Политическая легальность и легитимность.

Для характеристики деятельности политической власти общепризнанно употребление понятий «легальность» и «легитимность» (от лат. legalis и legitimus – законный, правомерный). Легальность – носит юридический характер и означает соответствие власти и ее действий закону. Легитимность – носит фактический характер и означает принятие населением власти и согласие ей подчиняться. Впервые термин был введен в научный оборот немецким социологом Максом Вебером (1864 – 1920 гг.) в нач. ХХ в.

Легитимность власти часто меняет свою интенсивность. Когда поддержка народом органов власти или правящего режима сводится к минимуму, можно говорить о кризисе легитимности.

В политической науке выделяют следующиесредстваповышениястепени признания власти населением.

1. Идеологические средства – оправдание власти с помощью идеологии, которая обосновывает соответствие власти интересам народа.

2. Экономические средства – проведение успешной экономической политики, выражающейся в повышении благосостояния граждан.

3. Правовые средства – обеспечение политический курс в законах, налоговой системе, пропаганде ценностей данной политики.

4. Политические средства – деление участников политического процесса на «друзей» и «врагов», апелляция к экономической и технической целесообразности.

М Вебер выделил три типа легитимности власти: традиционная, харизматическая и легальная

Традиционная легитимность:

Источники власти -Обычаи, традиции, вера в священность издревле установленных порядков.

Тип лидера -Монарх, религиозный советник.

Доминирующий тип социального поведения -Традиционное.

Типичная форма правления или режим -Монархия.

Харизматическая легитимность:

Источники власти - Особые качества (харизма) политического лидера.

Тип лидера - Пророк, военачальник, популист, демагог.

Доминирующий тип социального поведения - Эмоциональное.

Типичная форма правления или режим - Плебисцитарная диктатура.

Рациональная легитимность:

Источники власти - Законы, правила, нормы, признаваемые большинством граждан.

Тип лидера – Избранное должностное лицо.

Доминирующий тип социального поведения – Целерациональное.

Типичная форма правления или режим -Парламентская демократия.

Понятие и структура политической системы.

Понятие «система» пришло в общественные науки из биологии и кибернетики. Впервые понятие «система» применительно к обществу использовал американский социолог Толкот Парсонс (1902 – 1979 гг.). Он рассматривал общество как сложную открытую систему, состоящую из четырех подсистем, каждая из которых выполняет определенную функцию.

Общественная подсистема:

Экономическая подсистема;

Социальная подсистема;

Культурная подсистема;

Политическая подсистема.

Политическую подсистему как самостоятельную систему первым рассмотрел американский политолог Дэвид Истон (род. 1917 г.). До него для описания властных отношений использовалось понятие «система правления». Политическая система – это совокупность идейно-политических и правовых установок, субъектов политики, политических институтов и отношений, с помощью которых осуществляется управлением обществом.

Структура:

Институциональная подсистема–состоит из политических институтов и неполитических организаций: государство, политические партии, общественные организации, СМИ, церковь.

Коммуникативная подсистема – совокупность отношений между субъектами политической системы: принуждение, конфликт, нейтрализация, изоляция, сотрудничество.

Нормативная подсистема– совокупность политико-правовых норм и др. средств регулирующих отношения между субъектами политической системы: конституция, законы, традиции и обычаи, мораль).

Функциональная подсистема– включает способы реализации власти, которые определяют характер взаимоотношений власти и гражданского общества, способы поддержания его единства и целостности.

Культурно-идеологическая подсистема– совокупность политических взглядов, теорий и концепций, на основании которых строится деятельность субъектов политической системы: политическое сознание, политическая и правовая культура.

Наши рекомендации