Конституция 1977 г. и общество развитого социализма конца 70-х гг.

С момента ввода в действие прежней Конституции 1936 г. прошло более 40 лет, и приближающийся шестидесятилетний юбилей советской власти побудил руководство СССР активизировать работу конституционной комиссии под председательством Л. И. Брежнева. Новая Конституция должна была закрепить произошедшие изменения в социальной, экономической и национальной сфере, в большей мере соответствовать нормам международного права и знаменовать собою достижения советской власти за прошедшие десятилетия. 4 июня 1977 г. был опубликован проект Конституции, в обсуждении которого приняло участие в различных формах (в том числе и формально) 140 млн человек. Были внесены изменения в 118 статей из 173 и добавлена еще одна новая статья о наказах избирателей. 7 октября 1977 г. текст Конституции был утвержден на внеочередной сессии ВС СССР.

В Конституции провозглашалось построение в СССР развитого социализма, складывание новой исторической общности людей - советского народа и переход от диктатуры трудящихся к общенародному государству рабочих, крестьян и интеллигенции, законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех. В статье 6 законодательно закреплялась роль КПСС, провозглашенной "руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы" Далее в этой статье говорилось, что, "вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма".

Конституция утвердила в дополнение к прежним правам положения о всеобщем среднем образовании, о праве на выбор профессии и на жилье. Помимо перечисления прав, в Конституции были определены гарантии их выполнения. Так же, как и в предыдущей Конституции, провозглашались основные, демократические свободы: слова, собраний, шествий и демонстраций, совести и т. д. В Основной закон были включены десять положений Хельсинкского акта о принципах межгосударственных отношений. Конституционно закреплялась уголовная ответственность за пропаганду войны.

Основным направлением развития политической системы советского общества в статье 9 Конституции провозглашалось "дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения". Статья 5 Конституции вводила институт референдума. Число общественных организаций в 70-е гг. значительно увеличилось, как и их роль в советском обществе. В Советах всех уровней в начале 80-х гг. работало 2 млн 270 тыс. народных депутатов. Существовало около 250 тыс. комитетов народного контроля. При всей заформализованности деятельности этих организаций это был пусть и ограниченный, но опыт местного самоуправления, уступка правящих кругов возросшей общественной активности в начале 70-х гг.

Вместе с тем провозглашение Конституции развитого социализма обозначило определенный самодостаточный застой в общественной жизни СССР. В этих условиях политические права часто являлись фикцией и не соблюдались. Политические изменения не коснулись верхов, где в этот период фиксировались многочисленные примеры коррупции. Нарицательной впоследствии стала деятельность министра внутренних дел Щелокова. За период с 1975 по 1982 г. он получил безвозмездно 80 тыс. рублей (в том числе 30 тыс. рублей на ремонт квартиры). Под видом служебных из фондов МВД производилась оплата содержания 9 квартир Щелокова, его родственников и друзей. К тому же он имел 3 личные дачи (одна из них стоимостью 200 тыс. рублей), несколько бесплатных "мерседесов-бенц", выделенных якобы для обеспечения безопасности во время Олимпиады-80, антикварные ценности на 248,8 тыс. рублей, украшавшие квартиру министра и его родственников, спецмагазин МВД исключительно для членов его семьи, а также возможность бесплатно получать живые цветы стоимостью до 15 тыс. рублей в год, якобы возлагаемые к Мавзолею Ленина и могиле Неизвестного солдата.

От Брежнева к Горбачеву (1982-1985)

В 1982 г. состояние здоровья Л. И. Брежнева резко ухудшилось. В этих условиях ставится вопрос о возможном преемнике и, следовательно, о пути эволюции советского общества. Стремясь увеличить свои шансы в борьбе с "днепропетровской группой", выдвигавшей К. У. Черненко, Ю.В.Андропов переходит на работу в аппарат ЦК КПСС на место умершего в начале года М. А. Суслова. Смерть в ноябре 1982 г. Брежнева поставила вопрос о новом лидере партии, Андропова поддерживают министр обороны Д. Ф. Устинов и министр иностранных дел А. А. Громыко, а также молодые члены Политбюро М. С. Горбачев и Г. В. Романов. 12 ноября 1982 г. он становится новым генеральным секретарем ЦК КПСС, с июня 1983 г. гредседателем Президиума ВС СССР и председателем Совета обороны.

За короткий период своего правления Андропов сделал попытку реформировать политическую верхушку общества, провести "кадровую революцию". Были отстранены от власти наиболее одиозные личности, проведена ротация руководства выборных органов власти. Были намечены и частично проведены экономические реформы (более подробно см. во второй части главы 6). Одновременно укреплялись позиции официальной идеологии государства. Оппозиция и диссидентское движение, ранее представленные многочисленными деятелями, были разгромлены КГБ и фактически прекратили существование как массовое явление. Был проведен специальный июньский 1983 г. пленум ЦК КПСС, где всестороннему анализу подверглась проблема развитого социалистического общества. Критикуя устоявшиеся стереотипы и догмы, Андропов заявил: "Мы не знаем общества, в котором живем", призывая по-новому взглянуть на социализм, обновить идеологический багаж, создать действенную контрпропаганду западной идеологии. С этой целью намечалось проведение школьной и других реформ. Внезапная смерть Андропова в феврале 1984 г. приостановила реализацию программы намеченных преобразований советского общества.

Сменивший Андропова представитель "днепропетровской группы" К. У. Черненко за год своего пребывания на должности генсека КПСС фактически лишь обозначил возвращение к брежневской эпохе застоя в области экономики, идеологии и общественной жизни. На прежние должности были возвращены около 50 ответственных работников ЦК, снятых Андроповым; восстановлен в партии с сохранением партстажа соратник Сталина В. М. Молотов. Был отменен пленум ЦК КПСС, посвященный вопросам интенсификации производства. Лишь предусмотренная школьная реформа частично была реализована в виде повышения зарплаты учителям.

Первый период перестройки (1985-1988)

Усложнившиеся внешнеполитические и внутриполитические задачи СССР, общий уровень развития общества (эскалация ракетной доктрины, афганская война, социальная апатия, идеологический кризис, бюрократизация, застой в технологии и т. д.) требовали радикальных реформ, которые сдерживало только нереформируемое руководство.

Изменения, произошедшие в 1985 г., привели к ликвидации и этого препятствия. В марте 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. Его избрание было связано с поддержкой министра иностранных дел А. А. Громыко, а также с желанием членов Политбюро покончить с так называемой "пятилеткой смертей".

С самого начала Горбачев проявил себя как опытный политик, оправдывая данную ему Громыко на мартовском пленуме ЦК КПСС характеристику: "У него приятная улыбка, но железные зубы". На апрельском пленуме ЦК КПСС 1985 г. полноправными членами Политбюро стали сторонники Горбачева: секретари ЦК Е. К. Лигачев и Н. И. Рыжков, председатель КГБ В. М. Чебриков; кандидатом в члены Политбюро - маршал Советского Союза министр обороны С. Л. Соколов. В июле 1985 г. А. А. Громыко занимает пост председателя Президиума ВС СССР, а министром иностранных дел и одновременно членом Политбюро становится Э. А. Шеварднадзе. В Политбюро складывается "горбачевское большинство". Из состава Политбюро постепенно выводятся противники Горбачева: Г. В. Романов (июль 1985 г.), Н. А. Тихонов (октябрь 1985 г.), В. В, Гришин (декабрь 1985 г.), Д. А. Кунаев (январь 1987 г.), Г. А. Алиев (октябрь 1987 г.) и др. На смену им приходят ставленники нового генерального секретаря: Б. Н. Ельцин, А. Н. Яковлев, А. И. Лукьянов, В. А. Медведев. Кадровые перестановки порою приводили к серьезным местным конфликтам, как зто произошло в 1986 г. в Казахстане, когда после снятия Кунаева местная национальная элита не приняла кандидатуру Горбачева - Колбина. Беспорядки в Алма-Ате побудили Москву выбрать новую, компромиссную кандидатуру.

В целом в 1985-1988 гг. Горбачеву удалось завершить начатую еще Андроповым кадровую чистку. За три года было обновлено 85% состава ЦК, что намного превышало показатели 1934-1939 гг., когда они составили около 77%. Апофеозом кадровых перестановок стала XIX партийная конференция 1988 г., когда по ее завершении из состава Политбюро и ЦК КПСС были выведены остававшиеся в руководстве представители "кремлевских старцев", в том числе Громыко, Соломенцев, Долгих.

Одновременно с кадровыми перестановками началось и политическое обновление общества, выразившееся прежде всего в борьбе с коррупцией и номенклатурой. Проводником идей Горбачева в Москве стал сменивший Гришина на посту первого секретаря московского обкома КПСС Б. Н. Ельцин, заявлявший: "У нас в Москве идет такая перестройка, что в тюрьмах не хватает мест для всех, кого хотим посадить". Из 33 райкомовских секретарей в Москве были смещены 23, причем некоторые несколько раз. В период пребывания Ельцина во главе московской организации КПСС оказались в тюрьме за различные преступления более 800 торговых работников. Обновление общества прежде всего виделось в борьбе с коррупцией, при этом методы управления и внедрения реформ оставались по-прежнему директивными. Фактически речь шла о партийной реформе сверху через систему партийных государственных органов.

Однако выявившееся сопротивление этим реформам со стороны значительной части партийных функционеров, заметное уже в 1986 г., привело Горбачева к осознанию необходимости расширения социальной базы за счет привлечения к участию в перестроечном процессе интеллигенции. Толчком к политике гласности послужили события 26 апреля 1986 г. на Чернобыльской АЭС, выявившие моральную ущербность прежнего партийного контроля над информацией. В мае состоялись съезды Союза кинематографистов и Союза театральных деятелей, где была произведена смена руководства, и Союзы соответственно возглавили Э. Климов и М. Шатров. Также были произведены назначения в центральные журналы и газеты: редакцию "Нового мира" возглавил С. Залыгин, "Знамени" - Г. Бакланов, "Огонька" - В. Коротич, "Московского комсомольца" - Е. Яковлев, "Аргументов и фактов" - В. Старков. Кадровые изменения в руководстве творческих союзов и редакциях периодических изданий преследовали своей целью нейтрализацию намечавшейся партийной оппозиции реформам Горбачева. Трагические обстоятельства гибели летом 1966 г. теплохода "Адмирал Нахимов" и в октябре этого же года ядерной подводной лодки "Комсомолец" убедили Горбачева в необходимости гласности. На январском пленуме 1987 г. политика гласности была официально закреплена как основа проводившихся политических реформ.

В 1987-1989 гг. выходят ранее не печатавшиеся и запрещенные произведения: "Реквием" А. Ахматовой, "Софья Петровна" Л. Чуковской, "Доктор Живаго" Б. Пастернака и другие книги. Издаются книги А. Рыбакова "Дети Арбата", В. Дудинцева "Белые одежды", Д. Гранина "Зубр", В. Гроссмана "Жизнь и судьба", А. Приставкина "Ночевала тучка золотая" и т. д. В условиях гласности по стране в 1987-1988 гг. образуются многочисленные политические объединения и общества: народные фронты в Молдавии, Латвии, Эстонии, в крупных городах России, литовский "Саюдис", украинский "Рух", "Свободная Грузия" и другие организации. Пересматриваются устоявшиеся стереотипы в отношении исторического прошлого СССР, возобновляется реабилитационный процесс, прерванный в брежневский период. В феврале 1988 г. Комиссия по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х и начале 50-х гг., приходит к выводу о фальсификации дел в отношении Н. И. Бухарина, А. И. Рыкова и других обвиняемых на третьем Московском процессе в 1938 г.

Политика гласности, порой принимавшая резко негативный характер по отношению ко всему историческому прошлому СССР, привела к консолидации внутри Политбюро консервативно настроенных лиц, не приемлю-щйх направленность большинства перестроечных материалов в периодической печати. Складыванию оппозиции реформам в Политбюро способствовали и командно-административные методы проведения преобразований в начальный период перестройки, а также затронутые партийно-номенклатурные интересы. Также противниками Горбачева критически воспринимались проводимые экономические реформы, в которых они видели капитуляцию перед капиталистической системой.

Лидером консерваторов в Политбюро стал Е. К. Лигачев. Именно он добился снятия в 1987 г. с поста первого секретаря Московского обкома КПСС Б. Н. Ельцина, а также публикации 13 марта 1988 г. в "Советской России" статьи Н. Андреевой "Не могу поступиться принципами", где критике подверглась политика гласности. Более чем трехнедельное молчание интеллигенции, ошеломленной статьей, помещенной в центральном органе КПСС, доказывало шаткость позиций Горбачева в столкновении с партийным руководством. Ставка Горбачева на коммунистов-реформаторов и интеллигенцию оказалась недостаточной. Требовалось новое расширение социальной базы перестройки как для продолжения реформ, так и для укрепления положения самого Горбачева.

Съезды народных депутатов (1989-1990)

28 июня - 1 июля 1988 г. состоялась XIX партийная конференция, которая положила начало конституционным реформам в СССР. Согласно решениям конференции, предполагалось возобновление деятельности съезда народных депутатов с сохранением ВС СССР. Выборы на съезд должны были проходить как по избирательным округам, так и от общественных организаций (1/3 - 750 делегатов). На внеочередной 12-й сессии ВС СССР 11-го созыва 1 декабря 1988 г. изменения были внесены в Конституцию. На конференции также обозначилось противостояние центра и республик; по ее завершении в Эстонии был принят закон о верховенстве на территории республики Конституции Эстонии над Конституцией СССР.

Конституционные изменения проходили на фоне межнациональных конфликтов, среди которых наиболее острыми в 1988-1990 гг. были противоречия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорною Карабаха, вскоре вылившиеся в погромы (февраль 1988 г. - Сумгаит), а затем в затяжную войну. Впоследствии СССР потрясли кровавые события в Фергане (1989) и в Ошской области Киргизии (1990). Вооруженные конфликты в 1991 г. проходили на Кавказе, где таким способом решались территориальные проблемы между Грузией, Абхазией, Южной Осетией и другими автономными и союзными республиками. Эскалация насилия в конце 80-х гг. стала возможной в результате дезинтеграции объединяющей роли центра.

В марте 1989 г. состоялись выборы съезда народных депутатов СССР. Председателем Верховного Совета на открывшемся в мае I съезде народных депутатов СССР был избран Горбачев. Несмотря на то что многие представители партийной номенклатуры не прошли по одномандатным округам, Горбачеву удалось заручиться поддержкой большинства съезда. Вместе с тем, оказавшиеся в относительном меньшинстве, радикально настроенные депутаты в последний день съезда сформировали Межрегиональную группу народных депутатов (сопредседатели группы: Сахаров, Ельцин, Афанасьев, Попов, Пальм). Они выступали за ускорение политических и экономических преобразований в СССР, за радикальное реформирование советского общества.

Осенью 1989 г. состоялся II съезд народных депутатов СССР, проходивший на фоне революционных преобразований в Восточной Европе. События в странах бывшего социалистического блока способствовали поляризации съезда. Радикальное меньшинство, которое после смерти в дни съезда Сахарова возглавил Ельцин, требовало отмены статьи 6 Конституции СССР, закреплявшей монополию КПСС на власть. В свою очередь консервативное большинство указывало на дестабилизирующие дезинтеграционные процессы в СССР и, следовательно, на необходимость усиления полномочий центра (группа "Союз"). В этих условиях Горбачев в перерыве между II и III съездами народных депутатов СССР идет на отмену статьи 6, одновременно инициируя вопрос о необходимости дополнительных полномочий исполнительной власти. III съезд 15 марта 1990 г. соглашается на введение института президентства в СССР и выбирает на съезде Президентом СССР М. С. Горбачева.

Полученные Горбачевым дополнительные полномочия несколько обесценивались становлением в 1990 г. оппозиционно настроенного к центру республиканского съезда депутатов. I съезд народных депутатов РСФСР выбирает своим главой Б. Н. Ельцина и 12 июня 1990 г. провозглашает "Декларацию о государственном суверенитете РСФСР". Процесс "суверенизации России" приводит 1 ноября 1990 г. к принятию постановления об экономическом суверенитете России. Уход из-под контроля центра российских структур власти (в крупнейших городах России руководство также перешло к демократам: в Ленинграде к А. А. Собчаку, в Москве к Г. X. Попову) дополнялось еще более радикальными решениями законодательных органов власти в Прибалтике и в других республиках. В рассматриваемый период происходило и становление многопартийной системы в СССР. В своем большинстве новообразованные партии находились в оппозиции к режиму. Сама же КПСС переживала серьезный кризис, XXVIII съезд партии (июль 1990 г.) привел лишь к выходу из нее наиболее радикальных членов во главе с Ельциным. Численность партии в последний год перестройки снизилась с 20 до 15 млн человек, самостоятельными себя провозгласили компартии Прибалтики.

В этих условиях центр попытался найти выход в наделении президента СССР чрезвычайными полномочиями.

IV съезд народных депутатов СССР утвердил конституционные изменения, наделявшие Горбачева дополнительными полномочиями. Произошло фактическое переподчинение президенту Совета Министров, переименованного теперь в Кабинет Министров. Для контроля над усилившимся главой государства был введен пост вице-президента, на который съезд избрал Г. И. Янаева. Стремясь получить силовой вариант Кабинета Министров, Горбачев проводит кадровые изменения. Вместо В. Бакатина министром внутренних дел становится Б. Пуго, Э. Шеварднадзе на посту министра иностранных дел был заменен на А. Бессмертных.

Наши рекомендации