Управленческое решение как выбор и его обусловленность типом социальной среды.
Управленческое решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью (выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации). Принятие решений является основой управления.
Процесс формирования государственных решений носит социальный характер, в результате которого образуются, поддерживаются и развиваются правила человеческого общежития. Решения органов государственной власти ориентированы на социальную среду. Цель их побуждающего воздействия — мобилизовать людей на реальное преобразование социальной действительности.
Государственные решения чаще всего подразделяют на политические и административные. Первые принимаются по наиболее значимым проблемам общества высшими органами государственной власти, либо их руководителями (президент, председатель правительства, министры и др.). Они составляют базовый уровень нормотворчества. Административные решения производны, вторичны. Они конкретизируют стандарты поведения людей в различных сферах общественной жизни.
Содержательная типология социальных факторов не может быть исчерпывающей. Поэтому в основу классификации целесообразно положить совокупность ситуационных факторов STEP (аббревиатура английских наименований факторов). Такой подход облегчает операциональное определение факторов, выделение доминирующих аспектов их влияния на формирование государственных решений.
Прежде всего, учитываются социокультурные факторы. В них проявляется уровень образования, культуры населения и должностных лиц, распространенность и эффективность деятельности средств массовой информации. Для нашей страны актуален этнический фактор, такие его аспекты, как местно-бытовая специфика, обычаи и традиции народов, религия, языковые особенности и т. п.
Условия материальной жизни людей определяют технологические факторы. В них отражается уровень развития производственной инфраструктуры, обеспеченность жильем, бытовыми, транспортными, медицинскими и другими услугами. Наряду с этим следует брать в расчет экологический, географический и демографический факторы. Они указывают на состояние природы, почвы, флоры и фауны, характер рельефа, климата, тип расселения людей, продолжительность жизни человека.
Ситуацию общественного бытия выражают экономические факторы. В них проявляются потребности и возможности развития хозяйственных отраслей, реальный уровень доходов и заработной платы населения, профессиональная структура занятости, степень безработицы и т. д. Структура экономических факторов весьма подвижна в условиях рыночных отношений. Поэтому их влияние имеет стихийный характер.
Наконец, на процесс формирования государственных решений воздействуют и политические факторы. Они выступают в форме директив и установок, изложенных в руководящих государственных документах, конституционных и других основополагающих нормативных актах. Большое значение имеет развитие разнообразных форм государственности, демократии, права.
STEP — анализ ситуационных факторов способствует глубокому изучению социального механизма администрирования и тем самым содействует совершенствованию процесса формирования государственных решений.
Функций в процессе разработки государственных решений:
1) диагностировать состояние объекта управления. Любой социальный объект, будь то население города, района или страны, можно описать определенным количеством показателей, отражающих жизненно важные факторы его функционирования. Реализация диагностической функции осуществляется в режиме мониторинга при наличии нормативной модели, необходимость которой обусловлена тем, что данные о реальном объекте бессмысленны с точки зрения управления, если не выработаны конкретные критерии. Такая модель отражает уровень социального развития, который можно считать нормой.
2) прогнозировать. Данная функция реализуется посредством социального моделирования, проектирования, конструирования и планирования.
3) Социальное моделирование чаще всего связано с выделением ограниченного количества факторов, воздействующих на принципиальные перемены в жизни людей.
4) Социальное проектирование представляет собой разработку модели социального объекта в четких качественно-количественных характеристиках. Разновидностью проектирования является социальное конструирование. Оно представляет собой общее, умозрительное построение человеческих отношений, не заданных конкретными параметрами.
5) Социальное планирование выступает не только в качестве метода определения желаемого состояния социального объекта, но и инструмента его достижения. План представляет собой научное обоснование целей, последовательности и темпов изменения человеческих отношений в тесной связи с жизнедеятельностью различных социальных групп.
6) Контрольно-аналитическая. Речь идет о социологической экспертизе законопроектов и других управленческих решений.