Глава 20. роль технологий в политическом процессе.. 247
1. Сущность и отличительные особенности политических технологий. 247
Понятие политических технологий. 247
Структура политических технологий. 250
Процедурные и технические компоненты политических технологий. 251
2. Типы политических технологий. 252
Разнообразие политических технологий. 252
Нормативные и девиантные технологии. 253
3. Формирование политических технологий. 254
Субъективный способ формирования технологий. 254
Аналитический способ формирования технологий. 255
Глава 21. ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.. 256
1. Сущность и особенности политического анализа. 256
Место и роль политического анализа в исследовании политики. 256
Особенности политического анализа. 257
Структура политического анализа. 259
Процесс политического анализа. 260
2. Методы политического анализа. 262
Структура и отличительные черты общих методов политического анализа. 262
Схема 1. 263
Продолжение схемы 1. 264
Частные методы политического анализа. 264
Схема 2. Модели взаимосвязи зависимых и независимых переменных. 265
Схема 3. Соотношения между наблюдаемыми признаками и латентными факторами: общими (F) и специфическими (U) 265
3. Политическое консультирование. 268
Причины возникновения и задачи политического консультирования. 268
Основные формы и типы политического консультирования. 269
Критерии эффективности процесса политического консультирования. 270
4. Стадии и способы консультирования. 272
Подготовительная и начальная стадии политического консультирования. 272
Завершающие этапы консультирования. 273
Глава 22. ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИМИ КОНФЛИКТАМИ 273
1. Структура и содержание конфликтов. 273
Структура и основные формы политических конфликтов. 273
Источники политических конфликтов. 275
2. Технологии контроля и управления политическими конфликтами. 278
Сущность управления и контроля за конфликтами. 278
Основные стратегии управления конфликтами. 278
3. Этапы урегулирования и разрешения конфликтов. 280
Критерии этапизации процесса управления конфликтами. 280
Пошаговая этапизация конфликта. 280
Техники переговорного процесса. 284
Глава 23. ПРИНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.. 285
1. Принятие решений в сфере государственного управления. 285
Понятие и основные подходы к принятию решений. 285
Особенности сферы государственного управления. 286
Особенности государства как субъекта принятия решений. 287
2. Технологии формирования государственной политики. 290
Политическое прогнозирование. 290
Планирование и программирование. 291
Технологии управления рисками. 292
Кризисные технологии. 294
3. Этапы принятия решений. 295
Подготовительный этап принятия решений. 295
Этап постановки целей. 296
Этап реализации целей. 298
Глава 24. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 299
1. Информационные технологии в принятии решений. 299
Факторы формирования информационных технологий. 299
Информационные технологии выработки и принятия решений. 300
Схема 1. Информационно-коммуникативная система принятия решений. 300
Технологии функционального преобразования информации и принятия решений. 302
Особенности технологий на информационном рынке. 303
Схема 2. Информационно-коммуникативная система реализации решений. 304
Стратегии поведения государства на информационном рынке. 304
2. Технологии агитационно-пропагандистского и маркетингового типа. 305
Информационные технологии агитационно-пропагандистского типа. 305
Технологии паблик рилейшнз (ПР) 306
Информационные технологии создания имиджа. 307
Политическая реклама. 309
3. Компьютерные технологии на информационном политическом рынке. 311
Информационная революция и политика. 311
Интернет как средство коммуникации. 312
Таблица. 313
Содержание и технологии Интернета. 314
Глава 25. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 314
1. Избирательный процесс и избирательная кампания. 314
Избирательные системы.. 314
Избирательный процесс и избирательная кампания. 316
Избирательные технологии. 316
2. Структурные звенья избирательной кампании. 317
Анализ предвыборной ситуации. 317
Стратегия избирательной кампании. 319
Адресные группы.. 320
Имидж кандидата. 321
3. Тактика избирательной кампании. 322
Тактические технологии в избирательных кампаниях. 322
Конкурентная борьба в избирательном процессе. 324
СЛОВАРЬ.. 326
ОГЛАВЛЕНИЕ.. 328
ВВЕДЕНИЕ
С незапамятных времен политика была и остается важнейшим источником и механизмом организации совместной жизни людей, мощным орудием целенаправленных преобразований как в отдельных странах, так и жизни человеческого сообщества в целом. Вместе с тем она и поныне является едва ли не самым таинственным и многоликим явлением, многие парадоксы и противоречия которого человек так и не смог расколдовать за многие тысячелетия своей истории.
Еще древнегреческие мыслители говорили об «обреченности» человека жить в политическом пространстве. В справедливости этих мыслей приходится убеждаться и сегодня, поскольку в современном мире ни один из живущих на земле людей не может прямо или косвенно не включаться в сложные и противоречивые процессы перераспределения общественных ресурсов или изменения социального положения различных слоев населения, совершаемые государственной властью. Но, по-своему регулируя социальные процессы, политика демонстрирует обществу не только свой гуманизм, облик власти, заботящейся о своих гражданах и судьбах отечества. Нередко она предстает и как весьма жесткий механизм борения и конкуренции людей за жизненные ресурсы, не брезгующий при этом ни принуждением, ни насилием.
Люди всегда пытались рассекретить историческое движение политики, разобраться в ее хитросплетениях и противоречиях, изучить законы ее развития и на этой основе понять собственные возможности управления этой социальной материей. Пройдя долгий путь развития, наука накопила множество бесценных наблюдений, открыла важнейшие зависимости в сфере формирования государственной власти. Этот корпус научных знаний, бесценный опыт человечества, запечатленный в учениях и доктринах, не раз становился основой множества социальных и политических преобразований.
Современная политическая наука — вечно развивающееся знание, процесс бесконечного обновления и уточнения тех представлений, которые человек обрел, изучая мир власти. Здесь нет заскорузлых истин, справедливых для всех времен и народов, сконструированных раз и навсегда, отныне и до веку. Политология — это сложный и подвижный корпус представлений, где накопленный опыт переплетается с поисковым и опережающим знанием, выводами экспериментального характера. В ней постоянно сосуществуют множественные подходы, с разных сторон описывающие политическую динамику. Пытаясь глубже высветить ее закономерности, наука постоянно обновляет теоретические образы власти, способы объяснения поведения людей в сфере распределения государственных ресурсов и полномочий. От описания жизни царей, правителей, героев и иных лиц, многие века находившихся на авансцене политической жизни, политическая мысль постепенно сосредоточилась на изучении поведения групповых субъектов, норм и институтов власти, своеобразии политических культур, психологических настроений и поведения людей. Благодаря усложнению своего научного инст-
рументария, эта отрасль научного знания стала столь же сложной и одновременно такой же подвижной, как и сама политика.
Но постоянное обновление корпуса научных знаний — не самоцель политологии. Без научных представлений о политическом мире и сам человек не может не только приспособиться к жизни в сложноорганизованном мире, но и лучше понять свои гражданские права и свободы, осознать свою ответственность перед государством, увидеть возможности использования силы государственной власти для реализации собственных интересов, умножения и обогащения потребностей. Поэтому политическую науку мы вправе рассматривать и как необходимое условие политической социализации личности, средство ее включения в сложный мир властных отношений.
Не случайно в развитых демократических странах политическая наука давно стала не просто органической частью научного знания как такового, но и неотъемлемым элементом организации всей духовной жизни общества. Она является не только авторитетной научной дисциплиной, которая читается практически во всех сколько-нибудь крупных университетах, но и мощным орудием формирования гражданского общества.
В России политическая мысль долгое время развивалась, как и в остальном мире. В XIX — начале XX в. многие имена российских ученых стояли вровень с выдающимися умами того времени. Но советская власть надолго устранила политическую власть из предметной области научного знания. Идеологемы, социальные миражи коммунизма, обелявшие диктатуру большевиков и корыстных правителей, заняли это место. И сегодня еще немало тех, кто желает под видом реформ лишить людей и особенно молодежь возможности систематически изучать законы обустройства власти в современном обществе, разбираться в механизмах принятия решений, больше узнавать о своих гражданских правах и средствах их обеспечения.
Сегодня российская политология интенсивно развивается, преодолевает традиции, унаследованные ею от тоталитарного прошлого, органично включается в мировую науку. Уточняется ее предмет, отношения с философией, социологией, юриспруденцией, другими гуманитарными науками. Политическая наука и учебная дисциплина неуклонно сближаются, кристаллизуя в своих выводах самые ценные и значимые выводы и наблюдения.
Данный учебник ориентирован на студентов университетов и других высших учебных заведений. В нем автор использовал наиболее распространенные идеи и подходы, употребляемые при построении учебных курсов в западных университетах, а также в МГУ им. М. В. Ломоносова. В подготовке книги принял участие ряд специалистов, работающих в разных областях политической науки. Так, гл. 25 написана кандидатом философских наук Г. В. Пушкаревой, а § 2 гл. 21 и § 3 гл. 24 кандидатом политических наук С. Г. Туронком.
Автор выражает благодарность коллегам с кафедры политической социологии Института государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова. Автор благодарен также профессорам А. Ю. Мельвилю и В. И. Коваленко за ценные замечания, высказанные при обсуждении данной работы.