Развитие политической мысли в эпоху Возрождения и Нового времени.
Период возрождения (XIV-XVI вв.), расцвет которого – 2-я пол. XV – начало XVI вв. – это эпоха разложения феодализма, кризиса средневековых ценностей и самой католической церкви. Именно в Италии, на родиднде возрождения, наряду с развитием светской литературы и искусства формировалась и полит. мысль эпохи. Самым крупным представителем зарождавшейся политической науки был Никколо Макиавелли(1969-1527), а его крупнейшей работой был трактат «Государь», посвященный именно политологической проблематике. Он обосновывал теорию светского (нерелигиозного) государства, необходимого для обуздания эгоистической и злобной натуры человека. Макиавелли разделил нормы права и предписания религии. Одной из важнейщих функций гос-ва он считал защиту частной собственности. Чтобы не вызывать ненависти у подданных, государь не должен псягать на имущество подданных. Макиавелли впервые обращает внимание на политическую субъективность народа, т.е. на его способность влиять на власть, считая его честнее и рассудительнее государя. Наилучшей формой гос. правления он считал республику , там могут быть лечше всего обеспечены сочетания общих и частных интересов , порядок и свобода. Он выдвинул тезис о том, что для достижения полит. цели не исключены любые средства, в т.ч. и аморальные, если этого требует обсоятельства и интересы государства, т.е. высшее благо.
В XVI веке стали появляться работы, осуждавшие и дух и наживы, и частную собственность вообще, и предлагавшие создание идеализированных фантастических уравнительных государств. Это направление полит. теории получило название «утопического социализма». Его основателем считается Английский мыслитель и политик Томас Мор(1478-1535). В своем труде «Утопия» он критикует несправедливое общество, неравенство, считает причиной всех бед общества частную собственность(Утопия- вымышленный остров). Подобные идеи и принципы легли в основу трудов и других утопистов – монах Томмазо Кампанелла(«Город солнца»), Жана Мелье, Морелли, Мабли.
Таким образом, для утопистов идеалом была грубая уравнительность, аскетизм и регламентация всего, даже личной жизни.
Период Нового времени (XV||-XV
Вв.), нашедший свою вершину в период Просвещения (вторая половина XV
В.) характеризовался укреплением капитализма и абсолютной власти королей, что вызвало ожесточенную борьбу буржуазии и абсолютизма. Одной из главных проблем политической мысли этого времени была проблема взаимоотношений личности и государства, ярко отразившаяся в теории «естественных прав». Эта теория была направлена против всех форм феодальной зависимости, против сословного деления общества, и, естественно, против абсолютной монархии и церкви. Она обосновывала равенство людей, данное природой, выступала за свободу убеждений, неприкосновенности личности и собственности. Теория «естественных прав» человека дополнялась теорией «общественного договора». Согласно этой теории, государство возникало не по божьей воле, а в результате договора людей с целью устранения конфликтов. Для этого люди вышли из естественного состояния, и перешли в гражданское общество. Жан-Жак Руссо (1712-1778). Он был по взглядам ближе мелкой буржуазии и крестьянству. Руссо, как и Гоббс, и Локк, обращался в своих трудах к «естественному состоянию» людей, но, в отличие от них видел в нем « не войну всех против всех», а «самую счастливую эпоху» в истории, когда не было социального неравенства, зато царила свобода. Общественный договор, в результате которого утверждается общественная власть, по мнению Руссо, был лишь уловкой богатых с целью закабаления бедных. Выступая против частной собственности и неравенства, Руссо критикует уже и капитализм, а не только феодализм, и противопоставляет цивилизации образ жизни свободных землевладельцев. Для возвращения такой свободы он предлагает заключить новый, настоящий общественный договор как ассоциацию равных свободных индивидов или республику. Руссо был против парламента и других представительных органов и выступал за прямую демократию. При этом Руссо отстаивал право граждан на мелкую частную собственность, основанную на личном труде. Многие Идеи Руссо были закреплены в Декларации права человека и гражданина других актах 1–й французской республики.