Политика и мораль: сравнительный анализ.
Политика взаимодействует с такими социальными регуляторами как мораль и право. Общее в этих формах социальной регуляции предопределено едиными причинами их происхождения и основным назначением - регулированием внутриобщественных отношений, поддержанием необходимого уровня общественной организованности и стабильности. Т.е. политика и мораль претендуют на защиту общего блага и социальной справедливости. Политика выступает формой внешнего выражения и материализации механизмов нравственного самоконтроля (например, суд – моральная функция угрызения совести) Но существуют и отличия как между политикой и моралью, так и между политикой и правом. Так, право и политика возникают значительно позже морали как потребность в регулировании отношений в социально-неоднородном обществе именно в силу недостаточности регулятивной роли морали. Потребность во взаимодополнении предопределяется и другими отличиями морали и политики. Если мораль опирается на силу общественного мнения и убеждения, совесть, то политика может использовать как убеждение, так и на принуждение, в том числе силу государства. Мораль же не приемлет насилия. Различаются и критерии оценки общественных процессов и поведения. Мораль исходит из категорий добра и зла, сущего и должного, политика такими основаниями считает пользу, выгоду или вред. Наконец, если в моральных нормах выражены универсальные общественные ценности, то в политических как общие, так и групповые ценности, которые могут носить ситуативный характер. Ситуативность может предопределяться текущими прагматичными интересами групп, находящихся у власти.
В целом можно выделить следующие отличия:
1)Конфликтность политики. Т.е. деятельность направлена на разрешение групповых социальных конфликтов. Мораль характеризует повседневные отношения между людьми, где конфликты – частный случай.
2)Источник политики – насущные интересы людей, крупных социальных групп. Источник морали – общечеловеческие коллективные ценности, следование которым не сулит личной выгоды.
3)Требования политики конкретны (например, в форме законов). Морали – абстрактно-нормативны.
4)Политика ориентирована на достижение конкретных целей. Мораль оценивает субъективное, внутреннее переживание поступков.
5)Мораль индивидуальна, т.е. ответчик – конкретный человек. Политика носит коллективный характер.
6) Политика призвана учитывать реальную ситуацию. Мораль универсальна и не зависит от конкретной обстановки.
Власть как социальное явление. Типы власти. Ресурсы власти.
Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в самых разных смыслах. Одни считают, что власть означает реальную способность одного из элементов существующей системы реализовать собственные интересы в её рамках, и в этом смысле власть есть осуществления влияния на процессы, происходящие внутри системы. Другие считают властью результаты, продукт некоторого целенаправленного влияния. Третьи полагают, что власть представляет собой такие взаимные отношения между людьми или группами людей, сущность которых заключается во влиянии, воздействии , что это стремление к достижению равновесия.
Элементы власти (Вятр):
1)Наличие не менее двух партнёров отношений власти.
2) Приказ или распоряжение, которое в случае неповиновения сопровождается угрозой применения санкций.
3)Подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто её осуществляет.
4)Нормы, согласно которым отдающий приказ имеет на это право, а тот, кому это предписано, обязан подчиняться.
Виды власти: экономическая (способность распределения материальных благ), социальная (распределение социальных статусов), культурно-информационная (с помощью информации и средств её распространения), принудительная (угроза применения силы).
Структура власти.
Источники власти: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.;
основания власти: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные;
субъекты власти: государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии;
объекты власти: индивид, социальная группа, класс и т.д.;
функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация;
ресурсы власти: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т.д.
Существуют различные классификации оснований и ресурсов, в частности по сферам жизнедеятельности. Ресурсы – это совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.
Сфера жизнедеятельности | Основания | Ресурсы |
Экономическая | Господствующая форма собственности, объем валового национального продукта и т.д. | Материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые |
Социальная | Социальные группы и слои, на которые опирается власть | Различные привилегии, которыми пользуется власть; кадровая политика |
Силовая | Совокупность властных учреждений | Оружие, аппарат физического принуждения |
Юридическая | Совокупность законов, на которые опирается власть в практической деятельности | Конституция, законы, программные документы политических партий |
Культурно-информационная | Система организаций | Средства массовой информации, знание и информация, распространяемые через учебные учреждения |
Принято ещё добавлять демографические ресурсы, т.е. человек как универсальный ресурс, создающий другие ресурсы.
Средства осуществления власти: право, авторитет, убеждение, традиции, манипуляции, принуждение, насилие.
Политическая власть – это специфическая форма общественных отношений между большими группами людей, реальная способность определённой социальной группы, класса, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах. Черты: обязательность решений для всякой иной власти, обращение ко всем гражданам, наличие единого центра принятия решений, многообразие ресурсов.
Государственная власть– это форма общественной власти, которая опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на всё население; концентрированное выражение, ядро политической власти. Черты: это организация и одновременно деятельность по осуществлению целей организации, наличие особого аппарата управления и принуждения.
Типы политической власти.
Тоталитарная – всеобщий, не знающий границ контроль и насилие.
Авторитарная – существуют анклавы, не доступные контролю (семья, некоторые организации).
Демократическая – власть осуществляется представителями граждан, избранными в соответствии с законом.