Политич. концепции Средневековья и эпохи Возрождения.
Августин Блаженный. Европ. средневековая политич. мысль находится под влиянием христианской религии и римско-католич. церкви. Авторитетный богослов раннего Средневековья Августин Блаженный в трактате "О граде Божием" развил концепцию теологич. разграничение духовной (религиозной) и светской (госуд-й) власти. Фома Аквинский. Идея духовного превосходства над государств. властью получила дальнейшее развитие в учении великого католич. теолога Ф.Аквинского. Хотя любая государств. власть имеет божеств. назначение, не исключено, что конкретные ее формы могут противоречить божеств. воле: правители забывают о заповеди Христа, справедливость и общее благо. В этом случае церковь имеет право на сопротивл. греховной власти. Учение Августина и Фомы Аквинского были использ. в католицизме Средневековья для обоснов. примата церкви над государством и права Римского Папы назначать и смешивать монархов. Практич. воплощение этих идей часто приводило к войнам между светскими и церковн. властями. Николо Макиавелли. В конце Средневековья госуд. начинают выходить из-под влияния церкви, происходит процесс становл. соврем. государств. Эпоха Возрождения, пришедшая на смену, дала толчок развитию интеллект. жизни и распространению знаний. Центром Возрожд. стала Италия. Именно с историей этой страны, и в частности с Флоренцией, кот. называют колыбелью Ренессанса, связана судьба самого знаменитого политич. мыслителя этого периода Николо Макиавелли. Отрицая философско-этическую и религ. традиции предыдущих эпох, он разработал оригинальную концепцию политики. Макиавелли считал, что нравств. критерии добра и зла не могут распространяться на политику. Среди советов, кот. он дает политикам, следующие: - уметь играть человеческими страстями; -полагаться на силу или закон; - использовать страх и любовь, но отдавать предпочтение действиям на подданных через силу и страх; - прагматично использ. ложь и отказ. от обещаний. Жан Боден.Проблема сущности госуд. нашла продолжение в трудах франц. мыслителя, известного идеолога абсолютизма Жана Бодена. Он указал на главные признаки государства, отлич. ее от всех других форм человеч. общения: "правовое управление" и суверенитет. Суверенитет - это "постоянная и абсолютная власть", право создавать и требовать выполн. законов. Концепция суверенитета стала важным вкладом Ж. Бодена в политич. теорию. Томас Мор и Томмазо Кампанелла. Гуманизм эпохи Возрождения нашел выражение в формир. нового течения обществ. мысли, что ставит вопрос о несправедл. соц. неравенства, ситуации и защищает интересы бесправная слоев населения - утопического социализма. Идеи нового учения в худож.-романтич. форме выразили Томас Мор в произведении "Утопия" и Томмазо Кампанелла в "Городе солнца". В переводе "утопия" означает "место, кот. не существует". После Мора утопическими будут называть все невыполнимые проекты преобразов. общества согласно представлениям об идеальном обществ. строй. Установление отношений соц. равенства Мор и Кампанелла связывали с уничтожением частной собствен., общей обязанностью труда, с равным распредел. общественных благ, их проекты идеального обществ. устройства, как и проект греческого философа Платона, имели черты грубой уравнительности и аскетизма, непоследовательности (Мор сохранял рабство).
17. Разновидн. демократии. Осн. принципы демократии, механизмы их осуществления.В завис. от особен. набора методов и средств гос. властвования различают два полярных режима – демократич. и антидемократич. Демократ. режим – форма гос. устройства, при кот. осуществл. правление народа. Признаки демократ. режима: – население участвует в формиров. и осуществлении гос. власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представит. органы); – решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; – существов. гражд. общества с его развитой структурой; – реальное осуществл. правового гос-ва; – выборность и сменяемость центр. и местных органов гос.власти, их подотчетность избирателям; – легитимность гос. власти; – «силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности) находятся под демократич. контролем общества, использ. только по прямому предназначению, их деятельность регламентир. законами; – доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения; – во всех сферах обществ. жизни господствует закон; – провозглаш. и реально обеспеч. права и свободы человека и гражданина; – в отнош. хозяйств. субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»; – полит. плюрализм, в том числе многопартийность, соревнов. полит. партий, существов. на законных основаниях полит. оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернат. программу, критикует власть за совершенные ошибки, контрол. ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати); – гласность, СМИ свободны от цензуры; – реальное осуществл. принципа разделения властей на законодат. (призванную принимать законы, формир. стратегию развития общества), исполнит. (призванную осущест. принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику гос-ва) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонаруш.). Демократ. режимы определ. и различают не только структуры высших институтов – макроуровней власти, но и полит. структуры среднего уровня. Различают 3 типа демократии: 1) с высокой степенью независ. подсистем – партий, профсоюзов, групп давления и т. п. (Англия, США);2) с огранич. автономией подсистем (Франция, Италия);
3) с малой автономией подсистем (например, Мексика). Демократ.режим явл. показателем творчества народных масс, передовых представит. общества и его руководства, степень прогрессивности и новаторства кот. оценивается в зависимости от участия в демократич. преобразов. основной части населения.