Восприятие лицеистами НИУ ВШЭ

Восприятие лицеистами НИУ ВШЭ

Литературный обзор

При работе над данным исследованием была использована научная литература, которую по содержанию и направленности можно условно разделить на две группы.

Первая группа авторов – социологи, занимающиеся социологией профессий, изучающие особенности различных профессиональных групп и видов занятости и разрабатывающие методологию их изучения. Классики социологии, Э.Дюркгейм и Г.Спенсер понимают профессии как ключевых агентов, вносящих вклад в сохранение стабильности обществ. Т.Л.Александрова рассматривает применимость таксономического подхода в социологии профессий к анализу российской социально-профессиональной структуры общества (Александрова, 2000). В.А.Мансуров и О.В.Юрченко делают особый акцент на изучении стадий процесса профессионализации и методах исследований (Мансуров, Юрченко, 2009). М.Сакс и Дж.Олсоп проводят теоретико-методологическую реконструкцию становления социологии профессий, а также раскрывают преимущества неовеберианского подхода для социологических исследований в этой области на примере профессии врача (Сакс, Олсоп, 2006). П.В.Романов, Е.Р.Ярская-Смирнова интегрируют исследовательские подходы, разработанные в рамках англо-американской социологии профессий и социальной антропологии, применяют их к исследованиям профессиональной группы специалистов по социальной работе в России (Романов, Ярская-Смирнова, 2009). Л.А.Лебединцева проводит систематизированный анализ профессиональной деятельности не только в российской, но и в зарубежной социологии, описывает современную методологию исследований в русле социологии профессий, труда и занятости, показывая взаимосвязь между социальной структурой общества и процессами становления и укрепления профессий (Лебединцева, 2016).

Вторая группа авторов – профессиональные отечественные и зарубежные дипломаты, которые описывают специфику и особенности своей профессии «изнутри». В их числе Т.В.Зонова, которая рассматривает основные задачи, стоящие перед современной дипломатией, исследует её развитие и трансформацию (Зонова, 2013). Помимо того, Р.Дж.Фельтхэм подробно освещает многогранность профессиональной жизни иностранного дипломата (Фельтхэм, 2004).

Дипломатические работники в русле теории социологии профессий

Чтобы провести полноценный анализ профессии дипломатического работника, необходимо обратиться к теоретическим основам социологии профессий.

По мере развития и становления этой отрасли научного знания возникали различные подходы к исследованиям рабочей деятельности людей. В данной работе нами будут рассмотрены четыре основных направления изучения профессий: функционалистское, неомарксистское, неовеберианское и феноменологическое.

Функционалистский подход

В западной социологии изначально присутствовали два термина: «профессия» (profession) и «род занятости» (occupation), – которые значительно отличались друг от друга по своему смыслу. «Профессии» подразумевали престижную работу, высокий доход и незначительное вмешательство в профессиональную автономию. «Роды занятости», не имеющие высокого статуса в обществе, выражали собой иные формы деятельности (Мансуров, Юрченко, 2009).

Известные социологи-функционалисты (Парсонс, Дюркгейм) рассматривали вопрос о том, какие потребности общества удовлетворяются профессиональной деятельностью, и полагали, что профессиональные группы играют важную роль в обществе согласно публичным заявлениям и взглядам тех, кто является представителями этих групп. «Профессионализация понималась ими как позитивный и прогрессивный процесс» (Романов, Ярская-Смирнова, 2009, 26).

Неомарксистский подход

Отличительная характеристика данного подхода – это рассмотрение профессий со стороны производственных отношений. Неомарксисты (Мак-Кинли, Исланд, Пулантцас) долгое время не могли определить, к какому классу отнести представителей традиционных профессий – пролетариату или буржуазии. Одна группа ученых считала, что процесс отчуждения от результатов своего труда затронул профессиональные группы традиционных профессий, в то время как другая категория исследователей полагала, что профессионалы, наоборот, монополизируют средства производства и должны быть отнесены к буржуазии. Ученые, которые придерживались данного подхода, также делали особый акцент на рутинизации труда (постепенном превращении творческого подхода в одинаковую и нудную работу), нагляднее всего отражавшейся в бюрократических отчетах и жесткой стандартизации.

Отдельно отметим, что и функционалисты, и неомарксисты говорили о профессиях лишь как об элементах системы, «которые просто отвечают на складывающиеся социальные изменения» (Мансуров, Юрченко, 2009, 41).

Неовеберианский подход

Представители данного направления считали, что общественный престиж традиционных профессий рассматривается как уже сформированный с течением времени в процессе неких социально значимых и исторических обстоятельств. Особый акцент делается на теории социального закрытия (т.е. стремлении ограничить «вход» в профессиональную группу и контролировать распространение экспертного знания) профессиональных групп, на получении ими автономии от государства и других агентов, например, бизнеса, гражданского общества и клиентов. При таком подходе профессиональные группы определяются как «внутренне солидарные группы интересов» (Мансуров, Юрченко, 2009, 41), т.е. некие сообщества, ведущие схожий образ жизни, имеющие близкие взгляды на жизнь, общую культуру. С данной точки зрения традиционными профессиональными группами считаются те, у которых получилось стать монополистами на рынке труда.

Феноменологический подход

Социологи, использовавшие данный подход для изучения профессиональных групп (Хьюз, Квале), рассматривали их как закрытые «миры», уделяя особое внимание мировоззрению представителей той или иной профессии. Термин «профессия» подразумевал самодостаточный вид деятельности, будто огражденный от внешнего мира определенными знаниями и особыми навыками. Используя данный подход, исследователи могут рассматривать профессию в качестве социального ярлыка (Романов, Ярская-Смирнова, 2009), то есть основания для стигматизации. Таким образом, выбор профессиональной деятельности становится одним из определяющих факторов становления личности и ее дальнейшего социального развития.

История профессии дипломатических работников как госслужащих

Средневековая дипломатия

Средневековая Русь унаследовала от Византии «симфонию» церковной и светской власти. Это означает, что в то время не только русские правители, но и главы русской православной церкви оказывали большое влияние на внешнюю политику государства. Такой тип государственного устройства подразумевал жесткий контроль над установлением связей с другими странами.

Стоит отметить высокий профессионализм русской дипломатии
XV-XVII вв., развитие которой происходит параллельно с укреплением централизованного государства. В начале этого периода основным совещательным органом на Руси была Боярская дума. Но через некоторое время она стала тормозить процесс проведения главой государства самодержавной внешней политики, в результате чего вскоре возникла Ближняя дума, более приближенная к царю. Вплоть до XVII в. в переговорах со своими иностранными коллегами чаще участвовали дипломаты, состоявшие в Ближней думе. В XVI в. также существовал Казенный двор – учреждение, где не только хранили дипломатическую документацию, но и принимали послов. В период правления Ивана IV возникает Посольский приказ, в котором служат дьяки и подьячие. Посольский приказ занимался переговорами с иностранными государствами, сбором налогов, решал вопросы с пленными, контролировал почту. В XVI-XVII вв. постепенно создается система дипломатических рангов (Зонова, 2013).

Таким образом, можно сделать вывод, что дипломаты допетровской эпохи обладали высоким социальным статусом, глубокими (для того времени) профессиональными знаниями и опытом, однако вся дипломатическая деятельность полностью находилась под контролем государства, что означает, что в то время дипломаты не обладали профессиональной автономией.

Дипломатия в СССР

Изменения в системе государства, произошедшие в 1917 г., сильно повлияли на структуру дипломатической службы. Было учреждено Общество служащих МИД, во главе которого стоял исполком, обладающий полнотой власти для принятий главных решений. Дипломатия в то время носила ярко выраженный идеологический характер. Можно отметить, что на данном этапе происходит формирование идеологии профессиональной группы.

Главенствующая в стране идея мировой революции предполагала уничтожение всех буржуазных институтов, в том числе и дипломатии. Практически все сотрудники МИД Российской Империи отказались сотрудничать с советским правительством, поэтому почти весь состав Народного комиссариата иностранных дел был обновлен. Также были изменены и устоявшиеся дипломатические ранги.

Стоит заметить, что советская дипломатия носила двойственный характер: с одной стороны, она основывалась на большевистских нововведениях, а с другой, все еще придерживалась русских великодержавных традиций. Часто возникали противостояния между сотрудниками наркомата и партийной бюрократией, но в итоге НКИД стал постепенно терять свою независимость (Зонова, 2013).

В 1946 г. НКИД был переименован в Министерство иностранных дел СССР. Попасть на работу в министерство можно было по рекомендации после окончания МГИМО или Дипломатической школы. В этих учебных заведениях осуществлялась серьезная подготовка к дипломатической службе, заключавшаяся в изучении иностранных языков и многих других дисциплин. Таким образом, на данном этапе возникают специализированные учебные заведения, занимающиеся подготовкой будущих дипломатов, доступ в профессиональную группу ограничивается еще больше, механизм социального закрытия усиливается.


Вопрос № 3. Как можно попасть на работу в Министерство иностранных дел?

Представления дипломатов

Все опрашиваемые указали, что прием на дипломатическую службу происходит по стандартной официальной процедуре: необходимо подать соответствующие документы в Департамент кадров МИД России и принять участие в конкурсе на замещение дипломатической должности.

«Но отбор достаточно строгий. Критерии опубликованы на соответствующем сайте. Если в прежние времена это были выпускники МГИМО, частично Иняза МГУ, то сегодня это, наверное, десятка полтора вузов, которые выпускают людей, и они приходят к нам на работу, причем не только из Москвы, далеко не только из Москвы». (Информант № 2)

«Прием происходит так, как и на любую госслужбу. Если соответствуете критериям, то проходите. Критерии – высшее образование, знание одного или нескольких иностранных языков. Все написано в законе о госслужбе». (Информант № 5)

Таким образом, можно сделать вывод, что доступ в профессиональную группу дипломатов существенно ограничен строгостью установленных критериев, однако возможность принять участие в конкурсе есть у всех.

Представления лицеистов

Как можно попасть на работу в Министерство иностранных дел России?

Восприятие лицеистами НИУ ВШЭ - student2.ru

Практически две трети опрашиваемых лицеистов (64%) имеют схожие с дипломатами представления по вопросу получения рабочего места в МИДе. Вероятно, они предпочли такой вариант ответа потому, что он подходит для описания стандартной процедуры получения рабочего места в любой государственной структуре. Однако стоит заметить, что более одной пятой респондентов (21,6%) считают, что попасть на работу в Министерство можно только по знакомству. Возможно, эта часть лицеистов при выборе ответа опиралась на расхожий миф о том, что дипломатом можно стать, только имея определенные «связи» в данной профессиональной группе.


Вопросы № 4, 5, 6. Обладает ли дипломат уникальными экспертными знаниями? Если да, то какими именно? Где приобретаются данные экспертные знания?

Представления дипломатов

На данный вопрос все интервьюируемые однозначно ответили «Да».

«Я бы сказал, он должен обладать такими знаниями, которые будут отличать его от представителей других профессий. Должен обладать широким кругозором. Не должен быть специалистом сугубо узким. Не должен знать только, как прикручивать гайку, но не знать, как и из чего состоит автомобиль. Важно для дипломатического работника уметь не только гайку закрутить, но и представлять, как работает механизм в целом. В данном случае – механизм международной политики». (Информант № 2)

Помимо познаний в области духовной культуры государства-партнера опрашиваемые также выделили обязательное владение двумя и более иностранными языками в качестве уникального экспертного знания. Кроме того, в процессе интервью было выявлено, что данные знания приобретаются как в процессе обучения, так и при непосредственной профессиональной деятельности (приходят с опытом).

В этой связи мы делаем вывод, что профессия дипломатического работника обладает еще одним признаком традиционной профессии – ее представители владеют уникальными экспертными знаниями, отличающими их от представителей других профессий.

Представления лицеистов

Как Вы считаете, обладают ли дипломаты уникальными экспертными знаниями, которыми не владеют представители других профессий?

Восприятие лицеистами НИУ ВШЭ - student2.ru

Более двух третей опрошенных лицеистов (66,4%) имеют схожие с дипломатами представления о знаниях, которыми владеют представители данной профессии. Это вполне объяснимо, учитывая тот факт, что любой профессионал (коими, без сомнения, являются все дипломаты) априори является экспертом в какой-либо области. Однако примерно четверть респондентов (25,6%) считает, что дипломаты, вероятно, не обладают уникальными экспертными знаниями. Этот факт вновь свидетельствует о неосведомленности лицеистов о данной профессии.

Если на предыдущий вопрос Вы ответили «Да, обладают», то какими из нижеперечисленных знаний должен обладать дипломат? (возможны несколько вариантов ответа)

Восприятие лицеистами НИУ ВШЭ - student2.ru

63,2% респондентов указали обязательное владение двумя и более иностранными языками, 57,6% отметили познания в области духовной культуры государства-партнера. 56,8% респондентов посчитали, что дипломат должен обладать познаниями в области истории и географии; 40% также отметили познания в области экономики. Стоит сказать, что два последних аспекта не были выделены в качестве основных нашими информантами-дипломатами.

Где приобретаются данные экспертные знания?

Восприятие лицеистами НИУ ВШЭ - student2.ru

Мы можем наблюдать, что 56% респондентов имеют схожие с дипломатами представления относительно того, где дипломатические работники приобретают экспертные знания. 13,6% опрашиваемых думают, что знания приходят с опытом, 12% – что знания приобретаются при обучении в институте. Возможно, такие расхождения в представлениях могли возникнуть ввиду неосведомленности лицеистов о специфике приобретения профессиональных знаний в принципе.

Профессиональная этика

Вопросы для интервью с дипломатами

1) Вход в профессию:

Расскажите, когда и как Вы решили стать дипломатом? Каким образом Вы попали в профессию. Расскажите об этом подробнее. А каким образом обычно в профессию попадают?

2) Уникальная область знаний, которой не обладают другие профессиональные группы

Как Вы считаете, обладает ли дипломатический работник уникальными экспертными знаниями, которые отличают его от представителей других профессий, или нет? Если да, то какими? Зачем они нужны дипломатическим работникам? Каким образом их можно получить? Расскажите об этом подробнее.

3) Идеология профессиональной группы

Скажите, есть ли какие-то категории дипломатических работников, какие-то принципы, по которым их можно поделить на разные группы, или нет? Какие? Приведите примеры. Что объединяет разные группы дипломатических работников? А есть ли какие-то параметры, которые объединяют всех дипломатов? Какие? Почему? Расскажите об этом подробнее.

4) Профессиональная этика, то, что отличает от других профессиональных групп, способствует внутренней сплоченности и формированию публичного образа

Каковы особенности профессии дипломата в следующих параметрах:

· Одежда (Существует ли дипломатическая форма? Какую одежду носят дипломаты в рабочее время? Есть ли какие-то правила на этот счет? Они формальные или неформальные? Что будет, если эти правила нарушатся? Были ли такие примеры на Вашей памяти? Расскажите об этом подробнее)

· Профессиональная лексика / этикет (Каковы особенности дипломатического поведенческого протокола/ стиля общения с коллегами / иностранными коллегами / иностранцами / деловыми партнерами? Существует ли какая-то разница между общением с деловыми партнерами и коллегами? Почему? В чем заключаются эти различия? Приведите примеры)

· Отношения в коллективе (Каковы особенности рабочей атмосферы в дипломатическом коллективе? Проводят ли дипломатические работники свободное время вместе с коллегами: отмечают ли совместно какие-то праздники, выезжают ли куда-то вместе? Каким образом? Расскажите подробнее.)

· Рабочая деятельность (Опишите, пожалуйста, вкратце свой рабочий день. Существует ли установленный рабочий график? С какими видами работы Вы обычно сталкиваетесь? Дипломатический работник чаще работает с людьми или с документами и информацией?)

· Материальное обеспечение (Довольны ли Вы своей заработной платой? Если нет, то почему?)

· Обладают ли дипломатические работники определёнными привилегиями? Если да, то какими?

· Дипломатам часто приходится работать за границей. Какие виды дипломатических командировок существуют (по цели, по времени и т.д.)? Какие из них считаются наиболее и наименее привлекательными? Кого обычно в них отправляют? Почему именно этих людей (эти категории дипломатов)?

· Что, по Вашему мнению, является основным преимуществом в профессии дипломата? Почему? Расскажите об этом подробнее?

· Что, по Вашему мнению, является недостатком в профессии дипломатического работника? Почему? Расскажите об этом подробнее?

· Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать дипломатический работник для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей? Какие черты характера не свойственны дипломатам? Расскажите об этом подробнее.

5) Наличие профессиональных организаций / ассоциаций

Существуют ли какие-либо профессиональные ассоциации или организации дипломатов? Если да, то как можно стать их членом? Что они дают дипломатам? Расскажите об этом подробнее.

6) Практика «социального закрытия», ограничение доступа в профессиональную группу

Как происходит прием на дипломатическую работу? Кто может стать дипломатическим работником? Почему? А кто не может стать? Почему? Кто принимает решение о приеме на работу?

7) Контроль над профессиональной деятельностью, санкции

Существует ли у дипломатов собственная система профессиональных рангов и званий? Каким образом достигается очередная профессиональная ступень? Расскажите об этом подробнее.

Какие виды поощрений могут применяться к дипломатическим работникам помимо должностного повышения? Например, могут ли дипломату объявить благодарность или отметить ведомственной / государственной наградой? Что для этого необходимо сделать? Приведите примеры. Кто принимает соответствующие решения?

Какие виды наказаний могут применяться к дипломатическим работникам? Например, могут ли дипломата лишить уже полученного им звания? В каком случае дипломата могут уволить? Существуют ли какие-то особые параметры, которые допустимы для представителей других профессий, но запрещены для дипломатов? Какие? Расскажите об этом подробнее, приведите примеры.

Приложение № 2

ИНТЕРВЬЮ 1

Это добровольно?

Ой, я даже не знаю.

ИНТЕРВЬЮ 2

Что они могут дать?

У нас есть объединение, где люди, которые пишут стихи, эти стихи издают, эта ассоциация дает возможность опубликовать собственные опусы. А профсоюзная организация защищает интересы отдельного дипломата, который в ней стоит, перед администрацией в целом. /скидки на бассейн дает/

ИНТЕРВЬЮ 3

ИНТЕРВЬЮ 4

ИНТЕРВЬЮ 5

Что объединяет дипломатов?

Прежде всего, склонность работы с языками, документами, информацией и людьми. Внимательность. Способность к анализу текста. Усидчивость и терпеливость. Коммуникабельность. Дружелюбность. Умение нравиться. Умение врать. Способность к конструктивному умолчанию.

Были какие-то прецеденты?

Когда Лавров приезжал в Монголию, он из трапа самолета вышел не в дипформе, а в пиджаке и джинсах. Монголы обиделись, сказали, что он их не уважает.

Опишите рабочий день?

Рабочий график существует. В отличие от многих министерств он ненормированный, особенно в загранкомандировке это проявляется наиболее ярко. Любого могут вызвать в любое время дня и ночи и он должен выйти на работу. Большая часть МИДа работает по установленному графику: 9.00-18.00, 45 минут на обед. Перерыв на обед ты выбираешь сам. В основном это делается для того, чтобы кто-то из сотрудников был на месте, пока другой обедает. В основном в период с 12 до 15 ты можешь выбрать время на обед. В пятницу работаем до 16.45. Из-за того, что обед сокращен на 15 минут.

Есть отделы, где ты приходишь в 8 или 6 утра, как, например, в Департаменте информации и печати. Но они раньше уходят. Стандартный рабочий график мой: прихожу в 9, смотрю, что есть срочное, что не выполнено, первую половину дня работаю с документами, выполняю оперативные поручения начальника, + мониторинг прессы. Бывает затишье, когда можно сделать аналитическую работу какую-нибудь, иногда нужно аботать быстро.

Довольны ли вы ЗП?

Это субъективный вопрос. Раньше ЗП была гораздо ниже, сейчас ее повысили. Не стоит забывать, что мы зависим от бюджета страны. Чем лучше эко.ситуация в стране, тем больше денег мы можем получать. В наст.время ЗП в ДЗК и в МИДе отличается. В ДЗК – больше. В принципе, я ЗП доволен, но если сравнить с коллегой сверстником из других развитых стран, то моя зарплата меньше, что не доставляет мне удовольствия, потому что работаем мы не меньше, может даже и больше. В целом доволен.

Что является недостатком?

Для каждого свое. Некая «неосёдлость», ты постоянно в пути. Сложности в семье. Не многие выбирают супруга, который постоянно в разъездах. Дипсемьи формируются из единомышленников. Проблемы с детьми – не везде за границей есть школы при Посольствах или ГК. Опасная работа в горячих точках (Карлов в Турции), все понимают про этот риск. Системные ограничения – работа с гос.тайной, поэтому есть ограничения в передвижении, может быть запрещен выезд за границу на какой-то срок, нужно писать уведомление о том, что ты собираешься за границу.

Кто не может?

Тот, кто не соответствует этим критериям. Тот, у кого есть двойное гражданство. Человек, у которого супруг/а иностранец или имеет двойное гражданство. Или близкие родственники живут за границей или замужем за иностранцем. Те, кто многократно судимы и т.д. Это прописано.

Кто принимает решение?

Департамент кадров и потом коллегия рассматривает кандидатуры.

Список информантов

Информант №1 – женщина, 42 года, рабочий стаж – 17 лет

Информант №2 – мужчина, 60 лет, рабочий стаж – 38 лет

Информант №3 – женщина, 26 лет, рабочий стаж – 6 лет

Информант №4 – женщина, 30 лет, рабочий стаж – 10 лет

Информант №5 – мужчина, 27 лет, рабочий стаж – 5 лет

Приложение № 4

Восприятие лицеистами НИУ ВШЭ

Наши рекомендации