Двусоставные и односоставные предложения

ЗАНЯТИЕ 4

I. ОРФОГРАФИЯ

Методический комментарий

Э/Е В ЗАИМСТВОВАННЫХ СЛОВАХ

Звук Э в словах, заимствованных из других языков, может передаваться как буквой «Э», так и буквой «Е». Заимствованные слова, в которых произношение отражает написание, трудности (с точки зрения выбора э/е) не представляют, например: сэр, мэрия, метраж, метрика, сфера и др.

Э, как правило, пишется:

— после гласных а, о, у (аэробика, силуэт, алоэ).

Исключения: проект, траектории (и образования от этих слов);

— после согласной, если звук «Э» находитсяпосле приставкиили другого корня: сэкономить, трехэтажный, бельэтаж;

— во многих именах собственных иностранного происхождения: Улан-Удэ, Мэри и др.;

— в начале слов в словах иностранного происхождения: эгоизм, эксплуатировать, а также мэр, пэр, сэр, мэтр, рэкет и некоторые другие.

Е, как правило, пишется:

— после согласной в середине и в конце слова(в несклоняемыхсуществительных):(депо, стенд, пюре, тире, карате).

— после гласных и, е: реквием, реестр, феерия, диета, коэффициент, фиеста.

Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы Э или Е.

Теле__кран, про__ктировать, по__ма, инсц__нировка, в т__мпе, инт__нсивное развитие, суп-пюр__, инт__лл__ктуальный, а__розоль, ди__та, киб__рн__тика, т__мп__рамент, в ц__йтноте, т__ррор, т__рмом__тр, т__ннисист, пиру__т, л__ди и дж__нтльм__ны, кинопро__ктор, меж__тнический, к__мпинг, люмп__н, конфид__нциальный, микро__лектроника, кс__рокопия, куп__йный вагон, листья ало__, р__кви__м, ма__стро, полит__кономия, про__ктировщик, котт__дж, филат__лист, пенсн__, анти__стетический, двух__тажный, чарт__рный р__йс, ввести __мбарго, ф__стивальная __мблема, политическая __лита, полит__мигранты, неад__кватный, т__мбр голоса, фи__ста, де__скалация, тра__ктория, ре__стр, аут__нтичный, пинц__т, относиться с пи__тетом, выписать из т__кста __питеты, м__рия, член с__йма, убрать в с__йф, р__йтинг, р__клама, трансф__р, стату__тка, __кст__нсивное ведение хозяйства, прот__кционизм, мен__дж__р, д__позит, лаур__ат, с __кспр__ссией, обратиться к __кстрас__нсу, транш__я, р__ссоры, к__тчуп, конт__йн__р, в прямом __фире, ду__лянт, бухгалт__р, кориф__й, по барт__ру, прогр__ссивный, в __поху Р__нессанса, лайн__р, лимонная ц__дра, р__тросп__ктива, инв__стиции, д__кларация, клиш__, пере__кзаменовка, в __пической манере, роман-__попея, поли__тилен, __нциклоп__дисты, сверх__кономичный, с__рвис, пь__са, мало__фф__ктивный, проц__ссия, сделать р__веранс, р__йсовый автобус, скандально известный р__ф__ри, агр__гат, выписать р__ц__пт, акс__ссуары, рец__нзент, а__ропорт, вопросы р__экспорта, бизн__см__н, турн__ хокк__истов, кутюрь__, атомная __н__ргетика.

Упражнение 2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Э ?

А.1) про__кт, сверх__нергичный юноша, весьма __нертный человек;

2) с__кономить, пюр__, котт_дж, про__ллюстрировать, на ст__нде;

3) с__мпровизировать, шосс__, Братская Г__С, филат__лист;

4) ало__; полит__кономия, ма__стро, __пистолярное наследие по__та.

Б.1) ди__та, тра__ктория, р__ле, проц__ссия, наложить __мбарго;

2) во всех __постасях, анти__стетический, праздничная __ллюминация;

3) петь ду__том, __вристические методы, роман - __попея, под __гидой закона;

4) молодёжный сл__нг, р__квием, корт__ж, бизн__см__н.

Методический комментарий

ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц.

И, Е, У, АПОСЛЕ Ж, Ш, Щ, Ч

1. В русских словах после шипящих пишутся и, е, у, а (шина, шеф, абажур, щавель)и не пишутся ы, э, ю, я.

Исключениями являются заимствованные слова:

парашют, брошюра, жюри, Жюль Верн, Чюрленис, Шяуляй.

2. Гласные после ц.

Гласная Часть слова Правило Примеры Исключения
ы - и после ц 1. В корнях и суффиксах существительных   2. В окончаниях существительных, прилагательных и суффиксах прилагательных и ы панцирь, циновка, цифра, нация птицы, куцый, курицын цыган, цыпочки, цыпленок, цыц, Цыбин
о - е после ц Любая часть слова Под ударением - о, без ударения - е танцор, трусцой- танцевать цокотуха, герцог, спецовский, меццо-сопрано, скерцо

3. о-епосле шипящих.

1) В корне

Если проблема в корне, то нужноизменитьслово:

а) е пишется,

если при изменении слова ё чередуется с е (шёлк - шелка)

или ударение переходит на другой слог (шёпот - шептать).

Запомнить! Ожог (сущ.), ожоговый центр, ожёг (глагол), жжёнка, жор (рыбы), обжора, изжога.

б)опишется, если при изменении слова чередования не происходит

(крыжовник, крыжовенный).

2) В суффиксе

Если проблема в суффиксе, то нужно определить, от какой части речи слово образовано:

а) если от глагола (или в глаголах) — пишется е(взбешенный, тушенка, ночевка)

б) если от существительногопишется о(под ударением) (грошовый, порошок, девчонка);

Запомнить!трещотка (от треск), речовка.

3) В окончании

Если проблема в окончании, то нужноопределить часть речиипоставить ударение:

а) в глаголах под ударением пишется е (жжешь);

б) в предложном падеже местоимения что пишется е (на чем, при чем).

Запомнить!никчемный, причем, нипочем;

в) в других частях речи под ударением пишется о (плечом, большой);

г) в наречиях под ударением пишется о (горячо), исключение: ещё

Подытожим вышесказанное. При решении вопроса о написании о-епосле шипящих обратите внимание на логику рассуждений:

а) определить часть слова;

б) только после этого применять правило

(для корня — изменить слово,

для суффикса — определить, от какой части речи образовано,

для окончания — определить часть речи и поставить ударение).

Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы.

Конц__рт посвящ__н ветеранам, с тяж__лой нош__й, тунц__вый промысел, заверш__н отч__т атташ_, облиц__вать плиткой, промой рану марганц__вкой, гуттаперч__вые заготовки, следовать за нагруж__нной кирпич__м барж__й, учитель танц__в, дождищ__ разош__лся, расч__санная ч__лка, на зач__ркнутой страниц__, отч__тный период, знач__к, присмотри за малыш__м, туш__ные овощи, почувствовать всей кож_й, прилёт грач__й ещ__ не отмеч__н, облач__н в парч__вый наряд, предпоч__л понч__, реч__нка за бахч__й, он вооруж__н, больш__й участок пораж__н ож__гами, ц__новка, старуш__нка, ц__трусовые, пицц__рия, в конц__ конц__в он был лиш__н отц__м и проч__го наследства, больш__го ума, прыж__к танц__ра, семинар соц__ологов заверш__н, на улиц__ свеж__, чуж__го не надо, проч__л образц__вую лекц__ю для стаж__ров и наш__го курса, ч__мпион среди двоеборц__в.

Упражнение 2*. В какой строке во всех словах пишется:

а) буква И:

1) ц__ркачи, ц__ганочка, лыж__, куниц__н след;

2) на ц__почках, ц__тадель, белолиц__й, чистые улиц__;

3) ц__йтнот, куц__й хвостик, во все конц__, наши умельц__;

4) нарц__ссы, бац__лла, пац__ент, эмоц__ональный.

б) пишется одна и та же буква:

1) крыж__вник, ч__порный, ещ__ свеж__, заж__гся свет;

2) стал подлец__м, ц__кот копыт, реш__нный вопрос, очень горяч__;

3) раскорч__вка, клетка со стриж__м, крюч__к, золоч__ная листва;

4) сочная печ__нка, мы вас подстриж__м, беч__вка, у нас зач__т.

в) пишется одна и та же буква:

1) купил по деш__вке, тяж__лая кош__лка, двухш__вный;

2) трещ__тка, в трущ__бах, облиц__вка, мальч__нка;

3) копч__ности, слишком общ__, сгущ__нка, он вооруж__н;

4) холщ__вый, совершил подж__г, мощ__ный дворик, ноч__вка.

г) пишется буква Е/Ё:

1) освещ__нный, я польщ__н, он ещ__ не наш__лся, плюш__вый;

2) он огорч__н, она на подтанц__вках, стал певц__м, мне хорош__;

3) реч__нка, пальтец__, больш__й обж__ра, ты смеш__н;

4) ситц__вый, старич__к, кумач__вый флаж__к, стаж__ры.

*Ключи к данному тестовому заданию вы найдете в конце следующего занятия.

II. СИНТАКСИС

Методический комментарий

Назывные предложения

Назывное предложение – односоставное предложение с главным членом подлежащим, называющим предмет, событие или явление.

Внимание! Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Так, в следующем тексте все предложения назывные, среди них есть и распространенные, и нераспространенные, и осложнённое обособленным определением:

(1) Тысяча девятьсот шестнадцатый год. (2) Октябрь. (3) Ночь. (4) Дождь и ветер. (5) Полесье. (6) Окопы над болотом, поросшие ольхой. (7) Впереди проволочные заграждения. (М. Шолохов)

Определённо-личные и

Безличные предложения

Безличное предложение – односоставное предложение с главным членом сказуемым, описывающее ситуацию, которая мыслится как не имеющая конкретного производителя действия, или же действие происходит вне воли субъекта. Сказуемое стоит в так называемой безличной форме глагола или в неопределенной форме.

Безличная форма – это форма 3 лица единственного числа настоящего (Рассветает) или будущего времени (Рассветет), а также форма среднего рода прошедшего времени (Рассвело) и сослагательного наклонения (Скорей бы рассвело!). Если сказуемое в безличном предложении содержит вспомогательный глагол, он тоже будет иметь форму либо 3 лица един.числа, либо среднего рода (Надо будет / было спешить. Уже начинает / начинало светать).

Сказуемое в безличном предложении может быть выражено не только формами глагола, но и других частей речи,а именно:

— глагольными формами третьего лица ед. числа настоящего или будущего времени:

Смеркается. Скоро будет смеркаться.

Его здесь продует.

Мальчика знобит.

Мне что-то не спится.

— формами среднего рода прошедшего времени и сослагательного наклонения:

Смеркалось. Скорей бы стемнело!

Его знобило. Только бы его не продуло!

Мне не спалось.

Пора ехать.

--- инфинитивом в сочетании со вспомогательными словами:

Тебе необходимо отдохнуть.

Вам нельзя задерживаться.

Здесь невозможно поговорить.

— словами категории состояния (предикативными наречиями на –О), то есть сказуемое будет составным именным, с нулевой связкой или сосвязкой в безличной форме:

Мне (было) холодно.

В доме (стало, будет, становится) уютно / уютнее.

— формами среднего рода кратких страдательных причастий:

Об экскурсии было объявленона лекции.

Об этом в учебнике ничего не сказано.

— словом нет + родительный падеж существительного или местоимения (в прошедш. / будущ. вр. и др. формах соответствует связке быть):

На небе нет (не было) ни облачка.

Здесь никого нет (не будет).

Безличные предложения (как, впрочем, и любые двусоставные предложения) могут иметь характер обобщения, подобно обобщённо-личным конструкциям; чаще всего это безлично-инфинитивные предложения, например в пословицах и поговорках, во фразах со значением предписания и др.:

Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

Уходя из дома, надо выключить свет.

ПОЛНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Неполным называется предложение, в котором отсутствует необходимый для понимания главный или второстепенный член, легко восстанавливаемый из контекста или ситуации.

Неполные предложения формируются чаще всего в следующих случаях:

— в диалогической речи, в какой-то ситуации:

«Она уехала». – «Куда?»(= Куда она уехала?; то есть отсутствует подлежащее и сказуемое в двусоставном предложении);

«С кем идёшь в кино?» – «С очаровательной девушкой!» (= Иду в кино с очаровательной девушкой, то есть отсутствует сказуемое в односоставном определённо-личном предложении и обстоятельство места);

«Куда ставить?»(ситуация, когда грузчики внесли в комнату какой-то предмет мебели, который нет смысла называть) – «В левый угол, пожалуйста!» (хозяйка тоже не называет этот предмет) – это ситуативно неполные предложения, пропущенные члены легко восстанавливаются из ситуации; оба эти предложения неполные односоставные: первое является неполным безличным (= Куда ставить рояль?; отсутствует дополнение); второе является неполным определённо-личным предложением (= Ставьте, пожалуйста, рояльв левый угол!; отсутствует сказуемое и дополнение);

— в монологической речи, чаще в сложном предложении:

Я сказал, что согласен (= что я согласен, то есть отсутствует подлежащее в двусоставном предложении, являющемся второй частью СПП);

когда рядом находятся два предложения похожей структуры (чтобы не повторять какое-то слово или близкое ему по значению): Он учится в английской школе, я – в математической (= я учусь в математической, то есть отсутствует сказуемое в двусост. предложении, являющемся второй частью БСП);

часто неполной бывает главная часть сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным:

Он рассказал (о чём?), как это произошло. (Ср.: Он рассказал о том, как… Он рассказал об этом происшествии.)

Я люблю (что?), когда зимой идёт снег. (Ср.: Я люблю зимнюю пору снегопадов.)

Приведённые примеры убеждают нас в том, что отсутствующие в двусоставном или в односоставном предложении один или несколько членов легко восстанавливаются из контекста или из ситуации. В условиях живой речи неполные конструкции, безусловно, не требуют никакого «восстановления» отсутствующих членов предложения.

Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения. Ошибочно думать, что односоставность – это уже показатель неполноты, раз в односоставных предложениях только один главный член. На самом деле односоставные предложения (определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные, назывные) имеют в русском языке особую структуру (наличие одного главного члена), как и двусоставные (наличие в грамматической основе двух главных членов).

Приведём примеры неполных односоставных предложений разных типов:

1. Завтра уезжаете? – Завтра. – односоставное определённо-личное, неполное (Ср. полное: Уезжаем / уезжаю завтра).

2. На меня здесь за что-то обиделись? – За опоздание, наверное. – односоставное неопр.-личное, неполное (Ср. полное: На вас здесь обиделисьза опоздание).

3. Хорошо было в лесу? – Да, но немного свежо и прохладно. – односоставн. безличное, неполное (Ср. полное: В лесу было немного свежо и прохладно).

Упражнение 1. Прочитайте предложения и объясните данную каждому характеристику:

1. Еду сегодня в автобусе и вижу знакомое лицо (односост. опр.-личное, полное).

2. Сразу узналасвоего одноклассника (двусост. неполное, отсутствует подлежащее).

3. Много воды утекло с тех пор, как мы виделись последний раз (обе части двусост. полные).

4. Как радостно было нам вспоминать школьные годы! (односост. безличное, полное)

5. Мне даже немного взгрустнулось(односост. безличное, полное).

6. Признаюсь откровенно (односост. опр.-личное, неполное, отсутствует дополнение, например: в том, в следующем): меня часто упрекают в излишней сентиментальности (односост. неопр.-личное, полное).
7. Абсолютно уверена в одном (двусост. неполное, отсутствует подлежащее): нам надо почаще встречаться! (односост. безличн., полн.)

8. Друзей не предают (по форме – неопр.-личное, по значению –обобщ.- личное, полное).

9. Друзья познаются в беде (двусост., полное).

10. Нет худа без добра (односост. безличное, полное).

11. На небе ни облачка (односост. безличное, неполное, отсутствует сказуемое нет).

12. Постарайтесьв следующий раз не опаздывать на урок! (односост. опред.- личн.,полное)

13. Люк открывать запрещается (односост. безличное, полное; слово люк – дополнение в В.п.).

14. Когда встречаешься с такими людьми (односост., по форме опр.-личное, по значению обобщ.-личное, полное), на душе становится светлей (односост. безличное, полное).

15. Иногда не хочется никого видеть (односост. безличное, полное).

Упражнение 2. Прочитайте предложения, определите тип каждого и найдите неверные утверждения:

А.1) Помогите мне, пожалуйста.

2) Вас просят перезвонить по этому телефону.

3) Не проходите мимо!

4) Ему что-то нездоровится.

1. Предложение 1 – определённо-личное.

2. Предложение 2 – определённо-личное.

3. Предложение 3 – определённо-личное.

4. Предложение 4 – безличное.

Б. 1) Дочку назвали в честь тебя.

2) Скорей бы объявили результаты олимпиады!

3) Хоть бы ничего не случилось!

4) Вас начинают узнавать на улицах после такой роли.

1. Все предложения неопределённо-личные.

2. Предложения 1, 2, 4 – неопределённо-личные, предложение 3 –

двусоставное.

3. Предложения 1, 2, 4 – неопределённо-личные, 3 – безличное.

4. Предложения 1, 2 – неопределённо-личные, 3, 4 – безличные.

Упражнение 3. Прочитайте предложения и выполните задания.

А. Изделие следует несколько минут подержать в кипящей воде, в которую добавлено небольшое количество воска или парафина.

Б. Бронзовые изделия, как бы они ни были начищены, быстро темнеют.

В. Образующаяся плёнка надолго защитит бронзу от окисления.

Г. Есть, однако, способ сохранить их блеск в течение долгого времени.

1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) А, Г, Б, В 2) А, В, Г, Б 3) Б, Г, А, В 4) Б, В, А, Г

2. Укажите грамматическую основу предложения Г:

1) способ сохранить; 2) сохранить блеск;

3) есть способ; 4) способ сохранить блеск.

3. Укажите грамматическую основу в одной из частей предложения Б:

1) изделия начищены; 2) они темнеют;

3) они начищены; 4) они были бы начищены.

4. Какое (какие) утверждение ( –я) неверно (-ы)?

1) обе части предложения Б являются двусоставными;

2) обе части предложения А являются односоставными;

3) первая часть в предложении А – это односоставное безличное предложение;

4) вторая часть предложения А является двусоставной.

5. Какая конструкция является словосочетанием?

1) есть способ; 2) есть, однако, способ;

3) в течение времени; 4) их блеск.

6. Из предложений А, Б, В выпишите все словосочетания со связью согласование: ________________________________________________

Из предложений В и Г выпишите все словосочетания со связью управление: _________________________________________________

Из предложений Б, В, Г выпишите все словосочетания со связью примыкание: ________________________________________________

III. ПУНКТУАЦИЯ

ТИРЕ В НЕПОЛНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

2.1. ТИРЕ СТАВИТСЯ,как правило,при пропуске сказуемого во второй части сложного предложения (реже – других членов предложения), если оно восстанавливается из текста самого предложения; на месте пропущенного члена обычно делается пауза:

Налево шумела забытая ель, направо – плакучая ива.

ИНТОНАЦИОННОЕ ТИРЕ.

В художественном, публицистическом тексте такое тире может ставиться для подчеркивания смысловых отношений, выделения самого главного, для выражения неожиданности:

Ходить – долго не мог. Ходить долго – не мог.

Людям – нужно платить?

«И щуку бросили – в реку» (Крылов).

СОЕДИНИТЕЛЬНОЕ ТИРЕ.

Обозначает различные пределы:

временные: в июне – июле, пять – шесть лет;

пространственные: поезд Москва – Петербург.

количественные: пять – десять рублей, пяти-десятипроцентный;

а также ставится между именами собственными: матч Каспаров – Карпов.

Упражнение 2.

В каком предложении на месте пропуска надо поставить тире?

1. 1) Душа настоящего человека _ есть самый сложный и самый нежный музыкальный инструмент.

2) Достичь совершенства в своей работе _ большое счастье.

3) Зелень у березы _ густая, а трава вокруг корней _ могучая.

4) Любовь к своей природе _ один из вернейших признаков любви к своей стране.

2.1)Этот вопрос _ самый важный.

2) Самое трудное _ познать самого себя, самое легкое _ давать cсоветы другим.

3) Приготовление пищи _ удовольствие, к сожалению, ежедневное.

4) Я _ человек спокойный, но тут не мог не вспылить.

3.1) В этакую ночь человек _ как слепой котенок.

2) Брань _ оружие низменных людей.

3) Обиды мешают дело делать, останавливаться около них _ даром время терять.

4) Он _ герой, он столько раз рисковал жизнью.

4. 1) Лучший способ сохранить память о добрых делах _ повторять их.

2) Он _ человек прежнего закала, вспыльчивый и упрямый.

3) Обложка _ самая увлекательная часть у некоторых книг.

4) Сады _ есть обязательная принадлежность античных лицеев и академий начиная со времен Платона и Аристотеля.

5. 1) Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле _ разрушать надежды?

2) Преувеличение _ есть ложь благовоспитанных людей.

3) Но теперь я _ равнодушен к жизни; я презираю свет, в котором любовь _ тщеславие, а дружество _ прихоть.

4) Ты _ молодая, свежая, чистая, как стеклышко, а он _ вдовец, истрепался, обносился.

Упражнение 3*.В каких предложениях допущены пунктуационные ошибки?

А.1) Горевать – вовсе не значит потерять стойкость.

2) Стать командующим, имея на носу эвакуацию морем, незавидная перспектива.

3) У Достоевского литератор из рассказчика стал следователем, а его романы огромными следственными делами.

4) «Поэма без героя» Ахматовой есть одно из самых «литературных» произведений мировой художественной письменности.

Б.1) «Записки из подполья», выстраданные Достоевским, это гигантский внутренний монолог автора.

2) Скажите, что ваша любимая девушка богиня, что ее носик само совершенство, и вы произведете благоприятное впечатление на её доверчивое сердечко.

3) Историчность сознания – одно из самых важных достижений интеллектуальности, и связана она с «самоотречением», со способностью ума понять собственную ограниченность.

4) Поэзия – моя держава, я вечный подданный ее.

*Свои ответы вы можете сверить с ключами в конце следующего занятия.

Методический комментарий

Ответы к тесту по русскому языку

Тема №3

Орфография (1-3)

1. Отметьте слова, в которых пишется Ь.

1) с__язвить

+2) комп__ютер

3) хорош__

+4) плачеш__

+5) мелоч__

2. Отметьте слова, в которых пишется Ь.

+1) ф__ючерс

+2) назнач__те

+3) вскач__

+4) бережеш__ся

5) он учит__ся

3. Отметьте номера слов, в которых пишется Ь

1) мираж__

+2) блаж__

+3) помаж__

4) невтерпеж__

+5) настеж__

Пунктуация (4-9)

4. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая.

1) Банк имеет широкую сеть филиалов по стране и в Москве__ и оказывает услуги отечественный и зарубежным партнёрам.

+2) Такие реформы надо обязательно поддержать__ и как можно скорее.

3) Госбанк заботился об устойчивости рубля и кредитовал__ и поддерживал нарождающиеся фирмы.

+4) Нередко молодые предприниматели не имеют нужных знаний__ да и учиться не хотят.

5) Даже самый дальновидный политик__ и тот не берётся предсказать, чем закончится борьба оппозиционных партий.

5. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая.

1) Эти обменные эквиваленты не только расширяют сферу действия, но и закрепляются__ и стабилизируются, а затем превращаются в подлинные деньги.

+2) Для завоевания рынка сбыта многие фирмы организуют частные конкурсы__ и постоянные выставки, и рекламу.

3) Продолжительный__ организационный период образования предприятий закончен.

+4) Ни одна подобная фирма не может считаться солидным__ надёжным партнёром.

+5) В брошюре даются подробнейшие__ исчерпывающие комментарии и рекомендации.

6. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая.

Какому историку _1_ или археологу не интересно увидеть старинную надпись _2_ или портрет царя _3_ или философа _4_ или политика, хорошо известного _5_ или полузабытого.

1) _1_

2) _2_

+3) _3_

+4) _4_

5) _5_

7. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая.

Потомок обычно превосходил родителя _1_ как талантливостью _2_ так и размахом _3_ и умом _4_ и энергией _5_ и добивался огромного успеха.

1) _1_

+2) _2_

+3) _3_

+4) _4_

5) _5_

8. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится двоеточие.

+1) Этому способствует ряд факторов, а именно__ программа приватизации, политика поощрений иностранных инвестиций и разные другие показатели.

2) Бюджетный дефицит и инфляция, товарный голод и падение производства__ все эти острейшие проблемы должна решать Россия.

+3) Нередко возникают разного рода непредвиденные обстоятельства__ бюрократические проволочки, несовершенство или нечёткость законодательства.

4) Чтобы успешно двигаться вперед, необходимы__ прочные знания в ряде областей и знания механизмов осуществление реформ.

+5) При составлении этого списка предложен ряд параметров__ общий размер средств, капитал, инвестируемый в другие фирмы, личное участие в капитале.

9. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире.

1) Для завоевания рынка сбыта многие фирмы организуют конкурсы, выставки, рекламу__ презентацию своей продукции.

+2) У многих российских предприятий и банков существует объективная необходимость в организации за рубежом сбытовых сетей, филиалов, представительства__ словом, структур разного назначения.

3) Успехи в экономике зависят от ряда факторов, а именно __ политической воли правительства, притока инвестиций, мировых цен на нефть.

+4) Разные банки: акционерные, коммерческие, кооперативные и земельные__ стали появляться вслед за Госбанком.

+5) На семинаре выступили заинтересованные в решении проблемы люди: экономисты, представители концернов, директора заводов, выпускающих товары народного потребления, __и обсудили ряд проблем.

Культура речи (10-15)

10. Отметьте номера предложений, в которых допущены речевые ошибки.

+1) Давайте найдём в себе скрытные резервы и доберёмся до вершины.

2) Ему была предоставлена возможность поехать на юг.

3) Знаток во всём, он всё же был в живописи невеждой.

+4) Но мы не сломались, не поддались, а главное, оберегли людей.

+5) Журналист до сих пор в заключении. Его духовное состояние вызывает тревогу.

11. Отметьте номера предложений, в которых допущены речевые ошибки.

+1) Опять оказались не на высоте стоящих перед ними задач рабочие котельной, которые все еще работают с холодком.

+2) Выступавший заявил: «Меня всю жизнь двигали по аппарату».

+3) Венгерская публика была захвачена юношами и девушками в украинских костюмах.

+4) «Нос» Гоголя наполнен богатым содержанием.

5) Копировально-множительные работы выполняются с 15.00 до 17.00.

12. Отметьте номера предложений, в которых допущены речевые ошибки.

+1) Создание социальной инфраструктуры в районе диктовалось только надобностьюподдержать промышленное производство.

2) Осенью прошлого года она стала обладательницей первого приза нашего конкурса.

+3) В составах команд немало именитых спортсменов, не раз добивавшихся отменных результатов на соревнованиях.

+4) Выгода массового производства блюд промышленными методами способствует их удешевлению.

+5) Танцевальный номер, показанный девушками, вызвал шквал аплодисментов, а продемонстрированное ими дефиле подвергло аудиторию в радостное изумление.

13. Отметьте номера предложений, в которых допущены речевые ошибки.

+1) Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели.

+2) Вы хотите раскрепостить общество или ловите кайф на сцене?

+3) Не убоявшись прессинговой политики, депутаты дали отлуп центру, приняв специальное постановление, подтверждающее суверенизацию субъекта Федерации.

+4) Мы с Виктором Ивановичем соратники, союзники, мы не канаемся, кто там что-то лучше или больше (официальное выступление политика).

5) Всё это произошло уже после того, как группа российских предпринимателей вернулась из Вашингтона с ежегодного форума.

14. Найдите ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

+1) Мальчик был так увлечен игрой, что не воспринимал холода.

+2) Первоочередное внимание сейчас придается социальным вопросам.

+3) В городе создано массовое количество спортивных секций и кружков.

4) Специалисты дали негативную оценку этому эксперименту.

+5) Автор описывает происхождение оперативного ремонта горных дорог в Норвегии.

15. Найдите ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

+1) Из-за болезни актрисы ее роль пришлось занять дебютантке, недавней выпускнице ВГИКа.

+2) Руководство компании возлагает на это подразделение очень большую роль.

+3) Его монография оказала вполне положительное впечатление на рецензентов.

+4) Посмотрев новый спектакль Сергея Юрского, я получил истинное восхищение.

5) Решение администрации было своевременно доведено до сведения всех сотрудников фирмы.

ЗАНЯТИЕ 4

I. ОРФОГРАФИЯ

Методический комментарий

Э/Е В ЗАИМСТВОВАННЫХ СЛОВАХ

Звук Э в словах, заимствованных из других языков, может передаваться как буквой «Э», так и буквой «Е». Заимствованные слова, в которых произношение отражает написание, трудности (с точки зрения выбора э/е) не представляют, например: сэр, мэрия, метраж, метрика, сфера и др.

Э, как правило, пишется:

— после гласных а, о, у (аэробика, силуэт, алоэ).

Исключения: проект, траектории (и образования от этих слов);

— после согласной, если звук «Э» находитсяпосле приставкиили другого корня: сэкономить, трехэтажный, бельэтаж;

— во многих именах собственных иностранного происхождения: Улан-Удэ, Мэри и др.;

— в начале слов в словах иностранного происхождения: эгоизм, эксплуатировать, а также мэр, пэр, сэр, мэтр, рэкет и некоторые другие.

Е, как правило, пишется:

— после согласной в середине и в конце слова(в несклоняемыхсуществительных):(депо, стенд, пюре, тире, карате).

— после гласных и, е: реквием, реестр, феерия, диета, коэффициент, фиеста.

Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы Э или Е.

Теле__кран, про__ктировать, по__ма, инсц__нировка, в т__мпе, инт__нсивное развитие, суп-пюр__, инт__лл__ктуальный, а__розоль, ди__та, киб__рн__тика, т__мп__рамент, в ц__йтноте, т__ррор, т__рмом__тр, т__ннисист, пиру__т, л__ди и дж__нтльм__ны, кинопро__ктор, меж__тнический, к__мпинг, люмп__н, конфид__нциальный, микро__лектроника, кс__рокопия, куп__йный вагон, листья ало__, р__кви__м, ма__стро, полит__кономия, про__ктировщик, котт__дж, филат__лист, пенсн__, анти__стетический, двух__тажный, чарт__рный р__йс, ввести __мбарго, ф__стивальная __мблема, политическая __лита, полит__мигранты, неад__кватный, т__мбр голоса, фи__ста, де__скалация, тра__ктория, ре__стр, аут__нтичный, пинц__т, относиться с пи__тетом, выписать из т__кста __питеты, м__рия, член с__йма, убрать в с__йф, р__йтинг, р__клама, трансф__р, стату__тка, __кст__нсивное ведение хозяйства, прот__кционизм, мен__дж__р, д__позит, лаур__ат, с __кспр__ссией, обратиться к __кстрас__нсу, транш__я, р__ссоры, к__тчуп, конт__йн__р, в прямом __фире, ду__лянт, бухгалт__р, кориф__й, по барт__ру, прогр__ссивный, в __поху Р__нессанса, лайн__р, лимонная ц__дра, р__тросп__ктива, инв__стиции, д__кларация, клиш__, пере__кзаменовка, в __пической манере, роман-__попея, поли__тилен, __нциклоп__дисты, сверх__кономичный, с__рвис, пь__са, мало__фф__ктивный, проц__ссия, сделать р__веранс, р__йсовый автобус, скандально известный р__ф__ри, агр__гат, выписать р__ц__пт, акс__ссуары, рец__нзент, а__ропорт, вопросы р__экспорта, бизн__см__н, турн__ хокк__истов, кутюрь__, атомная __н__ргетика.

Упражнение 2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Э ?

А.1) про__кт, сверх__нергичный юноша, весьма __нертный человек;

2) с__кономить, пюр__, котт_дж, про__ллюстрировать, на ст__нде;

3) с__мпровизировать, шосс__, Братская Г__С, филат__лист;

4) ало__; полит__кономия, ма__стро, __пистолярное наследие по__та.

Б.1) ди__та, тра__ктория, р__ле, проц__ссия, наложить __мбарго;

2) во всех __постасях, анти__стетический, праздничная __ллюминация;

3) петь ду__том, __вристические методы, роман - __попея, под __гидой закона;

4) молодёжный сл__нг, р__квием, корт__ж, бизн__см__н.

Методический комментарий

ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц.

И, Е, У, АПОСЛЕ Ж, Ш, Щ, Ч

1. В русских словах после шипящих пишутся и, е, у, а (шина, шеф, абажур, щавель)и не пишутся ы, э, ю, я.

Исключениями являются заимствованные слова:

парашют, брошюра, жюри, Жюль Верн, Чюрленис, Шяуляй.

2. Гласные после ц.<

Наши рекомендации