Б) реформы органов управления

В первой четверти XVIII в. в России были проведены ре­формы в области управления. Основной смысл этих преобра­зований заключался в создании административной системы, проникнутой идеей централизма и всецело подчиненной вер­ховной власти. Россия стала абсолютной монархией.

В 1708-1710 гг. была проведена реформа органов власти на местах — областная реформа. Причиной ее был подъем клас­совой борьбы горожан и крестьян, на плечи которых легла вся тяжесть реформ. Наиболее крупными выступлениями были Астраханское восстание 1705 г. и движение под предводитель­ством Кондратия Булавина в 1707-1708 гг.

Вся страна была разделена на 8 губерний — Московская, Ингерманляндская, Киевская, Смоленская, Казанская, Азовская, Архангелогородская, Сибирская. Губернии делились на уезды. Во главе губернии стоял губернатор, в руках которого находились судебная, административная, полицей­ская и финансовая власть. Губернаторы ведали также сыском беглых крестьян, производили рекрутские наборы, обеспечи­вали провиантом армейские полки, ведали сбором налогов. Губернская реформа нанесла удар по приказной системе. Многие приказы прекратили свое существование, их обязан­ности перешли к губернской администрации.

В 1711 г. вместо Боярской думы был образован Правитель­ствующий Сенат, состоявший из девяти человек, назначен­ных монархом. Сенат был высшим органом, направлявшим работу всех государственных учреждений. Он занимался так­же вопросами комплектования армии, развитием торговли и промышленности, контролировал финансы.

В 1717-1721 гг. приказы были заменены коллегиями. Они отличались единообразными штатами и четким разграниче­нием обязанностей. Военная коллегия ведала армией, Адми-ралтейств-коллегия — флотом, коллегия Иностранных дел — внешними сношениями. Финансами занимались Камер-кол­легия, Штатс-контор-коллегия и Ревизией—коллегия. Торг­овлей управляла Коммерц-коллегия, промышленностью — Мануфактур-коллегия. Металлургической промышленно­стью занималась Берг-коллегия, законодательством — Юс­тиц-коллегия, дворянскими землями — Вотчинная коллегия.

Правами коллегии обладал образованный в 1721 г. Свя­тейший Синод, ведавший церковными делами. Этой рефор­мой в России было упразднено патриаршество. Церковь стала частью государственного аппарата. На правах коллегии дей­ствовал основанный в 1720 г. Главный магистрат, контроли­ровавший работу городских магистратов, отвечавших за сбор финансов и городское благоустройство. В 1719 г. губернии были разделены на 50 провинций, которые непосредственно подчинялись коллегиям и Сенату. В провинциях власть осу­ществляли воеводы, подчинявшиеся губернаторам.

В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, который должен был руководить его работой и контролиро­вать соблюдение законов в стране. Генерал-прокурора назы­вали "оком государевым". Должности прокуроров были так­же введены во всех государственных учреждениях.

Всю пирамиду государственной власти венчал император. Этот титул был пожалован Петру I Сенатом в 1721 г. после подписания Ништадтского мира со Швецией. Россия стала империей. Император обладал всей полнотой власти в госу­дарстве. Авторитарность правления абсолютного монарха ха­рактеризовалась нетерпением к инакомыслию, введением единообразия в систему государственных органов, стремле­нием регламентировать быт, нравы, всю общественную жизнь, развитие культуры.

Система государственного управления, созданная в первой четверти XVIII в. сохранилась и после смерти Петра I. Во второй четверти XVIII в., в нее вносились лишь частичные изменения, не затрагивавшие главных принципов управле­ния. Наиболее крупные изменения при преемниках Петра I были связаны с созданием Верховного Тайного совета в 1726 г. и реформой местного управления в 1727 г.

К РЕФОРМАМ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Будучи западником, сторонником западного рационализма, Петр I провел реформы по-азиатски, опираясь на государство. Поэтому в ито­ге роль государства и государственных институтов усилилась. Произошло тотальное огосударствление хозяйственной и торговой деятельности, усилилась центральная власть. Россия стала империей, а глава госу­дарства - императором. Будучи за границей, царь бывал и в англий­ском парламенте, и в Оксфордском университете, и в Английском ко­ролевском обществе, являвшемся центром научной мысли. Если нау­ка, достижения техники в Европе интересовали Петра I практически, с целью применения в своей стране, то английский парламент не про­извел на него никакого впечатления и к парламентской системе он остался равнодушным. Петр I посетил еще раз Европу в 1717 г. в зре­лом возрасте (ему было 45 лет). В Париже и в других местах он прояв­лял поражавшую всех любознательность. Его по-прежнему интересова­ли арсеналы, мануфактуры, новейшие достижения науки и техники. Но европейская демократия, индивидуализм его не интересовали. Петр I сказал однажды приближенным: "Английская вольность здесь не у мес­та, как в стене горох. Надлежит знать народ , как оным управлять". Активно разрушая обособленность России от Европы, вводя светские порядки , Петр I был и оставался продуктом русского общества. В ев­ропейском опыте он видел лишь орудие усиления России. "Европа, — писал он, - нужна нам только на несколько десятков лет. А после того • мы можем обернуться к ней задом".

Петр I, приступая к реформам, не имел четкого плана (вряд ли это было возможно!), но тем не менее, очевидно, что главным в модерниза­ции России он видел следующее:

1. Внедрение в России рыночных отношений, предпринимательства и соответствующей им светской культуры, науки и образования.

2. Опора в проведении реформ не на инициативу людей (это потребо­вало бы перехода к демократическому устройству), а на государ­ственный механизм.

Обратите внимание: демократия на Западе дала свободу личности и тем самым запустила механизм прогрессирующего саморазвития. По­скольку Петр I не видел ценности в демократии, он решил из госу­дарства сделать механизм, ускоряющий развитие. Государственная машина, созданная Петром I, рассчитана на подстегивание общества, выжимание максимальных сил и средств. Естественно, это означало, что государство применяет по отношению к обществу открытое наси­лие. Насилие, жестокость при Петре 1 имели колоссальные масштабы. Государство при Петре I модернизировалось в соответствии с но­выми задачами, но не изменило своей деспотической сущности. В руках царя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнитель. ной, судебной и духовной власти. Причем деспотизм единоличной влас­ти даже увеличился. Царь активно вмешивался во все сферы общества, в повседневную жизнь людей. Власть царя никогда не была такой пол­ной, абсолютной. Систему власти, созданную Петром I, принято имено­вать абсолютизмом.

Государственная машина была усовершенствована, появился пра­вительствующий Сенат, который являлся высшим учреждением. В своей деятельности он полностью подчинялся царю. Члены Сената назначались государем. В расчет при назначении принимались исключительно деловые качества. Создаваемый заново государственный ап­парат , в основе которого имелись европейские образцы, был вписан в систему единоличной, ничем и никем неограниченной власти и превра­тился в военно-бюрократический аппарат этой власти.

Устаревшая система приказов была отменена. Введены коллегии, каждая из которых занималась определенной отраслью государственно­го управления: иностранных дел, военная, мануфактурная коллегия и т.д. Хотя в коллегиях устанавливался совместный (коллегиальный) принцип рассмотрения дел, все же степень централизации была крайне высокой. Создано новое административное деление. Вся страна была разделена на восемь губерний, во главе которых были поставлены гу­бернаторы, обладающие всей полнотой исполнительной и судебной власти на местах.

В результате реформы Россия получила большой разветвленный бюрократически-полицейский аппарат, который будет усовершенство­ваться, в чем-то меняться, но в своей основе сохранится до 1917 года. При отсутствии демократии, контроля общества за властью, это от­крывало безграничные возможности для злоупотреблений. Петр I это понимал. Не будучи ни в малейшей степени сторонником демократии, Петр I выбрал другой путь: поставил деятельность государственной бюрократии под контроль с помощью соответствующих законов. При­нимаются разного рода регламенты, установления, которые детально регулируют деятельность чиновников. В силу этого государство Петра I называют регулярным: все действия чиновников оговорены соответ­ствующей процедурой в регламентах.

Принятие Петром I в 1721 г. титула императора стало символом абсолютной единоличной власти монарха, опиравшегося на развет­вленный государственно-бюрократический аппарат.

Наши рекомендации