Осн. идеолог. течения современ. Либер. и неолибер.

Либер. отстаивали критич. отнош. к госуд., принципы высокой полит. ответств. граждан, религиозную веротерп. и плюрализм, идею конституцион. Гл. проблемами либер. идеологии всегда были опред. допустимой степени и характера государств. вмешательства в частную жизнь индивида, совмещ. демократии и свободы, верности конкр. Отечеству и универс. прав чел. Попытки решения этих вопросов привели к возникн. в либ. многочисл. внутр. течений. Усиление элементов госуд. идеологии и соц. целей, адаптиров.традиц.ценности либ. к эконом. и полит. реалиям 2/п XX в., заставило говорить о его исторически обновленной форме - неолиберал. Важн. достоин. полит. системы здесь провозглашалась справедливость, а правительства - ориентация на моральные принципы и ценности. В основу полит. программы неолибералов легли идеи консенсуса управл. и управляемых, необход. участия масс в полит. процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений. Неоплюралисты считают, что чем слабее правление большинства, тем оно больше соответ. принципам либерализма. Представ. праволиберальных течений (Ф.Хайек, Д.Эшер, Г.Олсон) полагают, что при плюрализме способны сформир. механизмы экспроприации большинством богатого меньшинства, а это может поставить под угрозу основопол. принципы либерализма. В то же время сохран. в неолибер. ориентация по преимуществу на публичные виды человеч. жизнедеят. (полит. активность, предприимчивость, свободу от предрассудков и т.п.), традиц. отнош. к морали как к частному делу человека (что способс. укрепл. отнюдь не всех связей и отнош. в обществе, а временами несет и опасность атомизации социума) огранич. электоральную базу этих представлений в соврем. условиях. Именно основные ценности либ. обусловили коренное изменение в массовых полит. воззрениях во многих странах мира, легли в основу многих национ. идеологий, ориентиров неоконсерв. и христианско-демокр.идеологии. На либ. основе развились многообразные теории политич. участия, демократич. элитизма и т.д. Эти грандиозные историч. изменения, вызванные влиянием либерально-демокр. ценностей, позволили ряду зарубежных теоретиков (Ф.Фукуяме) полагать, что мировое сообщество уверенно движется к «концу истории», т.е. универсализации государств, воплощ. принципы свободы и равенства граждан и потому способных решить все фундамент. проблемы челов. сообщества. Консерв. как полит. идеология являет собой не только систему охранит. сознания, предпочит. прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определ. ориентиры и принципы политич. участия, отношения к госуд., соц. порядку и т.д. Предпосылкой возникн. этих базовых представлений стали «успехи» либерализма после Великой Франц. револ. 1789 г. Потрясенные попытками радик. полит. переустройства, духовные отцы этого направления -
Ж. де Местор, Л.де Бональд и особенно Э.Берк - пытались утвердить мысль о противоестеств. сознат. преобраз. соц.порядков. Их система воззрений базировалась на приоритете преемственности перед инновациями, на признании незыблемости естеств. образом сложив. порядка вещей, предустановл. свыше иерархичности человеч.сообщества, а стало быть, и привилегией известных слоев населения, а также соответств. моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии и собствен. По их мнению, сохр. прошлого способно снять все напряжение настоящего и потому должно рассматр. как моральный долг по отнош. к будущим поколениям. Такие принципы отрицали оптимизм либер. идеологии относит. Обществ. прогресса, тот дух индивид. свободы, кот., с точки зрения консерваторов, разрушал целостность человеч. сообщества. Окрепли характерные для консерв. идеологии полит. ориентиры, в частности отнош. к констит. как к проявлению высших принципов (кот. не могут произвольно изменяться человеком), воплощ. неписаное божеств. право, убежденность в необход.правления закона и обязат. моральных оснований в деят. независимого суда, понимание гражд. законопосл. как формы индивид. свободы и т.д. И это заставляло консерваторов сомневаться в ценностях эгалитаризма, препятств. отождеств. демократии со свободой и эффект. управлением обществом. Защищая ценности и институты индустр. общества, консерватизм, как и либерализм, стал противиться госуд. вмешательству в экономику, способному затормозить развитие свободного рынка, конкуренции и нарушить привилегии представителей крупного капитала. Эти основополагающие идеи и принципы, однако, заметно модифиц.ь в процессе обществ.прогресса. Кризисное развитие индустр. держав в начале XX в. спровоцировало появл. различного рода реакционных консерват. течений: антисемитизма, расизма, иррационализма, национализма и др., кот. выказали полное неприятие демократии и стали проповедовать соц. и национ. дискриминацию. Проявился в целом нехарактерный для консерв. - уверенного в способности политики смягчать соц. напряж. - радикализм, стремление к силовым способам разрешения конфликтов. Последние десятилетия обозначили явное стремление консерв., с одной стороны, к иррацион. идеям реакц. толка («новые правые» во Франции), а с другой - к большей склонности к либ. ценностям. Второе направл. эволюции консерват. идей наиболее ярко проявилось в неоконсерв. – идеологич. течении, сформиров. в качестве своеобразного ответа на эконом. кризис 1973-1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Зап. Европе и расшир. влияния кейнсианских идей. В целом неоконсер. весьма удачно приспособил традиц. ценности консерв. толка к реалиям позднеиндустр. этапа развития общества. Многообразие стилей жизни и усиление всестор. зависимости человека от технич. среды, ускоренный темп жизни и нарушение духовного и экологич. равновесия - все это породило серьезный ориентацион. кризис в общественном мнении западных стран, поставило под сомнение многие первичные ценности евр. цивилизации. В этих условиях неоконсер. и предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, соц. стабильности, базирующейся на моральной взаимоотв. гражданина и госуд. и их взаимопомощи, уважении права и недоверии к чрезмерной демократиз., крепком госуд. порядке и стабильности. Сохр. внешнюю приверженность рыночному хозяйствованию, привилегиров. отдельных страт и слоев, эти ориентиры были четко направлены на сохр. в обществе и гражд. чисто человеч. качеств, универс. нравственных законов, без кот. никакое эконом. и техническое развитие общества не заполнит образовавшегося в людских душах духовного вакуума. Большое значение для их концептуал. имели эгалитаристские идеи франц. мыслителя Ж.Ж.Руссо и воззрения его соотечественника Ф.Бабёфа о классовой принадлежности граждан и необход. насильственной борьбы за обществ. переустройство. В целом социализм недооценивает, а то и вовсе отрицает, значение эконом. свободы индивидов, конкуренции и неодин. вознаграж. за труд как предпосылок роста матер. благосостояния человека и общества. В качестве заменяющих их механизмов рассматр. нетрудовое перераспред. доходов, полит.регулир. эконом. и соц. процессов, сознательное установл. госуд. норм и принципов соц. равенства и справедливости. Гл. прерогативами в социалис. доктрине обладает государство, а не индивид, сознательное регулир., а не эволюц. соц. процессы, политика, а не экономика.





48. Консерватизм и неоконсерв. Конс. представ. собой не только систему охранит. сознания, предпочитающую прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определ. ориентиры и принципы политич. участия, отношения к госуд., соц. порядку и т.д. Конс. возник как реакция на Великую Франц. рев. 1789-1794 гг. Потрясенные попытками радик. полит. переустройства, духовные отцы этого направления - Ж. де Местор, Л.де Бональд и особенно Э.Берк - пытались утвердить мысль о противоестеств. сознат. преобраз. соц. порядков. Система воззрений конс. базировалась на приоритете преемств. перед инновациями, на признании незыблемости естеств. образом сложившегося порядка вещей, предустан. свыше иерархичности человеч. сообщества, а стало быть, и привилегией известных слоев населения, а также соответ. моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии и собственности. По их мнению, сохр. прошлого способно снять все напряжение настоящего и потому должно рассматр. как моральный долг по отношению к будущим поколениям. Принципы отрицали оптимизм либер. идеологии относительно обществ. прогресса, тот дух индивид. свободы, кот., с точки зрения консерваторов, разрушал целостность челов. сообщества. На основе этих фундамен. подходов сформ. и полит. ориентиры: 1) признание существ. раз и навсегда установл. универс. морального порядка, санкциониров. религией;
2) естеств. неравенство людей необход.образом делит их на управл. и управляющих, что явл. основой для правления аристократии; 3) в силу природной «греховности» и «неразумности» людей функции власти должны быть закреплены за госуд. (предпочтит. полит. режим – монархия); 4) неверие в силу прогресса, опора на традиц., проверенные временем способы власти и управления; 5) отнош. к конст.и как к проявл. высших принципов, воплощ. неписаное божеств. право, кот. не могут поэтому произвольно изменяться чел.;
6) убежден. в необход. правления закона и обязат. моральных оснований в деят. независ. суда; 7) понимание гражд. законопослуш. как формы индивид. свободы и т.д. Эти основопол. идеи и принципы, однако, заметно модифициров. в процессе обществ. прогресса. Кризисное развитие индустр. держав в нач. XX в. спровоц. появл. различного рода реакционных консерват. течений: антисемитизма, расизма, иррационализма, национализма и др., кот. выказали полное неприятие демократии и стали проповедовать соц. и национ. дискриминацию. Здесь проявился в целом нехаракт. для консерватизма, уверенного в способности политики смягчать соц. напряж., радикализм, стремление к силовым способам разрешения конфликтов. В послевоен. период, когда консер. вынужден был обратиться к более тонкой и сложной апологетике капиталист. образа жизни, возникли новые формы этой идеологии. Последние десятилетия обозначили явное стремление конс., с одной стороны, к иррацион. идеям реакц. толка а с др. – к большей склонности к либер. ценностям. Второе направл. эволюции консерват. идей наиболее ярко проявилось в неоконсерв. – идеологич. течении, сформиров. в качестве своеобразного ответа на эконом. кризис 1973-1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Зап. Европе и расшир. влияния кейнсианских идей. В целом неоконсер. весьма удачно приспособил традиц. ценности консерв. толка к реалиям позднеиндустр. этапа развития общества. Многообразие стилей жизни и усиление всестор. зависимости человека от технич. среды, ускоренный темп жизни и нарушение духовного и экологич. равновесия - все это породило серьезный ориентацион. кризис в общественном мнении западных стран, поставило под сомнение многие первичные ценности евр. цивилизации. В этих условиях неоконсер. и предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, соц. стабильности, базирующейся на моральной взаимоотв. гражданина и госуд. и их взаимопомощи, уважении права и недоверии к чрезмерной демократиз., крепком госуд. порядке и стабильности. Сохр. внешнюю приверженность рыночному хозяйствованию, привилегиров. отдельных страт и слоев, эти ориентиры были четко направлены на сохр. в обществе и гражд. чисто человеч. качеств, универс. нравственных законов, без кот. никакое эконом. и техническое развитие общества не заполнит образовавшегося в людских душах духовного вакуума. Осн. ответств. за сохр. в этих условиях человеч. начала возлагалась на самого индивида, кот. должен прежде всего рассчит. на собственные силы и локальную солидарность сограждан. Такая позиция должна была поддерж. в нем жизнестойкость и инициативу и одновр. препятствовать превращению госуд. в «дойную корову», развращ. человека своей помощью. Эта модель отличалась от либер., сориентир. на предостав. самому себе индивида, кот. надлежит самостоят. отыскивать смысл бытия, «договариваться» с государством и т.д. Госуд. неоконсерваторов должно было основыв. на моральных принципах и сохр. целостности общества, обеспечивать необх. индивиду жизненные условия на основе законности и правопорядка, предоставляя возмож. образовывать политич. ассоциации, развивая институты гражд. общества, сохраняя сбалансиров. отношений общества с природой и т.д. Предлаг. неоконсерв. программы экономич. роста и сохр. политич. стабильности, предполагавшие разрешение проблем, вызванных ростом благосостояния, новое понимание роли планирования, регулир. уровня занятости и т.д., не могли решить многие вопросы общест. развития государств, втягивавшихся в постиндустр. период эволюции, таких как инфляция, обнищание населения и т.п. Однако по сравнению с его способн. дать человеку относит. целостную картину мира, отвеч. его основным нуждам и запросам, все эти частности отходили на второй план. Гл., что неоконсерватизм, согласовав рацион. отношение к действит. с моральными принципами, дал людям ясную формулу взаимоотн. между социально ответств. индивидом и полит.стабильным госуд. Неоконсер. вобрал в себя те черты консервативной идеологии и образа мысли, которые сегодня оказались способ. защитить человека на новом технологич. витке индустр. системы, определить приоритеты индивид. и обществ. программ жизнедеят., очертить облик политики, способной вывести общество из кризиса.

15. Функции и типология полит. систем.Вход - полит.системы – выход Вход- практически любое событие, кот. по отнош. к политич. системе явл. внешним, влияет на неё и способно её изменить. Выход-тветная реакция на взаимод., преобраз. полит. системой, её специализир. институтами в решения. Решения передаются как информац. сигнал в среду. Обратная связь между вх. и вых. осуществ. через окруж. среду - петля обратной связи. На ВХОД полит. системы подаются импульсы различного рода. 1. требования направл. в адрес властей, они служат сигналом о наличии в обществе определ. потребностей. 2. на ВХОДЕ существует импульс поддержки. Поддержка – есть выраж. лояльности членов общества по отношению к системе. К функциям на входе полит. системы относятся полит. социализ. и рекрутирование, артикуляция интересов, агрегирование интересов, полит. коммуникация. На вых. полит. система выполняет функции нормотворчества (законотворчества), применения правил и норм, контроль за соблюд. правил и норм. 1.Полит. социализация – процесс освоения личностью политики как особой сферы жизнедеятельности. 2.Полит. рекрутирование – означает функцию заполнения ролей в полит. системе, то есть выпол. личностями определ. полит. ролей: выборщика, гражданина, президента, депутата, министра, мэра, судьи, партийного или профсоюзного функционера. 3.Артикулир. интересов – процесс, посредством кот. выражаются требования. Непосредс. реализуют эту функцию группы интереса, кот. отражают многообр. и сложность общества. Артикулирование интересов может быть явным и скрытым. Явное артикул. выражается в чётко сформулир. требовании. Скрытые – в поведении, настроении, кот. должно восприним. политич. системой. 4.Агрегирование интересов – функция, превращ. требования в альтернативы госуд. политики. Агрегирование интересов оформл. в политич. заявления, программы, законодат.предложения, предвыборные платформы. 5.Функция полит. коммуник. обеспеч. связь между элементами полит. системы, а также между полит. системой и средой. Коммуник. функция тесно связана с деят. средств массовой информации, кот. существуют для утверж. духовных ценностей, оказ. воздействия на оценки поведения людей, во многом формируют общест. мнение, интересы и общие цели. Функции политич. системы на выходе.1.Ф-я нормотворчества вкл. в себя процесс разработки законов, опред. правовых норм поведения людей и групп в обществе, а также деятельность соц. институтов.2.Ф-я применения правил и норм подразум. приведение их в действие, в соц. практику. Госуд. политика не исчерпывается принятием законов, инструкций, принятием постановл., а конечная судьба зависит от его реализации.3.Ф-я контроля за соблюд. правил и норм находится в преимуществе в компетенции судебной ветви системы госуд. власти. Однако и законод. и исполнит. власти играют в её реализации немалую роль.Входящие и выход. функции тесно связаны между собой и обеспеч. адаптацию системы к окружающей среде. В этих функциях проявл. реагирующий и саморегулир. потенциал системы, кот. позволяет корректир. ей внутр. процессы и структуры, чтобы избежать разрушения.

Идеи типологизации ПС возникли в ответ на потребности в нормат. категориях и методах сравнит. анализа ПС. В качестве критериев могут выноситься различные основания. По политич. режиму выделяют: демократ., авторитарная, тоталитарная. Первая классиф. Алмонда на основании таких критериев как полит. культура и режим: 1)Англо-америк. полит система характер. многообразием полит. ролей и функций негосуд. структур, однородностью полит культуры. Здесь провозглашены такие либер. ценности как свобода личности, индивидуализм, благосостояние, безопасность. Обществу характерен прагматизм и рационализм отношений к властным структурам. 2) Для континент.-европ.свойственно отсутствие целостной полит. культуры, ее фрагментарность, наличие сильных этнических, религиозных, территор. субкультур. Это порождает такое довольно частое явление парламен. и правительств.выборы. 3) В тоталитарной – гос власть контрол. все сферы жизнедеят. индивида и общества. Запрещены добровольные полит. объединения и организ. граждан. Принцип полит самодеят. 4) Доиндустр.закрытой полит. культурой, кот. имеет преимущест. классовый или нац хар-р. Власть не имеет четкого разделения по полном. отсутствие четко сформулир. целей и задач. Вторая классификация Алмонда: Примитивная, т.е. миним. дифференц. органов, патриархальной культурой, ориентир. на примитивные структуры: клан, род, племя; Традицион.с невысокой правительств. дифференц. и пассивной подданнической культурой типа Египта фараонов, феод. Францией. соврем.с дифференц. инфраструктурой гос и негос институтов и культурой участия в политике, начиная от ранних античных демократий и заканчивая демократич. гос-ми запада. Полит. системы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, например, с позиции формацион. подхода различают рабовладельческий, феодальный, капиталист., социалист. тип политич. систем. По уровню развития гражд.общества: традиционные и модернизир. Исходя из связи с внешней средой: политич. системы открытого и закрытого типа. Одна из наиболее простых, достаточно распростр., а главное, достаточно глубоких их классификаций – деление полит. систем на тоталитарные, авторит. и демократические. Критерием такого разгранич. служит полит. режим. В самом общем виде для тоталит. полит. системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства. Авторитаризм отличается неогран. властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохр.автономии личности и общества во внешнеполит. сферах. Демократия – контроль общества над властью. По принципу соединения элементов: Моноцентрич., плюралист. Моноцен.выстроены строго вертикально, полит институты подчиняются в строгой иерархии и управляются из единого центра.

Наши рекомендации