Государство как основной социальный институт.
В государстве уже четко разделяется управляющая и управляемые подсистемы. Важнейшее место в структуре государства как социального института (публично-властной организации классового общества ) принадлежит государственному аппарату. Государственный аппарат — это тот необходимый комитет, который в силу разделения труда внутри публично-властной формы, организации классового общества осуществляет функции этой организации и классовой власти.
Главная функция государства состоит в формировании такой социальной среды, которая содержала бы в себе предпосылки развития господствующих производственных отношений и самого класса собственников.
Государству присуще все признаки и функции соц. институтов.
Функции Государства:
1. Обеспечение целостности и стабильности, военная, экономическая, безопасности;
2. Охрана конституции и права законности, гарантия прав и свобод;
3. Обеспечение условий для развития общественной жизни;
4. Регулирование общественных отношений на основе прав;
5. Координация интересов на основе компромисса;
6. Контроль с целью повышения эффективности управления;
7. Обеспечение национальных интересов в мировом сообществе.
Религия как основной социальный институт.
Э. Дюркгейм: «Религия — это целостная система верований и обрядов, относящихся к священным, т. е. запретным вещам, — верований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую церковью, всех, кто им следует».
Главный признак религии — совершение обрядов, направленных на священные объекты, от манипулирования которыми увеличивается солидарная сила группы
Главные функции религии:
1.общественная интеграция,
2.порождение (генезис) культуры,
3.трансляция культуры (воспроизводящая),
4.дисциплинарная (принуждения и контроля),
5.эйфорическая (создание радостного чувства социального благополучия).
Религия позитивно влияет на общество.
Все религиозные обряды подразделяются на два вида — негативные и позитивные.
Цель негативных — резко разграничить священное и светское, предотвратить осквернение священного светским, приблизить человека к священному ценой самоотречения, самоуничтожения или крайнего аскетизма.
Задача позитивных обрядов — приобщение верующих к священному миру.
В основе любой религии лежат:
1. Анимизм (вера в вечную жизнь бессмертной души)
2. Фетишизм (вера в сверхъестественные свойства материальных и нематериальных предметов и явлений)
3. Магия (вера в возможность общения со сверхъестественным, влияния на него)
Элементами религии являются:
1. группа верующих в единый символ веры;
2. интерес к явлениям, которые считаются членами данной группы священными и сверхъестественными;
3. специфическая система верований, обычно содержащаяся в священном тексте (книге, совокупности книг);
4. образцы поведения по отношению к священным и сверхъестественным силам (обряды, ритуалы);
5. представления о должном («праведном») образе жизни (религиозный кодекс поведения)
Функции религии
1. мировоззренческая (дает человеку достаточно целостную картину мира и его места в этом мире);
2. социализации (приобщает человека к высшим духовным ценностям и нормам);
3. социального контроля (обеспечивает конформное поведение);
4. психотерапевтическая (помогает человеку в какой-то мере преодолеть страх смерти и пережить несправедливости, с которыми он сталкивается в жизни);
5. интеграционная (отражение и укрепление общественных связей);
6. стратификационная (поддерживает господство одних групп общества над другими).
Образование как основной социальный институт.
Основные функции образования: передача знаний и навыков из поколения в поколение.
Группы и организации в образовании: школы, колледжи, университеты, студенческие советы, спортивные команды, ассоциации родителей и учителей и тп..
Ценности образования: академическая честность, хорошая успеваемость, терпимость.
Роли в системе образования: преподаватель, студент, декан, профессор, директор, тренер.
Нормы образования: выполнять домашние задания, готовиться к лекциям, не доносить на товарищей.
5.1.Социальные ценности и социальные нормы.
Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.
Социальные нормы можно разделить на несколько видов:
нормы морали, то есть такие правила поведения, в которых выражаются представления людей о
хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.; их нарушение встречает осуждение в обществе;
правовые нормы, формально определенные правила поведения, установленные либо санкциони
рованные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обяза
тельно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это
всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись необязательна; в каждом
конкретном обществе существует только одна правовая система;
религиозные нормы — правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо
установленные религиозными организациями;
политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность,
отношения между гражданином и государством и т.п.;
эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном и т.д.