CCCXXXII. Орфографическая минутка
(На доске запись.)
Кормовое весло зацепилось за куст. Земля — наша кормилица. Труд человека кормит, а лень портит. Птичьи кормушки спасают птиц в зимний холод. За кормой корабля голубой простор.
- Прочитайте. Найдите однокоренные слова.
- Сколько здесь групп однокоренных слов? (Три группы.)
- Запишите их. Выделите корень. ( / — кормовое, за кормой; 2 — кормилица, кормит; 3 — птичьи, птиц.)
— Самоопределение к деятельности
- Сосчитайте, сколько слов вы написали. (Семь слов.)
- Каждое слово имеет лексическое значение. В каком словаре можно прочитать, что обозначает слово? (В толковом словаре.)
- Назовите тему урока.
CCCXXXIII. Работа по теме урока
Упр. 203 (с. 120).
(Устное выполнение.)
- Найдите в словаре слова, которые имеют несколько значений. Составьте с ними предложения, употребляя слова в разных значениях.
- Послушайте стихотворение.
Есть хвост У падающих звезд. И у семян Бывает хвост, У птиц, У самолета — Он нужен для полета. Хвостом корова Бьет слепней, Когда они кусаются. Для скорпионов Хвост важней: Они хвостом сражаются!
Ю. Коринец
- Выпишите слово хвост с теми словами, которые помогают понять значение этого слова. (Хвост поезда,...)
- Запишите в три группы слова, близкие по значению: ласковый, жаркий, мокрый, знойный, сырой, нежный. (7 — ласковый, нежный; 2 — жаркий, знойный; 3 — мокрый, сырой.)
- Замените прилагательные противоположными по смыслу словами: ясное небо, интересная игра, крутой берег, шумная улица.
- Физкультминутка
Я привстану на носочки, Хорошенько потянусь. Раз — наклон, два — наклон, Словно буква О свернусь. И попрыгаю немножко, И руками покручу, Постою на правой ножке И головкой поверчу. Тихо сяду, улыбнусь И работою займусь.
- Закрепление изученного материала
Упр. 204 (с. 121).
(Дети выполняют задание самостоятельно, пользуясь словарями учебника.)
Упр. 206 (с. 121).
(Устное выполнение.)
CCCXXXIV.Почему слова называют однокоренными? (Имеют один корень.)
Упр. 207(с. 122). (Самостоятельное выполнение.)
- Рефлексия
Карточка
- Выпиши однокоренные слова, обозначь в них корень. Вариант 1. Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисенок. Лось, лоскут, лосенок. Горный, горка, городок. Пес, песочный и песок.
Вариант П. Моряки, морской, моржи.
Корень, корневой, коржи.
Холод, холмик, холодок.
Носик, носит и носок.
Семя, семечко, семья.
Вдруг, подруга и друзья.
- Спиши однокоренные слова в таком порядке: сначала с ударной гласной в корне, затем с безударной.
Ледник, лед, ледниковый, ледяной.
Белить, беляк, побелка, белила, белый, белизна.
- Образуй и запиши однокоренные слова в три столбика: существительные, прилагательные, глаголы.
Дар, шум, сторож, чист.
- Подведение итогов урока
CCCXXXV.Какие слова называют однокоренными?
CCCXXXVI.Приведите примеры синонимов, антонимов.
CCCXXXVII.Где можно найти эти слова? (В словарях.)
CCCXXXVIII.Какое задание вам понравилось?
Домашнее задание
Выполнить упр. 205 (с. 121).
Урок 159. Повторение по теме «Части речи»
Цель: повторить изученный материал по теме «Части речи».
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать части речи; характеризовать как часть речи существительные и прилагательные; осознавать их роль в речи.
Ход урока
CCCXXXIX. Организационный момент
CCCXL. Актуализация знаний
CCCXL. Словарная работа
- От данных словарных слов образуйте (если можно) слова по образцу.
Образец: желтый, желтизна, желтеть.
Ветер ... (Ветерок, ветреный.) Ягода ... (Ягодка, ягодный.) Рисунок... (Рисовать, рисованный.)
- Запишите слова, обозначьте орфограмму.
- Орфографическая минутка
- Расположите предложения так, чтобы получилось стихотворение.
не набрать мне столько за год (Влес ходила я с Мариной в лес ходила я с Мариной За черникой и малиной. набрала подружка ягод Набрала подружка ягод —
за черникой и малиной Не набрать мне столько за год.)
- Выпишите в таблицу встретившиеся орфограммы. (Учитель раздает детям листочки со списком орфограмм.)
—Правописание сочетаний.
— Правописание согласных в корне слова.
— Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.
— Правописание разделительного мягкого знака.
— Проверяемые безударные гласные.
— Непроверяемые безударные гласные.
— Правописание предлогов.
(Проверка. Дети по цепочке читают слова, доказывают правильность выбора.)
IV. Самоопределение к деятельности
- Слова из словарной работы запишите по группам.
- Сколько групп у вас получилось? Как называются эти группы? (Части речи.)
- Назовите тему урока.
V. Работа по теме урока
Упр. 208 (с. 122). (Устное выполнение.) Упр. 211 (с.123).
(Дети рассказывают об имени существительном по плану. Учитель читает стихотворение.)
Есть один седой старик. Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты, В кактус, в зонтик, в сигареты, В тапочки, в слова, в конфеты. Словом, в разные предметы. Упр. 210 (с. 123).
CCCXLI.Выпишите из текста упражнения собственное одушевленное и нарицательное неодушевленное имя существительное.
CCCXLII.Выпишите из текста упражнения имя существительное в форме единственного числа и в форме множественного числа.
Упр. 212 (с. 124).
(Дети рассказывают об имени прилагательном по плану. Учитель читает стихотворение.)
Художницу нашу знает весь свет. Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какая? Какое? Какие?
CCCXLIII.Выпишите из текста упражнения имена прилагательные вместе с существительными в форме единственного числа и в форме множественного числа.
CCCXLIII. Физкультминутка
Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет. Раз — наклон И два — наклон, Зашумел листвою клен.