Современное нормативное понимание права: понятие, основные признаки, определение 4 страница

Формально многие политико-правовые системы весьма схожи друг с другом и образуют в этой связи целые семьи. Однако главное в поли­тике и праве не форма, а содержание, именно тот национальный дух, который закрепляется знаковыми средствами. Если законодатель или политические деятели любого толка при выработке общезначимых нормативных решений не учитывают своеобразия культуры своего на­рода, то эти решения обречены на неисполнение. Их регулятивные возможности будут минимальны.

В этом заключается недостаток многих политических и правовых актов, принятых в России в постперестроечный период. Стремление «обогатиться» передовым опытом Запада, без учета национальных осо­бенностей, привело к выработке таких политических и правовых кон­струкций, которые формально удовлетворительны, но не работоспо­собны.

С этим, как нам представляется, связано1 и одностороннее увлече­ние в юридической науке то классовым, то общечеловеческим подхо­дом к праву в ущерб национально-конкретному, самобытному. А ведь у каждого народа свой жизненный уклад, свое видение взаимоотноше­ний с властью, свои способы разрешения конфликтных ситуаций, ин­тенсивности использования нормативных регуляторов и т. д.

3. Политика и право являются -нормативными регуляторами, уста­
навливающими типичное поведение адресатов через их права и обязан­
ности. ... . • ...... . . „

Упорядочение общественных отношений выражается в стимулиро­вании отношений, определяющих прогрессивное функционирование данной политико-правовой системы, а также.в торможении или запрете негативных явлений, вредных для человека и общества.:

Выполнение социального назначения и у политики, и у права свя­
зано с выработкой, принятием и реализацией .управленческих реше-
ний>^контролем за степенью осуществления зафиксированных в них
Положений. . ..••••'•:- , <

Различие политики и права: >, : ;

: 1. Прежде всего они> отличаются целевой направленностью дейст­
вий их участников. .;•••• ".-•• ,

Политика направлена на завоевание и использование политической власти. В литературе в качестве основного объекта политики указыва­ется более узкое понятие — «государственная власть». Однако этот

тезис нуждается в некотором уточнении, ведь политические отноше­
ния возникают не только по поводу деятельности государства, но и по
доводу членства в политическом объединении, межпартийных отноше­
ниях! и т.д. В конечном же счете все политические связи сводятся к
борьбе за лидерство в формировании и использовании государствен­
ной власти как основного инструмента удовлетворения социально зна­
чимых интересов. | '

' Право же 'ориентировано на равноправное и справедливое обеспе­
чение Многообразных интересов различных субъектов в конкретных
социально значимых отношениях (конституционных, гражданско-пра­
вовых,'уголовно-правовых и т.д.). У, них различное направление ин­
формационных потоков, определяющих содержание этих явлений. По­
литика делается массами, идет от общества к власти; право же создается
грсударством и адресуется обществу. ..,'' , '

2.; Политика и право различаются по субъектам, формирующим их
содержание. ;

Политика вырабатывается в процессе деятельности таких больших
социально-организованных групп, как классы, нации, народности, пар­
тии, движения, союзы и иные политические объединения, способные
представить свои корпоративные интересы в качестве всеобщих. На­
стоящая, действенная политика появляется там, где в движение приво-
дят.ся массы людей, выражающих и защищающих свои интересы.
; * ;Личность выступает субъектом политики лишь постольку, посколь­
ку юна способна представить свой индивидуальный интерес в качестве
интереса определенной социальной группы.:Индивид должен обладать
способностью сконцентрировать в проблемах собственного бытия про­
блемы общества, проблемы, требующие для их разрешения совместных
действий различных социальных групп, участия политически власт­
ных органов. .. i I

i.v Лраво же формируется государством, системой его представитель­ных hi исполнительных органов. И лишь незначительная его |Часть со­здается прямо (путем референдума) или косвенно (через корпоратив­ные организации) населением, но под контролем государства.

'У субъектов политики и права разное представительство, не иден­
тичны цели и задачи деятельности. В этой связи недопустимо их ото­
ждествление. Между тем это достаточно широко практиковалось в
недавнем прошлом, когда ЦК ВКП(б), а затем и ЦК КПСС подме­
няли государство, принимая общеобязательные акты, регулирующие
Деятельность [государственного аппарата.! Так, постановлениями
ЦК КПСС для усиления эффективности борьбы с преступностью не­
однократно перестраивалась работа судов, прокуратуры и милиции
без изменения уголовно-процессуального законодательства, '



Тема 9. Соотношение права, политики и экономики

Тема 9. Соотношение права, политики и экономики



Тем самым выхолащивается законодательство, теряется его эффек­тивность, возникают различного рода коллизии, усиливается нигилис­тическая оценка государства и его правотворческой деятельности. 3. Политика и право различаются также по своему содержанию. Состав политики более разнообразен. Причем перечень ее струк­турных элементов воспринимается в современной науке неоднозначно. Одни ученые ограничивают содержание политики отношениями между классами по поводу власти в обществе. Другие — рассматривают политику как совокупность классовых отношений, политического со­знания, норм и даже политических организаций и учреждений, являю­щихся субъектами политики.

На наш взгляд, политика — неоднозначное явление, включающее в свое содержание не только практическое, но и теоретическое освоение действительности, причем различными социальными группами, как лидирующими так и оппозиционными. Она объединяет политическую идеологию, политические нормы, а также отношения, деятельность по поводу овладения и использования политической власти.

Каждый из компонентов может получить самостоятельное, авто­номное отражение в политической практике. Политическая идеология может осуществляться и вне политических норм, а политические отно­шения также могут возникать без политических норм.

Содержание права в отличие от политики абсолютное большинство ученых ограничивает правовыми нормами, поскольку через них реали­зуется господствующая правовая идеология и в них фиксируется юри­дическое содержание регулируемых отношений, соответствующее сба­лансированной воле общества.

4. У политики и права не совпадают сферы правовой и политичес­кой деятельности.

Политика в той или иной степени затрагивает практически все
сферы общественной и государственной,жизни: экономику и мораль,
религию и идеологию, искусство и литературу. В этой связи принято
говорить об экономической, национальной, социальной, демографи­
ческой, кадровой и другой политике. .

Объектом политики становятся как отношения, приобретающие жизненно важный интерес для большинства членов общества и потому ' требующие вмешательства государственной власти, так и отношения, сопутствующие им, помогающие определенной социальной группе ов­ладеть властью и использовать ее для урегулирования социально зна-'чимых связей. • :

Политика многообразна, противоречива, динамична. Степень политизации общества постоянно меняется. Особенно активно поли­тические процессы происходят в переходные периоды, когда меняется

социальный строй и идет ломка коренных устоев жизни. В движение приходит практически все население. Вольно или невольно все граж­дане принимают личное участие в политике. При стабилизации обще­ственно-политического строя стабилизируется и политика. Значитель­ная часть населения теряет к ней интерес, и она становится уделом немногих деятелей.

Политическое пространство и степень политизации общества в су­щественной мере зависят от исторического этапа его развития, нацио­нальных 'традиций, а также от сложившегося политического режима. При тоталитарных режимах политизируется практически вся жизнь общества. Государство вмешивается даже в личную жизнь граждан. В *го же время с политической арены устраняются оппозиционные пар­тии, которые уходят в подполье. При либеральных режимах правящие партии,1 напротив, стремятся к ограничению вмешательства государст­ва^общественную жизнь. Но приветствуется идеологическое много­образие и политический плюрализм.

• -Сфера действия политики столь широка, что это обстоятельство становится поводом для утверждения некоторых ученых того, что право является частью политики. Однако этот вывод нам представля­ется далеко не бесспорным. Право в целом действительно есть мера политическая, и большинство политически важных решений реализу­ется с помощью права. Но это не значит, что все правовые нормы носят политический характер. Нельзя искусственно расширять сферу поли­тической деятельности. Придание политической значимости отноше­ниям и проблемам, которые таковыми не являются, приводит, как пра­вило, к негативным последствиям.

; Сферы действия политики и права всего лишь пересекаются. Мно­гие'Политические отношения осуществляются вне правового поля (идеологические, организационные, отношения членства и др.). А не­которые правовые нормы не имеют политической значимости (правила уличного движения, порядок оформления финансовых документов и,т.п.).

•Накопление правового материала в политических отношениях идет постепенно, по мере созревания идеологической позиции, по мере до­стижения соглашений с позициями других социально-политических групп. Право в основном закрепляет долговременную политику и слу-житадсновой ее текущих направлений. С его помощью оформляются лишь те политические отношения, которым требуется придать обще­обязательное значение и использовать в виде ценностных ориентиров Для всех членов общества. Государственная власть привлекается в ка­честве независимого официального представителя общества, обеспечи­вающего справедливое согласование интересов, их законодательное оформление и беспрепятственное осуществление.



Тема 9. Соотношение права, политики и экономики

Тема 9. Соотношение права, политики и экономики




.

5. Индивидуальное своеобразие политики и права проявляется в

разной степени их динамизма, способности быстро реагировать на из­менения в общественных потребностях и интересах.

Политика более подвижна. Эта ее способность обусловлена прежде
всего тесной, непосредственной связью с экономикой, Культурой и дру­
гими сферами общественной жизни, выражающими социально значи­
мые интересы граждан. Плюрализм этих интересов сразу же отражает­
ся на тактике действий политических объединений, на содержании
возникающих между ними отношений. :

Право же в сравнении с политикой отличается некоторым консер­ватизмом. Ведь оно имеет нормативно-документальную форму своего внешнего выражения. Для того чтобы получить законодательное за­крепление, потребности и интересы должны быть осознаны различны­ми социальными группами, озвучены, выражены их представителями в соответствующих государственных органах, согласованы с аналогич­ными интересами иных социальных групп и только потом, пройдя со­ответствующие законодательные процедуры, выражены в правовых актах, устанавливающих общеобязательные, стереотипные образцы поведения в типичных ситуациях.

Различие в динамическом состоянии политики и права порождает порой противоречия между этими явлениями. Право не может угнать­ся за потребностями политики. В то же время высокий динамизм по­литики позволяет в одних и тех же правовых рамках менять формы политического руководства. Одни и те же правовые акты могут суще­ствовать при разных политических режимах.

6. Политика и право не совпадают по формам своего внешнего вы­
ражения.

Политические формы отличаются большим разнообразием: это и
различного рода идеологические концепции, и выступления полити­
ческих деятелей, и политически значимые действия (митинги, демон­
страции, забастовки и т.д.), и политические документы (заявления,
декларации, программы, решения, уставы и т.д.), это и документы по­
литико-юридического свойства. i ,

Формы выражения права менее разнообразны, они характеризуются документальной определенностью, четкостью зафиксированных в них правил поведения, соотносимостью их наименования с компетенцией правотворческих органов, непосредственной связью с государством.

В российской правовой системе получили распространение такие формы права, как правовой обычай, правовой прецедент, нормативный договор и нормативно-правовой акт.

7) Политика и право весьма существенно отличаются по формам и методам обеспечения реализации политических и правовых решений.

Политика обеспечивается в основном силой и возможностями оп­ределенных политических объединений, доверием народа, адекватнос­тью отражения интересов населения в их решениях. От этого в значи­тельной мере зависит и политическая активность самого населения.

Если со стороны политических организаций допускаются искаже­ния и дезинформация общественного мнения, сокрытие причин,-лежа­щих-в основе политически значимых событий, отход от программ и обещаний, с которыми они шли к власти, девальвация основных цен­ностей и идеалов, коррупция и другие негативные явления; если ис­пользуются такие приемы, как обман, вероломство, интриги, хитрость, устранение соперников, то соответствующие политические установки и!лозунги этих организаций обречены на политический бойкот и недо­верие со стороны народа.

;i: Реализация правовых решений обеспечивается деятельностью
всего государственного аппарата, привлечением для этого всех много­
образных возможностей общества. Выделяются достаточные матери­
альные средства, осуществляются необходимые организационные ме­
роприятия (перестройка системы государственных органов, их компе­
тенции и т.д.), населению предоставляется необходимая информация о
содержании принятых правовых предписаний, их социальной задан-
ности и т.д. Кроме того, все без исключения формы права обеспечива­
ются возможностью государственного принуждения, применяемого к
нарушителям правовых установлений. - i

При этом следует иметь в виду, что арсенал средств, обеспечиваю­
щих реализацию правовых предписаний, должен быть сбалансирован­
ным. Одни нормы для своего осуществления требуют преимуществен­
ного использования материальных средств, другие —,организацион­
ных, третьи — информационных и т. д. , . , .

; Обеспеченность государственным принуждением является специ­
фической особенностью права, отличающей его от всех.иных социаль­
ных регуляторов. Его использование не только помогает восстановить
нарушенное правовое положение субъектов, устранить негативные
последствия, наказать виновного, но выполняет и профилактическое
назначение. .,..•..• , . ч

Таким образом) политика и право, отражая потребности экономики и социальной системы в целом, тесно взаимодействуют друг с другом, оказывая активное обратное > влияние на экономические и социальные процессы. Их связи могут выражаться как в форме взаимной поддерж- , ки, согласованности содержания, расширяющих их социальную базу, так и в форме противоречий, рассогласования, ведущих к инфляции политических и правовых решений. ,."..,

2,-1934

1. Основные направления учения о праве




Тема 8. СУЩНОСТЬ ПРАВА (ММ. Байтин)

Наши рекомендации