Влияние социальных факторов на образование 4 страница
в) вероисповедание, или специфическая система верований;
г) ритуалы, или образце поведения по отношению к священным и сверхъестественяым силам;
д) представление о "праведном" образе жизни.
1. Существует несколько способов классификации религий. Первый систематизирует религии по названиям, данным их представителями (протестантами, католиками и пр.). Другой способ (называемый системой Беллаха) ориентируется на степень примитивности или сложности определенного типа религии. Беллах выделил пять следующих категорий религий: примитивную, архаическую, историческую, раннемодерную и модерную. Третья система, предложенная Вебером, акцентирует внимание на характере верования о спасении души - следует ли избрать пассивный (мистицизм) или активный (аскетизм) способ спасения души в этом или ином мире.
2. К религиозным организациям относятся церковь, секта, деноминация и культ. Церковь тесно связана с обществом и действует внутри него. Секта отвергает ценности господствующего общества и, как правило, требует "обращения" верующих и преданности определенным верованиям и ритуалам. Деноминация или вероучение - промежуточная форма между церковью и сектой. Она поддерживает нормальные отношения с обществом, но ей приходится конкурировать с другими деноминациями для привлечения новых членов. Наконец, культ можно считать сектой, придерживающейся крайних воззрений и призывающей к радикальным изменениям личности и общества.
3. Религия отличается от колдовства тем, что она сама по себе является самодостаточной целевой ценностью жизни, в то время как колдовство лишь средство достижения каких-то целей. Однако во многих религиях содержатся элементы колдовства.
4. Религия помогает человеку в какой-то мере преодолеть страх смерти и пережить несправедливости, с которыми он сталкивается в жизни,
5. Дюркгейм полагает, что социальная функция религии отражение и укрепление общественных связей. Особенно яркое воплощение эта функция находит в исполнении ритуалов.
Сторонники конфликтологической теории утверждают, что религия поддерживает господство одних групп общества над другими. Низшим классам внушают надежду на лучшую
жизнь в ином мире, что отвлекает их от проблем земных. В теории конфликта подчеркивается взаимосвязь между религиозными движениями и политическими конфликтами.
1. Религия может способствовать социальным переменам. В знаменитом исследовании Вебера выявлена связь1 между кальвинистскими верованиями, протестантской трудовой этикой и развитием капитализма. Недавние события в мире также подтверждают влияние религии на общество, например революция в Иране.
2. Для религиозной жизни США характерны плюрализм и высокая степень терпимости. Различные религиозные группы занимают разные социальные позиции, но за последние десятилетия наметилась заметная тенденция к конвергенции взглядов протестантов и католиков. Степень религиозной активности в большей мере влияет на особенности социального взаимодействия, чем формальное членство в определенной деноминации.
1. Трудно оценить религиозность, или религиозное чувство. Посещаемость церкви нельзя считать надежным показателем религиозности, поскольку некоторые люди ходят в церковь и по другим причинам. В то же время бывает так, что подлинно религиозные люди не посещают церковь. Однако, если говорить о личных религиозных верованиях, следует отметить, что в США уровень религиозности достаточно высок.
2. Для современной религии характерна тенденция к секуляризации - религиозные верования и ритуалы ставятся под сомнение, религия утрачивает свое социальное влияние. Развитие науки, установление национального государства, распространение капитализма, компромиссы по спорным вопросам религии, утрата связи людей с общностью и конкуренция церкви с другими институтами способствуют секуляризации. В ответ на эту тенденцию организованная религия стала проявлять стремление к экуменизму - достижению более глубокого сотрудничества и взаимопонимания между различными конфессиями и вероучениями.
3. В США принцип отделения церкви от государства подвергается постоянному давлению. Правые религиозные круги стараются добиться определенного социального законодательства, например запрета абортов; организованная религия влияет на решение политических вопросов, например осуществление ядерного разоружения.
В период 60-х и 70-х годов возникло много новых религий в ходе процесса, названного новым религиозным сознанием. Выделены три типа новых вероучений: религии восточного происхождения ("Сознание Кришны"), учения, связанные с развитием потенциальных возможностей человека (учение
Сильвы об "управлении разумом") и харизматической религии (например, Церковь единения). Обычно эти верования привлекают молодых образованных людей, жизненные цели и позиции которых еще не определились.
МАКС ВЕБЕР [МАХ \УЕВЕК ] (1864-1920)
Деятельность немецкого ученого Макса Вебера оказала глубокое влияние на современную социологию. Вебер был выдающимся исследователем. Не смотря на сложности личной жизни, он внес огромный вклад в развитие социологической теории. Он работал в таких областях, как методология, социология религии и организации, стратификация и политическая социология.
Макс Вебер был самым старшим из семи детей, родившихся в семье влиятельного немецкого политического деятеля. Мать воспитала в нем глубокую веру в кальвинизм. Хотя в семье часто происходили ссоры между Родителями, в доме царила вдохновляющая, высокоинтеллектуальная атмосфера. Время от времени в нем бывали ведущие немецкие ученые. К моменту поступления в университет Вебер уже прочитал произведения немецких писателей-классиков и труды великих немецких философов. В 1891г. вскоре после получения степени доктора наук, он занялся ежедневным .упорным трудом и в течение нескольких лет написал несколько важных книг и статей. В 1886 г. он согласился занять должность профессора экономики в Гейдельбергском университете, но через несколько лет был вынужден уйти в отставку после тяжелого нервного потрясения.
Вебер рассматривал личность как основу социологического анализа. в этом отношении его взгляды противоречат точке зрения. Дюркгейма придававшего главное значение исследованию общественных структур. Вебер считал, что такие сложные понятия, как капитализм, религия и государство, могут быть глубоко осмыслены только на основе анализа поведения индивидов. Таким образом, он полагал, что ученые в области социальных наук должны исследовать мотивы поступков людей и значения, которые они придают собственному поведению и действиям других. Получая достоверные знания о поведении личности в социальном контексте, исследователь может глубже понять социальное поведение различных человеческих общностей.
Занимаясь изучением религии в течение длительного времени, Вебер показал, что ценности могут быть мощной силой, влияющей на социальные изменения. Он описал, как вера побуждала кальвинистов к жизни, исполненной труда и бережливости; оба эти качества способствовали развитию современного капитализма. Статья, в которой Вебер впервые предположилвзаимосвязь, названная "Протестантская этика и дух капитализм” была лишь первой его работой о религии. В дальнейшем он провел обширные сравнительные исследования конфуцианства, даосизма, индуизма, буддизма, иудаизма. В них Вебер выявлял взаимосвязи между социальной организацией и религиозными ценностями.
Кроме того, Вебер был сторонником строго объективного подхода к социологии. В этом отношении он не разделял точку зрения Конта и Маркса, которые считали, что ученый одновременно должен быть реформатором или революционером. Хотя ценности неизбежно оказывают влияние на выбор объектов исследования, ученые, по мнению Вебера, должны придерживаться нейтрального отношения к этим объектам.
Глава 16
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Каждое утро, отправляясь на работу, мы должны представлять более или менее точно, во что нам обойдётся покупка газеты, обед и проезд на транспорте. Приобретая в рассрочку что-то крупное, например дом, необходимо предварительно представить, сможем ли мы вносить ежемесячную плату. Короче говоря, для поддержания нормальной жизни необходим экономический порядок. Чтобы понять, насколько губительным может оказаться крах экономики и какие социальные проблемы он способен вызвать, рассмотрим чрезвычайную ситуацию, сложившуюся в Германии после первой мировой войны.
Летом 1919 г. побежденные немцы столкнулись с тяжелыми экономическими трудностями и оказались перед угрозой политической нестабильности. Согласно Версальскому договору, они должны были выплачивать крупные репарации. В стране наблюдался глубокий политический раскол, а правительство было слабым.
В начале войны покупательная способность марки соответствовала примерно 20-25 центам. В годы войны наблюдалась некоторая инфляция, но это было ничто по сравнению с тем, что последовало в дальнейшем.
После войны расходы на внутренние нужды и выплаты союзным державам стали причиной возникновения огромного национального долга. Чтобы выплатить его, германское правительство просто увеличило выпуск бумажных купюр. Это, в свою очередь, снизило покупательную способность марки.
В период с 1921 по 1923 г. г. немцев захлестнула головокружительная инфляция. Цены стремительно росли. С точки зрения рядового человека инфляция достигла невероятного уровня. В 1922 г. десяток яиц стоил в 180 раз больше, а пара туфель - в 219 раз дороже, чем в 1914 г. Бумажные деньги почти полностью обесценились. Разгневанные участники демонстраций протеста везли мимо правительственных зданий тачки, нагруженные обесцененными банкнотами. Каждое утро в газетах сообщались последние данные о валютном курсе и новых ценах (некоторые примеры приведены в табл. 16-1).
К лету 1923 г. заключение экономических сделок стало почти невозможным. Даже самая простая покупка требовала затраты нескольких минут на подсчеты. Оплата счетов занимала еще больше времени. Очереди у магазинов становились псе длиннее; и торговцы, и покупатели были одинаково раздражены. В некоторых областях крестьяне отказывались вы-
возить свою продукцию в город, и толпы горожан устремлялись в сельские районы, захватывая продукты и разворовывая зерно. Люди предпочитали обмениваться товарами, чтобы не использовать деньги.
Осенью 1923 г. экономика полностью развалилась; газета тогда стоила 5 млн марок. Все отрасли экономики были охвачены забастовками, и войска патрулировали улицы. Стремительно росла безработица; рядовому рабочему удавалось найти лишь временную работу. Почти во всех структурах общества царил хаос. Однако в годы инфляции укрепились позиции нацистской партии, возглавляемой Гитлером. Она подчеркивала необходимость строгого централизованного контроля и обвиняла евреев, коммунистов и других во всех бедах, постигших Германию.
Как удалось остановить эту кошмарную инфляцию? Главную роль сыграли решительные действия правительства. Правительство прекратило печатание бумажных купюр, сократило государственные расходы, жестко зафиксировало цены по отношению к стоимости золота и доллара. Кроме того, были ограничены кредиты и приняты другие крайние меры, например, была установлена ежегодная 100 процентная ставка на займы (Фергуссон, 1975).
Мы привели пример чрезвычайной ситуации, но он помогает понять, насколько губительными могут быть последствия экономической нестабильности. Инфляция была одной из самых серьезных проблем американской экономики в 70-е годы. Многие годы ежегодный уровень инфляции превышал 10 процентов. Резко снижался жизненный уровень людей с фиксированными доходами, в то время как те, кто брал кредиты по низким процентным ставкам, получали прибыли, поскольку расплачивались за кредиты подешевевшими долларами. Профсоюзы пытались добиться соответствия зарплаты растущим ценам, однако это лишь способствовало дальнейшему
Таблица 16-1. Инфляция марки, 1923 г.
Статья расхода | Стоимость (в марках) |
Проезд на трамвае | |
Проезд на трамвае, ежемесячный проездной би- | |
лет на одну линию | |
Проезд на трамвае, ежемесячный проездной би- | |
лет на все линии | |
Такси и автомобили | старая цена 600 000 |
Общественные бани | старая цена 115 000 |
Посещение медицинских учреждений | старая цена 80 000 |
росту инфляции. Более того, по мере увеличения зарплаты люди были вынуждены платить более высокие налоги; таким образом, увеличивались доходы правительства, которому было выгодно сохранение высокого уровня инфляции.
В этой главе мы рассмотрим некоторые характерные черты экономической жизни общества. Сначала обратимся к. различным способам организации экономики: капиталистическому, "коммунистическому и социалистическому. Затем поговорим об индивидуальной экономической деятельности людей, т.е. об их труде, и, наконец, рассмотрим важную тенденцию в развитии экономики: возникновение транснациональных корпораций. В других главах тоже обсуждаются вопросы экономики. В 9-12-й главах анализируются различные аспекты экономического неравенства, а в 20-й главе говорится о важной роли экономики в процессах социальных перемен.
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Американское общество основано на рыночной экономике, Т.е. обмене товаров и услуг на деньги. Политическая и экономическая мысль в последние два века рассматривает этот вид обмена как нечто данное по определению.
Можно предположить, что рыночная экономика - единственный нормальный способ организации экономической деятельности. Но эта точка зрения ошибочна. Когда мы взглянем беспристрастно на экономические системы то увидим множество различий между ними. Антропологи и специалисты в области политической экономии изучили сотни экономических систем, но мы ограничимся анализом основных: капитализма, демократического социализма и экономики советского типа.