Основные политические концепции 20 века.
Большие» идеологии 19-20 веков образовались в процессе постепенного размывания традиционных политических мировоззрений – реалистического, утопического и теократического, которые были формой существования и развития конкретных политических концепций со II тысячелетия до н.э. по 18 век. Это размывание и соответственно формирование новых мировоззрений происходило в течение 17-18 веков, в период буржуазных революций – английской, североамериканской и Великой французской. Поэтому либерализм, консерватизм и социализм, сложившиеся в конце 18 - начале 19 вв. в Западной Европе, представляют собой разные способы осмысления социальной действительности, как она сложилась в Европе и Северной Америке в результате революций и промышленного переворота, и предлагают пути совершенствования буржуазного общества или его замены другим общественно-политическим строем. Индустриальное и постиндустриальное общества как стадии развития современной западной цивилизации обязаны многими своими чертами сознательным усилиям либеральных, социал-демократических, консервативных (косвенно – и коммунистических) партий, которые преобразовывали мир, стремясь претворить в жизнь свои политические платформы и программы. Таким образом, понятия либерализм, консерватизм и социализм многозначны. Как мировоззрение каждое их них имеет определенную философскую основу и представляет собой некоторый способ осмысления мира в целом, прежде всего, общества и способов его развития. В этом смысле мировоззрения 19-20 вв. играют в науках об обществе методологическую роль, выступая в качестве инструмента познания политических концепций
и партийных платформ. Как политические идеологии либерализм, консерватизм и социализм рисуют картину желаемого будущего и основных путей его достижения. Иными словами каждая идеология предлагает некоторую модель развития общества, которая его создателям и сторонникам представляется оптимальной. Следует подчеркнуть, что политическая идеология не представляет собой систему взглядов в строгом смысле слова. Это более или менее взаимообусловленная совокупность концепций, принципов и идей, обычно лежащая в основе платформ политических партий. Отсюда следует, что либерализм, консерватизм и социализм – это также политическая программа и политическая практика. Итак, «большие»
политические идеологии 19-20 веков – это одновременно методология, теория, программа и практика.Существует определенное соответствие между той или иной идеологией с одной стороны, интересами некоторых классов и социальных слоев – с другой. Однако это соответствие не является ни жестким, ни неизменным. Консерватизм обычно выражает чаяния крупных собственников, а также широких слоев населения, стабильность общественного положения которых оказалась под угрозой в результате некоторых произошедших или надвигающихся перемен. Социализм представляет интересы наиболее обездоленной части общества или же тех, кто зарабатывает на жизнь преимущественно своим трудом. Либерализм – это идеология политического центризма. Как правило, либеральных взглядов придерживаются широкие слои буржуазии – средней и мелкой. В современном постиндустриальном обществе, где классовая принадлежность перестает определять место человека в жизни, наиболее состоятельные часто бывают консерваторами, а менее обеспеченные разделяют принципы социализма. В то же время все современные политические партии обычно заявляют, что они выражают интересы народа в целом, предлагая конструктивную программу быстрого экономического развития и всеобщего благосостояния. Либерализм, консерватизм и социализм прошли длительный путь развития.Политические идеи востока.
Египет по праву можно считать древнейшим создателем политической мысли. Жречество оценивало миропорядок и место в нем государства, олицетворяемого фараоном, еще во II-м тысячелетии до н.э. Жрецы бога Птаха – бога-творца, создателя всего сущего – в своем «Мемфисском богословском трактате» еще в ту эпоху давали объяснение сущности государства и власти – как результата установления общественного порядка и истины – Маат. Боги уничтожают изначальный хаос, и в созданном ими человеческом обществе устанавливают всеобщую гармонию Маат. Подобно богам, и фараон должен стремиться «утвердить Маат на месте беспорядка». Понятие Маат становится центральным в египетской политической мысли и этике и понимается именно как правопорядок и справедливость, а боги и фараоны – как законодатели.Индии политическая мысль зародилась в глубокой древности, долго развивалась в накатанной колее и в конце XIX-XX вв. пережила серьезный всплеск, но скорее в тесной переплетенности с философией. Тексты Вед (II-I тысячелетие до н.э.), особенно «Ригведа», устанавливают деление общества на варны, введенное самим богом Брахмой-творцом. Эти идеи опровергал буддизм (I тысячелетие до н.э.). К концу XIX – началу XX вв. относятся религиозно-социологические идеи индуистов Рамакришны, Вивекананды и АуробиндоГхоша, а также мусульманина Мухаммада Игбала, «духовного отца» Пакистана (идея «исламского государства» в либеральном духе). Но индийская политическая мысль почти не отделяется от философии и социологии.Китай, в отличие от Индии, как раз очень интересовался политическими вопросами, устройством государства. Конфуций (Кун-цзы, 555–479 до н.э.) и его последователи говорили, что структура общества, как и устройство мира, вечна и неизменна, и каждый по воле неба занимает в ней свое место. Люди поделены небом на «управляющих» («благородных мужей»), способных к нравственному самоусовершенствованию, и «управляемых» («низкий, презренный люд»), аморальный по природе, которому предписано заниматься физическим трудом и кормить «благородных». «Правитель должен быть правителем, отец – отцом, сын – сыном». Воля Неба реализуется через «гуманное правление» высоконравственного государя. Если государь отходит от заветов древних правителей, небо меняет свою волю (концепция Гэмин – идея Мэнцзы, конфуцианца), и тогда подданные свергают государя. При этом Мэнцзы говорил: «Как на небе не может быть 2 солнц, так и у народа не может быть 2 государей». Другой конфуцианец, Сюньцзы, выдвинул идею ритуала как высшей формы различий между верхами и низами. Он объявлял господство одних над другими извечным состоянием общества и считал, что натура людей изначально зла, и неравенство коренится в самой природе человека. Даосы (Лао-цзыи его ученики) резко порицали социальный гнет (в отличие от конфуцианцев), осуждали войны, богатство знати, жесткость властей, проповедовали пассивный процесс как принцип жизни, следование дао-естественному ходу вещей. ДаосЧжуанцзыотстаивал природное равенство людей, отрицал деление на «благородных» и «ничтожных». Моисты (последователи Мо Ди) также выступали против власти и элиты, выдвигали программу переустройства общества на основе принципа «всеобщей любви и взаимной пользы», требовали отменить наследование должностей и рангов и предлагали формировать аппарат управления, выдвигая мудрых людей из народа. При этом они осуждали бедность (от лени) и провозглашали богатство добродетелью. Мо Ди выдвинул доктрину равенства государств как основу мирных межгосударственных отношений. Он требовал прекращения войн, которые считал нарушением воли неба, но при этом оправдывал оборонительные войны. Легисты (Шан Ян) подчинили все задачам государственного устройства, требовали введения единых, обязательных для всех законов, защищающих собственность и единоличную власть правителя. Малейшее нарушение закона должно караться. «В строгой семье не бывает строптивых рабов». Эти идеи подготовили базу имперской государственности, но основой китайской государственной идеологии стало конфуцианство.Висламе основной политической идеей, заложенной в Коране и развивавшейся улемами-богословами, стала идея «дар-аль-ислам» (территория ислама), противопоставленная понятию «дар-аль-харб» (обитель войны), которую нужно превратить в «дар-аль-ислам» посредством «джихада» (священной войны). Ислам не делит людей на народы, признавая три статуса человека (правоверный, покровительствуемый и многобожник). Все мусульмане объединяются в общину («умма»). Идеальная форма государственного устройства мыслится в суннитской теории как эгалитарная светская теократия (все равны перед законом Аллаха; нет церкви как института; вся власть принадлежит Аллаху – законодательная через Коран, исполнительная через халифа). Позднее возникли: шиизм (культ авторитета имама и аятолл), хариджитская школа (равенство всех членов уммы), исмаилизм (воплощение Аллаха в вожде), ваххабизм (очищение ислама от новшеств) и т.д.
6.Зарождение и развитие политической мысли на территории Казахстана.Политическая мысль Казахстана заложена с Древности. Еще у древнеазиатских племен саков была своя политическая система и взгляды на управление государством. Проживающие чуть позднее племена усуней, канлы и хунну имели свою политическую систему в лице военной демократии, где правитель избирался, и был замечательным военачальником, у которого были помощники ,политические советники по управлению государством. То есть складывалась система правления и политических мировоззрений. В Средневековье, во время проживания тюркских общностей на территории Казахстана существовали каганаты, в которых власть распределялась таким образом: верховный правитель был каган, его помощники из родовой знати помогали править государством. Начиная с 6 века н.э. на территории Казахстана стали формироваться государства с практически сформированной цельной политической системой и идеологией. На рубеже 13 века ,как мы знаем в Казахстане было монгольское нашествие, которое повлияло на политическую направленность. Территория была разделена на улусы, которые управлялись чингизидами. Естественно политическая сторона жизни изменилась, появились новые методы управления, новая политическая система. Хан был один, султанов, эмиров много, которые помогали управлять. После образования Казахского ханства власть на территории полностью перешла к хану, у него были советники, судьи, бии, батыры, султаны на которых он опирался во время правления. Земли были также поделены на улусы, которые управлялись султанами. После междоусобных войн и борьбы с джунгарами, мы знаем, что Казахстан был подчинен к России, где впоследствии образовался Советский Союз. В Советском союзе наблюдалось однопартийная система и полная власть государства над всеми сферами жизни человека. Таким образом Политическая мысль развивалась на протяжении многих веков и продолжает формироваться и сейчас. Казахстан имеет богатую историю. Каждый период жизни был с определенными признаками политической власти и ее распределения. Как нам известно сейчас у нас формируется полуторапартийная система, которая близка к двухпартийной самой лучшей. Казахстан суверенное независимое демократическое государство со всеми политическими признаками развивающегося государства.
7. Политика как общественное явление. Специфика политического.