Урок 50. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
Урок 50. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
Цели: обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать формы слова и однокоренные слова; видеть орфограмму в слове; аргументирован но отвечать, доказывать свое мнение.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
— На какие группы делятся все согласные? (Звонкие и глухие, твердые и мягкие.}
— Как обозначается мягкость согласных на письме? (Гласными буквами И, Е, Ё, Ю, Я и буквой Ь.')
— Я читаю предложения, а вы выписывайте только те слова, в которых мягкость согласных обозначается буквой Ь.
Пришла поздняя осень.
Был теплый летний день.
Лева и Петя идут гулять.
Из школы шли мальчик и девочка.
Дети слепили снежную крепость.
— Какие слова записали? (Осень, день, гулять, мальчик, крепость.)
— Подчеркните слова, которые нельзя переносить. (Осень, день.)
— Разделите вертикальной чертой слова для переноса. На сколько частей разделите слово? (На две.)
— Сколько в каждом слове букв? Сколько звуков?
— Почему в этих словах звуков меньше, чем букв? (Буква Ь звука не обозначает.)
2, Словарная работа
(На доске запись.) ПОКШДЕЦЖСЧДХА
— Зачеркните в цепочке буквы, обозначающие глухие звуки, и узнаете слово, которое нужно запомнить сегодня на уроке. (Одежда.)
— Назовите лексическое значение слова одежда. (Совокупность предметов, которыми покрывают тело.)
— Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.
III. Самоопределение к деятельности
— Выпишите из стихотворения формы слов, пропуская букву, обозначающую безударный звук. На берегу растет сосна, А рядом с нею сосны. Горит прекрасная звезда, А радом с нею звезды. А на траве лежит роса, А рядом с нею росы. А по траве спешит коса, А рядом с нею косы. И будет мягкая трава Душистым мягким сеном. Сгребать ее пойдет мой дед, Точней, пойдем мы с дедом.
— Какие пары слов вы выписали? (С..сна — сосны, зв..зда — звезды,р..са —росы, к.ха — косы.)
— В каких словах пропустили гласные буквы?
— Какую букву напишете в слове сосна! (Букву О, потому что в проверочном слове под ударением стоит эта буква.)
(Аналогично проверяют остальные слова.)
— Сделайте вывод: как правильно написать букву на месте безударного гласного звука? (Подобрать поверочное слово, чтобы проверяемая буква обозначала ударный гласный звук.)
— Какое слово может быть проверочным? На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке.
IV. Работа по теме урока Упр. 146 (с. 96).
~ Как узнать, какую букву нужно проверять в слове? (Надо - поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные, выделить корень.)
— Назовите проверочные слова к каждому слову.
— В каких словах для проверки вы изменяли форму слова?
— В каких словах для проверки вы подбирали однокоренные слова?
— Запишите сначала проверочное слово, затем проверяемое.
— Сделайте вывод: как подобрать проверочное слово? (Ответы детей.)
— Прочитайте правило и скажите, верный ли вывод вы сделали.
V. Физкультминутка
Дружно встали на разминку И назад сгибаем спинку. Поскакали на носочках: Прыг-скок, прыг-скок. Встали ровненько в рядочках И продолжили урок.
VI. Повторение изученного материала Упр. 148 (с. 97).
— Что изображено на рисунках? (Свеча, грачи, коза, мячи, лиса.)
— Запишите слова, пропуская букву, обозначающую безударный гласный звук в корне слова.
— Объясните, как проверить букву, вставьте букву в слово.
— Вы проверяли слово, подбирая однокоренные слова или другую форму слова?
VII. Рефлексия
— Я читаю слова, а вы ставьте знак «+», если гласную в корне слова нужно проверять, и знак «—», если проверять не нужно. Сады, стена, гнездышко, игра, школа, песня, стихи.
Ответ. +, +, —, +, —, —, +.
(Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью «светофора».)
VIII. Подведение итогов урока
— Чему мы сегодня учились на уроке?
— Для чего нужно уметь проверять безударные гласные в корне? (Чтобы грамотно писать слова.)
— Как узнать, какую букву нужно писать на месте безударного гласного звука?
Домашнее задание
Выполнить упр. 147, 149 (с. 97).
Урок 54-55. Правописание слов с непроверяемыми безударными
Гласными звуками в корне
Цели: формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть орфограмму- в слове, проверять безударные гласные в корне слова; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний Орфографическая минутка
— Запишите предложения под диктовку.
Хорошо летом в лесу. Мы идем по тропе. Кругом цветы. Гудят шмели. На цветок села тела.
— Слова первого предложения разделите вертикальной линией для переноса. На сколько частей будете делить?
— Какие правила переноса нужно помнить? (Дети вспоминают правила.)
— Прочитайте первое преложение, голосом покажите деление слов.
— Найдите и подчеркните основу предложения в остальных
предложениях.
. — Найдите слова, в которых все согласные твердые. (Хорошо, кругом.}
— Найдите слово, в котором все согласные звонкие. (Идем.}
— Найдите слова, в которых два слога, ударение падает на первый слог. (Летом, села.)
III. Самоопределение к деятельности
(Письмо по памяти.)
На даче в лесу были разные птицы; сороки, стрижи, воробьи и синицы.
— Прочитайте предложение.
— О ком это предложение?
— Найдите слова с безударной гласной в корне, подчеркните их. (Лесу, сороки, стрижи, воробьи, синицы.}
— Проверьте слова. (Лесу — лес, стрижи — стриж.}
— Другие слова проверить нельзя.
— Какой сделаем вывод? (Не все безударные гласные в корне можно проверить.)
IV. Работа по теме урока Упр. 162 (с. 103).
— Прочитайте вопросы.
— Какие слова можете проверить? (Окном, ветерок, веселится, притаится, листочки, бегут.)
— Написание каких слов проверить нельзя? (Дорожке, желтые.)
— Почему нельзя проверить их написание? (Нетродственных слов, в которых буквы под ударением.)
— Что делать? (Запомнить или посмотреть в словаре.)
V. Физкультминутка
V!. Закрепление изученного материала
Упр. 163 (с. 104).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Самооценка с помощью «светофора».) Упр. 164 (с. 104).
— Прочитайте.
— Какие буквы запоминаем в слове земляника! (Б, Я.)
— Как запомнить написание слова? (Название связано со словом земля.) (Работа по вопросам учебника.)
Упр. 167 (с, 105).
(Па обратной стороне доски работают два ученика. Остальные выполняют упражнение в тетради.)
— Проверьте, правильно ли выполнена работа на доске.
— Проверьте, правильно ли вы выполнили работу.
— Оцените себя с помощью «светофора».
VIII, Подведение итогов урока
— Почему некоторые слова с безударной гласной в коне слова нужно запомнить? (Они не проверяются.}
— Что делать, если забыл или не знаешь, как пишется слово? (Посмотреть написание в словаре.}
— Как называется словарь, в котором можно проверить написание слов? (Орфографический^)
Домашнее задание
Выполнить упр. 165 (с. 105).
Гласными звуками в корне
Цели: формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть орфограмму в слове; проверять безударные гласные в корне слова; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний Орфографическая минутка
(На доске запись.)
Морские змеи ловят добычу в воде они часто засовывают голову по нее норы ужи питаются маленькими рыбками
— Подчеркните в каждом предложении основу.
— Как автор называет ужей, чтобы не было повтора слов? (Морские змеи, ужи, они.)
— Найдите слова с традиционным написанием гласных после шипящих согласных. (Добычу, часто, умей.}
— Какие слова нельзя переносить? (Змеи, они, все, ужи.}
— Подчеркните слова, в которых три слога, первый слог ударный. (Голову, рыбками.}
— Подберите однокоренные слова, назовите корень. (Голова — головка, головастик — корень голов-;рыбки — рыба, рыбалка, рыбник — корень рыб-.}
— Поставьте ударение во всех словах предложения, подчеркните безударные гласные.
— Для чего нужно уметь находить безударные гласные? (Это опасное место. Безударный звук слышится не так, как пишется, его нужно проверять.)
III. Работа по теме урока
Упр. 166 (с. 105).
— Какие условия должны выполняться, чтобы можно было сказать, что слова однокоренные? (Должна быть одинаковая часть и общий смысл.}
(Дети доказывают, что у слов есть общий смысл и одинаковая часть. Записывают слова в тетрадь.)
— Сделайте вывод: какие слова называются однокоренньши? (Укоторых есть одинаковая часть — корень и общий смысл.) Упр. 168 (с. 106).
— Прочитайте стихотворение. Как его озаглавите? («Малинник»}
— Найдите однокоренные слова. (Малинник, малиновый, малиновки, малинки, малина.)
— Почему слова малиновка и малина однокоренные?
— Нужно ли записать слово Марина1? (Нет, так как нет общей
части и близкого значения.)
(Поставьте в однокоренных словах ударение, подчеркните безударную гласную.)
— Что вы заметили? (Во всех словах безударная гласная в корне.)
— Проверьте безударную гласную в этих словах. (Не проверяется, нужно запомнить.)
— Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных».
IV. Физкультминутка
Наклоняемся с хлопком
И с хлопком потом встаем.
Вниз и вверх, вниз и вверх,
Ну-ка, хлопни громче всех!
(Наклониться, хлопнуть в ладоши, выпрямиться,
хлопнуть в ладоши над головой.) •
На одной ноге мы скачем,
Как упругий звонкий мячик.
На другой поскачем тоже,
Очень долго прыгать можем.
(Прыжки на одной ноге.)
Головой вращаем плавно,
Смогрим влево, смотрим вправо.
(Повороты головы вправо и влево.)
И пройдемся мы немного,
(Ходьба на месте.)
И вернемся вновь к уроку.
(Сесть на место.)
В. Тарасов
V. Закрепление изученного материала Упр. 169 (с. 107).
— Объясните смысл фразеологизмов. (Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка.) Упр. 170 (с. 107).
— Как озаглавите стихотворение? («Сапожник».)
— Вставьте пропущенные буквы. Как это сделать? (Подобрать слова, в которых ударение падает на проверяемую букву.)
— Проверьте буквы О в слове молоток. (Первую букву можно проверить слово.» молот, вторая не проверяется.)
— Написание слова нужно запомнить.
VI. Рефлексия
Упр. 171 (с. 108).
(Самостоятельное выполнение.)
— Что нужно сделать, если не помните букву, которую нельзя
проверить? (Обратиться к словарю.) _ — Какой словарь откроете? (Орфографический.)
~ Проверьте написанное по словарю, оцените себя с помощью «светофора».
VII. Подведение итогов урока
— Чему сегодня учились?
— Что нужно сделать, чтобы правильно написать слова с непроверяемой безударной гласной в корне? (Запомнить или посмотреть в словаре.)
Домашнее задание
Выполнить упр. 174 (с. НО).
Гласными звуками в корне
Цели: формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть орфограмму в слове; проверять безударные гласные в корне слова; аргументирование отвечать, доказывать свое мнение.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний Орфографическая минутка
(На доске запись.)
Лесной, тихо, на, осенью, полянке. Готовятся, суровой, к, зиме, животные.
— Запишите предложения. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
— Какие безударные гласные можете проверить? (Лесной — лес,
поляне — поле, зиме — зимы.)
, . , - Какую роль играет мягкий знак в слове осенью! (Это разделительный мягкий знак, так как стоит между согласным и гласным Ю.)
— В каких словах все согласные буквы обозначают звонкие звуки? (Лесной, зиме.)
— В каких словах все согласные буквы обозначают мягкие звуки? (Осенью, зиме.)
— В каких словах все гласные обозначают твердость согласных? (Суровой.)
— В каких словах все согласные буквы обозначают твердые звуки? (Животные.)
III. Работа по теме урока
Упр. 172 (с. 108).
— В чем заключается орфографическая задача? (В выборе нужной буквы.) (Самостоятельное выполнение.)
— Написание каких слов вы проверяли? (Пчела, звезда, дрозды.)
— Как проверяли?
— Написание каких слов не проверяется? (Сорока, заяц, яблоко, малина, петух, лягушка.)
— Какие буквы записали в этих словах?
— Оцените себя. Упр. 173 (с. 109).
(Работа в парах. Учащиеся по очереди называют, что обозначает слово.)
— Значение каких слов непонятно?
— Назовите «ласковые» слова. (Деревенька, вороненок, ветерок, сапожок, городок, снегирек.)
— Спишите слова, обозначьте ударение.
— Чем интересны эти слова? (В каждом слове два безударных гласных в корне.)
— Можно ли их проверить? (Одну букву проверяем, другую запоминаем.)
— Подберите проверочные слова. (Воробей — первую буку О запоминаем, вторую проверяем словом ворОбушек.) (Остальные слова разбирают аналогично.)
IV. Физкультминутка
В небе плавает луна,
В облака зашла она.
Раз, два, три, четыре, пять —
Мы должны луну достать.
Шесть, семь, восемь,
Девять, десять -
И пониже перевесить.
V. Закрепление изученного материала
Упр. 174 (с. ПО).
(Самостоятельное выполнение: вариант 1 — 1,2; вариант И — 3, 4. Два человека работают на обратной стороне доски.)
— Проверьте, правильно ли выполнено задание на доске.
— Проверьте свою работу.
— Оцените себя. Упр. 275(с. 110).
— Прочитайте стихотворение шепотом.
— Назовите тему стихотворения. (Первый снег.)
— Какие слова автор использует в переносном значении? (Порхает, стекло.}
— Какие слова говорят о том, как идет снег? (Порхает, кружится.)
— Спишите стихотворение. Во втором предложении подчеркните основу.
— Найдите двусложные слова с безударным гласным в первом слоге. (Бело, стекло.)
— Каким словом проверите безударную гласную? (Бело - белый, стекло — стёкла.)
VI. Рефлексия
(КИМы(тест 10, с. 34).)
VII. Подведение итогов урока
— Закреплению какой темы посвящен урок? (Безударные гласные в корнер
— Сколько безударных гласных может быть в корне?
— Если слово не можете проверить, что будете делать? (Искать в словарей)
— Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание
Найти в словаре и записать слова по теме «Животные». (Можно пользоваться словарем в учебнике или Школьным орфографическим словарем.)
В роще
Урок 75. Обобщающий урок
Цель: научить использовать полученные знания в нестандартных условиях.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять знания для решения нестандартных задач; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент
(Урок проводится в форме викторины. Класс разделен на 4-5 групп. В каждой группе есть капитан, который дает ответ группы на вопрос. Зачитываются только ответы, названные капитаном.)
'Б | ь | А | |||
2Х | ь | А | |||
33 | ь | А | |||
4Р | ь | А | |||
5С | ь | А |
II. Проведение игры
1-Й конкурс
— Разгадайте кроссворд.
1. Небольшое помещение для мытья. (Банька.)
2. Способ передвижения. (Ходьба.)
3. Яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца. (Зорька.)
4. Рисунок на кости, дереве. (Резьба.)
5. Доля, участь, случай, случайное стечение событий в жизни
человека. (Судьба.) (За каждое угаданное слово — 1 балл.)
2-й конкурс
— Восстановите слово, зачеркнув лишнее. Назовите, по какому признаку слово лишнее. РАНАКАДШ, ЧАУРК, ТОСИКЧАК, ОРЕВД (Карандаш, ручка, кисточка, ведро. Лишнее слово — ведро.) ЯМЧ, РАБАНАБ, ЯОЛ, ЮАЛ (Мяч, барабан, Оля, юла. Лишнее слово — Оля.)
ЛЕЙК, ЛИНСТИПЛА, САРКАК, ТЕЕРВ
(Клей, пластилин, краска, ветер. Лишнее слово — ветер.} (За каждое верно выполненное задание — I балл.)
3-й конкурс
— Восстановите пословицы по антонимам. Дело - потеха Свет — тьма
(За каждую пословицу — 2 балла.)
4-й конкурс
— Разгадайте ребусы.
— Что общего у разгаданных слов? (Это словарные слова.}
(Сапоги, ученик, пальто, рабочий, русский, береза.} (За каждый ребус — 2 балла.)
5-й конкурс
— Разгадайте шарады.
С буквой Н, мои друзья,
Ничего не значу я,
Н на С перемените —
Смело в суп меня кладите.
Не берите с буквой М -
Я пальто у вас проем. (Ноль - соль — моль.)
Задачу ты решишь свободно:
Я небольшая часть лица.
Но прочитай меня с конца —
Во мне увидишь что угодно. (Нос — сон.)
Несет меня с трудом старик, Но если Ю прибавить, вмиг К нему придет на помощь тот, Кто без труда меня несет. (Ноша — юноша.} (За каждое угаданное слово — 1 балл.)
III. Рефлексия
— Какое задание было особенно интересным?
— Что показалось сложным?
IV. Подведение итогов урока
— Что нового узнали?
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ
Над наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда выпал птенчик. Ласточки кружились над ним и звучно пищали. Это увидел Петя. Он поднял птичку и посадил в гнездо. Ласточки дружно защебетали.
(По Л. Толстому)
Прочитайте текст.
Где находилось гнездо ласточек?
Что такое наличник?
(Учитель показывает детям иллюстрацию или фотографию наличника.)
Какая у птиц случилась беда? Как Петя помог птицам?
I. Анализ текста
(Анализ по вопросам и запись ключевых слов для построения типов.)
Где было гнездо ласточек? (Над наличником окна,} Что случилось однажды с птенчиком? (Выпал из гнезда,) - Как вели себя ласточки? (Кружились, пищали.} Кто это увидел?
Что сделал мальчик? (Поднял птенчика, посадил в гнездо.) Как теперь вели себя птицы? (Весело защебетали.} * Сколько частей в тексте? Как вы это определили?
Прочитайте,, какими выражениями описаны голоса ласточек. (Звучно пищали, весело защебетали). Почему звуки птичьих голосов автор описывает по-разному? (В первый раз ласточки пищали, потому что птенец выпал из гнезда. Второй раз они радовались.}
.1. Орфографическая подготовка
Прочитайте текст по предложениям еще раз и объясните написание слов.
Какие орфограммы в словах мы еще не знаем? Составим словарь для справок. ('лова для справок: наличник, однажды, звучна, защебетали.
4. Самостоятельная работа учащихся
(Проверка изложений. Оценка.)
IV. Рефлексия
— Кто доволен своей работой?
— В чем испытали трудность?
V. Подведение итогов урока
— Какую орфограмму закрепляли при написании изложения?!
— Чему еще учились на уроке?
Домашнее задание
Приготовить диктант для соседа: по два слова с пропущенны ми орфограммами (с мягким знаком, сочетаниями ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ).
Урок 8 1. Контрольный диктант
Цель: проверить навыки написания букв, обозначающих мяг-| кость согласных звуков, навыки правописания слов с буквосочетаниями ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ. раздельного написания слон и предлогов со словами, умение ставить знаки препинания в кон-| це предложений.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в сло-| вах изученные орфограммы на слух; применять правила правопи-1еания; проверять себя, находить в собственной работе орфографические ошибки; разделять слова для переноса; характеризовать твердые и мягкие согласные звуки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний Диктант для соседа
(Учащиеся обмениваются листочками с домашним заданием, приготовленным к предыдущему уроку. Выполняют работу в течение 1—2 минут, оценивают соседа.)
III. Самоопределение к деятельности
— Какие орфограммы вы повторяли, выполняя задание соседа?
— Какие еще орфограммы вы знаете?
— Сегодня на уроке мы проверим ваши знания.
IV. Контрольный диктант
В лесу
Катя и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белочки. Спрятались под елкой серые ежики. (24 слова]
Грамматические задания
1. В словах ветки и белочки подчеркните мягкие согласные звуки.
2. Запишите, сколько букв и звуков в слове Юра.
3. Укажите количество слогов в словах ежики, серые, рядом. (Также можно использовать КИМы (с. 50).)
V. Рефлексия
— Прочитайте диктант «жужжащим» чтением еще раз и проверьте написание слов.
— Оцените себя с помощью «светофора».
VI. Подведение итогов урока
— Знание каких орфограмм мы проверили на уроке?
— Довольны ли вы своей работой?
— Кто сомневается в правильности выполнения работы?
Урок 50. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
Цели: обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать формы слова и однокоренные слова; видеть орфограмму в слове; аргументирован но отвечать, доказывать свое мнение.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
— На какие группы делятся все согласные? (Звонкие и глухие, твердые и мягкие.}
— Как обозначается мягкость согласных на письме? (Гласными буквами И, Е, Ё, Ю, Я и буквой Ь.')
— Я читаю предложения, а вы выписывайте только те слова, в которых мягкость согласных обозначается буквой Ь.
Пришла поздняя осень.
Был теплый летний день.
Лева и Петя идут гулять.
Из школы шли мальчик и девочка.
Дети слепили снежную крепость.
— Какие слова записали? (Осень, день, гулять, мальчик, крепость.)
— Подчеркните слова, которые нельзя переносить. (Осень, день.)
— Разделите вертикальной чертой слова для переноса. На сколько частей разделите слово? (На две.)
— Сколько в каждом слове букв? Сколько звуков?
— Почему в этих словах звуков меньше, чем букв? (Буква Ь звука не обозначает.)
2, Словарная работа
(На доске запись.) ПОКШДЕЦЖСЧДХА
— Зачеркните в цепочке буквы, обозначающие глухие звуки, и узнаете слово, которое нужно запомнить сегодня на уроке. (Одежда.)
— Назовите лексическое значение слова одежда. (Совокупность предметов, которыми покрывают тело.)
— Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.
III. Самоопределение к деятельности
— Выпишите из стихотворения формы слов, пропуская букву, обозначающую безударный звук. На берегу растет сосна, А рядом с нею сосны. Горит прекрасная звезда, А радом с нею звезды. А на траве лежит роса, А рядом с нею росы. А по траве спешит коса, А рядом с нею косы. И будет мягкая трава Душистым мягким сеном. Сгребать ее пойдет мой дед, Точней, пойдем мы с дедом.
— Какие пары слов вы выписали? (С..сна — сосны, зв..зда — звезды,р..са —росы, к.ха — косы.)
— В каких словах пропустили гласные буквы?
— Какую букву напишете в слове сосна! (Букву О, потому что в проверочном слове под ударением стоит эта буква.)
(Аналогично проверяют остальные слова.)
— Сделайте вывод: как правильно написать букву на месте безударного гласного звука? (Подобрать поверочное слово, чтобы проверяемая буква обозначала ударный гласный звук.)
— Какое слово может быть проверочным? На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке.
IV. Работа по теме урока Упр. 146 (с. 96).
~ Как узнать, какую букву нужно проверять в слове? (Надо - поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные, выделить корень.)
— Назовите проверочные слова к каждому слову.
— В каких словах для проверки вы изменяли форму слова?
— В каких словах для проверки вы подбирали однокоренные слова?
— Запишите сначала проверочное слово, затем проверяемое.
— Сделайте вывод: как подобрать проверочное слово? (Ответы детей.)
— Прочитайте правило и скажите, верный ли вывод вы сделали.
V. Физкультминутка
Дружно встали на разминку И назад сгибаем спинку. Поскакали на носочках: Прыг-скок, прыг-скок. Встали ровненько в рядочках И продолжили урок.
VI. Повторение изученного материала Упр. 148 (с. 97).
— Что изображено на рисунках? (Свеча, грачи, коза, мячи, лиса.)
— Запишите слова, пропуская букву, обозначающую безударный гласный звук в корне слова.
— Объясните, как проверить букву, вставьте букву в слово.
— Вы проверяли слово, подбирая однокоренные слова или другую форму слова?
VII. Рефлексия
— Я читаю слова, а вы ставьте знак «+», если гласную в корне слова нужно проверять, и знак «—», если проверять не нужно. Сады, стена, гнездышко, игра, школа, песня, стихи.
Ответ. +, +, —, +, —, —, +.
(Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью «светофора».)
VIII. Подведение итогов урока
— Чему мы сегодня учились на уроке?
— Для чего нужно уметь проверять безударные гласные в корне? (Чтобы грамотно писать слова.)
— Как узнать, какую букву нужно писать на месте безударного гласного звука?
Домашнее задание
Выполнить упр. 147, 149 (с. 97).