Понятие Власть и ее разновидности.

Понятие Власть и ее разновидности.

Власть – система неравноправных взаимоотношений между управляющими обществом и их подчиненными. В общем значении: власть – это право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по оказанию к другим, оказывать влияние на поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, принуждение и др. ( Сущ-ет власть религии, власть идеологии, судебная власть, партийная власть).

8. Структура политической власти
Политическая власть отражает определенное взаимодействие, отношение (господство, управление одних другими). И как любое отношение, она предполагает как минимум две стороны. На одной стороне - властвующие. В политологии их принято обозначать понятием "субъект" (это может быть целый народ, государст- венный орган, отдельная облеченная властью личность). На другой стороне данного отношения - подвластные, подчиненные. Это — объект, на который направлены властные отношения. Объектом политической власти может быть общество в целом, т.е. народ, и каждый гражданин в отдельности.

9) Функция управления обществом – может использовать силу для установления законности;

Функция разрешения конфликтов – чаще всего выражается судебной властью;

Функция формирования полит режима в обществе – на законодательном уровне регулирует политические взаимоотношения;

Функция разработки и распределения ресурсов – принимает решения по разработке и распределения ресурсов;

Регулирующая функция – практическая реализация исполнительной власти.

Легитимность власти и ее типология.

Легитимность политической власти – это признание обществом законности и правомерности официальной власти, фундаментальная ее характеристика. Источники легитимности: традиции, харизма, рационально-правовая основа. Типы легитимности: 1. Идеологический основывается на поддержке большинством населения ценностей власти и ее принципов управления обществом. 2. Структурный характеризует одобрение гражданами такой стр-ры власти и такого распр-ия властных ролей, которые не препятствуют реал-ции принятых управленческих реш-ий в интересах граждан и общества. 3. Личностный хар-ет отношение граждан к способам реал-ции властных ф-ций и оценку личностных качеств представителей полит.власти, убежденность граждан, что полит.деятель справляется со своими задачами.

11) 3 источника:

традиции (для поддержания традиционной власти служат привычные и давно существующие формы общественной жизни),

харизма, (харизматическая власть, основанная на исключительных свойствах, которыми обладает субъект. Харизматический тип власти можно считать наиболее своеобразным. Во-первых, основывается на вере в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство вождя. Более того, авторитет его личности распространяется на институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Безоговорочная поддержка лидера населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности. Во-вторых, зачастую строится на отрицании всего того, что было раньше, то есть подразумевает, что предложенный вариант господства является наилучшим. Харизматичный лидер приходит к власти зачастую в «смутное время», когда нет необходимости опираться на авторитет традиций или законы, а население готово поддержать того, кто пообещает лучшее будущее.)

экономическая (для того, чтобы состоялась экономическая власть, необходимо какое-либо богатство, которое есть у объекта, но нет у субъекта, при этом субъект нуждается в этом богатстве). Это власть в сфере экономики,"хозяйствования". Это контроль над экономическими ресурсами: материальными ценностями, деньгами, техникой, плодородными землями, полезными ископаемыми и т.д.

Левоцентристские

1.1 социал-демократические и социалистические партии. Социальная база-люди наемного труда. Выступают за социальную справедливость, равенство, усиление соц. Функции гос-ва. Постепенная гуманизация общества.

1.2 Демократические партии. Средний класс в городе и деревне- соц. База. Программа направлена на защиту средних слоев населения и мелких собственников, поддержка развития среднего и малого бизнеса.

1.3 Коммунистические партии. Признают базовые ценности плит. Платформы соц-демократов: права и свободы личности, плюрализм форм собственности, парламентские способы борьбы за власть.

Правоцентристские

2.1 консервативные и либеральные партии. Соц опора- широкая(крупные собственники, средний класс). Признание необходимости законности, порядка и стабильности общества- полит. и экономической.

2.2 Конфессиональные(католические, православные, мусульманские и др.). ориентированы на верующих, однако в программах учитывают интересы различных слоев общества и стремятся к центру в партийном спектре.

По организационной структуре и характера членства в партии.

1. Массовые партии. Соц база - низшие слои населения. Высокая степень идеологизации, которая используется для массовой мобилизации. Руководство в таких партиях принадлежит проф. Политикам, партийной бюрократии. Члены массовых партий платят членские взносы и участвуют в делах партии.

2. Кадровые. Люди, имеющие высокое положение в обществе, что и обеспечивает им авторитет в политике. Характерные черты: отсутствие официального механизма приема партию и обязанности уплаты членских взносов; небольшая численность, при этом большая численность электората; партийный аппарат служит для обслуживания высшего руководства; высшие организации немногочисленны, но в них работают профессионалы; наивысшая активность во время предвыборной и избирательно компании.

Характер связи партии с государством

1. Партия-государство (партийный аппарат сросся с государственным, указы и документы готовит партийный аппарат от имени государства, контроль за исполнением также осуществляет партия).

2. Партия парламентского типа (имеет избирательные компании, полит. влияние измеряется поддержкой избирателей)

Отношение партии к господствующему политическому режиму(правящие оппозиционные), по стилю общения лидеров(авторитарные и демократические), в какой мере партии представляют общественные слои(интегративные и представительские), и по легальности(легальные, нелегальные и полулегальные).

42.

43. Совокупность политических партий и складывающиеся в связи с их функционированием многочисленные отношения образуют партийную систему.

По КОЛИЧЕСТВЕННОМУ КРИТЕРИЮ выделяют:

1) однопартийную (монопартийная) систему, где существует одна монопольно властвующая партия. Обычно эта система характерна для тоталитарных и авторитарных режимов (СССР с Коммунистической партией).

2) двухпартийную систему, состоящую из нескольких партий, однако с заметным преобладанием двух, наиболее влиятельных (Великобритания)модификация «2+1»

3) многопартийную систему, которая предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие разветвленной системы социальных интересов. стремится к поиску компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим доминированием (Западная Европа).

А) партийная система с партией, осуществляющей гегмонию (утверждение у власти одной партии, не сопровождается запрещением других; хоть формально функционирует несколько полит партий, но лишь одна партия находится у власти.)

Б) система с доминирующей партией (возможности всех партий одинаковы, но фактически длительное время у власти остается одна партия).

В) система ограниченного плюрализма (ориентир всех партий - участие в правительстве.)

Г) система крайнего плюрализма (в нее входят партии, выступающие против существующего в стране строя).

Д) атомизированная парт. система (насчитывает 10 и 100 партий.)

По КАЧЕСТВЕННОМУ КРИТЕРИЮ действующие на политической сцене партии различаются масштабом влияния на общество и власть. I.Политическое влияние партии складывается из трех переменных:

(из числа членов партии; из количества избирателей, проголосовавших за нее; из числа депутатских мандатов, полученных партией на выборах.)

II стабильность состава, программное обеспечение ее активности, умение идти на компромисс, Жизненная стойкость, способность выживать в сложных условиях, наличие нормативно-правовой базы, обеспечивающей и регулирующей функционирование полит. Партии.

По ПОЛИТИЧЕСКОМУ ВЕСУ выделяют четыре типа партий:

мажоритарная партия, т.е. получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса; партия с мажоритарным призванием, т.е. в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих выборах; доминирующая партия, т.е. получившая относительное большинство депутатских мест; миноритарная партия, т.е. имеющая минимальное число мандатов. Доминирование в политической жизни по влиянию той или иной партии определяет и тип партийной системы.

Понятие Власть и ее разновидности.

Власть – система неравноправных взаимоотношений между управляющими обществом и их подчиненными. В общем значении: власть – это право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по оказанию к другим, оказывать влияние на поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, принуждение и др. ( Сущ-ет власть религии, власть идеологии, судебная власть, партийная власть).

8. Структура политической власти
Политическая власть отражает определенное взаимодействие, отношение (господство, управление одних другими). И как любое отношение, она предполагает как минимум две стороны. На одной стороне - властвующие. В политологии их принято обозначать понятием "субъект" (это может быть целый народ, государст- венный орган, отдельная облеченная властью личность). На другой стороне данного отношения - подвластные, подчиненные. Это — объект, на который направлены властные отношения. Объектом политической власти может быть общество в целом, т.е. народ, и каждый гражданин в отдельности.

9) Функция управления обществом – может использовать силу для установления законности;

Функция разрешения конфликтов – чаще всего выражается судебной властью;

Функция формирования полит режима в обществе – на законодательном уровне регулирует политические взаимоотношения;

Функция разработки и распределения ресурсов – принимает решения по разработке и распределения ресурсов;

Регулирующая функция – практическая реализация исполнительной власти.

Наши рекомендации