Государство как основной социальный институт.

В государстве уже четко разделяется управляющая и управ­ляемые подсистемы. Важнейшее место в структуре государства как социального института (публично-властной организации классового общества ) принадлежит государственному аппарату. Государст­венный аппарат — это тот необходимый комитет, который в силу разделения труда внутри публично-властной формы, организации классового общества осуществляет функции этой организации и классовой власти.

Главная функция государства состоит в формировании такой со­циальной среды, которая содержала бы в себе предпосылки развития господствующих производственных отношений и самого класса собст­венников.

Государству присуще все признаки и функции соц. институтов.

Функции Государства:

1. Обеспечение целостности и стабильности, военная, экономическая, безопасности;

2. Охрана конституции и права законности, гарантия прав и свобод;

3. Обеспечение условий для развития общественной жизни;

4. Регулирование общественных отношений на основе прав;

5. Координация интересов на основе компромисса;

6. Контроль с целью повышения эффективности управления;

7. Обеспечение национальных интересов в мировом сообществе.

Религия как основной социальный институт.

Э. Дюркгейм: «Религия — это целостная система верований и обрядов, относящихся к священным, т. е. запретным вещам, — верований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую церковью, всех, кто им следует».

Главный признак религии — совершение обрядов, направленных на священные объекты, от манипулирования которыми увеличивается солидарная сила группы

Главные функции религии:

1.общественная интеграция,

2.порождение (генезис) культуры,

3.трансляция культуры (воспроизводящая),

4.дисциплинарная (принуждения и контроля),

5.эйфорическая (создание радостного чувства социального благополучия).

Религия позитивно влияет на общество.

Все религиозные обряды подразделяются на два вида — негативные и позитивные.

Цель негативных — резко разграничить священное и светское, предотвратить осквернение священного светским, приблизить человека к священному ценой самоотречения, самоуничтожения или крайнего аскетизма.

Задача позитивных обрядов — приобщение верующих к священному миру.

В основе любой религии лежат:

1. Анимизм (вера в вечную жизнь бессмертной души)

2. Фетишизм (вера в сверхъестественные свойства материальных и нематериальных предметов и явлений)

3. Магия (вера в возможность общения со сверхъестественным, влияния на него)

Элементами религии являются:

1. группа верующих в единый символ веры;

2. интерес к явлениям, которые считаются членами данной группы священными и сверхъестественными;

3. специфическая система верований, обычно содержащаяся в священном тексте (книге, совокупности книг);

4. образцы поведения по отношению к священным и сверхъестественным силам (обряды, ритуалы);

5. представления о должном («праведном») образе жизни (религиозный кодекс поведения)

Функции религии

1. мировоззренческая (дает человеку достаточно целостную картину мира и его места в этом мире);

2. социализации (приобщает человека к высшим духовным ценностям и нормам);

3. социального контроля (обеспечивает конформное поведение);

4. психотерапевтическая (помогает человеку в какой-то мере преодолеть страх смерти и пережить несправедливости, с которыми он сталкивается в жизни);

5. интеграционная (отражение и укрепление общественных связей);

6. стратификационная (поддерживает господство одних групп общества над другими).

Образование как основной социальный институт.

Основные функции образования: передача знаний и навыков из поколения в поколение.

Группы и организации в образовании: школы, колледжи, университеты, студенческие советы, спортивные команды, ассоциации родителей и учителей и тп..

Ценности образования: академическая честность, хорошая успеваемость, терпимость.

Роли в системе образования: преподаватель, студент, декан, профессор, директор, тренер.

Нормы образования: выполнять домашние задания, готовиться к лекциям, не доносить на товарищей.

5.1.Социальные ценности и социальные нормы.
Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, об­разцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальные нормы можно разделить на несколько видов:

нормы морали, то есть такие правила поведения, в которых выражаются представления людей о
хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.; их нарушение встречает осуждение в обществе;

правовые нормы, формально определенные правила поведения, установленные либо санкциони­
рованные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обяза­
тельно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это
всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись необязательна; в каждом
конкретном обществе существует только одна правовая система;

религиозные нормы — правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо
установленные религиозными организациями;

политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность,
отношения между гражданином и государством и т.п.;

эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном и т.д.

Наши рекомендации