Международное сотрудничество
Сотрудничество с международными и региональными организациями
В 2010 г. в Российской Федерации последовательно продолжалось сотрудничество по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС в рамках Организации объединенных наций (ООН). Ярким примером такого сотрудничества является единогласное принятие на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 2010 г. резолюции об укреплении международного сотрудничества и координации усилий в деле изучения, смягчения последствий Чернобыльской катастрофы, внесенной совместно тремя государствами – Россией, Белоруссией и Украиной.
Одним из направлений сотрудничества в рамках ООН явилось участие Российской Федерации в работе по подготовке третьей сессии Глобальной платформы по уменьшению опасностей бедствий (ГПУОБ), которая будет проходить в мае 2011 г. в г. Женеве. В этой связи в октябре 2010 г. состоялся визит в г. Москву спецпредставителя Генсекретаря ООН по уменьшению опасности бедствий, в ходе которого рассматривались проблемы, выносимые Российской Федерацией на обсуждение на сессию, и достигнута договоренность о проведении в ее рамках совместного «круглого стола» по проблематике борьбы с лесными пожарами.
Дальнейшее развитие в 2010 г. получило сотрудничество Российской Федерации с Североатлантическим союзом (НАТО) по вопросам взаимодействия при реагировании на ЧС в рамках Совета Россия – НАТО (СРН) и Совета евроатлантического партнерства (СЕАП). В целях координации совместных действий, при оказании взаимной помощи в ликвидации ЧС в минувшем году на постоянной основе осуществлялся обмен оперативной информацией между МЧС России и Евроатлантическим центром координации реагирования на катастрофы НАТО (ЕКЦРК). Так, в период ликвидации ЧС в Российской Федерации, связанных с лесными и торфяными пожарами, через ЕКЦРК в страны НАТО передавалась информация о потребностях российских пожарных и спасательных служб в технике, оборудовании и иных материальных средствах, необходимых для ликвидации пожаров и их последствий. На основании этой информации 12 государств – членов альянса предоставили Российской Федерации необходимую помощь на двусторонней основе.
В 2010 г. важное значение уделялось сотрудничеству Российской Федерации с Евросоюзом (ЕС). В рамках Межведомственной координационной рабочей группы по сотрудничеству с ЕС российские специалисты принимали участие в работе экспертной подгруппы по разработке нового базового соглашения по предупреждению и ликвидации ЧС между Россией и ЕС.
Ряд государств – членов ЕС активно оказывал помощь Российской Федерации в борьбе с лесными и торфяными пожарами. Информация о потребностях российской стороны в помощи по ликвидации пожаров доводилась до правительств этих государств через структуры ЕС, входящие в Механизм гражданской защиты сообщества.
В рамках проекта «Евроэскадрилья» авиация МЧС России участвовала в тендере авиаоператора ЕС компании «Кюне-Нагель» по фрахту воздушных судов для перевозки грузов гуманитарной помощи в пострадавший от наводнения Пакистан.
В 2010 г. Российская Федерация продолжала активно содействовать углублению международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации ЧС на севере Европы и в Арктике в формате действующих в этих районах региональных организаций: Совета Баренцево-Евроарктического региона (СБЕР) и Арктического совета.
Взаимодействуя в рамках Целевой группы Арктического совета, Российская Федерация совместно с США завершила подготовку первого в истории многостороннего панарктического межправительственного соглашения о сотрудничестве в области авиационного и морского поиска и спасания в Арктике. Это соглашение планируется подписать на очередной встрече министров иностранных дел стран – членов Арктического совета в 2011 г. в г. Нууке (Гренландия).
Особое значение в 2010 г. уделялось сотрудничеству с государствами, входящими в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). В минувшем году Российская Федерация завершила внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления в силу Соглашения между правительствами государств – членов ШОС о взаимодействии при оказании помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций, подписанного в 2005 г. в г. Москве. В марте 2010 г. принят федеральный закон о ратификации Соглашения, а с 21 апреля оно вступило в силу.
В апреле 2010 г. в Ташкенте прошло пятое совещание руководителей ведомств государств – членов ШОС (рис. 8.4), занимающихся вопросами предупреждения и ликвидации ЧС. На совещании утвержден план мероприятий по реализации Соглашения на 2011-2012 гг., принято решение о продолжении работы по созданию Центра ШОС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В августе в г. Алма-Ате состоялось совещание экспертной группы чрезвычайных служб ШОС по вопросам координации оказания гуманитарной помощи, на котором обсуждались вопросы оказания гуманитарной помощи Киргизии и проект Порядка координации оказания гуманитарной помощи государствами – членами ШОС. В г. Владивостоке в августе 2010 г. прошла вторая встреча руководителей территориальных органов ведомств государств – членов ШОС, отвечающих за предупреждение и ликвидацию ЧС, находящихся в приграничных районах.
Рис. 8.4 Совещание руководителей ведомств по ЧС стран ШОСв г. Актау
Дальнейшее развитие получило трехстороннее сотрудничество в формате Россия – Индия – Китай (РИК). В ноябре 2010 г. в г. Нью-Дели (Индия) состоялась третья встреча экспертов профильных ведомств РИК, на которой был утвержден план трехстороннего сотрудничества в области чрезвычайного реагирования на 2011-2013 гг.
Вопросы предупреждения и ликвидации стихийных бедствий в 2010 г. были приоритетными и в рамках Диалогового партнерства Российской Федерации с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В рамках этого сотрудничества осуществлялась подготовка рабочей программы взаимодействия России и АСЕАН в сфере предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий. В марте прошлого года в Сингапуре были проведены первые консультации по тематике преодоления последствий стихийных бедствий между специалистами МЧС России и членами Комитета АСЕАН по чрезвычайному реагированию.
Российская Федерация принимала участие в работе Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ). Практическая работа в этом направлении велась по линии Механизма межсессионных встреч АРФ по ликвидации ЧС на основе рабочего плана по чрезвычайному реагированию АРФ.
В 2010 г. проблематика чрезвычайного реагирования занимала весомое место в работе форума Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В ходе консультаций по уточнению статуса и полномочий рабочих органов АТЭС активная позиция российской стороны обеспечила принятие решения о повышении статуса Специальной группы АТЭС по вопросам готовности к ЧС путем преобразования ее в рабочую группу.
Очередные шаги сделаны по совершенствованию взаимодействия в области реагирования на ЧС в рамках Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ). В этой связи в декабре на заседании Координационного совета по чрезвычайным ситуациям государств – членов ОДКБ был рассмотрен вопрос и выработаны предложения по созданию единой системы реагирования на ЧС.
Положительная динамика наблюдалась в вопросах сотрудничества по линии Содружества Независимых Государств (СНГ). При активном участии российских специалистов под эгидой Межгосударственного совета по гидрометеорологии велась работа над проектом Стратегии развития гидрометеорологической деятельности государств-участников СНГ, в которой отражены вопросы прогнозирования и предупреждения ЧС, связанных с природными факторами. В апреле и сентябре проходили заседания экспертных групп по доработке и согласованию документов по созданию Резервного фонда СНГ и оказанию помощи государствам, пострадавшим от ЧС природного и техногенного характера. На заседании Совета глав правительств СНГ в ноябре 2010 г. принято решение о придании Всероссийскому научно-исследовательскому институту по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России статуса базовой организации государств – участников СНГ в области науки и высоких технологий по защите населения и территорий от ЧС. На институт возложена задача по созданию научно-методической основы межгосударственного прогнозирования и предупреждения ЧС природного и техногенного характера.