Участники гражданского процесса

УЧАСТНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА

УЧАСТНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА - участники процессуальных правоотно-шений, возникающих в связи с производством по гражданскому делу. В граж данском процессе УЧАСТНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА по своему юридическому положению подразделяются на три группы. 1-ю группу составляют суды первой, кассационной или надзорной инстанции и судебные исполнители. Суды выполняют в гражданском процессе глав ную функцию - осуществляют правосудие. 2-ю группу образуют лица, участвующие в деле: стороны спора, третьи лица, прокурор; органы государственного управления, профсоюзы, различные организации и граждане, которые по закону могут возбуждать дела в защитучужих прав и давать заключения по делу; заявители и заинтересованные ли ца в делах, возникающих из административно-правовых отношений, и в делах особого производства. 3-я группа УЧАСТНИКОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА

- лица, оказывающие содействие осуществлению правосудия: свидетели, эксперты, судебные переводчики, хранители имущества при исполнении судебных постановлений и не которые другие.

50. Уголовное право: понятие, предмет, принципы, методы, источники

Изучение основных положений уголовного права необходимо начать с определения его предмета, задач, места в отечественной правовой системе, специфики его регулирующей роли по сравне­нию с ранее рассмотренными отраслями. С этих исходных позиций мы сможем со знанием дела уяснить понятие и круг источников уголовного права, их содержание. А это в свою очередь позволит в следующих параграфах рассмотреть уголовно-правовые отноше­ния, их участников, содержание и их сквозную идею — обеспече­ние своевременного, законного и справедливого привлечения к от­ветственности и наказания лиц, совершивших преступления.

Уголовное право как отрасль права традиционно определяется как совокупность юридических норм, которые устанавливают преступность и наказуемость деяний, представляющих опасность для данного общества. При этом со времен Древнего Рима существует формула: «Нет ни преступления, ни наказания, если об этом не указано в законе». Другими словами, предписания уголовного права о круге деяний[1], признаваемых преступными, о видах и размерах наказания являются исчерпывающими. Их не может произ­вольно расширить ни следователь, прокурор или судья, ни другое должностное лицо, включая высших представителей власти в госу­дарстве.

Но содержание уголовно-правовых норм не исчерпывается ска­занным. Уголовное право определяет также пределы, цели и прин­ципы уголовно-правового воздействия на преступность и пре­ступников, предпосылки и условия ответственности за преступ­ления, систему наказаний, исходные положения, условия и пределы их применения. Принципиальное значение для обеспечения общественного порядка и спокойствия имеют и нормы уголовного права, способствующие включению лиц, наказанных за совершен­ные преступления, в нормальную жизнь после применения к ним уголовно-правовых мер.

При сравнении с другими отраслями права (в том числе рассмотренными в предыдущих главах) бросается в глаза его принципиальная особенность. Такие отрасли, как конституционное, гражданское, семейное право и т.п., нацелены на регулирование обычных, нормальных общественных отношений в процессе жизнедеятель­ности граждан и народа в целом. Они устанавливают, закрепляют, способствуют реализации и прогрессивному развитию прав, сво­бод, законных интересов, но также и обязанностей личностей и их объединений в политической, экономической, бытовой и иных сферах. Конечно, изученные ранее отрасли права предусматрива­ют и определенные последствия нарушения их предписаний, как и порядок разрешения возникающих конфликтов. Но это направле­ние их регулирования носит вспомогательный производный харак­тер, а круг предусмотренных мер воздействия не ограничивает воз­можность использования лицом, к которому они применяются, конституционных прав и свобод личности.

Уголовное же право имеет своей целью не регулирование обыч­ных общественных отношений, но охрану и защиту последних, если конфликтные ситуации выходят за рамки возможностей воз­действия со стороны соответствующей отрасли права.

Нередко предлагается поэтому подразделять отрасли права по основной функции (и используемым методам) на регулирующие и охраняющие. В число последних включают, конечно, уголовное право (которое сравнивают при этом с ночным сторожем), а равно уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право, без которых уголовное право не может функционировать[2].

Не оспаривая в принципе такой классификации, от которой существенно зависит система и содержание уголовного права, ука­жем на ее условный характер. Ведь запреты и дозволения уголовно­го права воздействуют на человеческое поведение не только при их применении к фактам совершившихся преступлений и виновным лицам. Через нормы уголовного нрава население информируется о ведущих ценностях данного общества, так как именно они защища­ются от преступных посягательств; о пределах дозволяемого пове­дения; о «невыгодности» преступного поведения в силу санкций, которые оно влечет, и т.д. Таким образом, уголовное право оказы­вает и регулирующее воздействие на жизнедеятельность общества. И при изучении его основ важно уяснить полезный социальный смысл его предписаний, которые могут, в частности, служить ком­пасом в сложных ситуациях; принцип справедливости, лежащий в его основе; гражданский и общественный смысл следования его предписаниям. А не сводить это изучение к нехитрой схеме «за такое-то деяние столько-то дают».

С учетом сказанного рассмотрим понятие, круг и особенности содержания источников уголовного права. Упомянем прежде всего о том, что как и для любой другой отрасли права, источни­ками в широком (материальном) смысле являются реально суще­ствующие потребности и интересы общества и его членов. В дан­ном случае речь идет о потребностях и интересах в сфере без­опасности личности, общества, государства, защищенности от по­сягательств, создании условий для нормального функционирова­ния общественных отношений во всех сферах. Своевременное и точное выявление этих потребностей и интересов социологичес­кой и правовой наукой, восприятие научных рекомендаций орга­нами и лицами, от которых непосредственно зависит уголовно-правовое регулирование, позволяют создать и совершенствовать эффективную систему уголовного права, применять его в нужных случаях и пределах. Если же анализ запаздывает, уголовное право превращается в систему импульсивных реакций по принципу «проб и ошибок»[3].

Поскольку общее понятие источников права в материальном смысле уже изучалось, ограничимся сказанным выше и перейдем к характеристике источников уголовного права в специальном или формальном смысле. Речь, как и применительно к другим отраслям права, пойдет о том, в каких формах осуществляется правотворческая деятельность именно в данной сфере регулирования и каковы ее особенности.

Наши рекомендации