Философия права изучает не только абсолютные первоосновы права, но и тот порядок, в котором эти первоосновы проявляются, способы реализации их в мире.
Сущность философии права, ее предметное поле и отличие от теории государства и права, политологии, социологии и других общественных и гуманитарных наук.
Альбов: Философия - наука о всеобщем, что лежит в основе, что управляет всем, законах этого. Она изучает право как один из моментов всеобщего. В правовой науке сложилось два основных подхода к трактовке философии права:
1) философия права представляет собой раздел философии, который изучает право - неверный подход, так как ведет к схематизму и навязыванию абстрактных схем живой правовой действительности. Такой подход является "калькой" с известного сталинского исторического материализма.
2) философия права - часть теории права, которая специализируется на методологии (точка зрения позитивизма, который отрицает значение философии, признают только позитивное право, утверждая, что мыслить можно только то, что есть).
Философия права изучает не только абсолютные первоосновы права, но и тот порядок, в котором эти первоосновы проявляются, способы реализации их в мире.
Нерсесянц: Предмет философии права –это право и закон в их различении, соотношении и искомом единстве. При этом под правом в его различении с законом имеется в виду право как сущность, т.е. присущая только праву как особенному социальному явлению и специфическому регулятору объективная по своей природе рпавовая сущность, не зависящая от воли и произвола законодателя (государства), а под законом как официально-властным явлением имеется в виду все позитивное право (все его источники, все формы его выражения), т.е. принудительно-обязательные установления, которые зависят от воли и возможного произвола зконодателя и, следовательно, могут, как соответствовать, так и не соответствовать сущности права (праву как сущности).
Дальнейшая конкретизация приведенного определения предмета философии права зависит от того понимания (и понятия) сущности права, которое лежит в основе той или иной конкретной концепции философии права.
Согласно либертарно-юридической концепции философии права сущность права - это формальное равенство, которое трактуется и раскрывается в данной концепции как всеобщая и равная мера свободы и справедливости в социальной жизни людей. Предмет философии права - это формальное равенство и формы его проявления.
В естественноправовых концепциях философии права предметная область философии права определяется различением и соотношением естественного права и позитивного права. Для сторонников юснатурализмаестественное право - это единственное подлинное право, право в собственном смысле слова, тогда как государственно установленное и официально действующее право (т.е. позитивное право) - право неподлинное, ненастоящее, произвольное, искусственное, неестественное. Поэтому философия права в трактовке юснатуралистов - это по сути дела философия естественного права.
Прямо противоположную позицию занимают представители легизма. В своих позитивистских и неопозитивистских учениях о праве они отрицают не только естественное право, но и вообще объективную сущность права, независимую от воли законодателя, официальной власти. Право для легистов - это закон (позитивное право), который именно в силу его официально-властного, принудительно-обязательного характера является настоящим правом. Поэтому для легизма философия права - это метафизическое учение о нереальных (непозитивных) объектах. Максимум, что допускают некоторые представители легизма (позитивизма и неопозитивизма), - это философия позитивного права, своего рода философское обоснование легизма и позитивистского законоведения.
Философия права, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с тгп, социологией, политологией и т. д., но в то же время обладает независимостью и самостоятельностью по отношению к ним.
Теория государства и права занимается выявлением и изучением общих закономерностей развития государства и права. Социология права исследует функционирование права в обществе под углом зрения социального аспекта. Политология изучает влияние государства и права на политическую среду.
2. Основные категории философии права и методы познания правовой реальности.
Термин «философия права» ввел в оборот немецкий юрист Густав Гуго, который понимал ее как юридическую науку, представляющую собой «разумную основу научного познания права». В противовес Гуго Гегель считал, что это философская дисциплина, а не юридическая, задачей которой является изучение идеи права. В.С.Нерсесянц так определял предмет философии права: «Философия права занимается поисками и установлением истины о праве, истинного знания о праве как специфической форме социального бытия людей и особом типе социальной регуляции». В кругу исследуемых философией права проблем: смысл права, его сущность и понятие, его место в мире, ценность и значимость, роль в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.
Категории - это наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки. Основные категории философии права: правовые идеи, правовые принципы, право и закон, сущее и должное в праве.
Специфика философии права проявляется не только в том, что она исследует, но и в том, как она это делает. Основные методы философии права (Золкин):
1) метод критической рефлексии, отличающий философское познание от нефилософского. Суть его состоит в неразрывности акта познания от акта размышления о самом познании.
2) метод рациональной дедукции, с помощью которого ФП выводит понятие права из определенных антропологических или космологических констант.
3) метод эмпирической индукции (обобщение частного проявления права в общее понятие права).
4) диалектический метод (основывается на принципе восхождения от абстрактного к конкретному – от общих и бедных содержанием понятий к системе понятий, позволяющей постичь предмет в его сущностных характеристиках).
5) феноменологический метод (раскрытие смысла права, затемненного разноречивыми мнениями, с помощью феноменологической редукции).
В ФП используется также герменевтическая, аналитическая, структуралистская и другие методологии.
В.С.Нерсесянц предлагает в качестве метода философии права «либертарный» метод –всеобщий способ правового моделирования познаваемой действительности по принципу формального равенства, способ познания действительности с позиций и в границах данного понятия права, способ правового (формально-равного) понимания, выражения, измерения, квалификации и оценки изучаемой действительности. Этому методу присущ правовой взгляд на мир, правовое виденье действительности. По сути, либертальный метод пытается доказать, что сущностью мира является формальное равенство.
3. Правовая мысль Древней Индии. Идея мирового закона.
Политико-правовая мысль в Древней Индии сформировалась и развивалась под заметным влиянием мифологических и религиозных представлений. С этим связано и то доминирующее положение, которое на протяжении многих веков занимали жрецы (брахманы) в духовной и социально-политической жизни древнеиндийского общества.
Ведийская эпоха (конец II- первая половина I тысячелетия до н.э.) основные источники изучения данного периода – Веды (сборники самых древних священных писаний индуизма на санскрите). В Ведах говорится о делении общества на четыре варны (сословия), которые созданы богами из Пуруши (первочеловек, которого боги принесли в жертву в начале мира): "...брахманом стали его уста, руки – кшатрием, его бедра стали вайшией, из ног возник шудра".
1) Брахманы - самая «высокая» и «чистая» варна, неприкосновенные, высшие из людей. Занимаются изучением священных книг, участием в суде и управлении, выработке законов и предписаний. Изгнание и острижение - единственные наказания, которые могут быть применены к данной варне.
2) Кшатрии - воины, военная и светская аристократия, из данной варны выходили цари, военноначальники, сановники. Должны взимать налоги с крестьян и пошлины с купцов, торговцев, ремесленников. Полновластные распорядители богатства, приобретаемого войной, в том числе рабов - военнопленных
3)Вайшьи - основная масса трудового люда, землевладельцев, крестьян, ремесленников, торговцев. Вашья мог быть эксплуататором.
4) Шудры- обнищавшие, оставившие общину крестьяне, чужаки, отпущенные на волю рабы. Могли иметь семью. Шудру можно продавать и покупать. Для шудры предусмотрены строгие наказания, запрещены религиозные обряды.
Члены всех раннеиндийских варн в принципе были свободны, поскольку рабы находились вне варн, однако сами варны и их члены были неравноправны: две первые варны были господствующими, а две остальные– подчиненными.
РТА - мировой закон (определяет конституцию (строение) общества, место, роль и положение (в том числе и правовое положение) различных варн (сословий), а следовательно, права и обязанности также и членов этих варн.
Брахманизм получает свое дальнейшее развитие и конкретизацию в другом памятнике древнеиндийской мысли – в Упанишадах, возникновение которых относится к IX–VI вв. до н. э.
Все варны и их члены должны, согласно Ведам и Упанишадам, следовать божественно предустановленной для них дхарме – закону, долгу, обычаю, правилу поведения.
Примерно ко II в. до н. э. относится письменное оформление на основе более древних источников известного политико-правового памятника – "Законов Ману" (воспроизводятся и защищаются соответствующие положения Вед и Упанишад о делении общества на варны, их неравенстве).
Буддизм. С критикой ряда основных положений Вед, Упанишад и брахманистской идеологии в целом в VI в. до н. э. выступил Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой (Просветленным). Он отвергает мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие, согласно Будде, зависят от собственных усилий людей.
С позиций признания нравственно-духовного равенства всех людей Будда и его последователи подвергли критике как саму систему варн, так и принцип их неравенства. «Брахман» для буддистов – это не член привилегированной варны, а всякий человек, который независимо от своей сословной принадлежности достиг совершенства путем личных усилий. Учение Будды сконцентрировано на личности. Главная цель – избавить человека от страданий, которые его сопровождают по жизни, причиной которых являются мирские желания.
Индуизм (1 тыс. до н.э.) - религия, впитавшей элемент брахманизма, буддизма и ряда других верований. Основные идеи:
1) Перевоплощение душ (сансара).
2) Закон возмездия (Карма («содеянное») представляет собой множество всех действий человека, которые в совокупности определяют его будущее).
3) Освобождение от цепи перерождений (мокша, является основной целью индуизма. Чтобы выйти из круговорота рождений и смертей и, таким образом, освободиться от всех страданий, человек должен осознать свою истинную природу).
4) Политеизм и тримурти(Брахма, Вишну, Шива). Особое место в индийском пантеоне занимает тримурти (индуистская троица), представленная тремя богами: Брахма – творец мира, Вишну – хранитель мира и Шива – разрушитель.
5) Кастовое устройство общества.