Б) реформы органов управления
В первой четверти XVIII в. в России были проведены реформы в области управления. Основной смысл этих преобразований заключался в создании административной системы, проникнутой идеей централизма и всецело подчиненной верховной власти. Россия стала абсолютной монархией.
В 1708-1710 гг. была проведена реформа органов власти на местах — областная реформа. Причиной ее был подъем классовой борьбы горожан и крестьян, на плечи которых легла вся тяжесть реформ. Наиболее крупными выступлениями были Астраханское восстание 1705 г. и движение под предводительством Кондратия Булавина в 1707-1708 гг.
Вся страна была разделена на 8 губерний — Московская, Ингерманляндская, Киевская, Смоленская, Казанская, Азовская, Архангелогородская, Сибирская. Губернии делились на уезды. Во главе губернии стоял губернатор, в руках которого находились судебная, административная, полицейская и финансовая власть. Губернаторы ведали также сыском беглых крестьян, производили рекрутские наборы, обеспечивали провиантом армейские полки, ведали сбором налогов. Губернская реформа нанесла удар по приказной системе. Многие приказы прекратили свое существование, их обязанности перешли к губернской администрации.
В 1711 г. вместо Боярской думы был образован Правительствующий Сенат, состоявший из девяти человек, назначенных монархом. Сенат был высшим органом, направлявшим работу всех государственных учреждений. Он занимался также вопросами комплектования армии, развитием торговли и промышленности, контролировал финансы.
В 1717-1721 гг. приказы были заменены коллегиями. Они отличались единообразными штатами и четким разграничением обязанностей. Военная коллегия ведала армией, Адми-ралтейств-коллегия — флотом, коллегия Иностранных дел — внешними сношениями. Финансами занимались Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия и Ревизией—коллегия. Торговлей управляла Коммерц-коллегия, промышленностью — Мануфактур-коллегия. Металлургической промышленностью занималась Берг-коллегия, законодательством — Юстиц-коллегия, дворянскими землями — Вотчинная коллегия.
Правами коллегии обладал образованный в 1721 г. Святейший Синод, ведавший церковными делами. Этой реформой в России было упразднено патриаршество. Церковь стала частью государственного аппарата. На правах коллегии действовал основанный в 1720 г. Главный магистрат, контролировавший работу городских магистратов, отвечавших за сбор финансов и городское благоустройство. В 1719 г. губернии были разделены на 50 провинций, которые непосредственно подчинялись коллегиям и Сенату. В провинциях власть осуществляли воеводы, подчинявшиеся губернаторам.
В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, который должен был руководить его работой и контролировать соблюдение законов в стране. Генерал-прокурора называли "оком государевым". Должности прокуроров были также введены во всех государственных учреждениях.
Всю пирамиду государственной власти венчал император. Этот титул был пожалован Петру I Сенатом в 1721 г. после подписания Ништадтского мира со Швецией. Россия стала империей. Император обладал всей полнотой власти в государстве. Авторитарность правления абсолютного монарха характеризовалась нетерпением к инакомыслию, введением единообразия в систему государственных органов, стремлением регламентировать быт, нравы, всю общественную жизнь, развитие культуры.
Система государственного управления, созданная в первой четверти XVIII в. сохранилась и после смерти Петра I. Во второй четверти XVIII в., в нее вносились лишь частичные изменения, не затрагивавшие главных принципов управления. Наиболее крупные изменения при преемниках Петра I были связаны с созданием Верховного Тайного совета в 1726 г. и реформой местного управления в 1727 г.
К РЕФОРМАМ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
Будучи западником, сторонником западного рационализма, Петр I провел реформы по-азиатски, опираясь на государство. Поэтому в итоге роль государства и государственных институтов усилилась. Произошло тотальное огосударствление хозяйственной и торговой деятельности, усилилась центральная власть. Россия стала империей, а глава государства - императором. Будучи за границей, царь бывал и в английском парламенте, и в Оксфордском университете, и в Английском королевском обществе, являвшемся центром научной мысли. Если наука, достижения техники в Европе интересовали Петра I практически, с целью применения в своей стране, то английский парламент не произвел на него никакого впечатления и к парламентской системе он остался равнодушным. Петр I посетил еще раз Европу в 1717 г. в зрелом возрасте (ему было 45 лет). В Париже и в других местах он проявлял поражавшую всех любознательность. Его по-прежнему интересовали арсеналы, мануфактуры, новейшие достижения науки и техники. Но европейская демократия, индивидуализм его не интересовали. Петр I сказал однажды приближенным: "Английская вольность здесь не у места, как в стене горох. Надлежит знать народ , как оным управлять". Активно разрушая обособленность России от Европы, вводя светские порядки , Петр I был и оставался продуктом русского общества. В европейском опыте он видел лишь орудие усиления России. "Европа, — писал он, - нужна нам только на несколько десятков лет. А после того • мы можем обернуться к ней задом".
Петр I, приступая к реформам, не имел четкого плана (вряд ли это было возможно!), но тем не менее, очевидно, что главным в модернизации России он видел следующее:
1. Внедрение в России рыночных отношений, предпринимательства и соответствующей им светской культуры, науки и образования.
2. Опора в проведении реформ не на инициативу людей (это потребовало бы перехода к демократическому устройству), а на государственный механизм.
Обратите внимание: демократия на Западе дала свободу личности и тем самым запустила механизм прогрессирующего саморазвития. Поскольку Петр I не видел ценности в демократии, он решил из государства сделать механизм, ускоряющий развитие. Государственная машина, созданная Петром I, рассчитана на подстегивание общества, выжимание максимальных сил и средств. Естественно, это означало, что государство применяет по отношению к обществу открытое насилие. Насилие, жестокость при Петре 1 имели колоссальные масштабы. Государство при Петре I модернизировалось в соответствии с новыми задачами, но не изменило своей деспотической сущности. В руках царя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнитель. ной, судебной и духовной власти. Причем деспотизм единоличной власти даже увеличился. Царь активно вмешивался во все сферы общества, в повседневную жизнь людей. Власть царя никогда не была такой полной, абсолютной. Систему власти, созданную Петром I, принято именовать абсолютизмом.
Государственная машина была усовершенствована, появился правительствующий Сенат, который являлся высшим учреждением. В своей деятельности он полностью подчинялся царю. Члены Сената назначались государем. В расчет при назначении принимались исключительно деловые качества. Создаваемый заново государственный аппарат , в основе которого имелись европейские образцы, был вписан в систему единоличной, ничем и никем неограниченной власти и превратился в военно-бюрократический аппарат этой власти.
Устаревшая система приказов была отменена. Введены коллегии, каждая из которых занималась определенной отраслью государственного управления: иностранных дел, военная, мануфактурная коллегия и т.д. Хотя в коллегиях устанавливался совместный (коллегиальный) принцип рассмотрения дел, все же степень централизации была крайне высокой. Создано новое административное деление. Вся страна была разделена на восемь губерний, во главе которых были поставлены губернаторы, обладающие всей полнотой исполнительной и судебной власти на местах.
В результате реформы Россия получила большой разветвленный бюрократически-полицейский аппарат, который будет усовершенствоваться, в чем-то меняться, но в своей основе сохранится до 1917 года. При отсутствии демократии, контроля общества за властью, это открывало безграничные возможности для злоупотреблений. Петр I это понимал. Не будучи ни в малейшей степени сторонником демократии, Петр I выбрал другой путь: поставил деятельность государственной бюрократии под контроль с помощью соответствующих законов. Принимаются разного рода регламенты, установления, которые детально регулируют деятельность чиновников. В силу этого государство Петра I называют регулярным: все действия чиновников оговорены соответствующей процедурой в регламентах.
Принятие Петром I в 1721 г. титула императора стало символом абсолютной единоличной власти монарха, опиравшегося на разветвленный государственно-бюрократический аппарат.