллз Э. Общество и общества: Макросоциологический подход // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.
Geyer R.R. Exploring European Social Policy. Cambridge, 2000.
Pierson K. Beyond the Welfare State? The New Political Economy of Welfare. Cambridge, 1998.
Readings in Social Welfare: Theory and Policy / Ed. by R.E. Kuenne. Oxford, 2000.
Social Policy / Ed. by N. Manning. Oxford, 1999.
Social Policy and Social Justice: Reader / Ed. by J. Franklin. Cambridge, 1998.
The Welfare State Reader / Ed. by K. Pierson, F. Casteles. Cambridge, 2000.
Основные понятия и предметное поле социальной политики
Социальная стратегия
Формирование социальной стратегии происходит в любом государстве вне зависимости от его общественно-политического устройства. Практически везде в качестве основной цели она предусматривает повышение уровня и улучшение качества жизни населения. С формальной точки зрения социальную стратегию в определенной степени можно рассматривать как структурированный протокол о намерениях различных структур общества по его социальному развитию.
Под социальной стратегией будем понимать совокупность долгосрочных и среднесрочных целей развития общества в области уровня и качества жизни населения.
Социальная стратегия является продуктом общественного консенсуса. Общество участвует в формировании социальной стратегии, однако активность в этой области в отдельные периоды различна. Она существенно выше в периоды граничных состояний общества и практически сходит на нет при стабильной социально-экономической ситуации. Яркими примерами для современной России являются взлет общественно-политической активности в конце 1980-х — начале 1990-х гг. и ее последующий резкий спад к концу 1990-х гг., когда многие региональные выборы либо были сорваны либо были признаны состоявшимися при минимально допустимом уровне явки избирателей. Формы участия общества в формировании социальной стратегии различны — от экстремальных (как это было, например, в России в августе 1991 г. и октябре 1993 г.) до систематической работы в законодательных органах власти выборных представителей населения.
Ответственность за реализацию социальной стратегии возлагается обществом на органы законодательной и исполнительной власти. На этом уровне обеспечивается конкретизация целей социальной стратегии и определяются возможности их практической реализации за счет принятия необходимых законодательных и иных правовых документов, а также обеспечения мероприятий по достижению этих целей источниками финансирования и иными ресурсами.
В разделе "Социальная политика" Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.), которая была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 910-р, были сформулированы три основные направления пенсионной реформы в стране: 1) реформирование сложившейся пенсионной системы, осуществляющей выплату пенсий на распределительной основе; 2) выработка правовых норм и основных методических и организационных мероприятий, направленных на введение механизмов накопительного финансирования пенсий и обеспечение их функционирования; 3) преобразование системы предоставления досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда путем перехода к накопительным механизмам финансирования досрочных пенсий за счет дополнительных страховых взносов, обеспечивающих необходимый размер пенсии на период с момента достижения льготного пенсионного возраста и до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Однако конкретные показатели пенсионной реформы в стране (вплоть до размеров тарифов обязательных страховых взносов на пенсионное обеспечение) были определены только в декабре 2001 г., с принятием федеральных законов "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Основная цель социальной стратегии достигается путем реализации совокупности частных целей, а вклад каждой из них в большинстве случаев может быть оценен количественно.
Например, в качестве одной из целей социальной стратегии может быть определен рост реальных денежных доходов населения. Этот рост складывается из увеличения отдельных составляющих доходов:
(I1/Infc1;c0 – I0) = [(W1 – W0) + (Р1 – Р0) + (2.1)
+( EI1 – EI0) + (AI1 – AI0) + (OI1 – OI0)] : Infc1;c0,
где I1 и I0 — величина денежных доходов населения соответственно в период, на который осуществляется целеполагание, и в базовый период; Infc1;c0 — индекс потребительских цен в период, на который осуществляется целеполагание; W1 и W0— оплата труда занятых соответственно в период, на который осуществляется целеполагание, и в базовый п