Масштабы культурного строительства
Ленинские принципы политики в области культуры
Ленин видел в революции возможность преодоления отсталости России и считал установление политической власти пролетариата предпосылкой развития культуры. Ленин рассматривал политические, экономические и культурные вопросы во взаимосвязи. В 1923 г. Ленин пишет о культурном перевороте, о культурной революции, перед лицом которой мы стоим. Культурной революции вполне достаточно для того, чтобы стать вполне социалистической страной.
Взаимодействие старой и новой культуры (пролетарской культуры) Ленин видел как диалектический процесс. Новая культура вбирает в себя элементы старой, преодолевая ее реакционные стороны. Ленин мечтал о том, чтобы все чудеса техники, все завоевания культуры стали общенародным достоянием. Ленин подчеркивал коренное различие буржуазной и социалистической культур по их классовому содержаниюи социальному назначению.
Новая, социалистическая культура, по мысли Ленина, должна выражать интересы трудящихся и служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм. В результате культура из достояния элиты станет достоянием народных масс. Народные массы должны принять активное участие в духовном творчестве. В основе социалистической культуры лежит пролетарская идеология (пролетарская культура). Ленин считал, что культура должна быть тесно связана с политикой. Ленин предостерегал от торопливости в решении культурных вопросов, культурно можно победить в длительный срок. Ленин при этом воздерживался от указания сроков решения задач в области культуры. Все эти мысли современные исследователи обычно называют ленинской концепцией культурного строительства и культурной политики советской власти. Ленин рассматривал политические, экономические, социальные и культурные преобразования Советской власти в тесной взаимосвязи. В 1923 г. Ленин назвал скачок в области культуры, который должна была совершить Россия, культурной революцией (культурный переворот). При этом не надо забывать о том, что Ленин имел в ввиду две стороны культурной революции - идеологическую и социальную. Сам термин Ленин употреблял только применительно к периоду перехода к социализму ("одно-два десятилетия").
Пролеткульт
В сентябре 1917 г. возник Пролеткульт. Пик его влияния приходится на 1918 - 1920 гг. Его влияние охватило большинство культурных организаций и прессы. («Пролетарская культура», «Грядущее», «Горн», «Гудки».) Пролеткульт издавал около 20 журналов, имел отделения за рубежом). К 1920 г. вокруг местных организаций объединялись более полумиллиона человек. Широко бравировали фразой: "для того чтобы прийти к своему собственному искусству, пролетариату придется до конца вытравить фетишистский культ художественного прошлого и опереться на передовой опыт современности. Основной задачей пролетарского искусства является не стилизация под прошлое, а созидание, сознательное и органичное созидание будущего". Наиболее активно возражали против культурного прошлого его знатоки: Маяковский, Асеев, Третьяков, Пастернак, Тихонов, Сельвинский, Бабель, Эренбург, Мейерхольд, Радлов, Эйзенштейн, Лисицкий, Татлин, Дзига Вертов, Родченко и др. Начинается травля профессионализации в искусстве и нужность профессионального искусства вообще (Плотнев, Богданов). Концепция "пролетаризации культуры" стремится к всемирному масштабу. Организуется специальный журнал "Литература мировой революции". Пролеткульт стал постепенно культом Пролетариата.
Пролеткультовцы своеобразно понимали культурное наследие - они предлагали брать так, " чтобы не подчиняться царящему в нем духу прошлого. . . наследство не должно господствовать над наследниками, а должно быть только орудием в его руках". В 1922 г. "Правда" опубликовала статью председателя ЦК Пролеткульта В. Ф. Плетнева "На идеологическом фронте", которую Ленин оценил как "фальсификация исторического материализма". Началась новая дискуссия о роли Пролеткульта.
В 1919 г. А. В. Луначарский - нарком просвещения - встревоженный крайними тенденциями "пролетаризации культуры", пытается истолковать смысл пролетарского просвещения широко. Но все предостережения такого рода были напрасны, хотя Ленин и предлагал не выдумывать свою особую культуру, замыкаться в свои обособленные организации.
Масштабы культурного строительства
После революции был создан Наркомпрос, в ведении которого находились школы, высшие учебные заведения, учреждения внешкольного и дошкольного воспитания. Он же занимался вопросами развития искусства, литературы, издательского дела.
В декабре 1917 г. было введено новое правописание, а с 1 (14) февраля 1918 г. - общеевропейский календарь.
Декреты, принятые Советской властью в первые годы, дают представление о масштабах культурной работы: просвещение, театральное дело, национализация художественных собраний, охрана памятников истории и культуры, создание рабочих факультетов, национализированы театры и кинодело.
В 1918 г. была открыта Социалистическая академия, в 1919 г. - Коммунистический университет. В 1919 г. выходит первое издание собраний сочинений Ленина. Создается сеть научных и учебных заведений: Институт Маркса и Энгельса, Институт партии, Институт Красной профессуры, Институт Ленина, Коммунистический университет трудящихся Востока и национальных меньшинств. Советские издательства приступили к изданию произведений Маркса и Энгельса, Плеханова, Фейербаха, А. Бебеля, К. Либкнехта, Герцена, Троцкого, Каменева, Зиновьева и др.
Облегчение” культуры
Но революционистская идеология культуры свои корни в массы пустила очень глубоко, ведь она предполагала "облегчение" культуры для недостаточно подготовленных людей. Пролеткульт довольно скоро исчерпал свои возможности (Троцкий в области культуры отвергал претензии Пролеткульта; Бухарин выступил за авторитарную культурную политику; Ленин считал Большой театр куском чисто помещичьей культуры, но вновь подчеркивал важность задачи взять всю буржуазную культуру себе и не выдумывать чисто пролетарской культуры).
Лучшие представители русской культуры, предвидя свою ненужность в новом социалистическом обществе и свою участь, эмигрировали сами. Это: Бунин, Ходасевич, Мережковский, композитор Рахманинов, художник Кандинский и др. Других выслали в 1922 г. и они стали в авангарде западной культуры XX века. Третьи, как Шаляпин, оказались "невозвращенцами". Идет формирование лозунга - "Кто не с нами, тот против нас". В начале 20-х годов сотни профессоров и писателей высылаются из России, арестовываются и даже расстреливаются (Н. Гумилев был расстрелян раньше).
Новые тенденции в развитии советской литературы и искусства (20-30-е года)
На рубеже 20-30 гг. наметилась новая тенденция в литературно-художественной жизни. Начался поворот к реализмуи организационному единству. В 1925 г. была создана Федерация советских писателей. Укреплялись связи между группами в изобразительном искусстве, архитектуре, музыке. Была усилена культурно-идеологическая работа среди деятелей литературы и искусства, непролетарских писателей перестали печатать. Дальнейшая политика была определена в постановлении партии от 1932 г. Было решено ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей и объединить всех писателей, поддерживающих советскую власть и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем (во главе с М. Горьким).
Один из лидеров коммунистической партии Бухарин, Павло Тычина, акын Джамбул, ученые-академики Богомолец, Палладии на I-м съезде Союза писателей (1937) назвали имена писателей, чуждых советской действительности (Пастернак, Мандельштам, Васильев, Сельвинский). Начался литературный расстрел. Начался литературный расстрел. Союзы, подобные союзу писателей, были созданы и в других видах искусства. Была выработана концепция социалистического реализма в духе правдивости, конкретности, с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма. Метод реализма трактовался упрощенно, критики считали, что в центре внимания должен быть обязательно положительный герой, активный преобразователь жизни. Многие жанры и темы фактически исчезли из художественной жизни. Многие выдающиеся произведения тех лет дошли до зрителя и читателя только в период “оттепели” и с конца 80-х годов (“перестройка”). Это творчество А. Лентулова, Д. Штеренберга, М. Булгакова, А. Платонова, А. Ахматовой, П. Филонова, К. Малевича, П. Корина, О. Мандельштама, И. Машкова, Р. Фалька; включая русское зарубежье - Ф. Шаляпин, С. Рахманинов, И. Бунин, К. Коровин и др.
Ведущей темой в искусстве и литературе становится революция и социалистическое строительство. Этому посвятили свой талант: М. Горький, М. Шолохов, Н. Островский, Л. Леонов, М. Шагинян, В. Катаев, И. Эренбург, А. Толстой, М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, С. Маршак, А. Гайдар, Б. Житков, Вс. Вишневский, В.И. Немирович-Данченко, К. Станиславский, В.И. Качалов, И.М. Москвин, А.В. Нежданова, Г. Козинцев, С. Герасимов, И. Хейфиц, А. Зархи, Г. Александров.
Музыкальная жизнь страны в те годы была связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского, Е. Мравинского, Б. Хайкина. Были созданы музыкальные ансамбли: квартет им. Бородина, Большой государственный симфонический оркестр, оркестры государственной филармонии. В 1932 г. был образован Союз композиторов СССР.
Процесс объединения творческих сил шел и в изобразительном искусстве. Начали создаваться союзы художников. В 1932 г. возник Союз советских архитекторов.