Современное нормативное понимание права: понятие, основные признаки, определение 4 страница
Формально многие политико-правовые системы весьма схожи друг с другом и образуют в этой связи целые семьи. Однако главное в политике и праве не форма, а содержание, именно тот национальный дух, который закрепляется знаковыми средствами. Если законодатель или политические деятели любого толка при выработке общезначимых нормативных решений не учитывают своеобразия культуры своего народа, то эти решения обречены на неисполнение. Их регулятивные возможности будут минимальны.
В этом заключается недостаток многих политических и правовых актов, принятых в России в постперестроечный период. Стремление «обогатиться» передовым опытом Запада, без учета национальных особенностей, привело к выработке таких политических и правовых конструкций, которые формально удовлетворительны, но не работоспособны.
С этим, как нам представляется, связано1 и одностороннее увлечение в юридической науке то классовым, то общечеловеческим подходом к праву в ущерб национально-конкретному, самобытному. А ведь у каждого народа свой жизненный уклад, свое видение взаимоотношений с властью, свои способы разрешения конфликтных ситуаций, интенсивности использования нормативных регуляторов и т. д.
3. Политика и право являются -нормативными регуляторами, уста
навливающими типичное поведение адресатов через их права и обязан
ности. ... . • ...... . . „
Упорядочение общественных отношений выражается в стимулировании отношений, определяющих прогрессивное функционирование данной политико-правовой системы, а также.в торможении или запрете негативных явлений, вредных для человека и общества.:
Выполнение социального назначения и у политики, и у права свя
зано с выработкой, принятием и реализацией .управленческих реше-
ний>^контролем за степенью осуществления зафиксированных в них
Положений. . ..••••'•:- , <
Различие политики и права: >, : ;
: 1. Прежде всего они> отличаются целевой направленностью дейст
вий их участников. .;•••• ".-•• ,
Политика направлена на завоевание и использование политической власти. В литературе в качестве основного объекта политики указывается более узкое понятие — «государственная власть». Однако этот
тезис нуждается в некотором уточнении, ведь политические отноше
ния возникают не только по поводу деятельности государства, но и по
доводу членства в политическом объединении, межпартийных отноше
ниях! и т.д. В конечном же счете все политические связи сводятся к
борьбе за лидерство в формировании и использовании государствен
ной власти как основного инструмента удовлетворения социально зна
чимых интересов. | '
' Право же 'ориентировано на равноправное и справедливое обеспе
чение Многообразных интересов различных субъектов в конкретных
социально значимых отношениях (конституционных, гражданско-пра
вовых,'уголовно-правовых и т.д.). У, них различное направление ин
формационных потоков, определяющих содержание этих явлений. По
литика делается массами, идет от общества к власти; право же создается
грсударством и адресуется обществу. ..,'' , '
2.; Политика и право различаются по субъектам, формирующим их
содержание. ;
Политика вырабатывается в процессе деятельности таких больших
социально-организованных групп, как классы, нации, народности, пар
тии, движения, союзы и иные политические объединения, способные
представить свои корпоративные интересы в качестве всеобщих. На
стоящая, действенная политика появляется там, где в движение приво-
дят.ся массы людей, выражающих и защищающих свои интересы.
; * ;Личность выступает субъектом политики лишь постольку, посколь
ку юна способна представить свой индивидуальный интерес в качестве
интереса определенной социальной группы.:Индивид должен обладать
способностью сконцентрировать в проблемах собственного бытия про
блемы общества, проблемы, требующие для их разрешения совместных
действий различных социальных групп, участия политически власт
ных органов. .. i I
i.v Лраво же формируется государством, системой его представительных hi исполнительных органов. И лишь незначительная его |Часть создается прямо (путем референдума) или косвенно (через корпоративные организации) населением, но под контролем государства.
'У субъектов политики и права разное представительство, не иден
тичны цели и задачи деятельности. В этой связи недопустимо их ото
ждествление. Между тем это достаточно широко практиковалось в
недавнем прошлом, когда ЦК ВКП(б), а затем и ЦК КПСС подме
няли государство, принимая общеобязательные акты, регулирующие
Деятельность [государственного аппарата.! Так, постановлениями
ЦК КПСС для усиления эффективности борьбы с преступностью не
однократно перестраивалась работа судов, прокуратуры и милиции
без изменения уголовно-процессуального законодательства, '
Тема 9. Соотношение права, политики и экономики
Тема 9. Соотношение права, политики и экономики
Тем самым выхолащивается законодательство, теряется его эффективность, возникают различного рода коллизии, усиливается нигилистическая оценка государства и его правотворческой деятельности. 3. Политика и право различаются также по своему содержанию. Состав политики более разнообразен. Причем перечень ее структурных элементов воспринимается в современной науке неоднозначно. Одни ученые ограничивают содержание политики отношениями между классами по поводу власти в обществе. Другие — рассматривают политику как совокупность классовых отношений, политического сознания, норм и даже политических организаций и учреждений, являющихся субъектами политики.
На наш взгляд, политика — неоднозначное явление, включающее в свое содержание не только практическое, но и теоретическое освоение действительности, причем различными социальными группами, как лидирующими так и оппозиционными. Она объединяет политическую идеологию, политические нормы, а также отношения, деятельность по поводу овладения и использования политической власти.
Каждый из компонентов может получить самостоятельное, автономное отражение в политической практике. Политическая идеология может осуществляться и вне политических норм, а политические отношения также могут возникать без политических норм.
Содержание права в отличие от политики абсолютное большинство ученых ограничивает правовыми нормами, поскольку через них реализуется господствующая правовая идеология и в них фиксируется юридическое содержание регулируемых отношений, соответствующее сбалансированной воле общества.
4. У политики и права не совпадают сферы правовой и политической деятельности.
Политика в той или иной степени затрагивает практически все
сферы общественной и государственной,жизни: экономику и мораль,
религию и идеологию, искусство и литературу. В этой связи принято
говорить об экономической, национальной, социальной, демографи
ческой, кадровой и другой политике. .
Объектом политики становятся как отношения, приобретающие жизненно важный интерес для большинства членов общества и потому ' требующие вмешательства государственной власти, так и отношения, сопутствующие им, помогающие определенной социальной группе овладеть властью и использовать ее для урегулирования социально зна-'чимых связей. • :
Политика многообразна, противоречива, динамична. Степень политизации общества постоянно меняется. Особенно активно политические процессы происходят в переходные периоды, когда меняется
социальный строй и идет ломка коренных устоев жизни. В движение приходит практически все население. Вольно или невольно все граждане принимают личное участие в политике. При стабилизации общественно-политического строя стабилизируется и политика. Значительная часть населения теряет к ней интерес, и она становится уделом немногих деятелей.
Политическое пространство и степень политизации общества в существенной мере зависят от исторического этапа его развития, национальных 'традиций, а также от сложившегося политического режима. При тоталитарных режимах политизируется практически вся жизнь общества. Государство вмешивается даже в личную жизнь граждан. В *го же время с политической арены устраняются оппозиционные партии, которые уходят в подполье. При либеральных режимах правящие партии,1 напротив, стремятся к ограничению вмешательства государства^общественную жизнь. Но приветствуется идеологическое многообразие и политический плюрализм.
• -Сфера действия политики столь широка, что это обстоятельство становится поводом для утверждения некоторых ученых того, что право является частью политики. Однако этот вывод нам представляется далеко не бесспорным. Право в целом действительно есть мера политическая, и большинство политически важных решений реализуется с помощью права. Но это не значит, что все правовые нормы носят политический характер. Нельзя искусственно расширять сферу политической деятельности. Придание политической значимости отношениям и проблемам, которые таковыми не являются, приводит, как правило, к негативным последствиям.
; Сферы действия политики и права всего лишь пересекаются. Многие'Политические отношения осуществляются вне правового поля (идеологические, организационные, отношения членства и др.). А некоторые правовые нормы не имеют политической значимости (правила уличного движения, порядок оформления финансовых документов и,т.п.).
•Накопление правового материала в политических отношениях идет постепенно, по мере созревания идеологической позиции, по мере достижения соглашений с позициями других социально-политических групп. Право в основном закрепляет долговременную политику и слу-житадсновой ее текущих направлений. С его помощью оформляются лишь те политические отношения, которым требуется придать общеобязательное значение и использовать в виде ценностных ориентиров Для всех членов общества. Государственная власть привлекается в качестве независимого официального представителя общества, обеспечивающего справедливое согласование интересов, их законодательное оформление и беспрепятственное осуществление.
Тема 9. Соотношение права, политики и экономики
Тема 9. Соотношение права, политики и экономики
.
5. Индивидуальное своеобразие политики и права проявляется в
разной степени их динамизма, способности быстро реагировать на изменения в общественных потребностях и интересах.
Политика более подвижна. Эта ее способность обусловлена прежде
всего тесной, непосредственной связью с экономикой, Культурой и дру
гими сферами общественной жизни, выражающими социально значи
мые интересы граждан. Плюрализм этих интересов сразу же отражает
ся на тактике действий политических объединений, на содержании
возникающих между ними отношений. :
Право же в сравнении с политикой отличается некоторым консерватизмом. Ведь оно имеет нормативно-документальную форму своего внешнего выражения. Для того чтобы получить законодательное закрепление, потребности и интересы должны быть осознаны различными социальными группами, озвучены, выражены их представителями в соответствующих государственных органах, согласованы с аналогичными интересами иных социальных групп и только потом, пройдя соответствующие законодательные процедуры, выражены в правовых актах, устанавливающих общеобязательные, стереотипные образцы поведения в типичных ситуациях.
Различие в динамическом состоянии политики и права порождает порой противоречия между этими явлениями. Право не может угнаться за потребностями политики. В то же время высокий динамизм политики позволяет в одних и тех же правовых рамках менять формы политического руководства. Одни и те же правовые акты могут существовать при разных политических режимах.
6. Политика и право не совпадают по формам своего внешнего вы
ражения.
Политические формы отличаются большим разнообразием: это и
различного рода идеологические концепции, и выступления полити
ческих деятелей, и политически значимые действия (митинги, демон
страции, забастовки и т.д.), и политические документы (заявления,
декларации, программы, решения, уставы и т.д.), это и документы по
литико-юридического свойства. i ,
Формы выражения права менее разнообразны, они характеризуются документальной определенностью, четкостью зафиксированных в них правил поведения, соотносимостью их наименования с компетенцией правотворческих органов, непосредственной связью с государством.
В российской правовой системе получили распространение такие формы права, как правовой обычай, правовой прецедент, нормативный договор и нормативно-правовой акт.
7) Политика и право весьма существенно отличаются по формам и методам обеспечения реализации политических и правовых решений.
Политика обеспечивается в основном силой и возможностями определенных политических объединений, доверием народа, адекватностью отражения интересов населения в их решениях. От этого в значительной мере зависит и политическая активность самого населения.
Если со стороны политических организаций допускаются искажения и дезинформация общественного мнения, сокрытие причин,-лежащих-в основе политически значимых событий, отход от программ и обещаний, с которыми они шли к власти, девальвация основных ценностей и идеалов, коррупция и другие негативные явления; если используются такие приемы, как обман, вероломство, интриги, хитрость, устранение соперников, то соответствующие политические установки и!лозунги этих организаций обречены на политический бойкот и недоверие со стороны народа.
;i: Реализация правовых решений обеспечивается деятельностью
всего государственного аппарата, привлечением для этого всех много
образных возможностей общества. Выделяются достаточные матери
альные средства, осуществляются необходимые организационные ме
роприятия (перестройка системы государственных органов, их компе
тенции и т.д.), населению предоставляется необходимая информация о
содержании принятых правовых предписаний, их социальной задан-
ности и т.д. Кроме того, все без исключения формы права обеспечива
ются возможностью государственного принуждения, применяемого к
нарушителям правовых установлений. - i
При этом следует иметь в виду, что арсенал средств, обеспечиваю
щих реализацию правовых предписаний, должен быть сбалансирован
ным. Одни нормы для своего осуществления требуют преимуществен
ного использования материальных средств, другие —,организацион
ных, третьи — информационных и т. д. , . , .
; Обеспеченность государственным принуждением является специ
фической особенностью права, отличающей его от всех.иных социаль
ных регуляторов. Его использование не только помогает восстановить
нарушенное правовое положение субъектов, устранить негативные
последствия, наказать виновного, но выполняет и профилактическое
назначение. .,..•..• , . ч
Таким образом) политика и право, отражая потребности экономики и социальной системы в целом, тесно взаимодействуют друг с другом, оказывая активное обратное > влияние на экономические и социальные процессы. Их связи могут выражаться как в форме взаимной поддерж- , ки, согласованности содержания, расширяющих их социальную базу, так и в форме противоречий, рассогласования, ведущих к инфляции политических и правовых решений. ,."..,
2,-1934
1. Основные направления учения о праве
Тема 8. СУЩНОСТЬ ПРАВА (ММ. Байтин)