Различные взгляды на полит. модернизацию.
Либеральное направление (Р. Даль, Г. Алмонд, Л. Пай): основной критерий полит. модерниз. - степень вовлеченности населения в систему представительной демократии. Характер и динамика модернизации зависят от открытой конкуренции свободных элит и степени политической вовлеченности рядовых граждан:
Консервативное направление (С. Хантингтон, Дж. Нельсон, X. Линц и др.): главный источник модерниз. - конфликт между включенностью населения в полит. жизнь и институционализацией, наличием необходимых структур и механизмов для агрегирования их интересов. Неподготовленность масс к управлению, неумение использовать институты власти, а следовательно, и неосуществимость их ожиданий от включения в политику => дестабилизация режима правления.
Модернизация в России.
Политическое развитие России на протяжении веков отличалось рядом существенных особенностей:
1) Этатизм - решающая роль государства в реформировании всей общественной системы. В России на протяжении многих столетий не государство естественным путем вырастало из гражданского общества, а гражданское общество развивалось под жестким контролем государства. Этим объясняются:
- огромная политическая роль бюрократии;
- патернализм и клиентелизм (стремление быть под патронажем государства, отдельного его института или какого-либо лица; преимущественное использование элитами неформальных связей);
- ориентация гражданина на социальное восхождение в рез-те занятия более высокой позиции в государственной иерархии и извлечения из этого соответств. льгот и привилегий;
- «выключенность» широких народных масс из повседневного полит. процесса, ограниченность сферы публичной политики => массовая политическая инертность;
- отсутствие цивилизованных (или хотя бы корректных) форм взаимоотношений между “верхами” и “низами”, правовой нигилизм и тех, и других.
2) Раскол российской культуры на две основные субкультуры: культуру европеизированных верхов, противостоящую национальным традициям, и патриархальную культуру крестьянских низов. Отсутствие национального согласия, болезненный разлад между различными социальными группами.
3) Последовательная смена реформ и контрреформ. Чем глубже и серьезнее попытка реформ, тем вероятнее возможность контрреформ.
Объект всех реформ в России - прежде всего организационные формы, а не ценности людей. Для успеха реформы необходимо постоянно опережающее развитие культуры, ценностей, которое создавало бы все более адекватные предпосылки для возможных организационных изменений.
Переходный период в современной России - ситуация активной “запаздывающей” модернизации сверху, политическим путем, структурной перестройки экономики, попыток включиться в новую технолог. Волну.
Основные тенденции:
1) Расширение включения в политическую жизнь социальных групп и индивидов, ослабление традиционной политической элиты и упадок ее легитимности.
2) Специфическая форма осуществления модернизации: авторитарные методы деятельности и менталитет политической элиты.
Политический режим представляет особую разновидность гибридизации, основанную на сочетании демократических институтов, норм и ценностей с авторитарными. Также к современному полит. режиму в России приложима теория делегативной демократии, сформулированная аргентинским исследователем Г. О'Доннеллом.
Модернизация почти никогда не сопровождается стабилизацией имеющихся политических структур. Ослабление легитимности, поиски властью дополнительной социальной и международной поддержки - явления, типичные для переходного периода.
Российская модернизация наталкивается на множество помех политического патернализма и клиентелизма на пути не только роста уровня политического участия, но и развития системы в более широком социально-историческом смысле. Слабость инфраструктуры гражданского общества и отсутствие каналов самовыражения отдельных слоев компенсируются в России формированием множества элитных групп. Вместо развитого общественного плюрализма быстрыми темпами оформляется элитный корпоративизм.
Перспективы политической модернизации определяются способностью режима решить следующие группы проблем:
1) выведение из-под политического контроля преобладающей части экономических ресурсов;
2) создание открытой социальной структуры путем преодоления жесткой территориальной и профессиональной закрепленности людей;
3) формирование политических институтов и культуры, обеспечивающих взаимную безопасность открытого политического соперничества различных сил в борьбе за власть;
4) создание эффективной системы местного самоуправления и федеральной системы управления, способных стать альтернативой традиционному бюрократическому централизму.
*31. Геополитика: сущность и принципы.
Геополитика есть наука об отношении земли и политических процессов. Она зиждется на широком фундаменте географии, прежде всего географии политической, которая есть наука о политических организмах в пространстве и об их структуре. Более того, геополитика имеет целью обеспечить надлежащим средством политическое действие и придать направление политической жизни в целом. Тем самым геополитика становится искусством, именно искусством руководства практической политикой. Геополитика рассматривает государство не в статике, как постоянное, неизменное образование, а в динамике — как живое существо. Такой подход предложил немецкий теоретик Фридрих Ратцель (1844—1904). Геополитика изучает государство в основном в его отношении к окружению, прежде всего к пространству и ставит целью решать проблемы, возникающие из пространственных отношений. По мнению Ф.Ратцеля, в отличие от политической географии геополитику не интересуют такие вопросы, как положение, форма, размеры или границы государства, его экономика, торговля, культура. Все это в большей мере относится к сфере политической географии, которая чаще ограничивается описанием статического состояния государства, хотя может постигать и динамику его прошлого развития.
Геополитика изучает политические явления в их пространственном взаимоотношении, в их влиянии на Землю, на культурные факторы. Это географически интерпретированная политика, промежуточная наука, не имеющая независимого поля исследования.
Геополитика рассматривает пространство с точки зрения политики (государства). Она более динамична по сравнению с политической географией.
Функции: Наиболее важные из них познавательная, или гносеологическая, прогностическая, управленческая, идеологическая. Некоторые ученые называют в качестве самостоятельных функций аксиологическую, или оценочную, воспитательную, или функцию политической социализации, формирования гражданственности, политической культуры населения.
Принципы:
- Геополитический дуализм - основной принцип геополитики, утверждающий в качестве двигателя исторического процесса противостояние талассократии и теллурократии.
Принципы геополитики.
Коллинз выделяет следующие принципы:
1.Величина и преимущество в ресурсах способствуют территориальной экспансии; при прочих приблизительно равных условиях большие, более населенные и богатые ресурсами гос-ва расшир-ся военным путем за счет меньших и более бедных гос-в.
2.Геопозиционное «окраинное» преимущество способствует территориальной экспансии; гос-ва с врагами по меньшему числу направлений расширяются за счет государств с врагами на большем числе границ.
3.Гос-ва в середине географического региона имеют тенденцию со временем делиться на меньшие единицы.
4.Кумулятивные процессы приводят к долговременному упрощению (т.е. к подчинению всей территории региона 2-3 завоевателям), с масштабными гонками вооружений и между немногими соперниками.
5.Чрезмерное расширение. Приводит к ресурсному напряжению и государственному распаду.
*32.Цели и принципы современной внешней политики России.
Российская внешняя политика является одним из важнейших инструментов внутренней политики. Объективно обусловленная цель внешней политики – обеспечение максимально благоприятных условий и создание дополнительных ресурсов для собственного, внутреннего развития страны, на данном этапе – ее модернизации.
Определение характера, конкретных задач и этапов модернизации не входит в задачи данного доклада. Пока общество не выработало консенсуса по этому вопросу, внешняя политика может существовать лишь в виде наиболее общих основных принципов и направлений.
Основные принципы внешней политики России:
1. Внешняя политика должна максимизировать выгоды для всего российского общества в целом. При противоречии между краткосрочными и долгосрочными интересами в современных условиях наличия существенного «запаса прочности» приоритет принадлежит долгосрочным интересам. Следует со всей решимостью отказаться от вызванного отсутствием целей «ситуационного реагирования» и подчинения внешней политики страны частным интересам отдельных коммерческо-бюрократических групп, а то и лиц.
2. Разумный эгоизм. Пока Россия остается относительно слабой, не доминирующей в глобальном масштабе страной, она должна исходить исключительно из своих собственных интересов. Несмотря на безусловное наличие общечеловеческих ценностей, гуманитарных принципов и сочувствия к другим странам и народам Россия должна исходить из абсолютного примата национальных интересов, сознавая, что в современном мире сочувствия и жалости заслуживает прежде всего ее собственный народ, а российское государство несет ответственность исключительно перед ним, но ни в коем случае не перед другими народами.
3. Конструктивный реваншизм. На протяжении последних 18 лет наша страна последовательно отказывалась от своего влияния в мире, подрывая тем самым ресурсную базу своего развития. Любое стремление к модернизации объективно требует расширения сферы российского влияния. В частности, российский рынок даже при условии разумного протекционизма неприемлемо узок для целого ряда российских же производств. Без выхода на внешние рынки целые отрасли – например, гражданское авиастроение и производство оборудования для атомных электростанций – не смогут существовать. А устойчивый контроль за внешними рынками высокотехнологичных товаров требует политического влияния на соответствующие общества.
4. Балансирование интересов. Будучи слабым субъектом глобальной конкуренции, Россия не может сегодня противостоять ни одной из развертывающихся в мировом масштабе экспансий – финансово-экономической Запада, идейно-религиозной ислама и этнической Китая. Потому Россия должна поддерживать такое равновесие между ними, при котором эти экспансии будут двигателями ее развития, а сама она не будет зависеть ни от одного из их источников или, в крайнем случае, будет зависеть от них одинаково.
Более важной целью является сохранение максимальной степени свободы, так как попадание России в преобладающую зависимость от одного из источников экспансий нарушит глобальное равновесие и создаст предпосылки для поглощения им России
*33.Глобальные проблемы современности.
Глобальные проблемы современности - проблемы, возникшие во второй половине XX в. в результате мощного развития производительных сил (в условиях НТР) и достижения таких масштабов общественного производства, когда появляется угроза нарушения баланса между обществом и природой, от которого зависит существование и прогресс человеческой цивилизации. Г. п. с. носят общечеловеческий характер, имеют планетарные масштабы проявления, отличаются комплексностью, динамизмом, остротой. Поэтому решение глобальных проблем современности возможно лишь при рациональном сочетании национальных усилий с деятельностью эффективной системы международного сотрудничества. В связи с этим в 1960-е гг. возникла специальная наука глобалистика - научное направление, предметом исследований которого служит происхождение, пути решения глобальных проблем современности, а также макросоциоприродные системы и их динамика.
Выделяют следующие группы проблем: а) связанные со взаимодействием человека и природы - экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, демографическая. Важным является осознание проблемы конечности природных ресурсов и катастрофического загрязнения окружающей среды. Подсчеты специалистов показали, что энергоресурсы Земли истощаются и их не хватит даже на ближайшие 100 лет; вырубка лесов в мировом масштабе в 18 раз превышает прирост; один сантиметр чернозема накапливается за 300 лет, а погибает за 3 года; на каждый квадратный километр океанской воды приходится 17 т различных отбросов с суши; 80 процентов всех болезней вызваны недоброкачественной питьевой водой; выброс вредных веществ в атмосферу в США составляет 150 млн. т в год, в СНГ - 100 млн. т; кислотные дожди и разрушение озонового слоя атмосферы - последствия потребительского отношения человека к природе; б) связанные со взаимодействием личности и общества - проблема голода, проблема высокой смертности и охраны здоровья, "загрязнения духовной среды обитания" человечества, международного терроризма (по данным ООН, ежегодно от голода в мире умирает 50 млн. человек; обострилась проблема СПИДа, наркомании, что усугубляется демографической ситуацией на планете: в конце XX в. население Земли достигло 6 млрд. человек); в) связанные со сферой международных отношений - проблема предотвращения угрозы новой мировой войны, сокращение разрыва в уровне экономического развития между Севером и Югом (развитыми и развивающимися странами). (Исследователи разных стран пришли к единодушной оценке, что третья мировая война, если она разразится, станет трагическим финалом всей истории человеческой цивилизации; наиболее губительным следствием возможного применения ядерного оружия, а также глобальных аварий в результате использования атомной энергии станет гибель всего живого и наступление "ядерной зимы"; 5 процентов накопленных ядерных запасов достаточно для того, чтобы ввергнуть планету в экологическую катастрофу.)
Глобальные проблемы современности взаимосвязаны между собой. Так, решение экологических проблем невозможно без решения экономических вопросов, экономическое отставание стран "третьего мира" тесно связано с демографической проблемой, на обострение экологических проблем влияет гонка вооружений, на ликвидацию ядерного оружия требуются затраты, соотносимые с теми, которые были потрачены на его производство.
Ученые-глобалисты предлагают различные варианты решения глобальных проблем современности: изменение характера производственной деятельности - создание безотходного производства, теплоэнергоресурсосберегающих технологий, использование альтернативных источников энергии (солнца, ветра и т. п.); создание нового миропорядка, выработка новой формулы глобального управления мировым сообществом на принципах понимания современного мира как целостного и взаимосвязанного сообщества людей; признание общечеловеческих ценностей, отношение к жизни, человеку и миру как к высшим ценностям человечества; отказ от войны как средства решения спорных вопросов, поиск путей мирного разрешения международных проблем и конфликтов.
В 1970-х гг. были введены в действие разного рода программы, начали работу местные, национальные и транснациональные организации. Разработана Программа Объединенных Наций в защиту Окружающей среды, вызвавшая в 1992 г. в Рио-де-Жанейро первый саммит Земли. Забота об окружающей среде становится институциональной. РФ участвует в международных программах, развивается школа российской глобалистики.
*34. Концепция «Устойчивого развития». Основные тенденции развития международного политического процесса.
Под принципом (от лат. principium - начало - основа) понимают, основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, концепции, мировоззрения, политической организации. Исходя из понятия принципа, подпринципами устойчивого развитияпонимаются исходные положения данной концепции. Необходимо отметить, что однозначного набора принципов устойчивого развития на сегодняшний день нет и, скорее всего, не будет и в дальнейшем. Дело в том, что когда речь заходит о принципах устойчивого развития, то необходимо определится об устойчивом развитии чего идёт речь. Ведь понятие устойчивого развития региона отличается от понятия устойчивого развития предприятия, а устойчивое развитие страны от устойчивого развития общества в целом. В связи с этим мы и получаем большое количество правил/принципов, которые, безусловно, соответствуют идеологической основе устойчивого развития, однако, которые не являются универсальными.
В данной главе мы выделим те принципы устойчивого развития, которые не зависят от уровня, на котором их применяют.
Главный принцип устойчивого развитиясформулирован в самом определении концепции устойчивого развития: «Устойчивое развитие–это развитие, при котором нынешние поколения удовлетворяют свои потребности, при этом, не ставя под угрозу, возможность удовлетворять свои потребности будущие поколения». Другими словами, это можно сформулировать как: «справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды».
Главным фактором, влияющим на достижение устойчивого развития, является адекватный учёт долгосрочных тенденций развития системы природа-общество-человек. В связи с этим, к универсальному принципуможно отнести тезис Римского клуба «Думай глобально, действуй локально». Данный принцип несёт в себе глубокий смысл того, что любое действие человека (или общества в целом) неизбежно ведёт к ответной реакции окружающей его системы. Это означает, что необдуманные действия могут привести к катастрофическим последствиям. Как говорится в первом экологическом законе Б. Коммонера «всё связано со всем» и об этом необходимо помнить.
Особой отличительной чертой концепции устойчивого развития является учёт экологической компоненты наравне с экономической и социальной. Учитывая данный факт, можно сформулировать следующие три принципа устойчивого развития с позиций рационального природопользования:
1) темпы потребления возобновляемых ресурсов не должны превышать темпов их восстановления;
2) темпы потребления невозобновляемых ресурсов не должны превышать темпов разработки их устойчивой возобновляемых замены;
3) интенсивность выбросов загрязняющих веществ не должна превышать возможности окружающей среды поглощать их.
Данные принципы были сформулированы американским экономистом, профессором факультета государственной политики Университета штата Мэриленд, Германом Дейли (Herman E. Daly). Эти принципы являются исключительно важными, т.к. они содержат основные правила рационального природопользования. Следование данным правилам является необходимым условием достижения устойчивого развития, т. к. противоположный вариант природопользования ведёт к экологическим проблемам и разрушению окружающей среды, а без природной основы, без природных ресурсов никакое развитие не возможно.
*35. Личность как субъект и объект воздействия. Проблемы соблюдения прав и свобод человека и гражданина в России.
В своем реальном, повседневном выражении политика всегда представляет собой совокупность различного рода действий (акций) и взаимодействий (интеракций) конкретных субъектов (акторов) в сфере их конкурентной борьбы за государственную власть.
Под субъектами (акторами) политики можно понимать всех тех, кто принимает реальное участие во властном взаимодействии с государством, независимо от степени влияния на принимаемые им решения и характер реализации государственной политики. Субъекты бывают трех типов: индивидуального (микроактора), группового (макроактора) и институционального (организационного актора).
К числу индивидуальных субъектов некоторые ученые, например, Д. Розенау, причисляют три вида акторов: рядового гражданина, чье участие в политике обусловлено групповыми интересами; профессионального деятеля, выполняющего в государстве функции управления и контроля, а также частного индивида, действующего независимо от групповых целей и не выполняющего при этом каких-либо профессиональных обязанностей.
Роль индивида в политике крайне специфична. Олицетворяя статус человека как относительно самостоятельного и свободного существа, чьи интересы и возможности, так или иначе противостоят обществу и государству, индивид (личность) символизирует смысл и ценность любой коллективной деятельности.
Государство и индивид взаимодействуют между собой как два взаимосвязанных и одновременно в известной степени взаимооппозиционных начала социальной жизни. Каждый из них не только обладает различными правами и возможностями, но и олицетворяет два различных источника и принципа организации власти в обществе. Конечно, человек и власть меняются, меняются и их интересы, а главное - возможности в преобразовании социума. И все же сложившаяся практика говорит о том, что принципиальные отношения между ними сохраняются.
Государство и индивид должны действовать в соответствии с принципами солидарности и субсидарности. Первый принцип предполагает, что благо (и горе) каждого неразрывно связано с процветанием (или ослаблением) целого, с заботой каждого друг о друге и о государстве как воплощении гражданских уз. Второй принцип означает, что государство обязано оказывать помощь тем, кто не в состоянии самостоятельно организовать достойную жизнь, у кого нет для этого необходимых средств и духовных сил.
Конкретным выражением значимости для политических систем гуманистических принципов и ценностей применения власти являются права человека. Права человека - совокупность норм и принципов, которые закрепляют систему политических отношений, гарантирующих предоставление индивиду определенных свобод и социальных благ.
Можно выделить следующие четыре группы нарушений прав человека со стороны государства и отдельных политических сил (в порядке значимости):
- геноцид и этнические "чистки", гражданские войны, политический терроризм;
- апартеид, расовая дискриминация, сегрегация;
- ограничение политических прав гражданина;
- уничтожение окружающей природы, введение ограничений на получение информации, сокращение доступа к культурным ценностям.
К таким способам относятся, например, введение неоправданных (возрастных, материальных, территориальных) цензов, ограничивающих возможности граждан на формирование органов власти и на участие в их работе; или закрепление разрешительного вместо регистрационного порядка регулирования политической активности населения, при котором власть берет на себя правоустанавливающие функции, что, в конечном счете, отрицает фундаментальный характер политических прав.
Предотвратить нарушения прав человека можно только при должной политической воле правящего режима, а в более широком плане - при установлении в конкретных странах гарантий взаимной ответственности государства и гражданина
*36(1вар). Политическая культура личности. Политическая социализация: сущность, средства, каналы и этапы.
Формирование, воспроизводство и развитие политической культуры как отдельной личности, так и общества в целом осуществляется через усвоение и поддержание людьми ее норм, образцов и стандартов поведения, традиций.
Полит. социал-ия – процесс постепенного усвоения требований статусного и ролевого поведения, стандартов сложившейся полит. культуры об-ва, ведущий к формированию у человека качеств и свойств, позволяющих ему адаптироваться в конкретной политической системе и выполнять там определенные функции.
Важнейшие функции п. с.: достижение личностью умений ориентироваться в политическом пространстве и выполнять там определенные властные функции => П. с. как двуединый процесс: с одной стороны, фиксирует усвоение личностью определенных норм, ценностей, ролевых ожиданий и проч., требуемых политической системой, с другой - демонстрирует, как личность избирательно осваивает эти традиции и представления, закрепляя их в тех или иных формах политического поведения и влияния на власть. => Влияние общества на политические качества личности, а также контроль за ходом п. с. в решающей степени ограничиваются внутренними убеждениями и верованиями человека.
Особую роль в усвоении человеком культ. стандартов играют агенты социализации:семья, сис-ма обр-ия, обществ. и полит. институты, церковь, СМИ, а также отдельные полит. события (революции, репрессии, голод и пр.). Они обладают способностью кардинально влиять на систему убеждений и верований человека.
Если в традиц. об-ве особое влияние – семья, церковь, то в гос-вах соврем. типа - образоват. и коммуникат. структуры, на более поздних этапах модерна – воздействие «медиа-моделей» - норм и ориентаций масс. полит. сознания, кот. задаются рекламой телевидением и др. СМИ.
Характер влияния тех или иных агентов соц-ии может быть различен в зависимости от того, оказывает ли преимущественное влияние на человека об-во или гос-во. Гос-во формирует взаимодействие всех агентов в рамках генерализованного потока социализации. Цель – формирование лояльности правящему режиму, усвоению людьми ценностей господств. полит. культуры и идеологии. Такое воздействие связано с поощрением полит. пассивности, консерват. убеждений.
Этапы п. с.:
1) Первичная социализация -первоначальное (обычно с трех-пяти лет) восприятие человеком политических категорий, которые постепенно формируют у него избирательно-индивидуальное отношение к явлениям полит. жизни. Д. Истон и И. Денис различают четыре аспекта процесса социализации: непосредственное «восприятие» ребенком политической жизни, информацию о которой он получает из оценок родителей, их отношений, реакций и чувств; «персонализация» политики, в ходе которой те или иные фигуры, принадлежащие к сфере власти, становятся для него образцами контакта с полит. системой; «идеализация» этих политических образов, т.е. образование устойчивых эмоциональных отношений к политике; «институциализация» обретенных свойств => усложнение политической картины мира ребенка и его переход к самостоятельному видению политики.
Особенность первич. этапа п. с.: человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам культуры, еще не понимая их сущности и значения. => Для сохранения естественного характера включения ребенка в полит. мир необходимо соблюдать определенную последовательность в применении механизмов передачи ребенку полит. норм и прошлого опыта.
2) Вторичная п. с. характеризует этап деятельности человека, когда он освоил приемы переработки информации и осуществления ролей, способен противостоять групп. давлению и выразить свою способность к индивидуальному пересмотру идеолог. позиций, переоценке культ. норм и традиций. => Главная роль - обратная социализация, характеризующ. влияние человека на отбор и усвоение знаний, норм, приемов взаимодействия с властью. Вторичн. социализация - самокоррекция человеком своих ценностн. представлений, предпочтит. способов полит. поведения и идеолог. позиций.
*37.Политическая культура общества: понятие, структура, функции.
Появление термина П.к. – XVIII в., труды философа Гердера. Появление теории, изучающей политику через призму культуры, - 50-60-е гг. XX в. (в рамках западной политологической традиции).
На сегодн. день в пол-ии 3 подхода к трактовке п.к. 1) П.к. отождествл. с совокупностью дух. явлений (Алмонд, Верба, Дивайн, Краснов) => П.к. как форма обществ.созн., не включающая практические, поведенческие формы своего существования. 2)П.к. как проявление нормативных требований (Вайт) или совокупность типичных образцов поведения человека в политике (Плейно).=> п.к. – регулятор политического поведения. 3)П.к. как способ, стиль полит.деятельности человека (в основе - идеалы, убеждения, принципы и пр.) (Шапиро, Шаран, Розенбаум). В дан. случ. п. к. – постоянно реализуемая на практике внутренн. программа жизнед-сти человека, совокупность дух. кодов его полит. поведения, свидетельств. об усвоенных им нормах и традициях гос. жизни.
Общепризнанная точка зрения:центральная рольв п.к. принадлежит ценностным ориентациям - руководящим принципам полит. д-сти человека. Эти внутренние представления позвол. человеку оценивать полит. объекты с т. зр. своих интересов, намерений. Они определ. восприятие ч-ком полит. действ-сти. Оценки и суждения позвол. ч-ку осознать свою идентичность или отличия от представителей иной системы ориентаций. Полит. ценности - рез-т освоения ч-ком мира политики. Они испытывают влияние со стороны об-ва (происходит за счет усвоения человеком норм полит. системы, которые несут в себе требования к поведению, а также передают позитивн. опыт прошлого, представл. в традициях, обычаях, стереотипах деят-сти).
У п. к. нет механизмов контроля, кроме ограничений чел. сознания => п. к. нельзя изменить, насильственно заставляя человека предпринимать д-ия, не сопряженные с его внутр. выбором. Но выбором управлять можно (СМИ).
П.к. рассматривается также как часть общенац., общесоциальной культуры.=> п. к. как содержащиеся в к-ре определенной страны явления, относящ. к миру политики. Эти явления испытывают влияние религии, нац. менталитета, достигн. уровня науки и техники, образования и др. П.к. выражает дух народа в символах и атрибутах гос-сти, интегрируя об-во, обеспечивая стаб-сть.
П.к. – совокуп-сть типичных для конкр. страны форм и образцов поведения людей в публ. сфере, воплощающих их цен. предст-ия о смысле и целях развития мира пол-ки и закрепляющ. устоявшиеся там нормы и традиции взаимоотношения гос-ва, лич-сти и об-ва.
2 т.зр.: 1) п.к. д. обладать общегуманист. содержанием => фашист., шовинистск. и др. режимы не м. расширять культ. простр-во и рассматр-ся в качестве п. к. 2)П.к. д. включать любые влияющ. на пол-ку ценности и образцы пов-ия.
П.к. содержит субкультуры – подсистемы ориентаций и моделей полит. пов-ия.
Функции п.к.:
- идентификация: раскрывает потребность человека в понимании св. групп. принадл-сти и опр-ии способов выражения и отстаивания интересов соответств. общ-сти;
- ориентация:хар- т стремление ч-ка к пониманию собственных возмож-стей при реализ-ии прав и собод в конкр. полит. сис-ме;
- предписание: значимость опред. ориентаций, норм и представл-ий, определяющ. направленность и границы повед-ия ч-ка;
- адаптация: потреб-сть в приспос-ии к изменяющ. полит. среде;
- социализация: обретение ч-ком навыков и св-в, позвол. ему реализ-ть свои гражд. права, полит. ф-ии и интересы в той или иной сис-ме.
- интеграция (дезинтеграция): обеспечив-т группам возм-сть существ-ия в рамках опред. полит. сис-мы, сохран-ия цел-сти гос-ва и его взаимоотн-ий с об- вом в целом;
-коммуникация: обеспечивает взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.
Структура п. к.
Оказывает влияние на х-р осуществл-ия ф-ий. Ее эл-ты воплощают ценностно-смысл. детерминацию поведения чел-ка в сфере власти.
В общем виде: рац. компоненты (опора ч-ка на осозн-ие им собств. интересов и статусов, соотнесение целей и ср-в их дост-ия ) и иррацион. комп-ты (эмоц-чувств. восприятие мира).
Основные элементы:
Полит. знания(в основе – состояние объект. знания о полит. явлениях; истор. знание; знание перспектив развития чел. об-ва).
Полит. опыт.При передаче подвергается внешним воздействиям, либо укрепляющим полит. культуру, либо видоизменяющим ее.
Полит. сознание(восприятие субъектом политики) - стержневой компонент полит. культуры.
Также важнейш. элементы полит. культуры:
- Полит. поведение. Характеризует отношение к власти, к господству, к конфликту, согласию, совместным действиям. Важнейший индикатор полит. культуры.
- Полит. деятельностькак способ существования культуры. Предполагает сознат. и добровольн. вмешательство человека или группы лиц в отнош-ия господства и подчинения с намерением реализ-ии своих полит. целей.
Структур-ие п. к. возможно с учетом различного значения и роли цен. ор-ий для формир-ия полит. д-сти чел-ка: цен. ор-ия на мировоззренч. уровне (человек встраивает представления о политике в свою индивидуальную картину мировосприятия),гражданском (где, осознавая возможности органов государственной власти и собственные возможности защищать свои права и интересы, человек вырабатывает новый уровень понимания своего политического статуса), а также насобственно политическом ( человек вырабатывает отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и оппонентам и т.д.).
Еще один критерий структуризации п. к. – принадлеж-сть людей к соц., нац, демогр, террит, конфес. и др. обществ. группам.=> п. к. как совок-сть субкульт. образований, хар-х наличие у их носителей различий в отн-ии к власти и гос-ву.
*38. Типологизация и моделирование политических культур.
Существует множество типов политической культуры, выражающих преобладание в стиле политического поведения граждан определенных ценностей и стандартов, форм взаимоотношений с властями, а также иных элементов, сложившихся под воздействием географических, духовных, экономических и др. факторов.
В основании типологии п.к. м. лежать специфика разнообразных политических систем (X. Экстайн), стран и регионов (Г. Алмонд, С. Верба), типов ориентаций граждан в политической игре (в частности моралистских, индивидуальных или традиционных - Д. Элазар), открытость или закрытость политических ценностей к инокультурным контактам (Р. Шварценберг), внутренняя целостность культурных компонентов (Д. Каванах), идеологические различия (Е. Вятр и др.), общекульт. поведенч. особ-сти чел-ка (М.Даглас), отличия д-сти элит. и неэлит. слоев.
Выделяют рыночную п. к. (политика как разновидность бизнеса, рассматривается как акт свободного обмена деят-стью граждан) и этатистскую (главентсв. роль в организации полит. жизни - гос. институты), а также традиционную п. к. (соответств. аграрн. этапу разв-ия об-ва), модернистскую (развитие традиций и ценностей на основе индустр. способа произв-ва) и постмодерн. (формирование норм на основе качеств. повышения полит. роли электрон. СМИ и инф. технол-ий).
Классификация Алмонда и Вербы («Гражданская культура»). 3 типа п. к.: парохиальный (хар-но отсутствие интереса гр-н к пол. жизни), подданический (ориентация на полит. институты, невысокий ур-нь индивид. актив-сти гр-н), партисипаторный (заитерес-сть гр-н в пол. участии).=> наблюдается смешение типов, наиболее оптимально – синтетическая к-ра гражданств-сти (преобладание подданическ. установок и активистск. форм участия в пол-ке)
Др. критерий – специфика цивилиз-ии.
Идеалы политической культуры западн. типа восходят к полисной (городской) организации власти в Древней Греции (предполагается обязательность участия граждан в решении общих вопросов), а также к римскому праву (утверждается гражданский суверенитет личности. => воплощение в дан. культуре ценностей гумм-ма, человеч. свободы, плю<