Генезис социологии управления.
ГЕНЕЗИС (генез), происхождение, возникновение; в широком смысле - момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению.
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ - специальная социологическая теория, изучающая процессы управления в различных типах общностей, организаций, институтов и общества в целом, осуществляемых для сохранения и обеспечения устойчивости развития соответствующей системы, упорядочения и совершенствования ее структуры, достижения ее целей. Социология управления изучает многообразную деятельность органов управления - государственных и общественных, прежде всего как социальных систем, весь комплекс подбора, расстановки, формирования управленческих кадров, отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчиненными им сотрудниками и организационными структурами. Она включает в свою предметную область также исследование и формирование целей управления с точки зрения социально-экономических и социально-психологических критериев их соответствия интересам и ожиданиям управляемых, анализ и оценку социальных последствий принимаемых управленческих решений, определение эффективности управленческих действий. В центре ее внимания - изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) для сохранения ее качественной специфики и целостности, обеспечения ее нормального функционирования, успешного движения к заданной цели.
Первый крупный шаг в становлении науки об управлении был сделан в начале 20 ст. Ф. Тейлором, который разработал основные принципы научного менеджмента. Он считал, что приоритетное значение имеет развитие научного менеджмента в четырех взаимосвязанных сферах: а) нормирование (любой труд можно структурировать и измерить); б) исследование соотношения времени и задач (желаемый результат необходимо достигать к определенному времени, в противном случае вознаграждение за результат должно быть меньше); в) систематический отбор и обучение кадров (каждая фирма, стремящаяся к успеху, должна думать о постоянном совершенствовании персонала); г) денежные стимулы, вознаграждение за конечный результат (эффективный менеджмент предполагает вознаграждение не за деятельность, а за результат).
Донаучный этап: с древнейших времен до 30-40 гг. XIX в. Под управлением понималось управление производством и государственное управление. Первые мыслители: Конфуций, Лао Цзинь. Конфуций говорил, что существует 3 основных направления в управлении людьми: на основе закона, на основе страха наказания, на основе умственного и нравственного развития человека.
Первые примитивные элементы науки управления, то есть попытки этого явления,можно найти у Сократа, Ксенофонта, Платона, Аристотеля.
Платон называл управление "наукой о питании людей", тем самым, подчеркивая ее
важнейшее значение в обеспечении материального существования общества.
Философ считал, что управлять страной должны законы, но они слишком
абстрактны, и поэтому осуществлять надзор за их исполнением должен политик,
владеющий искусством управления. Причем в зависимости от обстоятельств Платон
выделяет два стиля управления: политический и тиранический. Если граждане
выполняют свои функции в обществе и соблюдают законы, то стиль управления
государством должен быть мягкий (политический); если же в обществе нет
должного порядка и гармоничных взаимоотношений, то используется стиль
управления, основанный на силе (тиранический). Таким образом, у Платона мы
находим зарождение идей о стилях управления и о самом "современном" сейчас
ситуационном подходе в управлении.
Более низкую оценку управленческой деятельности давал Аристотель. Он называл
управление "господской наукой", смысл которой заключается в надзоре за
рабами. И давал совет, при возможности перепоручить эти хлопоты управляющему,
а самому заниматься более достойными внимания науками: философией и другими
изящными искусствами.
Учитывая исторический подход, типы социального управления можно
классифицировать в соответствии с этапами развития общества: родоплеменное
управление, управление в рабовладельческом, феодальном, индустриальном
обществах. В условиях родоплеменных отношений вожди племени, наделенные
властью и пользующиеся авторитетом, осуществляли координацию всех основных
функций жизнедеятельности родоплеменных коллективов. В этом механизме
управления существенную роль играло групповое сознание, воплощенное в
традициях.
В рабовладельческом обществе уже возникают законодательные принципы,
дифференциация власти, строгое разграничение сфер субъекта и объекта
управления. Если родоплеменная общность регулировалась неписаными законами,
то при рабовладении появляются писаные законы, например, законы Хаммурапи
(Изучив опыт своих предшественников, Хаммурапи счел недостаточным управлять
только на основе неписаных законов, народного права и обычаев. Знаменитый
свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством, является
определенным этапом в развитии менеджмента).
В условиях феодализма происходит большая дифференциация систем управления –
политических, правовых, нравственных, религиозных, философских,
художественных и прочих призванных обеспечить соответствующие принципы
общественного поведения людей, социальных групп, общества в целом.
Политическая власть носила здесь элитарный характер (передавалась по
наследству), как, впрочем, и почти все формы материального и духовного
производства (ремесло, врачевание, культура земледелия, художественная и
др.).
В условиях общей демократизации общественной жизни политическая власть,
навсегда утратив наследственный характер, становится выборной, а правящая
элита формируется из людей, способных руководить различными звеньями
общественной жизни. Максимально используются достижения науки и техники, а
также резервы человеческих возможностей. В каждом конкретном случае
организация управления имеет четко выраженный целенаправленный характер,
подчиняясь вместе с тем в целом стихийным силам рынка. Управление различными
видами материального и духовного производства стало самостоятельной
профессией, требующей специального образования, опыта, склада ума и даже
характера. Сформировалась особая наука об управлении, которая опирается на
экономические исследования, социологию, психологию, математику, кибернетику и
др. Сформировался и институт менеджеров - наемных специалистов по управлению
различными областями деятельности.
Если рассматривать возникновение управления, как области научного
исследования, в зарубежной историографии единодушно называется 1911 год. В
этом году вышла книга Тейлора "Основы научного менеджмента". Эта дата
является точкой отсчета, с которой стала развиваться наука управления. Дело в
том, что во времена Тейлора потребность в научном управлении была вызвана в
первую очередь тем, что рост производительности труда, в связи с промышленной
революцией исчерпал себя, и нужно было искать новые рычаги его повышения.
Именно тогда произошел прорыв в общественном сознании относительно роли
управления в производственном процессе. Усложнение промышленного производства
требовало для обслуживания машин высококвалифицированных инженеров-механиков.
В связи с этим на производство пришли высокообразованные, специально
подготовленные, думающие люди. Их интересовали не только технические
операции, но и сам процесс организации труда на промышленном предприятии.
Таким образом, появилось определенное стремление к интеграции технических и
экономических сфер производства и, именно на стыке этих областей, в
дальнейшем произошел прорыв, вычленивший такую самостоятельную науку как
управление. Однако в развитии управленческой мысли это не начало, а
определенный качественно новый этап.
Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени
с 1920 по 1950 г.г. прошлого столетия. Родоначальником этой школы считается
Анри Файоль. В отличие от школы научного управления, которая занималась в
основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и
повышением эффективности производства, представители классической школы
занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в
целом.
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления.
Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на
общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся
непосредственно к управлению промышленным предприятием.
Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то,
что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора,
который, в конечном счете, является основным элементом эффективности
организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая
устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической
школой.
В 20—30-е годы 20-го столетия зародилась школа человеческих отношений, в
центре внимания которой находится человек.
Становление школы науки управления связано с развитием математики,
статистики, инженерных наук и других, смежных с ними областей знаний. Школа
науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в
настоящее время. Заслуга школы науки управления заключается в том, что она
сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы),
влияющие на организацию. Современная наука управления развивается очень
интенсивно, быстрыми темпами, она представляет собой синтез теоретических
разработок и осмысление выводов, сделанных из многолетней практической
деятельности.
Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием нового этапа в
развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в
предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости
комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о
том, что управление — это не только наука, но и искусство.
Средняя эпоха. Новое время.
Начало XIX – конец XX вв. Отцом научного менеджмента является Тейлор. Школа зародилась в США. Основные положения теории Тейлора:
- внедрение экономичных методов работы, т.е. научное исследование каждого отдельного вида трудовых действий;
- научный подбор работников;
- сотрудничество между администрацией и работником;
- обучение работников.
Главная идея Тейлора – изучение мотивов поведения рабочих. Рационализация деятельности может быть осуществлена на основе:
- для рабочего необходимо четко сформулировать задание;
- выполнение этого задания должно быть вознаграждено;
Т.е главная аксиома рационального управления – это четкая организация труда и экономическая целесообразность.
Цель управления по Файолю – это создание универсальных принципов управления:
- четкое разделение труда;
- передача команд и распоряжений сверху – вниз;
- дисциплина и наказания;
- единовластие;
- единый управленческий процесс.
В конце 1930-1930-хх гг. XX века. Появляется новая школа – «Школа человеческих отношений». Внимание уделялось межличностным отношениям в коллективе: «мотивация поступков людей и повышенная роста производительности труда являются не экономические стимулы, а психологические факторы».
Иерархическая теория потребностей Маслоу:
- физиологические;
- потребности в безопасности;
- социальные;
- престижные;
- самореализация.
Система управления должна создавать такие условия, в которых бы удовлетворялись все эти потребности.