Национально-государственные интересы Республики Казахстан.
На современном этапе развития эти национально-государственные интересы Республики Казахстан хорошо изложены в программной работе Президента Н. Назарбаева “Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства” и “Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев, включающие в себя в, первую очередь, такие параметры, как:
- всемерное повышение политического и экономического авторитета Казахстана на международной арене;
- сохранение этнической самобытности национально-культурного многообразия путем возрождения таких исторических объектов, как Великий Шелковый путь, “Каркара” и др.;
- привлечение иностранного капитала, инвестиций в экономику республики, активное участие в международном разделении труда;
- создание надежной и гарантированной системы коллективной безопасности, а также экономической, экологической безопасности путем внедрение превентивных мер и координации действий, общих усилий как с государствами СНГ, так и зарубежными странами;
- преодоление сырьевой направленности внешних связей и выработка стратегических взаимовыгодных позиций во внешнеэкономическом сотрудничестве с учетом возможностей зарубежного партнера, в частности.
Сегодня в ходе осуществления этих подходов Республика Казахстан, будучи Евразийским государством, заинтересован в расширении деловых контактов со всеми международными структурами мирового сообщества. В целом страна уже является членом более 60 основных международных организаций, из которых почти 30 входят в состав ООН. Важно отметить, что Казахстан не стремится стать членом как можно большего числа международных организаций, а считает главным критерием членства достигнутые реальные политические и экономические преимущества.
К примеру, если 15-20 лет назад места проведения многосторонних дипломатических форумов ограничивались только крупными столицами с мировым именем, как Нью-Йорк, Париж, Рим, Москва, Лондон, то сегодня они проходят наравне с такими городами Земного шара, как Ломе, Зальцбург, Давос, Ливерпуль, Баку, Алматы, Астана. Это говорит о том, что у делового мира, строящих сотрудничество в пределах чисто политических рамок, есть огромный интерес к экономическому сотрудничеству и желание перейти к совершенно иным способам поиска подходов и ответов на имеющиеся вопросы. И, видимо, очень важно не замыкаясь на аппаратно – чиновничьем уровне отношений между государствами, привлекать к этому широкие деловые круги страны, перейти на решение крупных экономических проектов стратегического значения, затрагивающих XXI век.
Структура политологии. Ее соотношение с другими гуманитарными науками.
Структура политологии
Говоря о структуре политологии, необходимо видеть два аспекта. Первый связан с наукой о политике, второй - с учебной дисциплиной. Политология как научное знание о политической действительности включает в себя целую систему теорий, относящихся к сфере политики. Обобщая, можно выделить следующие структурные элементы политологии: теория политики, политическая идеология, история политических учений, теория политических систем и управления политическими процессами, международных отношений и мировой политики.
Как научная дисциплина включает такую структуру политологии: политическое господство и правление, конституирование власти и политическое неравенство, механизмы правления в рамках различных государственно-политических систем, обеспечения жизнеспособности и бесперебойного функционирования общества, отношения людей с институтами власти, политическая коммуникация и средства массовой информации, стабильность политической системы и факторы, способствующие ее сохранению или ее подрыву. Важное место также занимают проблемы политических конфликтов и др.
Как и любая другая наука политология может успешно развиваться лишь в тесном взаимодействии с другими науками — философией, социологией, юриспруденцией, историей, психологией, экономикой и другими. В своих исследованиях политология опирается на философию как на свою теоретическую основу. Являясь наукой об универсальных законах развития природы, общества и познания, философия дает политологии знание общих закономерностей развития политической сферы жизнедеятельности общества, позволяет ей устанавливать источник развития процессов в этой сфере. Закономерности формирования, утверждения, функционирования, удержания и развития политической власти проявляются через деятельность народов, наций, классов, социальных слоев, групп, личностей. В связи с этим политология не может обойтись без выводов и обобщений социологии, которая исследует законы и закономерности развития и функционирования социальных систем, раскрывает механизм действия и формы проявления этих законов и закономерностей в деятельности различных общностей людей. Экономические науки, изучающие процессы производства, обмена и распределения материальных благ, интересуют политологию с точки зрения того, как взаимодействуют экономика и политика, как формируются экономические, а значит, и политические интересы больших социальных групп. Экономические науки дают материал об экономических корнях любых политических явлений, о конкретной экономической политике. Не случайно большая область экономической науки получила название политической экономии. В свою очередь, политология дает научное обоснование принципов выработки и осуществления экономической политики, государственного регулирования экономических процессов. Политология тесно соприкасается и с правовыми науками, так как политические и правовые отношения неразрывно связаны между собой. Правовые нормы и отношения получают обязательный характер лишь в системе политической власти, которая, в свою очередь, не может нормально функционировать без правового оформления. Политология по отношению к правовым наукам является более общей теорией. В то же время политологическое исследование будет неполным без учета правовых механизмов разработки и реализации политических решений, правовых аспектов деятельности политических институтов и организаций.